Требования к логопедическому занятию по фгос
Prokurors.ru

Юридический портал

Требования к логопедическому занятию по фгос

Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Структура логопедического занятия в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Разработка будет полезна учителя – логопедам.

Просмотр содержимого документа
«Структура логопедического занятия в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Структура логопедического занятия в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Приказ №1598 от 19.12.2014г.

  • « Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • (Вступил в силу с 01.09.2016г.)

  • «Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)».

Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР

ОНР III и IV уровня

Заикание лёгкой степени

ОНР ( I) II – III уровня

Заикание тяжёлой степени выраженности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

  • Обязательная часть 80%; часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%.

Объём коррекцион-ной работы

Не менее 5 часов в неделю

Индивидуальные логопедиче-ские занятия

В зависимости от особых образовательных потребностей

Подгруппо-вые логопедиче-ские занятия

Не менее 2 раз в неделю

Не менее 2 раз в неделю

Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитанияв организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Продолжительность учебной деятельности

1 (1 дополнительный класс):

1-ое полугодие – 35 минут

2-ое полугодие – 40 минут

Индивидуальные занятия – 20 минут

Подгрупповые занятия (2-4 обучающихся) – 20 – 25 минут

Эффективность логопедического занятия:

  • Чёткая структура.
  • Следование принципу «от простого к сложному».
  • Учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

  • Тема подбирается соответственно возрасту (классу) обучающегося;
  • Тема взаимосвязана с планированием.
  • Тема логопедического занятия не должна дублировать тему по русскому языку.

Цель – отражает то, чего хочет добиться педагог в результате занятия

  • Познакомить;
  • Научить;
  • Закрепить;
  • систематизировать.

  • Коррекционно-развивающие;
  • Образовательные;
  • Воспитательные;
  • Здоровьесберегающие.

  • 1. коррекционно-развивающие;
  • 2. образовательные;
  • 3. воспитательные;
  • 4. здоровьесберегающие.

  • Формировать и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогическая и описательно-повествовательная речь) на основе … .
  • Формировать, обогащать, развивать лексический строй речи, уточнять значения слов, развивать лексическую системность, формировать лексические поля,
  • Корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами, сочинениями, изложениями, творческим диктантом) … .
  • Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: физиологическое дыхание, речевое дыхание, голос, артикуляционную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, фонематическую систему.
  • Корригировать нарушения звукослоговой структуры слова.
  • Формировать просодические компоненты речи …..
  • Корригировать и развивать зрительное внимание.

  • Формировать и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогическая и описательно – повествовательная речь) на основа …
  • Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слова, развивать лексическую системность, формировать семантические поля…
  • Корригировать и развивать связную письменную речь ( при работе над деформированными текстами, сочинениями, изложениями, творческими диктантами)…

  • Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: физиологическое дыхание, речевое дыхание, , голос, артикуляц. Моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, функции фонематической системы;
  • Корригировать нарушения звукослоговой структуры слова;
  • Формировать просодические компоненты речи;

  • Корригировать и развивать зрительное восприятие;
  • Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);

  • Формировать у воспитанников представлений о …, умений …;
  • Выявить (выявлять) …;
  • Знакомить, познакомить, продолжать знакомить …;
  • Развивать …;
  • Уточнить … ;
  • Расширить …;
  • Обобщить …;

  • Систематизировать …;
  • Дифференцировать …;
  • Учить применять на практике …;
  • Учить пользоваться …;
  • Тренировать …;
  • Проверить … .

  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать умение работать в парах; в команде;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Читать еще:  Могут ли не пускать в ТРЦ без родителей?

  • Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся;
  • Следить за правильной посадкой обучающихся;
  • Способствовать созданю благоприятного психологического климата;
  • Соблюдать режим охраны зрения;
  • Чередовать статические и динамические задания.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная гимнастика Физминутки (динамическая пауза)

  • Раздаточный материал
  • Речевой материал
  • Иллюстрированный материал
  • Карточки
  • Характеристика группы, класса (для конкурса).

  • – перечень всех необходимых для занятия материальных средств обучения, не являющихся непременными атрибутами занятя.

Виды работы на этапе

Какие задачи решаются в ходе выполнения заданий

Виды работы на этапе

  • Отгадывание загадок
  • Деление на команды

II .Основной этап

Логопед загадывает детям загадки.

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

Дети отгадывают загадки.

2. Актуализация знаний

  • Организовать обучающихся.
  • Настроить обуч-ся на занятие
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата
  • Определить уровень усвоения пройденного материала
  • Привлечь вним., вызвать интерес к занятию.
  • Актуализировать знания…

  • Этапы занятия:
  • I . Орг. момент – 5%.
  • II . Основная часть – работа с учебным материалом – 90%.
  • III . Итог занятия и рефлексия – 5%.

  • Стандартный
  • В стихах
  • Создание конфликтной ситуации
  • Релаксационный: мимические и психофозиологические упражения. (Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов)

  • 1. Актуализация знаний. АЗ
  • 2. Изучение нового материала. ИНМ
  • 3. Усвоение изученного материала. УИМ
  • 4. Закрепление изученного материала. ЗИМ
  • 5. Повторение, обобщение и систематизация материала. ПОМ
  • 6. Контроль знаний и умений. К
  • Коррекция знаний, умений и навыков. КОР

  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. 2017.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997
  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по ФГОС.Реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях с детьми, имеющих речевые нарушения (на этапе реализации ФГОС для детей с ОВЗ -ТНР).

Технология коррекционно-развивающего занятия.

Методы и приёмы, виды работ.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по ФГОС.Реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях с детьми, имеющих речевые нарушения (на этапе реализации ФГОС для детей с ОВЗ -ТНР).»

Реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях с детьми, имеющих речевые нарушения (на этапе реализации ФГОС для детей с ОВЗ -ТНР).

«ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по ФГОС»

I. Общая памятка по составлению технологии коррекционно-развивающего занятия

Соответствие темы, цели и содержания занятия этапу коррекционной работы.

Подчинённость всех заданий основной цели занятия.

Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).

Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).

Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними.

Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи).

Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)

Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)

Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

Два подхода к постановке проблемы.

(Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.

Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

Тема: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема – кинема») :

Цель первого занятия – осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений,

– поучим детей произносить и различать звуки;

Цель второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций:

– исследование написания буквы «л» и прописывание её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве).

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

– Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать – на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Читать еще:  Как красиво оформить свой школьный дневник

Вот примеры такого вида организации части занятия:

Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.

Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос – не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

– Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

– При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

– Почему, как вы думаете?

– Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

– Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

– На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

Выступление Применение ФГОС на логопедических занятиях

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

6 октября 2009г. под №373, Министерством образования и науки РФ введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) начального образования.

Появились новые требования к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

При введении новых стандартов меняется и сама образовательная цель обучения:

необходимо не только дать ребенку определенные знания, но и развить его как личность в целом.

Главное – не знания, а умение добывать их самому и уметь ими пользоваться.

“Научить учиться” необходимо уже в младшем звене начальной школы

Это умение учиться поможет детям в дальнейшем: и в старших классах, где все это будет закрепляться, и в жизни, – что особенно важно.

И целью в новых условиях ФГОС является не предметный , а личностный результат .

Важна личность самого ребенка и те изменения, которые происходят с ним в процессе учебы, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В рамках стандарта ФГОС соответственно меняется и содержание коррекционной работы в школьных логопедических группах.

Никто не будет спорить с тем, что образование в любых его формах неразрывно связано с речью.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в устной или письменной речи. Из-за этих нарушений обучающиеся испытывают трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Необходимо их предупредить или свести до минимума.

Ведь преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

Перед учителем-логопедом стоит задача не только исправить дефекты в устной речи или устранить нарушения письма и чтения, но и стремиться параллельно развивать ребенка через различные виды деятельности.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД).

Термин «универсальные учебные действия» означает :

– научиться самостоятельно усваивть новые знания.

Среди образовательных результатов стандарт ФГОС выделяет:

личностные; (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностных установках.

метапредметные ; (Они составляют основу умения учиться.)

предметные . (получение новых знаний, их преобразование и применение)

универсальных учебных действий лежат:

Необходимо, чтобы дети научились:

– слушать и вступать в диалог,

– участвовать в коллективном обсуждении,

– выстраивать коммуникативное взаимодействие;

-обрабатывать полученную информацию,

– предоставлять её в устной и письменной формах.

универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

личностный , регулятивный , познавательный, коммуникативный.

Чему мы, педагоги, логопеды должны научить ребенка?

обучающиеся должны знать моральные нормы, уметь соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами, уметь выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

На своих занятиях я формирую нравственные установки ребёнка через смысловое содержание специально подобранного речевого материала.

Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков.

Темп речевых упражнений от неторопливого, произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам.

Требование по ФГОС как на занятиях по звукопроизношению, так и на уроках по устранению нарушений письма и чтения – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

В коррекционном образовательном процессе необходимо выработать у детей следующие умения:

– положительно относиться к логопедическим занятиям и понимать их необходимость – если устранить их речевые проблемы, тогда они станут более успешным в учебной деятельности;

– заинтересовать детей при восприятии нового учебного материала;

– понимать причины своих успехов и неудач;

– самостоятельно оценивать собственную деятельность: свои достижения;

– оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм; считаться с мнением другого человека.

планирование, прогнозирование, коррекция, оценка

Особо следует выделить здесь оценивание знаний на логопедических занятиях:

Учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность.

Оценки в журнал на коррекционных занятиях не выставляются, только в тетради и дневники. Но учитель-логопед должен обязательно объяснить ученику, за что он ставит ребёнку ту или иную оценку.

«Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется.

Большую значимость играют устные оценки в виде слов-одобрений , даже, если они слегка преувеличены, – что очень стимулирует детей, вселяет в них уверенность и желание заниматься. Я использую определенные шаблоны похвал, таких как:

«Ты сегодня хорошо потрудился! У тебя это хорошо получилось! Замечательно! Я довольна тобой! Я знала, что ты справишься! Ты быстро научился! С каждым днем у тебя получается все лучше. Это то, что надо!»

Ну и традиционные: Неплохо! Отлично! Молодец! Правильно!

Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить её. Если ребёнок самостоятельно нашёл свою ошибку и исправил её, то ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок.

С одной стороны , такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы,

с другой – дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность.

Большую роль Стандарт отводит самооценке.

Я развиваю способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Дети сами должны оценить себя и своих товарищей. Этому тоже нужно научить.

Постепенно привлекаю детей к объяснению своих самооценок: «Почему ты так считаешь, почему именно так оценил?»

Для облегчения и последующего запоминания необходимо построить некий алгоритм самооценочного суждения, ввести определенные обороты (слова-помошники) для того, чтобы научить ребенка грамотно построить свое самооценочное мнение. Такие обороты мы с детьми записываем в отдельную, особую тетрадь.

Это могут быть такие фразы:

(я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется, на мой взгляд, по моему мнению)

(это было удачное (выступление, сравнение и т.д.), самое трудное, лучше всего получилось);

Читать еще:  Срок действия справки гаи

Учу детей совместно высказать и настроение (меня порадовало, было приятно, огорчает, удивляет и т.д.);

Вырабатываю последовательность суждения (самое главное, во-первых, в первую очередь, начну с того и т.д.);

Нацеливаю на перспективу, что необходимо учесть в дальнейшем

(надо будет, хотелось бы, надеюсь, необходимо будет и т.д.).

Такая ежедневная работа расширяет и активный словарный запас.

Эти обороты очень пригодятся детям и в самостоятельной жизни. Они научатся общаться, высказывать и отстаивать свое мнение, быть уверенными в себе в любой неожиданной или сложной ситуации, что очень даже немаловажно.

У учащихся с речевыми нарушениями наблюдается низкая познавательная потребность, а это влияет на учебную мотивацию, и, в итоге, на усвоение программного материала по предметам.

Если проанализировать количество дисграфических ошибок в зависимости от того, какое задание выполняется, то наибольшее количество ошибок допускается в тех работах, которые требуют от ребенка последовательного, развернутого ответа, выражения собственного мнения, приведение доказательств.

То есть отмечается увеличение специфических ошибок в заданиях, определяющих познавательные умения учащихся, и эти же задания оказываются трудновыполнимыми для них.

Свою коррекционную работу строю таким образом, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое через чтение специальной литературы, через интернет. Они самостоятельно пробуют писать исследовательские работы соответственно лексическим темам. Например, «Птицы», «Домашние и дикие животные». Самостоятельно планируют, собирают интересный материал, оформляют его, заучивают текст и представляют на занятиях перед группой, контролируя себя, свою речь. Другие дети, выступающие в роли слушателей, оценивают эти учебные действия.

Таким образом, дети учатся работать в группе, без особого стеснения выступать перед аудиторией, при обсуждении вести диалог с учителем-логопедом и другими детьми в самом учебном процессе. Работает вся группа.

Мы вместе учимся:

обосновывать свою позицию и высказывать своё мнение.

Этим самым, я использую регулятивный и познавательный подход в обучении по новым стандартам.

Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникативная.

Согласно ФГОС: главное – на занятиях дети должны много говорить.

Формирование коммуникативных умений и навыков:

– Необходимо научить ребенка такому простому казалось бы на первый взгляд – умению слушать логопеда, других ребят и вступать с ними в диалог;

На каждом занятии учу детей слушать, слышать, исправлять недочеты в чужой и в своей речи. Это помогает в дальнейшем не боятся совершать ошибки, ведь они их осознают, а тем самым, исправляют и саморазвиваются.

– обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

– участвовать в коллективном обсуждении проблем этим самым учить детей строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

– самостоятельно планировать речевое высказывание;

– отвечать 2-мя-3-мя фразами на поставленные вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с правильным использованием усвоенной терминологии; точно выражать свои мысли;

– владеть диалогическими и монологическими высказываниями;

– научить детей вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт.

– уметь подвести итог занятия;

– воспитывать культуру речевого общения. Соблюдать речевой этикет при обращении, просьбе.

На своих логоопедических занятиях добиваюсь всестороннего развития детей через возможные виды деятельности, таким образом, уделяю внимание деятельностному подходу в коррекции речевых нарушений , это один из немаловажных принципов, на которые акцентирует внимание Стандарт.

В коррекции речевых нарушений необходимо соблюдать следующие принципы:

Он лежит в основе ФГОС.

На логопедических занятиях дети упражняются в правильном звукопроизношении, закрепляют в интересной форме лексико-грамматические категории, развивают связную речь, получают хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; комплексность методов психологического воздействия .

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными. В логопедической практике основной упор делается на здоровьесберегающие и игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях– это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики.

Элементы этой технологии должны присутствовать практически на каждом коррекционном занятии.

Этим самым логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно.

Этот принцип позволяет использовать в коррекционном обучении всё многообразие методов, приемов и средств – методы игровой коррекции, рисование крупами, пальчиковая гимнастика и т.д.

Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком .

С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков уч-ся, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях, родительские собрания

. Комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом.

Единство диагностики и коррекции (один из важнейших принципов).

В итоге мы должны спросить себя:

Какие качества должны быть у ребенка при окончании образоывательного учереждения ?

И ответить, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт:

– умение ставить цель и добиваться ее;

– умение самостоятельно добывать знания;

– умение заботиться о других, быть достойным человекои

Инновации, которые рекомендует ФГОС, изменят образование в нашей стране.

Эти нововведения предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, логопеда, обучающихся.

Нам необходимо изучать разработанные нормативные документы, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы.

Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС

Фазлыева Олеся Игоревна

Учитель-логопед, МОУ СОШ №6 с УИОП, ЯНАО, г. Надым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фазлыева О.И. Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 19.03.2020 ).

Форма занятия: групповое логопедическое

Класс: 2

Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, оптической дисграфии;

воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно – познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План занятия:

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1мин.

Актуализация знаний по теме- 3мин.

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15мин.

1. Логопед читает сказку «Торопыжкина беда».

2. Дифференциация букв п – т

3. Дифференциация звуков [п] – [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек».

V. Этап. Закрепление изученного материала. – 12мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

8. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» -3 мин.

9. Временные понятия.

10. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог занятия)- 5 минут

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector