Современные требования к учебнику права
Prokurors.ru

Юридический портал

Современные требования к учебнику права

Требования к современному учебнику

Требования к современному учебнику:

1) учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы;

2) отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам;

3) ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых;

4) изложение материала должно быть системным;

5) содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать диффернциированное обучение и самостоятельную работу учащихся;

6) способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважения к истории и культуре всех стран и народов, формированию оценочных суждений, научного мышления;

7) содержать необходимый иллюстративный ряд;

8) соответствовать санитарным нормам.

Требования к современному учебнику обществознания:

1) Учебник по обществознанию должен раскрывать все содержание включенной в него дисциплины, а не отдельные разделы, например, освещать всю социальную сферу общества, а не только проблемы семьи или социальные конфликты.

2) По содержанию и объему учебник должен выходить за рамки обязательного учебного минимума, разработанного Министерством образования и науки.

3) Крайне важно, чтобы учебник давал не только научно значимые знания, но и был приближен к жизненному миру подростка, служил инструментом решения повседневных проблем.

4) Учет психолого-возрастных особенностей школьников:

– на первой ступени (5-6 классы): наука обслуживает жизненный мир школьника – минимум терминов и теорий, максимум конкретного материала и ситуаций;

– на второй ступени (8-9 классы): жизненный мир подростка и большая наука играют равные роли;

– на третей ступени (10-11 классы): преобладает наука, раскрывающая глобальные проблемы общества.

5) Любые дидактические приемы – стиль изложения, иллюстративный материал, конкретные приемы – должны играть вспомогательную роль и быть подчинены главной задаче – систематическому изложению базовых основ научного знания.

6) В учебнике не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. Язык повествования должен соответствовать нормам русского литературного языка.

7) В учебнике следует избегать засушенных академических фраз, абстрактных проблем и схоластических рассуждений.

8) Понятия вводятся в той мере, в какой они способствуют раскрытию данной темы, помогают школьнику проанализировать окружающую реальность, решать практические жизненные вопросы, лучше понимать то общество, в котором он живет. Важно, чтобы каждому вводимому понятию давалось простое и ясное объяснение, подкрепляемое одним или несколькими пояснительными примерами. Выделенные в каждом тематическом разделе учебника ключевые понятия и идеи включаются в терминологический словарь в конце учебника.

9) К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценностно-эмоциональные. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимися принимают участие родители и родственники, например обсуждение семейного бюджета.

10) Наличие списка использованных источников и литературы.

11) Изложение в учебнике должно быть убедительным, аргументированным, доказательным. В учебнике желательно освещать увлекательные факты и эксперименты, теории и рассуждения, в нем должно быть немал занимательного материала, данных современной науки, статистики, которые касаются не только России но и других стран. Сравнительный взгляд поможет лучше познать свою собственную культуру и образ жизни других народов.

Таким образом, учебник по обществознанию отражает интегративный характер курса, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, её базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык, представляется делом непростым.

Учебник по обществознанию представляет собой единство научно-аналитического, дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему курсу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений помочь ученику закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных проблем.

Учебник – основа учебно-методического комплекта по обществознанию. В новых учебниках учтены как требования, вытекающие из условий развития России и мира в начале XXI в., так и опыт создания учебников по обществознанию в условиях коренных перемен и российском обществе, произошедших в 90-е гг.

На макроуровне содержание всего комплекса учебников с б по 11 класс можно представить в виде перечня «сквозных» линий (блоков), которые концентрируют учебный материал о: 1) обществе в целом, 2) человеке; 3) познании; 4) экономике; 5) политике, 6) социальной сфере; 7) сфере культуры; 8) праве.

Создание новых учебников, отражающих как социальные трансформации конца XX в., так и соответствующие изменения в сфере научного обществознания, потребовали определения исходных позиций, принципиально отличающихся от тех, на которых со здавался учебник «Обществоведение» 60-80-х гг.

Во-первых, изменились цели обществоведческого образования. Направленность учебников определяется теперь не партийной идеологией (например, задачами «воспитания преданности делу коммунизма», классо­вого подхода и т. п.), а той системой гуманистических и демократических ценностей, которая лежит в основе главного общегражданского документа – Конститу­ции РФ.

Во-вторых, присущее обществоведческому курсу изложение в учебниках обобщенных знаний об основных сферах жизни общества происходит на базе всего комплекса общественных наук, включая как при­знанные лишь в 90-х гг. социологию, политологию, культурологию, так и новое содержание экономических и философских исследований.

И в-третьих, значительно возрос в содержании учебника объем человековедческой составляющей, где интегрированы существенные элементы философской антропологии и этики, психологии и социологии личности. Учебники в значительной мере развернуты на

проблемы человека: внутреннего мира личности, его особенностей и потребностей, отношении человека к природе, самому себе, другим людям, обществу и государству.

В-четвертых, идея культуросообразности образования потребовала отражения в содержании учебника не только знаний и учебных умений, но и других элементов культуры: способов деятельности, имеющих универсальный характер, системы ценностей, нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь в обществе, образцов достойного поведения.

В-пятых, современные учебники обществознания дают не упрощенную, а многомерную картину жизни человечества, отражающую сложность и противоречивость процессов, протекающих в нем. Они призваны содействовать преодолению существующих в общественном сознании стереотипов однолинейного черно-белого мышления, «простых» решений социальных проблем, представляя многокрасочную палитру общественных явлений, неоднозначную оценку происходящих событий, многообразие путей и форм общественного развития. Такому отображению реального мира способствует использование взаимодополняющих методологических подходов: системного и структурно-функционального, цивилизационного и культурологического и т. п.

В-шестых, в учебниках реализуется изложенный выше принцип представления учащимся научных знаний по определенным темам наряду с обозначением актуальных проблем, с которыми встречаются граждане России, включая проблемы личной, частной и общественной жизни, а также глобальные проблемы.

В-седьмых, новые учебники должны быть практико-ориентированными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.

Читать еще:  Требования к посылкам почта россии

Учебникэто учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособиеэто учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент:

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника (по Д.Д. Зуеву):

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику. К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Методические требования – это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т.д.

Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.

Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Гигиенические требования – это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др. В последнее время делаются попытки установить даже предельно допустимую массу комплекта школьных учебников. Кроме того, учебник должен содержаться в порядке учащимся, который им пользуется.

24. Структура и содержание школьного учебника по праву.

Учебник по праву – это учебное издание, содержащее систематическое

изложение учебно-правовой дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования РФ для всех школ страны. Они делятся на рекомендованные и допущенные. В перечень рекомендованных учебников включаются учебники, которые составляют завершённую предметную линию. В перечнь допущенных – еденичные учебники, которые пока не входят в завершённую линию. Тем не менее, закон устанавливает равные условия использования данных учебников. Гриф «рекомендовано» и «допущено» устанавливается на весь период действия государсвенного стандарта общего образования.

Учебный материал – это конкретное предметно выраженное воплощение

(фиксация) различных видов содержания образования. Он подлежит усвоению за определённое время.

Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:

1) структурная сложность – число, разнородных единиц элементов, их

иерархия, связи и отношения;

2) содержательная сложность – категория цели;

3) информативность – степень изменения тезауруса учебника;

4) ясность структуры – степень близости связанных элементов.

Следовательно, модель учебника, кроме прочего, должна в максимально

возможной степени помогать рассчитывать эти параметры.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся:

аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные

материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего,

цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определённое эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Основным ориентиром в содержании школьного правового курса, его

стержнем является учебник правовых знаний.

Однако большинство учителей полагают, что учебник нужен и полезен в силу его специфических функций:

• информационной: учебник раскрывает основы наук в соответствии с

возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;

• систематизирующей: учебный материал излагается в строгой последовательности;

• координирующей: учебник обеспечивает усвоение дополнительных

Читать еще:  Приложения к балансу и пояснительная записка

сведений, если он включает такие разделы, как: «над чем подумать и

что обсудить», «что читать» и т. п.;

• интегрирующей: учебник призван дать целостное представление о

Поскольку учебник по праву – это материализованная фиксация школьного юридического образования, то он должен учитывать требования современной дидактики, а именно: доступность, развивающий и воспитывающий

характер обучения. В учебнике, следовательно, Должны быть представлены

такие виды содержания образования, как дидактически переработанные правовые знания, проблемные и творческие задания, средства воздействия на эмоционально-ценностную сферу ученика. Желательно, чтобы разумно сочеталось повествование и рассуждающее, проблемное изложение.

Методологической базой современного учебника по праву являются основы теоретико-правовой науки, законодательно закрепленные современные

правовые ценности российского общества. Особой структурной частью содержания учебника по праву выступает материал по российскому законодательству, обладающий значительной динамичностью и изменчивостью. Последняя характеристика содержания учебника правовых знаний предполагает, что особое место в нём должны занимать знания о способах деятельности, позволяющие ученику самостоятельно находить и корректировать юридическую информацию.

Таким образом, учебник, отвечающий современным дидактическим требованиям, призван не только отражать состав образования, но и процесс обучения. Учитель, выбирая учебник по праву, в значительной степени определяет и вариант организации учебной деятельности на своих уроках.

Структурная модель учебника содержит такие компоненты, как: педагогический (включает воспитательный и дидактический элементы), предметный (перспективность, научная обоснованность учебного материала), вспомогательный (справочный и ориентировочный элементы). Справочный элемент вспомогательного компонента содержания учебника представлен различными указателями (алфавитными, простыми, развернутыми). Считается, что они не должны превышать 3-5 % объёма учебника.

В конце параграфа, главы, раздела, всего учебника может быть помещена библиография.

Важным элементом учебника являются пояснения к тексту или ссылки.

Система ссылок призвана содействовать взаимосвязи тематических циклов

данного учебника. Ссылки подразделяются на комментарии и примечания.

Комментарий – это толкования, пояснения, необходимые для правильного понимания части, главы, учебника в целом. Комментарий может включать сведения по истории, критическую оценку, информацию об Упоминаемых в учебнике событиях и лицах. Это может быть лингвистический комментарий, объясняющий слова и обороты речи. Комментарий всегда исходит из текста, толкует его.

К элементам ориентации в содержании учебника относятся: предисловие; оглавление; заключение; рубрикация.

Учитель вправе выбирать ту «линию» учебников, которые в наибольшей

степени соответствуют познавательным возможностям его учащихся, направленности работы школы и его собственным творческим интересам. Очевидно, что обдуманный выбор учебников предполагает предварительное ознакомление учителя со всеми учебниками по выбираемой параллели классов, их сравнительный анализ и учет особенностей класса, для которого выбирается учебник.

При этом надо исходить из принципов доступности учебника конкретным учащимся, их возрастным особенностям, возможностям и интересам.

Требования к учебникам нового поколения

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Требования к учебникам нового поколения.

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник – это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. Содержание учебника:

• Соответствие современному состоянию содержания науки;

• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

• Согласованность с основными положениями программы обучения;

• Унификация названий, четкость определений;

• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

• Четкость структуры, повторяемость элементов;

• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

• Разнообразие основных заданий;

• Выделение различных уровней трудности содержания;

• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;

• Практичность, эстетичность и информативность обложки;

• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

• Стимулирующий чтение объем;

• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция

– соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

– новизна учебного и художественного материала;

– качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

– наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

– соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

– наличие средств эмоционального воздействия;

– увлекательность формы изложения материала;

– наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

– наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

– наличие образцов правильного выполнения заданий;

– наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

– изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

– наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

– наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7. Функция управления деятельностью учителя:

– последовательность и целесообразность учебного материала;

– наличие внутрипредметных и межпредметных связей;

– отражение специфики учебника в национальной школе;

– научная обоснованность содержания и структуры учебника;

– согласованность с реальными возможностями учебного процесса.

Требования, предъявляемые к учебнику

Особенности работы с учебником на уроках «Человек и мир».

Читать еще:  Оплатит ли работодатель отпуск при увольнении по его окончании?

Дидактические функции учебника

Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д.Д.Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции:

– информационная функция — обеспечение школьников необ­ходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практическо­го освоения мира;

– трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей уча­щихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творче­ского освоения;

– систематизирующая функция реализует требование обязатель­ного систематического и последовательного изложения материа­ла в логике учебного предмета;

– функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

– интегрирующая функция заключается в том, что учебник по­могает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям до­полнительную информацию из смежных наук;

– координирующая функция способствует привлечению в про­цессе работы над материалом других средств обучения (карт, ил­люстраций, диапозитивов, натур);

– развивающее – воспитательная функция состоит в духовно-цен­ностном влиянии содержания учебника на учащихся, формиро­вании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

– обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

И.П. Подласый выделяет еще следующие дидактические функции:

1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.

2. Контрольно – корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

В учебнике и других средствах обучения, дополняющих его (хрестоматии, книги для чтения, энциклопедические словари и пр.), основной содержательной единицей является текст (статья) и иллюстрация (рисунок, репродукция, графическое изображе­ние). Особенностью учебников по окружающему миру для младших школьников является обилие иллюстраций, которые тоже выполняют дидактическую задачу.

Учебник, безусловно, является главным средством обу­чения, особенно в 3-4-х классах начальной школы. Но Н.Ф. Виноградова утверждает, что использование только это­го средства не приносит желаемого результата.

Во-первых, потому что школьник должен изучать объ­екты окружающего мира, прежде всего, непосредственно, а не по рассказам и картинкам. Это связано с тем, что мно­гие особенности того или иного объекта невозможно ни описать, ни нарисовать. Ну как, например, показать раз­нообразие движений животного, звуки, которые он издает, увидеть мгновенное изменение окраски или процесс по­глощения пищи? Как зафиксировать в объяснении или в рисунке момент раскрытия бутона цветка или его запах?

Во-вторых, окружающий мир настолько разнообразен, что «вместить» в учебник описание даже части объектов, которые ребенок может изучить за 4 года, невозможно.

В-третьих, знания, приобретаемые школьником, важ­ны не сами по себе (нам нужен мозг не только хорошо наполненный, но, главное, хорошо устроенный!). Тре­буется, чтобы ученик умел применять их в самостоя­тельной и разнообразной деятельности.

В-четвертых, учитывая психологические особенности младшего школьника (учится «не глазами и ушами, а руками»!), на уроках по изучению окружающего мира следует находить место для «ручной» деятельности (ри­сование, конструирование, моделирование и др.).

Сделаем вывод: при изучении окружающего мира необходимо сочетание средств обучения. Нельзя ограни­чиваться тем, чтобы школьники только читали и запо­минали статьи учебника.

В последние годы особое значение приобрело вы­полнение заданий в рабочей тетради (тетрадь на печат­ной основе). Оно занимает не менее 20% времени, отве­денного на урок. Рабочие тетради созданы ко всем имеющимся сейчас учебникам. Кроме того, изданы разнообразные автор­ские тетради, которые используют в качестве вспомога­тельных средств обучения.

Требования, предъявляемые к учебнику

По мнению Т.А. Ильиной, учебник – это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом его учения. Он должен не только помочь учащемуся в усвоении разбираемого в классе (или выделенного для самостоя­тельного изучения) учебного материала, но и прививать интерес к данному предмету, стимулировать желание учащегося к самостоя­тельному приобретению знаний в данной области.

Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частя­ми вводимого учебного материала.

Как считает Т.А. Ильина, учебник должен удовлетворять следующим общим педагоги­ческим требованиям:

– сообщать научно достоверные данные в соответствии с со­временным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных программой;

– развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности;

– обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению зна­ний в будущем.

В методическом плане он должен:

– соответствовать возрастным особенностям учащихся, как по содер­жанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;

– иметь четкое структурное членение и графическое выражение выводов, важнейших положений и т.п.

– содержать достаточное количество иллюстраций, облагораживающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

– содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);

– включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения по­ставленных проблем, формирование умений свободно пользовать­ся запасом имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач;

– иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки).

С полиграфической точки зрения учебник должен иметь хоро­шее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, яс­ное и четкое воспроизведение рисунков, фотосхем, диаграмм и другого иллюстративного материала.

С.П. Баранов утверждает, что основными признаками хорошего учебника являются:

■доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

■ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;

■удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

■интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;

■связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом советских людей, с достижениями в строительстве коммунистического общества;

■соответствие учебника школьной программе.

Многие учебники для начальных, средних и старших классов отличаются этими качествами.

Таким образом, учебник содержит изложение основ наук, и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, раз­вивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector