Устав приводим в соответствие с 99-ФЗ
Prokurors.ru

Юридический портал

Устав приводим в соответствие с 99-ФЗ

Соответствие устава ФЗ №312 и №99. Как оформить процедуру приведения устава в соответствие с законом?

30.12.2008 был принят ФЗ №312 «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, 05.05.2014г. был принят ФЗ №99 «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ». Данные законы серьезным образом изменили статьи гражданского кодекса, отвечающие за правила регистрации и ведения бизнеса, которые отражаются в учредительном документе (уставе) организации.

Насколько необходимо приведение устава ООО в соответствие с действующим законодательством?

Отметим, что закон (ФЗ 312 и 99) предписывает ООО осуществить процедуру приведения в соответствие устава с новыми требованиями ГК при первом внесении любых изменений в учредительные документы (устав). До этого момента устав в старой редакции остается действительным в той части, которая не противоречит ФЗ №14 от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью».

На практике это означает, что намеренно и незамедлительно приводить уставы ООО в соответствие с ФЗ №99 и №312, в большинстве случаев, не требуется. Более того, если общество зарегистрировано после 1 сентября 2014 года, приводить устав ООО в соответствие с последними изменениями законодательства вообще не нужно.

Какие изменения в ГК предусматривает ФЗ №99 от 2014 года

  • Во-первых, согласно изменениям ФЗ №99, теперь можно не вписывать в устав полный адрес места нахождения исполнительного органа общества, а указать только город.

При этом только из-за изменения адреса юридического лица на место нахождения вносить изменения в устав нет необходимости. Населенный пункт, как того требует закон, указан, дополнительные сведения нарушением не являются.

  • Согласно последним изменениям ГК в отечественный правовой оборот введены понятия «корпорация», а также «публичные» и «непубличные» общества.

ООО является корпоративным юридическим лицом, непубличным обществом. В настоящий момент в связи с введением новых понятий ООО не обязано вносить изменения в устав.

  • Ст. 65.2, добавленная в ГК, содержит перечень прав и обязанностей участников корпорации. В частности, в ГК в отличие от ФЗ «Об ООО» прописаны права, касающиеся обжалования решений органов корпорации, сделок.

Прописывать в уставе права и обязанности участника корпорации в обязательном порядке не требуется – вновь добавленная в ГК статья имеет силу независимо от содержания устава.

  • Еще одна новая статья ГК РФ, 66.3, предусматривает включение в устав ряда положений, уточняющих порядок формирования, полномочия и взаимодействие органов управления общества.

Вносить новые положения в устав следует в случае явных противоречий уже действующих положений новым законодательным требованиям.

  • Также в ст.66.3 прописана обязательность единогласного решения по вопросу об изменении процедуры преимущественной покупки доли или части доли в уставном капитале, а также максимальная доля участия одного участника ООО в УК общества. Соответственно, если в вашем уставе указано иное количество голосов для принятия вышеозначенных решений, следует привести устав ООО в соответствие с ФЗ.

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при приведении устава ООО в соответствие с ФЗ

Прежде чем начать рассматривать рекомендации обращаем ваше внимание на то, что сервис eRegistrator.ru позволяет сформировать новую редакцию устава в полном соответствии с требования законодательства и максимально отвечающую требованиям вашего бизнеса.

  • Рекомендуется исключить из устава возможность самостоятельной (без обращения к независимому оценщику) оценки стоимости имущества, вносимого в уставный капитал.
  • Рекомендуется сверить полномочия органов ООО и количество голосов, обязательных для принятия отдельных решений по изменению порядка управления обществом, если эти положения прописаны в уставе.
  • Можно вписать в устав процедуру извещения участников о намерении обратиться в суд с исками, которые прописаны в п. 2 ст.65.2 ГК.
  • Можно также вписать в устав право сразу нескольких лиц выступать от имени общества.
  • Если в обществе более одного участника, то в уставе рекомендуется указать способ заверения решения общего собрания без обращения к нотариусу.

Какие документы нужны для приведения устава в соответствие с ФЗ №99

  • Заявление по форме р13001, заверенное у нотариуса
  • Решение о приведении устава в соответствие (если в обществе один участник);
  • Протокол о приведении устава в соответствие (если в обществе более одного участника)
  • Доверенность и две нотариально заверенные копии (если документы подает не заявитель)

Госпошлину при приведении устава в соответствие с ФЗ №99 платить не требуется (п.12 ст.3 ФЗ №99).

Особенности заполнения документов и формы Р13001

При приведении в соответствии устава Федеральному закону требуется заполнить титульный лист и последние листы на заявителя.

При заполнении заявления Р13001 для приведения устава в соответствие с ФЗ №312 в во втором разделе титульного листа необходимо поставить галочку, для 99-ФЗ этого делать не нужно.

Заявителем при регистрации изменений является единоличный исполнительный орган предприятия, то есть директор ООО.

Протокол и решение при приведении устава в соответствие должны содержать формулировку о принятом решении: “привести в соответствие с Федеральным законом. “

Наш сервис “Заполнить формы для изменения устава ООО онлайн” поможет вам подготовить полный пакет документов для регистрации данных изменений.

Если вы регистрируете только приведение в соответствие, то госпошлину платить не нужно. В этом случае рекомендуется подготовить сопроводительное письмо, в котором дается ссылка на соответствующую формулировку закона.

Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, – напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

Помогите, пожалуйста, не могу разобраться. Есть два закона ФЗ 99 и ФЗ 312,

в соответствии с каким необходимо приводить устав ООО в соответствие?

Ольга Владимировна, Вы фактически просите консультацию, тем более, что связанную с коммерческим вопросом. Это платная услуга. Обратитесь к любому юристу в личные сообщения.

Оля, читайте внимательно и поймете.

30.12.2008 был принят ФЗ №312 «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, 05.05.2014 г. был принят ФЗ №99 «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ». Данные законы серьезным образом изменили статьи гражданского кодекса, отвечающие за правила регистрации и ведения бизнеса, которые отражаются в учредительном документе (уставе) организации.

Отмечу, что закон (ФЗ 312 и 99) предписывает ООО осуществить процедуру приведения в соответствие устава с новыми требованиями ГК при первом внесении любых изменений в учредительные документы (устав). До этого момента устав в старой редакции остается действительным в той части, которая не противоречит ФЗ №14 от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью».

На практике это означает, что намеренно и незамедлительно приводить уставы ООО в соответствие с ФЗ №99 и №312, в большинстве случаев, не требуется. Более того, если общество зарегистрировано после 1 сентября 2014 года, приводить устав ООО в соответствие с последними изменениями законодательства вообще не нужно.

Какие изменения в ГК предусматривает ФЗ №99 от 2014 года

• Во-первых, согласно изменениям ФЗ №99, теперь можно не вписывать в устав полный адрес места нахождения исполнительного органа общества, а указать только город.

При этом только из-за изменения адреса юридического лица на место нахождения вносить изменения в устав нет необходимости. Населенный пункт, как того требует закон, указан, дополнительные сведения нарушением не являются.

• Согласно последним изменениям ГК в отечественный правовой оборот введены понятия «корпорация», а также «публичные» и «непубличные» общества.

Читать еще:  Может ли представитель истца подать по месту регистрации представителя

ООО является корпоративным юридическим лицом, непубличным обществом. В настоящий момент в связи с введением новых понятий ООО не обязано вносить изменения в устав.

• Ст. 65.2, добавленная в ГК, содержит перечень прав и обязанностей участников корпорации. В частности, в ГК в отличие от ФЗ «Об ООО» прописаны права, касающиеся обжалования решений органов корпорации, сделок.

Прописывать в уставе права и обязанности участника корпорации в обязательном порядке не требуется – вновь добавленная в ГК статья имеет силу независимо от содержания устава.

• Еще одна новая статья ГК РФ, 66.3, предусматривает включение в устав ряда положений, уточняющих порядок формирования, полномочия и взаимодействие органов управления общества.

Вносить новые положения в устав следует в случае явных противоречий уже действующих положений новым законодательным требованиям.

• Также в ст.66.3 прописана обязательность единогласного решения по вопросу об изменении процедуры преимущественной покупки доли или части доли в уставном капитале, а также максимальная доля участия одного участника ООО в УК общества. Соответственно, если в вашем уставе указано иное количество голосов для принятия вышеозначенных решений, следует привести устав ООО в соответствие с ФЗ.

Привести устав ООО в соответствие с ФЗ

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при приведении устава ООО в соответствие с ФЗ

Прежде чем начать рассматривать рекомендации обращаем ваше внимание на то, что сервис eRegistrator.ru позволяет сформировать новую редакцию устава в полном соответствии с требования законодательства и максимально отвечающую требованиям вашего бизнеса.

• Рекомендуется исключить из устава возможность самостоятельной (без обращения к независимому оценщику) оценки стоимости имущества, вносимого в уставный капитал.

• Рекомендуется сверить полномочия органов ООО и количество голосов, обязательных для принятия отдельных решений по изменению порядка управления обществом, если эти положения прописаны в уставе.

• Можно вписать в устав процедуру извещения участников о намерении обратиться в суд с исками, которые прописаны в п. 2 ст.65.2 ГК.

• Можно также вписать в устав право сразу нескольких лиц выступать от имени общества.

• Если в обществе более одного участника, то в уставе рекомендуется указать способ заверения решения общего собрания без обращения к нотариусу.

Какие документы нужны для приведения устава в соответствие с ФЗ №99

• Заявление по форме р 13001, заверенное у нотариуса

• Решение о приведении устава в соответствие (если в обществе один участник);

• Протокол о приведении устава в соответствие (если в обществе более одного участника)

• Доверенность и две нотариально заверенные копии (если документы подает не заявитель)

Привести устав ООО в соответствие с ФЗ

Госпошлину при приведении устава в соответствие с ФЗ №99 платить не требуется (п.12 ст.3 ФЗ №99).

При заполнении заявления Р 13001 для приведения устава в соответствие с ФЗ №312 в во втором разделе титульного листа необходимо поставить галочку, для 99-ФЗ этого делать не нужно.

Заявителем при регистрации изменений является единоличный исполнительный орган предприятия, то есть директор ООО.

Протокол и решение при приведении устава в соответствие должны содержать формулировку о принятом решении: “привести в соответствие с Федеральным законом. “

Приведение устава ООО в соответствии с главой 4 ГК РФ

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ”. Согласно п. 7 ст. 3 этого закона, внесшего соответствующие изменения в ГК РФ, учредительные документы юридических лиц должны быть приведены в соответствие с новыми нормами гражданского законодательства.

Учредительным документом для ООО, согласно п.1 ст.12 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью является устав общества.

Но это не означает, что все общества с ограниченной ответственностью должны немедленно приводить свои уставы в соответствие с новой редакцией ГК РФ. К тому же, если регистрация ООО проводилась после 1 сентября 2014 года, то вносить изменения в устав в соответствие с вышесказанным не нужно.

Как правило, приведение устава в соответствие с главой 4 частью первой ГК РФ, происходит при первом изменении, вносимом в устав. А до этого момента устав в старой редакции остается действительным в той части, которая не противоречит российскому законодательству. При всем при этом, если вы, например, решили изменить свой юридический или размер уставного капитала, то без его приведения устава в соответствие с главой 4 ГК РФ данные изменения налоговый орган не зарегистрирует.

Структура устава общества

По своему содержанию любой устав ООО состоит из:

  • обязательных законодательно закрепленных положений;
  • особых положений, которые включаются в него на усмотрение участников общества и не противоречат законодательству РФ.

1) Особые положения устава подлежат приведению в соответствие с новыми редакциями главы 4 части 1 ГК РФ и закона 14-ФЗ на основании фактических положений, вступающих в противоречие с действующим законодательством. Например, если в уставе содержатся сведения о процедуре ликвидации юридического лица, то они должны быть актуализированы в соответствии с новым порядком, установленным ГК РФ.

2) Обязательные положения устава закреплены в п.2 ст.12 новой редакции Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Вот полный перечень положений, указанных в законе:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • сведения о размере уставного капитала общества;
  • права и обязанности участников общества;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
  • сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
  • иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Новые изменение в законодательстве затрагивает и обязательные, и особые положения устава общества. Далее подробнее рассмотрим основные изменения для обществ с ограниченной ответственностью.

Основные изменения законодательства для ООО

Наименование ООО

Требования к наименованию общества остаются прежними (ст. 54 ГК РФ), хотя по желанию участников общества можно прописать в уставе, что ООО является непубличным обществом и корпоративным юридическим лицом (корпорацией) (ст. 65.1, 66.3 ГК РФ).

Место нахождения ООО и юридический адрес

В сведениях о месте нахождения общества теперь нужно указывать наименование населенного пункта, где зарегистрировано ООО (ст. 54 ГК РФ). Например, если вы зарегистрированы в Санкт-Петербурге, то в уставе указывается место нахождения ООО: город Санкт-Петербург. А полный юридический адрес (в пределах места нахождения) с указанием улицы, дома и офиса содержится только в ЕГРЮЛ.

В этом есть ряд преимуществ:

  • во-первых, при смене юридического адреса в пределах населенного пункта изменения вносятся только в ЕГРЮЛ, а не в устав;
  • во-вторых, изменения в ЕГРЮЛ не требую уплаты государственной пошлины, в отличие от изменений в устав.

Порядок принятия решений общим собранием участников

Изменился порядок принятия решений общим собранием участников. Пункт 3 статьи 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятие решения общим собранием участников, а так же состав участников, присутствующих при принятии этого решения, подтверждается путем нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен уставом общества, либо решение принято единогласно.

Читать еще:  Справка о трудоустройстве для удо к чему обязывает работодателя

«Иной способ» статья поясняет так: подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону. То есть, чтобы избежать лишних денежных и временных издержек, необходимо выбрать один из «иных способов» и внести в устав соответствующие изменения.

Расширенные права и обязанности участников

Новая редакция гражданского кодекса расширила права и обязанности участников общества (ст. 65.2, 67 ГК РФ). К основным дополнениям и изменениям можно отнести возможность участников обжаловать решения общества, которые повлекли какие-либо гражданско-правовые последствия, требовать, действую от имени общества, возмещения причиненных ООО убытков, оспаривать совершенные ООО сделки, требовать исключения другого участника из ООО в судебном порядке, если этот участник причинил вред обществу и т.д. Из вышеизложенных прав вытекают и обязанности, закрепленные в этой же статье кодекса.

Не лишним будет, если в уставе прописать порядок уведомления участников ООО о намерении участника или общества обратиться в суд с иском, требующие возмещения причиненных обществу убытков (статья 53.1), либо признания сделки общества недействительной или применения последствий недействительности сделки.

Денежная оценка имущественного (неденежного) вклада

Статья 66.2 ГК РФ вводит обязанность проведения денежной оценки неденежного вклада в уставный капитал общества независимым оценщиком, при этом участники не вправе определять денежную оценку такого вклада, превышающую оценку независимого оценщика.

При внесении изменений необходимо исключить из устава возможность самостоятельной (без обращения к независимому оценщику) оценки стоимости имущества, вносимого в уставный капитал, если это прописано в уставе.

Дополнительные положения устава

Статья 66.3 ГК РФ устанавливает, что по единогласному решению участников непубличного общества в устав могут быть включены дополнительные положения: о передаче коллегиальному органу управления (Совету Директоров) или исполнительному органу (Правлению) на рассмотрение части вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников, о передаче функций между Советом Директоров и Правлением, об отсутствии или создании ревизионной комиссии и т.д.

До вступления в силу новой редакции кодекса законодательно не требовалось принятие таких решений единогласно. Все положения, указанные в ст. 66.3 ГК РФ вносятся в устав исключительно по желанию участников. Это в частности не обязывает для ООО создавать ни коллегиальные органы, ни ревизионную комиссию (за исключением, когда число участников общества более пятнадцати).

Предоставление полномочий единоличного исполнительного органа

Статья 65.3 ГК РФ предусматривает, что уставом общества может быть прописано предоставление полномочий единоличного исполнительного органа (Директора) нескольким лицами, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа ООО может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Все внесенные в ГК РФ поправки начали действовать с 01.09.2014. Уставы всех ООО до приведения их в соответствие с законодательством действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Так же при этом внесение изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением в уставе, не потребует приведения устава ООО в соответствие с новыми положениями Гражданского Кодекса РФ.

По вопросам приведения устава в соответствие с гл. 4 ч.1. ГК РФ обращаться по телефону: 8 (965) 088-0513. Наши специалисты компетентно помогут Вам в данном вопросе.

Тема: приведение устава в соответствие ГК и 99 фз

Опции темы
Поиск по теме

приведение устава в соответствие ГК и 99 фз

старый устав.
нет обязательной необходимости приводить устав 2013г в соответствие изменениям 09.2014г и пр, как было по 312фз? изменения можно вносить по мере необходимости?

Да, с первыми изменениями.

Аноним,
Обязательно приводить при первом изменении в устав,

Поясните “при первом изменении” это значит, что если не приводили по 312 закону, то по 312 это и будет первое изменение, а остальные изменения после этого (по гк и 99фз 2014г) уже “не первые” и можно без галочки в 13001 на 1ой стр соответственно и вносить их по мере необходимости (инструкция по заполнению до сих пор со ссылкой, что галка ставится только при приведении в соответствие 312фз).

Аноним,
Это значит, что если НУЖНО будет менять устав в связи со сменой адреса, увеличением уставного капитала, желанием участников и т..п – то в этот момент нужно привести весь текст устава (а не только один пункт про адрес , например) в соответствие с законом

Да, это верно, но только для приведения в соответствие с 312фз (если ранее не приведен), а не к текущему ГК и 99фз.
При внесении изменений устава 2013г не нужно приводить к текущему ГК и 99фз, поскольку это не обязательно (это не правило 312фз; к уставу 2013 это неприменимо, т.к. он составлен уже после того, как были введены изменения 312) и не нужно ставить галку на 1ой стр. (к тому же галка по инструкции ставится только для 312фз).
Где вы видели, что нужно ровнять весь устав по текущему ГК и 99?

Аноним, п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ.
Галочку на 1 странице заявления 13001, действительно, ставить не надо.

Для тех кому лень читать или не могут найти:
7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

если Устав 2012 г., но при этом в соответствии с 99-ФЗ он не требует никаких поправок. при смене юр. адреса нужно ли в протоколе фиксировать, что приведение в соответствие с 99-ФЗ? т.к. с 2012 года мы его не обновляли в принципе. и сейчас в общем-то ничего не меняем

нет, иначе откажут, это будет противоречить форме 13001, ведь галку на первом листе формы о приведении в соотв. не ставим

в протоколе лучше прописать что приводите в соответствие с 99-ФЗ, но не обязательно
а вот текст устава должен соответствовать закону, хотя налоговая это не проверяет

Уважаемые, помогите, как правильно? Новая редакция устава.
1 вариант. В Уставе пишем “Решение о способе подтверждения принятых общим собранием участников Общества решений и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, определяется на общем собрании участников. Предложение о выборе способа подтверждения обязательно включается в повестку общего собрания и принимается участниками Общества единогласно. К способам подтверждения относятся: нотариальное удостоверение; подписание протокола всеми участниками или частью участников; использование технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иные способы, не противоречащие закону.” и на собрании решаем “Способом удостоверения принятых решений и состава участников Общества, присутствовавших при их принятии, является подписание протокола общего собрания участников всеми участниками”
2 вариант. В уставе пишем “Способом удостоверения принятых решений и состава участников Общества, присутствовавших при их принятии, является подписание протокола общего собрания участников всеми участниками”.

Нюансы приведения в соответствие с Гражданским кодексом РФ организационно-правовой формы непубличного открытого акционерного общества

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми, в частности акционерные общества стали подразделяться на публичные и непубличные.

Читать еще:  Пособия на питание беременным

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Таким образом, открытое акционерное общество при первом изменении своего устава обязано изменить наименование в зависимости от наличия или отсутствия у него признаков публичного общества на публичное акционерное общество или на акционерное общество соответственно.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” внесены изменения в часть 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” в части признания акционерного общества в качестве публичного.

Так, с 01.07.2015 не признается публичным акционерное общество, которое хотя и отвечает признакам публичного, установленным пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), но не внесло изменения в устав в части указания в наименовании на публичный статус и которое по состоянию на 01.09.2014 являлось закрытым акционерным обществом либо являлось открытым акционерным обществом, получившим в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или погасившим все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительные документы юридического лица, являющегося акционерным обществом, вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России (см. “Положение о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, утв. Банком России 02.03.2015 N 461-П, статью 30.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

Предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” документы для внесения в учредительные документы юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, изменений об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным, представляются указанным юридическим лицом в регистрирующий орган в течение четырнадцати рабочих дней со дня принятия Банком России решения об освобождении указанного юридического лица от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (пункт 5.2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”), а не в течение трех рабочих дней с момента наступления изменения наименования (пункт 5 указанной статьи).

Ситуация осложняется тем, что открытые и закрытые акционерные общества, осуществлявшие до 01.09.2014 раскрытие информации в соответствии со статьей 92 Закона об акционерных обществах и разделом VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее – Положение), продолжают осуществлять указанное обязательное раскрытие информации. При этом, как публичное акционерное общество, так и акционерное общество, не являющееся публичным, у которых в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг есть обязанность по раскрытию информации, вправе обратиться с заявлением об освобождении от указанной обязанности в случае, если они соответствуют требованиям, установленным статьей 30.1 Закона о рынке ценных бумаг.

Таким образом, для регистрирующего органа на практике весьма сложно отграничить открытые акционерные общества с публичным статусом от открытых акционерных обществ с непубличным статусом, что причиняет неудобства, в первую очередь, самим обществам.

И это несмотря на то, что обязанность по раскрытию информации непубличным акционерным обществом с числом акционеров 50 и менее, которое не осуществляет (не осуществляло) публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг, Законом об акционерных обществах в редакции Закона N 210-ФЗ не установлена.

Для решения возникшей проблемы Центральный Банк в письме от 25.11.2015 N 06-52/10054 “О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” рекомендовал тем акционерным обществам, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами и не соответствуют признакам публичного акционерного общества, установленным пунктом 1 статьи 66.3 ГК РФ, для государственной регистрации изменений, вносимых в устав (государственной регистрации устава в новой редакции), в части его приведения в соответствие с требованиями ГК РФ и исключения из наименования указания на тип акционерного общества, Банк России рекомендует дополнительно представлять в регистрирующий орган заверенную акционерным обществом или в нотариальном порядке копию документа, подтверждающего отсутствие у такого акционерного общества акций и конвертируемых в акции ценных бумаг, которые размещались посредством открытой подписки (выписки из реестра эмиссионных ценных бумаг).

Однако, указанная выписка, по мнению регистрирующего органа, не содержит сведений собственно об отсутствии обязанности по раскрытию информации, поэтому случаи ее предоставления для государственной регистрации изменений в учредительные документы неизвестны практике.

Исходя из изложенного, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы открытого акционерного общества с целью изменения его наименования на акционерное общество (соответственно, с непубличным статусом) рекомендуется предоставить в регистрирующий орган либо освобождение от раскрытия информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо прямое письменное подтверждение Центрального Банка России об отсутствии обязанности раскрывать такую информацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector