Требования с лоцманским судам
Prokurors.ru

Юридический портал

Требования с лоцманским судам

Приложение. Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации

к приказу Минтранса РФ

от 3 февраля 1995 г. N 11

Положение
о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Лоцманская проводка судов имеет целью обеспечение безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, а также на акваториях портов, открытых для захода иностранных судов и подходах к ним, предотвращение происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, водных путей и средств навигационного ограждения.

1.2. Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Лоцманская служба должна иметь лицензию на право заниматься лоцманской проводкой судов.

Лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации или им уполномоченным органом на ведение лицензионной деятельности в установленном порядке.

Контроль за соблюдением лоцманскими службами лицензионных условий обеспечивается органами Российской транспортной инспекции.

1.4. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.6. Лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

1.7. Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы (Приложение N 1) на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания “Речной лоцман” выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с “Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта”, утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан сообщать в ближайшее линейное подразделение Государственной речной судоходной инспекции бассейна и Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

– об изменениях на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности плавания судов;

– о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;

– о нарушениях и неисправностях в действии средств навигационного ограждения;

– о невыполнении капитаном проводимого судна правил плавания и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.

1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана произошел несчастный случай, возмещение причиненного ущерба производится в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Установление районов обязательной и необязательной лоцманской проводки

ГАРАНТ:

См. Перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, утвержденный приказом Минтранса РФ от 4 сентября 2003 г. N 182

2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по представлению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.

2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.

Плавание таких судов без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение “Речной лоцман” или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

2.3. Департамент речного транспорта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку в районах, где лоцманская проводка является необязательной для:

– судов, которые сами или грузы на них могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде;

– судов, буксируемых и толкаемых составов, представляющих повышенную опасность для судоходства;

– крупнотоннажных морских и речных судов.

Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего сведения дополнениями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям и в “извещениях” судоводителям.

2.4. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.

3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

3.1. Капитан судна должен подать заявку за выделение лоцмана в сроки, установленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта – за 48 часов с последующим уточнением за 2 часа до начала лоцманской проводки.

При стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее 8 часов до отхода судна. Сроки подачи заявок объявляются в извещениях судоводителям.

Решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход принимает капитан судна.

При вызове лоцмана капитаном лоцманские службы обязаны немедленно направить на судно лоцмана и уведомить капитана о времени его прибытия. В случае невозможности направить лоцмана немедленно они обязаны сообщить капитану, когда прибудет лоцман.

Лоцманская служба несет материальную ответственность в размере полной себестоимости содержания судна за простой судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.

3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна на лоцманское удостоверение и квитанцию установленного образца (приложение N 2).

3.3. При приеме лоцмана на борт судна или убытия его капитан принимает меры по безопасной посадке и высадке. Капитан безвозмездно предоставляет лоцману на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем.

Эти правила относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вместе с лоцманом с целью прохождения практики.

3.4. Капитан судна объявляет лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна, которые вносятся в квитанцию лоцмана, подписываемую капитаном.

Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.

Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке.

3.5. Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.

3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мостик, то один из членов командного состава судна судоводительской специальности должен заменить его на мостике или приостановить движение судна.

Если время проводки судна составляет более 12 часов, а судно работает в круглосуточном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.

3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других судов, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.

3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.

3.10. В случае обоснованного сомнения в правильности рекомендации лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг в присутствии третьего лица, с записью об этом в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены лоцмана.

3.11. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

3.12. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана или другого вахтенного начальника ответственности за управление судном и обеспечение безопасности плавания.

4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

4.1. Суда иностранных государств при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, подлежат обязательной лоцманской проводке.

4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания “Речной лоцман” 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Присвоение квалификационной категории “Речной лоцман” 1 класса лоцманам 2 класса производится по представлению руководителя лоцманской службы (организации) при условии безупречной и безаварийной работы их в должности лоцмана в течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттестационной комиссии.

4.3. Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию – английский.

В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со “Стандартным морским навигационным словарем-разговорником”, рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

4.4. Лоцман обязан осуществлять контроль за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

5. Лоцманский сбор

5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным “Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации”. Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями.

Размеры и порядок взимания и использования сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.2. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов

6.1. Лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор Департамента
речного транспорта

Требования с лоцманским судам

Утвержден и введен в действие

от 28 декабря 2005 г. N 396-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Shipbuilding. Inland navigation. Pilot craft.

Classification and basic requirements

ГОСТ Р ИСО 6216-2005

1 января 2007 года

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”.

Сведения о стандарте

1. Подготовлен Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации “Лот” ФГУП “ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова” на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 “Судостроение”.

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 396-ст.

4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6216:1980 “Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства . Классификация и основные требования” (ISO 6216:1980 ” Shipbuilding – Inland navigation – Pilot craft – Classification and basic requirements “).

5. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию самоходных плавучих средств (далее – плавсредств ), применяемых для лоцманского обслуживания транспортных судов в закрытых бассейнах, устьевых участках рек и на открытых морских рейдах, а также требования, предъявляемые к ним.

Стандарт разработан в целях содействия сектору международной торговли, который развивается с применением транспортных судов, для улучшения условий труда и повышения техники безопасности на водном транспорте, а также унификации ряда терминов, используемых при проектировании и эксплуатации судов служебно-вспомогательного флота.

Читать еще:  Что мне будет если один месяц надзора не отмечен?

Плавсредства , используемые в основном для проводки транспортных судов методом лидирования, по усмотрению компетентных органов могут освобождаться от выполнения требований, устанавливаемых настоящим стандартом, полностью или частично.

Возможность и объем применения требований стандарта к лоцманским плавсредствам , плавающим под военно-морским флагом, определяется компетентными органами.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО 6217. Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства . Отличительная окраска и надписи.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Лоцманские суда ( pilot ships ): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют им осуществлять доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов в районах, удаленных от берега более чем на 20 миль, непосредственно с борта на борт или с помощью лоцманских ботов.

3.2. Лоцманские катера ( pilot launches ): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют им производить доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов непосредственно с борта на бо рт в пр еделах 20-мильной зоны.

3.3. Лоцманские боты ( pilot boats ): плавсредства с механическим двигателем, которые могут быть принадлежностью лоцманского судна. Они служат для доставки лоцмана на расстояния до 5 миль, считая от лоцманского судна или от берега.

4.1. В зависимости от водоизмещения при полных запасах воды, топлива и масла, с полным составом экипажа и лоцманов на борту все плавсредства , предназначенные для доставки лоцманов, делятся на три типа согласно таблице 1.

Классификация лоцманских плавсредств

Лоцманские боты
Лоцманские катера
Лоцманские суда

4.2. В зависимости от географических условий эксплуатации (климатических зон), определяющих исполнение судовых механизмов, состав оборудования и обустройство жилых помещений, лоцманские плавсредства подразделяют на три группы:

A – для полярных районов;

B – для районов средних широт;

C – для районов тропиков.

5. Требуемые характеристики

5.1. Все лоцманские плавсредства должны иметь скорость, достаточную для эффективного выполнения всех операций, связанных с проводкой транспортных судов в районе их службы.

5.2. Суда и катера должны иметь период качки не менее:

Плавсредства , собственные характеристики которых не обеспечивают этих параметров, должны быть оборудованы устройствами, повышающими плавность качки (успокоителями, стабилизаторами, скуловыми килями и т.д.). Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна удовлетворять требованиям компетентных органов.

5.3. Плавсредства всех типов должны обеспечивать безопасный прием – высадку лоцмана при высоте волны до 3,5 м.

6. Конструкции, оборудование и снабжение

6.1. В дополнение к средствам радиосвязи, предписанным компетентными органами для обеспечения безопасности мореплавания, все лоцманские средства должны быть оборудованы стационарными или переносными ультракоротковолновыми радиостанциями, обеспечивающими связь по международным каналам с обслуживаемыми судами и лоцманскими станциями. Лоцманские суда должны иметь основную и запасную ультракоротковолновую радиостанции.

6.2. Суда и катера группы A должны иметь:

a) эффективные средства для борьбы с обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, а также площадки для передачи и приема лоцмана;

b) РЛС с предельно малой мертвой зоной, причем на судах рекомендуется устанавливать две РЛС – основную и резервную;

c) специальные прожекторы с противотуманными светофильтрами.

Примечание. Для ботов требования настоящего пункта – рекомендуем.

6.3. Лоцманские плавсредства группы A должны иметь ледовые усиления, категория которых определяется компетентными органами, исходя из условий ледовой обстановки, типичной для района эксплуатации данного плавсредства .

Необходимость ледового усиления плавсредств группы B устанавливается компетентными органами.

6.4. Лоцманские боты группы A должны оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при минусовых температурах.

6.5. Элементы якорного устройства лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь должны иметь повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен приниматься на 10% больше по сравнению с тем, который требуется правилами классификационных обще ств дл я других судов таких же размерений .

6.6. Конструкция механизированных лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться суда и катера, должна обеспечивать их эффективное и безопасное использование в условиях вибрации, качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается эксплуатация судна или катера в данном районе.

Подъемник должен располагаться возможно ближе к плоскости мидельшпангоута , где амплитуда килевой качки минимальна, и так, чтобы площадка (кабина) с лоцманом постоянно находилась в поле зрения вахтенного штурмана.

6.7. Для обеспечения видимости из рубки лоцманского судна, катера или бота борта обслуживаемого судна при передаче лоцмана, в подволоке рубки должны устанавливаться иллюминаторы соответствующей конструкции.

6.8. Для трансляции команд сигналов суда и катера должны оборудоваться громкоговорителями, обеспечивающими достаточную слышимость подаваемых команд с носа, с кормы и по бортам.

6.9. Состав спасательных средств должен определяться с учетом, что все лоцманы, которые могут находиться одновременно на судне или катере, являются членами их команды.

6.10. Лоцманские суда и катера должны иметь повышенные маневренные качества. В этих целях рекомендуется оборудовать их двухвальными силовыми установками с винтом регулируемого шага (ВРШ), дизель-электрическими установками, обеспечивающими возможность самого малого хода, поворотными насадками или винторулевыми колонками.

6.11. Для обеспечения швартовки к высокобортным судам на катерах и ботах должны устанавливаться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение швартовного троса в направлении, близком к вертикальному .

Места установки киповых планок должны выбираться так, чтобы натяжение швартовного троса не приводило к созданию кренящих моментов, опасных для остойчивости.

6.12. Для обеспечения безопасности лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть палубы катеров должна быть максимально свободной от оборудования и иметь нескользящее покрытие.

Устанавливаемый на палубе бота в районе приема лоцмана штанга-поручень должен находиться по возможности ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам штанга-поручень должен отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем безопасность лоцмана при крене бота и возможность схватиться за поручень в то время, когда он другой рукой держится за забортный трал.

Площадь палубы в носовой оконечности катера и бота должна быть достаточной для приема лоцмана с забортного трапа и с платформы подъемника.

6.13. Для безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль борта на палубе (с каждого борта) должен быть проход шириной не менее 600 мм с поручнем по надстройке.

6.14. Оборудование помещений для экипажа и лоцмана должно соответствовать требованиям компетентных органов к оборудованию судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической зоне.

6.15. Все плавсредства должны оборудоваться эластичными (надувными) или другими кранцами одобренного типа и привальными брусьями, эффективно смягчающими удары о корпус транспортного судна.

6.16. Место, с которого осуществляется посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом, чтобы свет не слепил лоцмана, рулевое судно, принимающее лоцмана, и членов команды, обслуживающей устройство для спуска и подъема (для ботов требования настоящего пункта – рекомендуем).

6.17. Кроме общих огней, несение которых обязательно по правилам судоходства в данном районе, и специальных, предусмотренных Международными правилами предупреждения столкновения судов (МППСС-72), лоцманские плавсредства должны иметь унифицированные сигнальные огни (для дневного времени – знаки), обозначающие: “сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами”. В любом случае, независимо от того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства , в дневное время суток на нем должен быть поднят флаг “H” Международного свода сигналов, обозначающий: “на борту лоцман”.

6.18. Все лоцманские плавсредства , периодически или постоянно используемые для проводки судов методом лидирования, должны иметь огни, указанные в 6.17, а также дополнительные специальные, установленные по унифицированной схеме так, чтобы их свет направлялся только в корму в пределах сектора кормового огня.

Все лоцманские плавсредства должны иметь специальную окраску корпуса и надстройки, отличающую их от судов других типов, и унифицированные надписи международного образца в соответствии с ГОСТ Р ИСО 6217.

© Информационно-справочная онлайн система “Технорма.RU” , 2010 – 2020

E-mail: tehnorma@tehnorma.ru

Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.

Примеры наших ссылок и кнопок “ТЕХНОРМА.RU” для установки в блоге, на форуме или сайте.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию самоходных плавучих средств (далее – плавсредств), применяемых для лоцманского обслуживания транспортных судов в закрытых бассейнах, устьевых участках рек и на открытых морских рейдах, а также требования, предъявляемые к ним.

Стандарт разработан в целях содействия сектору международной торговли, который развивается с применением транспортных судов, для улучшения условий труда и повышения техники безопасности наводном транспорте, а также унификацииряда терминов, используемых припроектировании и эксплуатации судов служебно-вспомогательного флота.

Плавсредства, используемые в основном для проводки транспортных судов методом лидирования,по усмотрению компетентных органов могут освобождаться от выполнения требований, устанавливаемых настоящим стандартом, полностью или частично.

Возможность и объем применения требований стандарта к лоцманским плавсредствам, плавающим под военно-морским флагом, определяется компетентными органами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО 6217-2005 Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Отличительная окраска и надписи

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лоцманские суда (pilot ships): Плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которыхпозволяютимосуществлять доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов в районах, удаленных от берега более чем на 20 миль, непосредственно с борта на борт или с помощью лоцманских ботов.

3.2 лоцманские катера ( pilot launches): Плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют им производить доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов непосредственно с борта на борт в пределах 20-мильной зоны.

3.3 лоцманские боты (pilot boats): Плавсредства с механическим двигателем, которые могут быть принадлежностью лоцманского судна. Они служат для доставки лоцмана на расстояния до 5 миль, считая от лоцманского судна или от берега.

4 Классификация

4.1 В зависимости от водоизмещения при полных запасах воды, топлива и масла, с полным составом экипажа и лоцманов на борту все плавсредства, предназначенные для доставки лоцманов, делятся на три типа согласно таблице 1.

Таблица 1 – Классификация лоцманских плавсредств

4.2 В зависимости от географических условий эксплуатации (климатических зон), определяющих исполнение судовых механизмов, состав оборудования иобустройство жилых помещений,лоцманские плавсредства подразделяют на три группы:

А – для полярных районов;

В – для районов средних широт;

С – для районов тропиков.

5 Требуемые характеристики

5.1 Все лоцманские плавсредства должны иметь скорость, достаточную для эффективного выполнения всех операций, связанных с проводкой транспортных судов в районе их службы.

5.2 Суда и катера должны иметь период качки не менее:

Плавсредства, собственные характеристики которых не обеспечивают этих параметров, должны быть оборудованы устройствами, повышающими плавность качки (успокоителями, стабилизаторами, скуловыми килями и т.д.). Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна удовлетворять требованиям компетентных органов.

5.3 Плавсредства всех типов должны обеспечивать безопасный прием – высадку лоцмана при высоте волны до 3,5 м.

6 Конструкции, оборудование и снабжение

6.1 В дополнение к средствам радиосвязи, предписанным компетентными органами для обеспечения безопасности мореплавания, все лоцманские средства должны быть оборудованы стационарными или переносными ультракоротковолновыми радиостанциями, обеспечивающими связь по международным каналам с обслуживаемыми судами и лоцманскими станциями. Лоцманские суда должны иметь основную и запасную ультракоротковолновую радиостанции.

6.2 Суда и катера группы А должны иметь:

а) эффективные средства для борьбы с обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, а также площадки для передачи и приема лоцмана;

в) РЛС с предельно малой мертвой зоной, причем на судах рекомендуется устанавливать две РЛС – основную и резервную;

с) специальные прожекторы с противотуманными светофильтрами.

Примечание – Для ботов требования настоящего пункта – рекомендуем.

6.3 Лоцманскиеплавсредства группы А должныиметьледовыеусиления,категориякоторыхопре-деляется компетентными органами, исходя из условий ледовой обстановки, типичной для района эксплуатации данного плавсредства.

Необходимость ледового усиления плавсредств группы В устанавливается компетентными органами.

6.4 Лоцманские боты группы А должны оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при минусовых температурах.

6.5 Элементы якорного устройства лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь должны иметь повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен приниматься на 10 % больше по сравнению с тем, который требуется правилами классификационных обществ для других судов таких же размерений.

6.6 Конструкция механизированных лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться судаикатера,должнаобеспечивать ихэффективное и безопасноеиспользованиев условиях вибрации, качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается эксплуатация судна или катера в данном районе.

Подъемник должен располагаться возможно ближе к плоскости мидельшпангоута, где амплитуда килевой качки минимальна, и так, чтобы площадка (кабина) с лоцманом постоянно находилась в поле зрения вахтенного штурмана.

6.7 Для обеспечения видимости из рубки лоцманского судна, катера или бота борта обслуживаемого судна при передаче лоцмана, в подволоке рубки должны устанавливаться иллюминаторы соответствующей конструкции.

Читать еще:  Льготы многодетным семьям в новосибирской области в 2018 году

6.8 Для трансляции команд сигналов суда и катера должны оборудоваться громкоговорителями, обеспечивающими достаточную слышимость подаваемых команд с носа, с кормы и по бортам.

6.9 Составспасательныхсредствдолженопределяться сучетом,что вселоцманы,которыемогут находиться одновременно на судне или катере, являются членами их команды.

6.10 Лоцманские суда и катера должны иметь повышенные маневренные качества. В этих целях рекомендуется оборудовать их двухвальными силовыми установками с винтом регулируемого шага (ВРШ), дизель-электрическими установками, обеспечивающими возможность самого малого хода, поворотными насадками или винторулевыми колонками.

6.11 Для обеспечения швартовки к высокобортным судам на катерах и ботах должны устанавливаться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение швартовного троса в направлении, близком к вертикальному.

Места установки киповых планок должны выбираться так, чтобы натяжение швартовного троса не приводило к созданию кренящих моментов, опасных для остойчивости.

6.12 Для обеспечения безопасности лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть палубы катеров должна быть максимально свободной от оборудования и иметь нескользящее покрытие.

Устанавливаемый на палубе бота в районе приема лоцмана штанга-поручень должен находиться по возможности ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам штанга-поручень должен отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем безопасность лоцмана при крене бота и возможность схватиться за поручень в то время, когда он другой рукой держится за забортный трал.

Площадь палубы в носовой оконечности катера и бота должна быть достаточной для приема лоцмана с забортного трапа и с платформы подъемника.

6.13 Для безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль борта на палубе (с каждого борта) должен быть проход шириной не менее 600 мм с поручнем по надстройке.

6.14 Оборудование помещений для экипажа и лоцмана должно соответствовать требованиям компетентных органов к оборудованию судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической зоне.

6.15 Все плавсредства должны оборудоваться эластичными (надувными) или другими кранцами одобренного типа и привальными брусьями, эффективно смягчающими удары о корпус транспортного судна.

6.16 Место, с которого осуществляется посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом, чтобы светне слепиллоцмана, рулевое судно, принимающее лоцмана, и членов команды,обслуживаю-щей устройство для спуска и подъема (для ботов требования настоящего пункта – рекомендуем).

6.17 Кроме общих огней, несение которых обязательно по правилам судоходства в данном районе, и специальных, предусмотренных Международными правилами предупреждения столкновения судов (МППСС-72), лоцманские плавсредства должны иметь унифицированные сигнальные огни (для дневного времени – знаки), обозначающие: «сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами». В любом случае, независимо от того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства, в дневное время суток на нем должен быть поднят флаг «Н» Международного свода сигналов, обозначающий: «на борту лоцман».

6.18 Все лоцманские плавсредства, периодически или постоянно используемые для проводки судов методом лидирования, должны иметь огни, указанные в 6.17, а также дополнительные специальные, установленные по унифицированной схеме так, чтобы их свет направлялся только в корму в пределах сектора кормового огня.

7 Обозначения

Все лоцманские плавсредства должны иметь специальную окраску корпуса и надстройки, отличающую их от судов других типов, и унифицированные надписи международного образца в соответствии с ГОСТ Р ИСО 6217.

Ключевые слова: судостроение, внутреннее судоходство, лоцманские плавсредства, классификация, основные требования

Лоцманское обеспечение

Лоцманское обеспечение осуществляется за счет лоцманской проводки судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море и на внутренних водных путях РФ. Перечень участков внутренних водных путей РФ, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, установлен приказом Минтранса России от 4 сентября 2003 г. № 182.

Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах в целях обеспечения безопасности плавания, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды.

В ст. 79 Кодекса торгового мореплавания 1968 г. устанавливалось, что независимо от флага и ведомственной принадлежности судна лоцманская проводка осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами. Данное положение было изменено в ст. 87 КТМ РФ, которая предусматривала создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2001 г. № 538 “О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов” был установлен перечень морских портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, что неправомерно ограничило сферу деятельности негосударственных лоцманов в пользу государственных лоцманских служб. Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П положения п. 2 ст. 87 КТМ РФ, согласно которому морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации, негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых Правительством РФ, а перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством РФ, и находящееся с ними в нормативном единстве вышеупомянутое постановление Правительства РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ.

В новой редакции ст. 87 КТМ РФ сказано, что морскими лоцманами могут быть граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного Минтрансом России по согласованию с Минобороны России и Росрыболовством.

Районы с обязательной и необязательной лоцманской проводкой судов устанавливаются Минтрансом России в обязательных постановлениях в морских портах. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта.

Лоцманская проводка судов обязательна, например, по Азовскому морю от Керченского пролива до портов РФ (приказ Минтранса России от 20 июля 2001 г. № 119); в районе морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (район селения Южная Озереевка) (приказ Минтранса России от 1 октября 2001 г. № 147); в Финском заливе от острова Родшер до портов РФ (приказ Минтранса России от 2 октября 2001 г. № 149); в Татарском проливе и Амурском лимане, в морских портах, расположенных на побережье Татарского пролива и Амурского лимана, в устьевой части реки Амур, а также в порту Москальво (приказ Минтранса России от 1 августа 2002 г. № 105).

Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского торгового порта.

В районах, где лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой.

Кроме обеспечения безопасности мореплавания лоцманы имеют обязанности публично-правового характера, которые включают обязанность незамедлительно сообщать капитану морского порта:

  • – о любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
  • – любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
  • – невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

В целях безопасности плавания судна капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований; может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет его в море или будет сменен другим лоцманом.

В случае если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

Капитан судна, нарушивший требование об обязательности лоцманской проводки, несет административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за его управление.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана, а там, где она обязательна, должен потребовать у капитана порта заменить лоцмана.

Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

В КТМ РФ не содержится указаний на то, за чей счет содержатся лоцманские службы [1] . Согласно ст. 106 КТМ РФ с судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор, размер которого, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством РФ.

Лоцманская проводка судов по внутренним судоходным путям РФ осуществляется в соответствии с Положением о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ, введенным в действие приказом Минтранса России от 3 февраля 1995 г. № 11, заменившим действовавший ранее приказ министра речного флота РСФСР от 5 апреля 1961 г. № 52-пр “Об организации лоцманской службы для проводки по внутренним водным путям РСФСР судов и плавучих объектов сторонних организаций”. Указанное Положение устанавливает цели лоцманской проводки, районы обязательной и необязательной лоцманской проводки, определяет взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна, особенности лоцманской проводки иностранных судов, лоцманский сбор и ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов.

Лоцманская деятельность является лицензируемой. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции РФ. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции РФ.

Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы на право работы в определенных районах проводки судов. Лоцманские удостоверения с присвоением звания “Речной лоцман” выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Минтранса России по представлению государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам. Плавание в таких районах без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых, капитан или первый штурман (старший помощник), должен иметь удостоверение “Речной лоцман” или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

Капитан судна, предполагающего плавание в районах обязательной лоцманской проводки, обязан:

  • – подать заявку на выделение лоцмана (сроки устанавливаются на основании обязательных постановлений по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта, – за 48 часов с последующим уточнением за два часа до начала лоцманской проводки; при стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее восьми часов до отхода судна);
  • – принять решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход;
  • – принять меры безопасности при приеме лоцмана на борт судна или его убытии;
  • – безвозмездно предоставить лоцману (стажеру лоцмана) на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем;
  • – предоставить лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна.

Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана и может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

Лоцманский сбор собирается с судов, воспользовавшихся услугами лоцмана, и его размер определяется исходя из Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, 1993 г.

Читать еще:  Разъяснение действий психиатров по отношению к ребенку инвалиду

За ненадлежащее исполнение проводки судов ответственность несут как лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, так и лоцман.

Глава VI. Морские лоцманы(статьи с 85 по 106)

§ 1. Лоцманская проводка судов (статьи с 85 по 92)

Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Статья 86. Цели лоцманской проводки судов

Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:

обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;

защиты морской среды.

Статья 87. Морские лоцманы

1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.

2. Морским лоцманом (далее – лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

3. Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. (Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)

4. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лицо, не прошедшее медицинского осмотра, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)

5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр. (Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 113-ФЗ.

Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора . (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, орган государственного надзора вправе принимать решение:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;

об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. (Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта (пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ.

Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов

Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов

1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.

2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой (пункт дополнительно включен с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ).

Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:

любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна (статьи с 93 по 102). Статья 93. Лоцманское удостоверение

§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна (статьи с 93 по 102)

Статья 93. Лоцманское удостоверение

1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.

2. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана

Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана

1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.

2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.

Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне

Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне

1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.

Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.

2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.

Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому

Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому

Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна

Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна

В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.

Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом

Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом

В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

Статья 100. Оставление судна лоцманом

Статья 100. Оставление судна лоцманом

Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.

Статья 101. Возвращение лоцмана

Статья 101. Возвращение лоцмана

1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.

2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.

Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.

2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор (статьи с 103 по 106). Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна

§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор (статьи с 103 по 106)

Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.

Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности

Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности

1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 105. Ответственность перед третьими лицами

Статья 105. Ответственность перед третьими лицами

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.

Статья 106. Лоцманский сбор

Статья 106. Лоцманский сбор

С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector