Штраф за утерю ккм
Prokurors.ru

Юридический портал

Штраф за утерю ккм

Какова ответственность за неприменение или утерю БСО?

Что такое бланк строгой отчетности?

Статья 1.1 закона «О ККТ» 22.05.2003 № 54-ФЗ определяет бланк строгой отчетности (далее — БСО) как первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

С 01.07.2019 применять БСО в порядке, предусмотренном законом № 54-ФЗ, обязаны все организации и ИП (за небольшим исключением). До этой даты при оказании услуг населению хозсубъекты, имеющие право не применять ККТ, могли работать с ними по правилам, которые закреплены постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359. Исключение — сфера общепита, предприятия которого (кроме ИП без работников) должны были перейти на новый порядок работы с БСО уже с 01.07.2018.

Подробнее о БСО и о том, в каких случаях они могли заменить кассовый чек, читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?

Поскольку в настоящее время БСО — это аналог кассового чека, его невыдача покупателю приравнивается к неприменению кассовой техники, которое является административным правонарушением.

Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП оно влечет наказание в виде штрафа:

  • для должностных лиц — в размере от 25 до 50% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 10 000 руб.);
  • для юрлиц — в размере от 75 до 100% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 30 000 руб.).

Повторное нарушение при сумме непроведенной через ККТ выручки 1 млн руб. и более карается суровее:

  • в отношении должностных лиц оно влечет дисквалификацию на срок от одного до двух лет;
  • для ИП и юрлиц может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отдельным правонарушением КоАП выделяет невыдачу кассового чека или БСО при наличии требования клиента. В этом случае будут применены следующие виды ответственности (п. 6 ст. 14.5):

  • предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 2000 руб.;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф 10 000 руб.

Помимо административной ответственности за отсутствие БСО возможна также налоговая — по ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000-30 000 руб., а при заниженижении налоговой базы в размере 20% от суммы неуплаченного в результате налога, но не менее 40 000 руб.

Существует ли ответственность за утерю БСО?

Сейчас утеря БСО невозможна, поскольку их сохраняет (и передает в ФНС) фискальный накопитель автоматизированного устройства.

Что касается применявшихся ранее бумажных БСО, то в отношении них была применима мера за нарушение порядка хранения первичной бухгалтерской документации, который обязаны соблюдать все хозсубъекты (ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пп. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы для должностных лиц за отсутствие первички:

  • 5000–10 000 руб. при первом нарушении,
  • 10 000–20 000 руб. или дисквалификация на 1–2 года — при повторном.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредоставление контролирующим органам первичной документации на должностных лиц налагается штраф 300–500 руб. За это же нарушение предусмотрена ответственность и по п. 5 ст. 14.5 КоАП — предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 1 500–3 000 руб., к юрлицам применяется предупреждение или штраф 5 000–10 000 руб.

Также здесь возможен штраф по ст. 120 НК РФ, о котором мы говорили выше.

ВАЖНО! Говоря об ответственности за утерю БСО, следует понимать, что она касается только случаев отсутствия у продавца заполненных бланков. Чистые бланки первичной документацией не являются, а ответственность за их утерю не предусмотрена.

О том, как следовало хранить и учитывать бумажные БСО, читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?

Согласно ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять кассовую технику (либо БСО) обязаны только организации или индивидуальные предприниматели. Что это означает? То, что законодательство не предусматривает обязанности физлица — сотрудника фирмы или ИП (например, кассира) выдавать БСО или кассовый чек. Такая обязанность возлагается на сотрудника исключительно работодателями на основании соответствующих положений трудового договора, заключаемого между работником и юрлицом (или ИП).

Таким образом, к ответственности за невыдачу БСО может быть привлечен только работодатель, поскольку в данной ситуации его сотрудник совершает действия на основании трудового договора, но не является стороной в договоре купли-продажи (письмо ФНС от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@). Однако данный факт не мешает работодателю потребовать со своего сотрудника возмещения убытков, если они были причинены по его (сотрудника) вине.

О матответственности сотрудника и работодателя читайте в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?

Если даже штраф за невыдачу БСО (или неприменение ККТ) был наложен при наличии веских для того оснований, судьи могут смягчить наказание, снизив сумму денежного взыскания или вовсе не применяя его. Наиболее значимым смягчающим обстоятельством в данной ситуации бывает первичное привлечение фирмы или индивидуального предпринимателя к соответствующему виду административной ответственности. Например, арбитры, вынося постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 № А56-11958/2006, посчитали возможным снизить размер штрафных санкций, возложенных на фирму, с 35 000 до 30 000 руб.

Судьи могут благосклонно отнестись к нарушителю кассовой дисциплины и освободить его от административной ответственности также в том случае, если нарушение будет признано малозначительным. Чаще всего это бывает тогда, когда сумма, которую следовало зафиксировать в невыданном документе, невелика, а юрлицо или предприниматель привлекается к ответственности впервые (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2008 № А28-3765/2008-144/14).

Еще один момент, который следует учитывать: срок, в течение которого может быть наложено наказание, — он закреплен в ст. 4.5 КоАП. Согласно данной норме постановление о наложении административного наказания не может быть вынесено, если со дня нарушения прошло более 2 месяцев.

И последний нюанс, который поможет избежать наказания: согласно ст. 7 закона № 54-ФЗ контролирующая функция по применению хозсубъектами ККТ и БСО возложена на налоговые органы. При этом оформлять протоколы в случае выявления нарушений и накладывать ответственность могут только определенные сотрудники ФНС (ст. 23.5 КоАП РФ):

  • руководитель ФНС РФ и его заместители;
  • руководители инспекций субъектов РФ и их заместители;
  • руководители городских и районных отделений ФНС.

В том случае, если протокол составляется иным должностным лицом, нарушитель может быть освобожден от привлечения к административной ответственности (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 № КА-А40/3113-04).

Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нарушение необходимо выявить. Но вот могут ли это делать сотрудники ФНС? Долгое время у судей не было единого мнения относительно того, вправе ли налоговики осуществлять контрольные закупки. Немного истории. В 2008 г. ВАС пришел к выводу, что делать это инспекторы ФНС не имеют права, поскольку контрольные закупки (называемые в законодательстве проверочными) признаются оперативно-розыскным мероприятием (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08). А налоговики их осуществлять не имеют права. Учитывать же доказательства, полученные при несоблюдении закона, нельзя. Подобными разъяснениями ВАС вооружились федеральные арбитражные суды, массово отменяя штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.

Чуть позже ВС РФ (постановление от 24.07.2009 № 46-АД09-1) выразил прямо противоположное мнение: контроль за применением ККТ и выдачей кассовых документов возложен на налоговиков согласно ст. 7 закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, положения которой не запрещают сотрудникам ФНС проводить проверочную закупку, следовательно, они на ее осуществление имеют право.

И вот в середине 2016 года эту же позицию подтвердил Президиум ВС (обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2015)), пояснив, что к совершению сотрудниками ФНС денежных расчетов в рамках контрольной закупки не применяются нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а это значит, что такое мероприятие не является оперативно-разыскным. Судьи также акцентировали внимание на том, что составленный налоговиками акт контрольной закупки является доказательством при рассмотрении дел о наложении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Читать еще:  Какой срок предоставлен для работника при увольнении?

О других видах проверочных мероприятий см. материал «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

Ответственность за ненадлежащие применение и хранение БСО установлена статьями КоАП РФ и НК РФ. При этом важно помнить о законодательных нюансах, которые препятствуют наложению штрафов за нарушение кассовой дисциплины или минимизируют их величину.

Тема: Потеряли кассовый аппарат

Опции темы
Поиск по теме

Потеряли кассовый аппарат

ИП на упрощенке. Занимаемся продажей через интернет, чеки бьем после проверки клиентом.
В общем, сегодня бойцы где то потеряли кассу Видимо упала. Проверили двор на последнем адресе вдоль и поперек.

Что делать?
Как снять эту кассу с учета?

купить новую
снимут ли утерянную с учета.

Идей нет?

Идей как снять потерянную кассу совсем нет?

Документы(ЖКО и др.) вместе с ККМ пропали? Z-отчеты остались?

Конечно, все документы на месте, равно как и Z-отчеты.

Новую кассу еще не зарегистрировали?

Уже купили и подали заявление на регистрацию на другого ИП (они партнеры).

А первому ИП ККМ уже не будет нужна, или побоялись регить вторую ККМ на него?

Был опыт снятия ККМ с учета в связи с кражей. По предоставлению справки из милиции. В общем обошлось без проблем.

афтор, обратитесь в ЦТО где обслуживали ККМ. может они дадут бумагу, что ККМ пришла в негодность. и с ней в налоговую

Побоялись, конечно, без понимания как и чего делать с первым. Заодно решили от одного ИП избавиться из-за возросших страховых взносов.

Ну пусть и висит касса на нем. Чего о ней думать.

есть вероятность нарваться на проверку кассовой дисциплины. Если ТС это не пугает, то и хитрить не надо. Потеряли так потеряли.

вероятность у всех есть. даже у тех кто не применяет ККМ

Так проблемы будут, если выявят работу на незарегистрированном кассовом аппарате. За отсутствие работы на зарегистриронном кас.аппарате, насколько я знаю, ответственности нет.

Добрый вечер!! Почти такая же ситуация – только предприятие на ЕНВД Кассу потеряли три года назад вместе со всеми доками. Выяснилось когда сами налоговики позвонили и спросили что с кассой. Интересует вопрос – сколько штрафа будет. Ведь ИП на ЕНВД. Спасибо.

Добрый вечер!! Почти такая же ситуация – только предприятие на ЕНВД Кассу потеряли три года назад вместе со всеми доками. Выяснилось когда сами налоговики позвонили и спросили что с кассой. Интересует вопрос – сколько штрафа будет. Ведь ИП на ЕНВД. Спасибо.

Да нисколько не будет. За что штрафовать-то? Штрафы бывают за работу на незарегистрированной ККТ или за непробитие чеков (не выдачу документов, их заменяющих).

А если найдет ее кто-то предприимчивый и набьет чеков по деятельности не подпадающей под ЕНВД? Доки не проблема, печать не нужна. а им потом по какой-нибудь сверке запрос придет.
Не лучше через милицию – заявить о краже и со справкой в налоговую на снятие.

И где же он их “набьет”? Дома что ли? И зачем бы этому предприимчивому это нужно? Незаконную деятельность вообще без ККМ ведут

Да и не сможет он ничего набить, у ЭКЛЗ срок вышел, а без нее ККМ работать не будет.

как раз чтобы обелить )) у “мелочи”, думаете сторонних незадокументированных расходов нет)

вот если ресурс эклз закончен, то не набьют ничего, конечно. Но лучше снять ее с учета и забыть.

Глупость. Мелочь спокойно и без ККМ работает, даже белая. Потому как есть ЕНВД и ПСН.

Нет обязанности.
Да даже если с какой-то радости кто-то где-то что-то “набьет”, то это никаких неприятностей не принесет.

Продолжение истории сегодня было. Позвонили налоговики и пригрозили штрафом если кассу не снимем. На мой ответ, что истек срок давности – “порекомендовали”. пойти в полицию и написать заявление о пропаже (Уже Представляю их хохот). Вот думаю забить на все это и ждать чем закончится.

Margoutte, по какой статье какого кодекса оштрафуют-то? Оштрафовать можно только за неприменение ККМ или применение незарегистрированной ККМ. Так что они сами плохо понимают, что они несут.

Да даже если с какой-то радости кто-то где-то что-то “набьет”, то это никаких неприятностей не принесет.[/QUOTE]

вам не принесет) А у кого это произошло пусть решает сам что ему делать.
если ресурс эклз закончен – пусть “забьют”, но когда придет время снимать ккм с учета по истечении срока пользования – получат письмо из налоговой. Возможно в вашем регионе не рассылают предписания на снятия, у нас исправно.
НЕ вся деятельность переводится на упрощенные системы налогообложения или нашлепают чеков по 100 т.р. и попадешь под встречку через пару лет.
Наша налоговая последнее время к таким мелочам предирается, что потеряв кассу забить на нее мне в голову бы не пришло. А так. каждый волен поступать как хочет – здесь форум и высказывают мнения с силу своего опыта, поэтому не надо сразу диагнозы раздавать.

Потеряли кассу.

04/03/2005

Курьер потерял кассовый аппарат.

Что делать? Как снять его с учёта в налоговой?

04/03/2005

как-как.. пишите заявление

04/03/2005

>как-как.. пишите заявление

Заявление в налоговую?

А какие-то справки из милиции или ещё откуда-то нужны?

04/03/2005

копию заявления в ОМ прикладывайте

не проще позвонить в налоговую? =)

ведь еще есть и телефон *напоминает*

04/03/2005

А если в милиции справку не дают, говорят, что специально сделали, для уклонения от налогов?

04/03/2005

Это их проблемы.

04/03/2005

Саша, Вам сколько лет?!

04/03/2005

Мне 22, только не надо говорить, что задаю детские вопросы.

Ответить что конкретно нужно делать кто-нить может?

04/03/2005

Неужели самостоятельно проблема не решаема?

Вам нужно сделать 4(максимум)

1. – в справочную если не знаете номер своей налоговой

2. – в налоговую и задать тот же самый вопрос (ну не звери там сидят, не звери..)

4. – на всякий случай приплюсовала один лишний

04/03/2005

и потом статисты вешаются – а что же это у нас бизнес-вуменш столько развелось?

ну мужики.. нет слов просто

04/03/2005

Вырождаемся. Шо с нас возьмешь? Потерпите – недолго уж осталось.

04/03/2005

А где он его потерял? -)))

04/03/2005

В 22 года все очень остро воспринимается и переживается, по себе знаю.

Причем если на 5 лет старше или на 5 лет моложе- таких проблем нет.

Саша, забейте. Докопаются-откупитесь, да и все, чего заранее нервничать?

21/02/2008

Так, у меня было:

Один кассовый аппарат при переезде то ли сперли, то ли посеяли, то ли забыли где-то. Чеки по нему уже не бились давно и через неделю ИФНС № 17 прислала уведомление, о том что бы в 30-дневный срк пришли и сняли с учета кассу – по истечении эксплуатационного срока, в случае если мы не явимся снимать с учета ККМ, они снимут ее в одностороннем порядке – при чем это ни как не наказуемо – ни водной правовой системе ни какого наказания по этуму поводу я не нашла. Просто они ее снимают сами и гуд.

2) Если Вы пользуетесь кассой, ведете журнал кассира и ВДРУГ ККМ потерялась ни с того ни с сего и вы это позицианируете как КРАЖУ тогда вы заяляете в милицию и документы из милиции прикладываете к заявленю в налоговую. (как уже писали – там сидят не звери) Во всяком случае в 17 ИФНС я просто пришла и спросила “А ЧЕ НАМ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?” Все ОК, только побегать надо будет.

22/02/2008

Бегать за конфетами с коньяком и обратно?

Читать еще:  Чем детям грозят непогашенные кредиты родителей?

Риски, связанные с утерей ККМ. Порядок снятия с учета утерянной контрольно-кассовой техники

Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук
Источник: Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал) №1-2015
Опубликовано: 15 января 2015

В интернет-магазине общества была утеряна часть мобильных контрольно-кассовых машин (ККМ). О факте утери ККМ в правоохранительные органы своевременно сообщено не было, поскольку ККМ постоянно находились в пользовании экспедиторов и определение даты, места пропажи ККМ и виновного лица не представлялось возможным. В процессе инвентаризации также было выявлено, что у общества отсутствуют учетные карточки и (или) технические паспорта утерянных ККМ. Утерянные ККМ включены в Государственный реестр используемых ККМ, начало их эксплуатации — 2010-2012 гг.

  1. Каковы налоговые риски общества, в том числе в части претензий проверяющих органов, если отсутствующие ККМ будут оставаться на учете в налоговых органах?
  2. Какие существуют варианты снятия с учета утерянных ККМ? Имеется ли практика обращения организаций в налоговые органы по снятию с регистрации ККМ в случае выявленных недостач ККМ и учетных карточек и (или) технических паспортов по ним по результатам инвентаризации? Может ли это в случае использования именно мобильных ККМ являться причиной снятия с учета?

1. Вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ее регистрации, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями изложены в Законе о ККТ[1], Регламенте[2] и Положении № 470[3].

Указанные акты не устанавливают обязанность общества по совершению действий, необходимых для снятия ККМ с учета в случае ее неиспользования (в том числе по причине утраты, утери, кражи и др.). Все обязательные требования в отношении ККМ относятся к вопросам эксплуатации, использования ККМ или неиспользования их в установленных законом случаях.

Административная ответственность за правонарушения в связи с использованием или неиспользованием ККМ определена п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для привлечения к ответственности, а именно:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях ККМ;
  • применение ККМ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • использование ККМ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Совершение любого из перечисленных деяний влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Таким образом, на наш взгляд, бездействие общества в отношении снятия утраченных ККМ с регистрации в налоговом органе не содержит признаков перечисленных правонарушений – а, следовательно, за такое деяние к обществу или ответственному лицу общества не должны быть применены какие-либо штрафные санкции.

Обратите внимание: нормативными актами установлено, что блок «электронной контрольной ленты защищенной» (ЭКЛЗ) подлежит обязательной замене каждые 12 месяцев вне зависимости от его заполнения (п. 2 раздела II Протокола заседания ГМЭК от 26 февраля 2003 г. № 1/73-2003, п. 1 письма Минэкономразвития России от 4 февраля 2011 г. № Д05-305). Однако действующим законодательством также не предусмотрена ответственность за несвоевременную замену ЭКЛЗ.

Каких-либо разъяснений налогового органа, а также судебной практики по привлечению к административной ответственности по указанным обстоятельствам авторами не выявлено. Полагаем, этот факт можно рассматривать как признак того, что налоговый орган, как правило, не предъявляет претензий по данным основаниям, в связи с чем споры отсутствуют.

Также не выявлено налоговых рисков общества в отношении нахождения утраченных ККМ на учете в налоговых органах (при условии отражения обществом в бухгалтерском учете утраты ККМ).

Вместе с тем при утрате ККМ существует риск ее использования иными лицами и выявления данного факта налоговым органом (см. письмо ФНС России от 5 июня 2013 г. № АС-4-2/10250 «О направлении арбитражной практики»). Полагаем, в такой ситуации операции, учтенные или проведенные через утерянную ККМ, могут быть рассмотрены налоговым органом как операции, осуществленные организацией, за которой зарегистрирована утерянная ККМ.

В связи с этим полагаем, что заявление в правоохранительные органы и в налоговый орган об утрате ККМ, выявленной в результате проведения инвентаризации, дает организации возможность ссылаться на то, что она не осуществляла какие-либо операции на данной ККМ в период как после подачи такого заявления, так и до этого момента (момент утери не определен конкретной датой, если нет иных доказательств).

2. Вопрос снятия ККМ с учета регламентирован Положением № 470 и Регламентом. Отметим, что какие-либо специальные положения относительно снятия с учета именно мобильных ККМ отсутствуют.

В соответствии с п. 16 Положения № 470, п. 26 и 82 Регламента для снятия ККМ с регистрации потребуется представить в налоговый орган:

  • заявление о снятии ККМ с регистрации; для этого используется та же форма, что и при регистрации ККМ (приложение № 1 к приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152 @ );
  • паспорт ККМ;
  • карточку регистрации ККМ;
  • учетный талон ККМ;
  • книгу учета;
  • саму ККМ.

Если заявление о снятии ККМ с регистрации представляется заявителем по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств, приведших ККМ в неисправное состояние, либо в связи с хищением (утерей) ККМ, дополнительно должен быть представлен документ, подтверждающий факт возникновения данных обстоятельств (п. 86 Регламента).

Из практики, сложившейся в налоговых органах, следует, что в качестве подтверждения факта утраты (хищения) ККМ инспекции требуют предъявить соответствующую справку из правоохранительных органов, которая должна содержать информацию о количестве утерянных (похищенных) ККМ, моделях и заводских номерах ККМ.

Таким образом, следуя требованиям действующего законодательства, обществу для снятия утерянной ККМ с регистрации необходимо представить в налоговый орган все названные документы, включая подтверждающую справку из правоохранительных органов о заявлении обществом об утере (хищении) ККМ.

В отношении ситуации, когда документы на ККМ утрачены, отметим следующее.

Согласно ст. 5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККМ.

Пунктом 13 Положения № 470 установлено, что функции по хранению документации возлагаются:

  • на поставщика или центр технического обслуживания — в отношении учетного талона, содержащего сведения о ККТ и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники;
  • поставщика — в отношении документации, связанной с производством, поставкой и технической поддержкой ККТ;
  • центр технического обслуживания — в отношении документации, связанной с технической поддержкой ККТ;
  • пользователя — в отношении документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ.

Паспорт ККМ и учетная карточка ККМ относятся к документам, связанным с вводом ее в эксплуатацию. Следовательно, их хранение должно осуществляться обществом.

Полученные в налоговых органах разъяснения относительно возможности снятия ККМ с регистрации при отсутствии учетных карточек и технических паспортов ККМ свидетельствуют о том, что представление документа, подтверждающего утерю (хищение) как самих ККМ, так и документов на них, обязательно.

Обратите внимание: на практике после рассмотрения заявления о снятии с учета утерянных (похищенных) ККМ налоговый орган принимает решение о внесении в базу, содержащую информацию о зарегистрированных ККТ, записи «утеря (хищение)». При этом утерянная ККМ снимается с учета только по истечении пяти лет после внесения данной записи.

В силу п. 19 Положения № 470 налоговый орган может самостоятельно снять с регистрации ККМ в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККМ, исключенной из Государственного реестра.

Каких-либо актов или разъяснений налоговых и иных органов, а также судебной практики, в которых бы шла речь о выявлении недостач ККМ и документов на них в результате именно инвентаризации, выявлено не было.

Читать еще:  Правомерны ли действия полиции и администрации школы?

В заключение еще раз отметим, что, не заявляя в правоохранительные органы об утрате ККМ и не снимая ККМ с регистрации в налоговом органе, общество может столкнуться с проблемой доказывания факта неиспользования им утраченных ККМ в своей деятельности в случае применения таких ККМ третьими лицами.

Для снятия утраченных ККМ с регистрационного учета в налоговом органе обществу необходимо представить в территориальный налоговый орган заявление о снятии ККМ с регистрации и выданную правоохранительными органами справку, подтверждающую заявление обществом об утрате как самих ККМ, так и учетных карточек, технических паспортов ККМ.


[1] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[2] Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержден приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

[3] Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.

Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук

Чем чревато нарушение кассовой дисциплины

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

    проверка кассовой дисциплины представителями налоговой инспекции. В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.
проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка. Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу. В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину. Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как расходно-кассовые ордера и приходно-кассовые ордера, журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

    Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector