С какого возраста государство должно обеспечить ребенка садиком?
Prokurors.ru

Юридический портал

С какого возраста государство должно обеспечить ребенка садиком?

ВС РФ: муниципалитет обязан найти место в яслях, даже если нет свободных мест

HayDmitriy / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным бездействие местной администрации: она отказалась предоставить двухлетнему малышу место в яслях в группе полного дня, потому что в них нет свободных мест. Из-за этого мама малыша, воспитывающая ребенка одна, не могла выйти на работу (Определение ВС РФ от 12 февраля 2019 г. № 33-КГ18-13).

Городской и региональный суды встали на сторону администрации, – дескать, она показала себя молодцом:

  • включила малыша (в тот момент еще новорожденного) в очередь в садик “на полный день”;
  • записала ребенка в группу кратковременного (трехчасового) пребывания;
  • и даже похлопотала в соседнем муниципальном образовании, чтобы ребенку предложили место в садике там – на полный рабочий день, правда, в 50 км от дома;
  • ну а предоставить место в группе полного дня “у себя” администрация не имела возможности из-за отсутствия таковых и очереди, в которой состоят и льготники, и те, кто записался в садик еще раньше;
  • следовательно, администрация совершила все необходимые действия по обеспечению прав ребенка на получение дошкольного образования, а вовсе не бездействовала, тем более незаконно.

Однако, по мнению ВС РФ, указанная позиция является ошибочной.

  • общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантирована Конституцией РФ (ст. 7 и ст. 43);
  • аналогичные гарантии установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании), в том числе право “на садик” с двухмесячного возраста и обязанность принимать в муниципальный садик (ч. 1, ч. 3 ст. 67 Закона об образовании), на обучение по основным общеобразовательным программам, всех граждан, которые имеют на это право и живут на прикрепленной территории;
  • правда, закон разрешает не принимать ребенка в садик по причине отсутствия в нем свободных мест (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). В таком случае родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другой садик обращаются в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;
  • при этом организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных садиках относятся к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”). ОМСУ должны создавать и реорганизовывать муниципальные садики, обеспечивать содержание их зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Кроме того, ОМСУ должны сохранять в достаточном количестве имеющиеся детсады и при необходимости расширять их сеть, а если на это нет денег – пусть просят финансовой помощи у регионов и Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П);
  • наконец, ст. 3 Конвенции о правах ребенка предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры;
  • следовательно, муниципальное образование обязано обеспечивать прием в садик/школу всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, причем для исполнения этой обязанности орган МСУ должен предвидеть соответствующую потребность в местах в ДОУ, своевременно принимать меры к увеличению числа /вместимости существующих детсадов и их финансированию;
  • в рассматриваемом случае административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка. А следовательно, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в садике. Предложенные же местной администрацией меры (зачисление в группу трехчасового пребывания и место в садике за 50 км от дома) не свидетельствуют об исполнении требований законодательства, а говорят лишь о нарушении конституционного права ребенка на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет (регистрации ребенка в управлении образования), если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

Мне бы не хотелось касаться темы “почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое” – потому что “другое” происходит исключительно по желанию чиновников. А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь ряда норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  1. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

  1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

  1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

– всеобщего равенства возможностей для развития личности;
– всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ “Об образовании”);

для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ “Об образовании”).

– родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

– состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

– его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Читать еще:  Претензии о несвоевременое оплаты по актам

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции (т.е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: “все, что не разрешено законом, то запрещено”.

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: “Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации“.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”. Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ “Об образовании”?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” от 02.05.2006 № 59-ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд (с полным юридическим обоснованием), а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге, специально созданном для этих целей. Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места. Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Теперь, будучи довольно основательно подкованными в законодательстве, вы, уважаемые родители, можете сами проверить, не обманывают ли вас местные чиновники, говоря, что они ничего вам не должны, что закон предусматривает посещение детьми садиков только с 2 лет, или соответствуют ли закону сроки комплектования детских садов в вашем городе, а также условие комплектования ваших садиков только при условии наличия свободных мест.

familyr_pravo

letidor_pravo

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении. Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Читать еще:  Правомерны ли звонки банка кредитора родственникам?

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Следует также помнить, что вы и только вы как родитель (законный представитель) ребенка вправе определять, в группу с какой продолжительностью пребывания ребенка вы его определите. Если вам «впаривают» группу кратковременного пребывания, то вы не обязаны принимать такое предложение. Существует Письмо Минобрнауки РФ от 28.09.2011 «О Типовом положении о ДОУ» № 03-ПГ-МОН-17269, в котором разъяснено, что различие в различных режимах пребывания ребенка в группе (от 3 часов до круглосуточного пребывания) принято для удобства родителей и связано, прежде всего, с их режимом работы. При этом н еобходимо знать, что письма Минобрнауки РФ не являются нормативно-правовыми актами (а значит, не обязательны к исполнению органами местного самоуправления), но показывают позицию федерального органа исполнительной власти, а также толкуют изданный нормативно-правовой акт Правительства РФ, коим является уже упомянутое «Типовое положение о ДОУ».

Основанием для обращения в суд и прокуратуру является письменный отказ в предоставлении места вашему ребенку на основании отсутствия свободных мест в МДОУ. Несмотря на то, что в большинстве положений о комплектовании МДОУ присутствует норма отказа на этом основании, именно это является поводом для обвинения мэрии в неисполнении своих полномочий по организации предоставления дошкольного образования: нет свободных мест — значит, и не исполняет свои обязанности. Более того, мэрия не имеет установленного законом полномочия отказывать вашему ребенку! Письменный отказ вы можете получить, только обратившись также письменно в управление образования с требованием предоставить место в детском саду для вашего ребенка. Отличным подспорьем при обращении в прокуратуру будет конкретный факт необоснованного предоставления места ребенку, который был зарегистрирован позднее вашего и не имеет никаких льгот.

Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.

Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.

При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Аргументы на возражения ответчика:

— Вы встали на очередь поздно.

— В законодательстве отсутствует установление сроков предоставление места в детском саду, но место в детском саду гарантируется. Никаким документом не указаны точные сроки постановки, и понятия «рано» или «поздно» относительные.

— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.

— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.

— Вашему ребенку нет еще трех лет.

— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.

— По Постановлению главы нашего населенного пункта правила приема устанавливает муниципалитет, что разрешено Федеральным законом «Об образовании».

— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.

— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.

— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.

Следует также указывать на то, что понятие «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» гораздо шире, чем «детский сад». МДОУ — это юридическое лицо, а не строение, в котором занимаются дети. Никто не запрещает мэрии приобретать некие площади для расширения количества мест и групп в детском саду и передавать их МДОУ. Более того, мэрия, напротив, имеет для этого юридические (законодательство РФ и прописанные в нем полномочия) и финансовые (собственный бюджет) механизмы для надлежащего исполнения своих обязанностей. Это обязательно нужно проговорить судье: даже она в этом может не разобраться.

— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование

— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.

Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.

На всех последующих заседаниях, если таковые будут, нужно повторять то же самое, что и всегда, больше аргументов в принципе нет и не нужно. На судебных заседаниях отвечать, обращаться нужно стоя, и в целом держаться надо уверенно, поскольку закон на вашей стороне. Не нужно эмоций. Если ответчик в ходе судебного процесса говорит о том, что, скорее всего, в ближайший набор вам дадут путевку, спросите, могут ли они это гарантировать, и если могут и вас это устраивает, то нужно затребовать письменное доказательство с печатью и подписью директора департамента, если это не будет сделано – иск не отзывайте. Текст «шапргалки» подготовил координатор РДДДО в Химках Кирилл Дружинином, специально для Letidor

Компенсация за не предоставление детского садика после 1,5 лет

А вы знаете, что право ребенка на дошкольное образование прописано в Конституции Российской Федерации? Это значит, что государство обязано предоставить нашим деткам садик к возрасту 1,5 года, если мы этого потребуем! А что мы видим на деле? В садик очереди, и еще недавно, очередь продвигалась так медленно, что детям уже в школу идти пора, а тут очередь в садик подошла. На сегодняшний день эта ситуация немного выправилась. Но по-прежнему государство не состоянии полностью обеспечить всех местами в дошкольных учреждениях. Многие вынуждены нанимать няню, или отдавать ребенка в частный садик за немалые деньги. Большинство за неимением нужной суммы денег вынуждены сидеть с ребенком дальше в отпуске и не выходить на работу, а следовательно и не получать зарплату. Эти затраты обязано компенсировать государство, ведь оно нам гарантировано Конституцией. Что же нового появилось по этому вопросу у наших законодателей?

Летом прошлого года в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает выплату компенсации семьям, которые не получили место в деском саду за отсутствием такового в нужный момент. Эта компенсация должна выплачиватся из регионального бюджета.

Чтобы узнать, как получить эту компенсацию, необходимо навестить местные органы социальной защиты (РУСЗН) населения.

Необходимы следующие документы на получение компенсации:

  • Заявление,
  • паспорт заявителя,
  • свидетельство о рождении детей,
  • приказ с места работы мамы, что она сидит в декретном отпуске,
  • справка о составе семьи с места жительства,
  • справка из ДУ, где ребенок стоит в очереди с указанием того, что ребенок не посещает детсад по причине отсутствия мест.

Пособие должно составлять примерно 5 тыс. руб ежемесячно и выплачиваться до момента, когда появится место в детсаде. На него имеют право и работающие женщины и неработающие, а также студенты.

Так как компенсация за не предоставление детского сада по причине отсутствия мест выплачивается из регионального бюджета, то сами регионы пока решают выплачивать такую компенсацию или нет. Особенно в садиках нуждаются Архангельская, Новосибирская, Волгоградская, Нижегородская, Томская, Свердловская области.

Решение выплачивать такую компенсацию уже приняли в Красноярске, Новосибирске, Архангельске, Перми и др. регионах.

Вопрос настолько остро стоит, что буквально пару дней назад одна чья-то цитата через лайки всполошила весь контакт. Вот оригинал:

Девчата, а в вы знаете, что по достижению вашего ребенка 1,5 лет, вам обязаны предоставить место в детском саду. Если же оно вам не предоставляется, вы получаете компенсацию в размере 5300р ещемесячно. Закон вступл в силу в январе этого 2012 года. Ставьте класс, пусть все мамочки об этом знают.

После этого мне лично цитату кидали несколько раз, видала её у друзей. Да, вопрос стоит остро, всех очень интересует что за компенсация за детский сад и каков её размер, возможно ли её получить, когда малышу исполнилось уже более 1.5 лет. Будем следить за развитием событий.

Вот официальная буква закона:

Проект федерального закона N 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-I
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150;
2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч.1), ст.
21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1,
ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:
«Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения
детей, которым не предоставлено место в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям
(законным представителям) выплачивается компенсация на одного
ребенка в размере 5 тысяч рублей.

2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для
снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное,
муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.

3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в
государственное, муниципальное образовательное учреждение,
реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или
начального общего образования.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации,
является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.»
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2012 года. Президент Российской Федерации

Как видим, это только законопроект. Считаю его хорошим, годным и полезным. Будем надеяться, что всё так и будет. Задавайте вопросы, будем вместе разбираться.

Пособие, если ребенок не ходит в детский сад

Социальный финансовый журнал ПрофиКоммент приветствует вас! В этой статье мы рассмотрим вопрос получения льгот от государства в качестве компенсации, если ребенок не ходит в детский сад.

Во многих городах уже давно существует проблема нехватки мест в государственных детских садах. Из-за этого мать не может устроиться на работу, и вынуждена самостоятельно воспитывать малыша, а то и нескольких детей, полностью посвящая себя воспитанию. В каких случаях назначается пособие за непредоставление места в детском саду в 2020 году? Где платят данное пособие? Узнайте об этом ниже.

Читать еще:  Статья 8.39 коап рф

Кому положена компенсация, если не дают место в детском саду в 2020 году

Многие женщины волнуются, кому положена компенсация, если ребенок не ходит в детский сад. Причины, почему ребенок не посещает детские сад, могут быть самыми разными:

  1. Нет места в детском саду (чаще всего).
  2. Детский сад находится очень далеко, и водить туда малыша – настоящий стресс, как для ребенка, так и для матери. Данная проблема актуальная для районов новостроек в разных больших городах России. Приобретая жилье в таком районе, многие семьи сталкиваются с проблемой реального отсутствия детского сада поблизости.
  3. Не позволяет здоровье ребенка. Достаточно часто бывает так, что здоровье ребеночка не позволяет его устроить в обычный детский сад. А некоторые детки просто напросто не встраиваются в коллектив детей в детском саду, что доставляет родителям много хлопот и с такими детьми мамы тоже сидят дома, самостоятельно занимаясь их воспитанием.

Кому положена компенсация за то, что ребенка не берут в детский сад? Сегодня это решается специалистами департамента образования и сотрудниками социальной защиты населения в каждом регионе отдельно. В любом случае, у любой семьи есть возможность получать данное пособие, если предоставить максимум бумаг и данная программа есть по месту жительства семьи.

Однако не во всех регионах есть такие компенсационные выплаты. Во многих регионах России их нет вовсе. Это следует учитывать! Получить их в регионе, где такой программы нет – невозможно.

Причин, что ребенок не ходит в детский сад может быть много, но наиболее частая из них и самая уважительная – отсутствие места в детском саду.

На сегодняшний день вопрос о выплатах решается каждым регионом в отдельности. Ниже вы сможете посмотреть таблицу городов, где платят за то, что для ребенка нет места в детском саду. А также узнаете сумму ежемесячных выплат.

Чтобы получить данное пособие, родителям необходимо обратиться в службу занятости населения по своему месту жительства. Либо это можно сделать через МФЦ. Обратившись в эти организации, специалисты помогут на месте разобраться с индивидуальной ситуацией и предложат решение.

На сегодняшний день, если говорить о федеральном значении данного вопроса, то он находится у правительства на повестке дня. Пока что какой-то одной схемы нет. Все решается на местном уровне.

Размеры компенсации за непосещение ребенком детского сада в 2020 году пока регулируются региональными правовыми актами, следуя которым родителям предоставляют пособие.

Размер компенсации, если ребёнок не ходит в детский сад

Если ребенок не ходит в детский сад, компенсация в таком случае также определяется на местном уровне. Однако в целом по России размер данного пособия приблизительно равен половине регионального прожиточного минимума на ребенка. Прожиточный минимум на детей в России в 2019 году, в разных городах, ориентировочно равен 10500 рублей. Это значит, что компенсация за непосещение ребенком детского сада составляет около 5250 рублей . Где-то эта сумма может быть меньше, где-то больше. Кстати, с этой статьей читают: получить ежемесячные выплаты из материнского капитала

Ранее правительство рассматривало законопроект № 556611, который вносил поправку в закон «Об образовании» — ст. 53.2, следуя которому родителям, дети которых не могут посещать детский сад из-за нехватки мест в ДОУ, должны получать компенсацию в размере 5000 рублей. Данный законопроект был рассмотрен, но отложен.

законопроект № 556611

В 2019 году размер пособия, если ребенок не ходит в детский сад варьируется от 1000 до 6000 рублей, в зависимости от региона и, соответственно, его бюджета. При нехватке средств, компенсации за непосещение ребенком детского сада может не быть.

Регионы, которые платят пособие, если ребенок не ходит в детский сад

В каждом регионе предусмотрены свои собственные программы по компенсации, если в детском саду отсутствует место. Одни регионы платят от 1,5 до 3 лет. А где-то на ребенка будут платить, пока ему не исполнится 7 лет, как например в Смоленской области.

Таблица. Размеры пособий, если ребенку не дели место в садике в 2019 году:

Регион России Пособие от 1,5 до 3 лет Пособие с 3 до 7 лет
Киров 2.500 руб. Нет
Смоленская область 4.000 руб. 5.000 руб. Право на льготу теряется, когда ребенку исполняется 7 лет
Пермь 5.300 руб. 4.500 руб. Платят до 6 лет
Ярославль 590 руб. 5.000 руб. Платят до 6 лет
Красноярск 3.700 руб. Нет
Томск 4000 руб. 4.000 руб. Назначаются до 5, 5 лет
Липецк отсутствует 5.000 руб. Выделяются до 6 лет
Ямало-Ненецкий АО 3.210 руб. 4.200 руб. Идут до 5 лет
Ханты-Мансийский АО 6.850 руб. 3.000 руб. Платят до 4 лет
Самара 1.000 руб. Нет
Березники (Пермский край) 4.650 руб. 4.650 руб. Период выплат до 5 лет
Архангельск 2000 руб. 2.000 руб. Платятся до 4 лет

Внимание! Узнать детальную информацию про пособие, если для ребенка нет места в ДОУ (Дошкольном Образовательном Учреждении), можно у специалистов службы социальной защиты или в отделении Многофункционального центра по месту жительства.

Документы для получения пособия, если ребенок не ходит в садик

Здесь все достаточно просто и собрать пакет документов не составит никакого труда. Разве что в каких-то отдельных случаях, сотрудники соцзащиты или МФЦ могут попросить представить дополнительные документы. К типовому перечню относятся следующие документы на получение компенсации:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о расторжении брака (в случае, если брак расторгнут).
  • Номер банковского счета (он необходим, чтобы на него поступали деньги).
  • Свидетельство о рождении ребенка (детей).
  • Справка из детского сада, в которой указано, что на данный момент ребенок стоит в очереди, но свободных мест нет.
  • Справка о составе семьи (берется в паспортном столе или в управляющей компании).
  • Медицинский полис матери.
  • Медицинский полис ребенка (детей).
  • Документ, подтверждающий, что мать находится в декретном отпуске (если женщина в декрете).
  • Трудовая книжка (если мать ребенка не работает).

Следует брать во внимание, что компенсационные выплаты за то, что ребенка не берут в детский сад из-за отсутствия свободных мест – инициатива отдельных регионов России!

Если в регионе не предусмотрено таких пособий, то требовать данные деньги будет напрасно. Единой программы, работающей по всей стране, пока что не существует.

Устроить ребенка в детский сад без очереди

Есть льготная категория детей, которым предоставляет место в детском саду без очереди. Многие родители могут даже не подозревать, что им не нужно становиться в очередь на место в детском саду, ведь они имеют полное устроить ребенка без всякой очередь. Здесь часто пересекается обычное незнание людьми прав.

Сотрудники детских садов – тоже не редкость и отказывать в устройстве ребенка в детский сад могут по простой причине – незнание законов. Итак, какие же дети относятся к льготной категории? Их всего 5 (с полным списком льготников можно ознакомиться в законе «Об образовании»):

  1. Дети сироты. Если у ребенка умер единственный родитель или оба родителя, то такой ребенок считается сиротой. Если над ним берут опеку родственники, или другие люди, то за такой ребенок имеет право получить место в детском саду вне очереди.
  2. Дети, в семье которых один родитель или оба родители инвалиды.
  3. Дети из многодетных семей.
  4. Дети военнослужащих.
  5. Дети сотрудников полиции.
  6. Дети сотрудников прокуратуры
  7. Дети судей.
  8. Дети работников пожарной службы.
  9. Дети работников, ликвидировавших Чернобыльскую атомную электростанцию.
  10. Дети из неблагополучных семей.

Следует знать! Дети, которые относятся к льготной категории, должны зачисляться быстрее, чем дети из семей вне льготного списка. Даже если документы принимаются одновременно, очередь детям льготникам уступается, а при возможности – происходит зачисление в детский сад. Об этом говорится в ФЗ 273 «Об образовании в РФ».

Что делать, если ребенка отказываются брать в детский сад

Работники Дошкольных Образовательных Учреждений часто плохо осведомлены о своих правах и обязанностях. Представители ДОУ имеют право отказать только в том случае, если нет свободных мест. Отказывать по каким-либо другим причинам не имеют права.

Если ответственное лицо ДОУ откажет в зачислении ребенка в детский сад незаконно, то за это ему могут выписать штраф в размере 30-50 тысяч рублей как физическому лицу. Если отказ идет от имени организации, то в таком случае штраф может составить от 100 до 200 тысяч рублей. Кстати, это может быть вам интересно: льготы и пособия одиноким матерям

Если сложилась ситуация, когда поводов для отказа нет, но тем не менее, ДОУ отказывается принимать ребенка, тогда следует действовать следующим образом:

  1. Написать заявление о принятии ребенка в детский сад в двух экземплярах на имя ответственно лица детского сада, как правило это заведующая.
  2. Это заявления оставить у секретаря или отправить почтовым отправлением — можно заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. На обеих копиях должны поставить штамп и подпись. Один экземпляр возвращается или отправляется обратно почтой заявителю.
  4. Необходимо в ответ на заявление получить письменный отказ, почему ребенка не принимают в детский сад.
  5. Далее написать жалобу в департамент образования. Детально изложить суть всей ситуации.
  6. К жалобе приложить заявление на имя заведующей детского сада (или другого ответственного лица) и ответ на заявлении.

Если действия заведующей детского сада (или другого ответственного лица) будут незаконными, то последует штраф на заведующую и положительное решение по зачислению малыша в Дошкольное Образовательное Учреждение, то есть в детский садик.

Ответ на жалобу заявителя из Департамента образования дается в течение 30 рабочих дней. В случае, если ответ будет отрицательным и не устраивает заявителя, следующим этапом может стать только заявление в суд. Следует учитывать, что госпошлина при подаче искового требования в суд может составить порядка 300 рублей .

Как устроить ребенка в детский сад без прописки

Многие семьи переезжают с места на место в связи с разными причинами. Кто-то меняет место жительства за появлением новой работы, кто-то давно планировал переезд и переехал, но снимает жилье, а в паспорте совсем другая прописка. И тут возникает ситуация, устроить ребенка в детский сад без прописки. Возможно ли это?

Да, это возможно. Теперь только отсутствие мест в детском саду может стать причиной отказа. Не нужно иметь прописку, чтобы зачислить ребенка в детский сад. Какой перечень документов необходим:

  1. Заявление на прием ребенка в детский сад (подается родителем или законным представителем).
  2. Паспорт, удостоверяющий личность родителя или законного представителя (оригиналы).
  3. Медицинское заключение о здоровье малыша, что нет противопоказаний на принятие его в ДОУ – Дошкольное образовательное учреждение.
  4. Бумага, содержащая сведения о регистрации по месту пребывания ребенка, если нет постоянной регистрации по месту жительства.

Следует знать, что в год принятия ребенка в детские сад, малышу должно исполниться 3 года на 1 сентября. Если на 1 сентября года зачисления ему еще нет 3 лет, тогда ребенка можно отдать только в группы кратковременного пребывания. Это развивающие группы для детей, которые имеются при детских садах и яслях.

Работают в них с детьми несколько часов в день — от 2 до 3. Цель таких групп – адаптация ребенка к режиму дошкольного образовательного учреждения, привыкание к коллективу детей и помощь маме в развитии ребенка.

В отличие от детского сада, в группах кратковременного пребывания ребенок проводит меньше времени, так как для детей меньше 3 лет 2-3 часа образовательных программ более чем достаточно и это отражено в законодательстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector