Беларусь налог на землю 2018
Prokurors.ru

Юридический портал

Беларусь налог на землю 2018

Беларусь налог на землю 2018

Р.С. ПОПКОВА
главный государственный налоговый инспектор управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Порядок исчисления и уплаты организациями земельного налога регулируется нормами главы 18 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» (далее — Указ № 29).

На основании положений статьи 195 НК налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей НК.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Кадастровая стоимость земельного участка — расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра (далее — регистр стоимости) (ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Следует обратить внимание , что сведения о кадастровой стоимости земельного участка — налоговой базе земельного налога можно получить из регистра стоимости, так как в силу норм статьи 84 Кодекса Республики Беларусь о земле регистр стоимости является частью государственного земельного кадастра и содержит сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков, полученной при проведении их кадастровой оценки.

Порядок ведения регистра стоимости установлен Инструкцией о порядке ведения регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 37 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция № 37).

Пунктом 7 Инструкции № 37 установлено, что база данных регистра стоимости содержит в том числе сведения о кадастровой стоимости земельных участков, зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, на 1 января календарного года для определения налоговой базы земельного налога.

Следовательно, для определения налоговой базы земельного налога плательщик должен получить сведения о кадастровой стоимости земельных участков из регистра стоимости.

При получении сведений о кадастровой стоимости 1 кв. м земель стоимость 1 кв. м по соответствующему виду функционального использования умножается на площадь земельного участка в кв. м (в 1 га 10 000 кв. м).

Следует обратить внимание , что согласно пункту 33 Инструкции № 37 в случае если земельный участок, по которому предоставляются сведения из регистра стоимости, расположен в более чем одной оценочной зоне, выдаются сведения о кадастровой стоимости 1 кв. м земель оценочной зоны, в которой расположена большая по площади часть земельного участка. Соответственно при определении кадастровой стоимости земельного участка необходимо учитывать данную норму Инструкции № 37.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется согласно сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, зарегистрированного в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. За получением данных сведений плательщикам следует обратиться на сайт vl.nca.by в раздел «Налоговая база земельного налога» или с заявлением в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.

Если землепользователь желает получить сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков в виде выписки из регистра стоимости, заверенной печатью и подписью, ему следует обратиться в любую из нижеследующих организаций:

  • ГУП «Национальное кадастровое агентство»;
  • РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»;
  • РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»;
  • РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»;
  • РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»;
  • РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»;
  • РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»;
  • РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».

При этом услуги по выдаче информации о кадастровой стоимости земель, земельных участков в виде выписок из регистра стоимости оказываются на платной основе.

Статьей 195 НК установлено, что налоговая база земельного налога определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Так, пунктом 7 Указа № 29 установлено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2018 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 г. определяется по видам функционального использования земель в следующем порядке:

  • для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь (далее — Национальный банк), установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 и 2018 гг.

Официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком на 1 января 2016 г., — 1,8569 бел. руб.

Прогнозный индекс роста потребительских цен для определения налоговой базы земельного налога на 2017 г. составляет 112,6 %, на 2018 г. — 107,4 %;

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату кадастровой оценки таких зон.

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 27 утверждена Инструкция о порядке проведения кадастровой оценки земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов.

В соответствии с вышеназванной Инструкцией кадастровая оценка земель производится по инициативе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь не реже чем через четыре года по следующим видам функционального использования земель:

  • жилая усадебная зона (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы);
  • жилая многоквартирная зона;
  • общественно-деловая зона;
  • производственная зона;
  • рекреационная зона.

Заказчиком кадастровой оценки земель является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Результатом кадастровой оценки земель являются кадастровые стоимости земель, земельных участков, полученные по согласованным моделям оценки, в белорусских рублях и долларах США (с пересчетом белорусских рублей в доллары США по официальному курсу Национального банка на дату кадастровой оценки земли).

Пример расчета кадастровой стоимости земельного участка

В соответствии с решением исполнительного комитета организации предоставлен земельный участок для эксплуатации и обслуживания административного здания. Земельный участок расположен по адресу: г. Минск, ул. Воронянского, 11.

Для того чтобы рассчитать налоговую базу — кадастровую стоимость земельного участка для правильного исчисления и уплаты земельного налога за 2018 г., необходимо произвести следующие действия:

  • учитывая нормы пункта 7 Указа № 29, по такому виду функционального использования, как общественно-деловая зона, следует кадастровую стоимость, определенную в долларах США, пересчитать в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, установленному на 1 января 2016 г., а именно: 432,72 долл. США × 1,8569 бел. руб. (официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком на 1 января 2016 г.) = 803,52 бел. руб.;
  • далее полученную кадастровую стоимость в белорусских рублях на 1 января 2016 г. необходимо проиндексировать до уровня 2017 г., а именно: 803,52 бел. руб. × 112,6 % (прогнозный индекс роста потребительских цен на 2017 г.) = 904,76 бел. руб.;
  • затем кадастровую стоимость на 1 января 2017 г. нужно проиндексировать до размера, актуального для 2018 г., а именно: 904,76 бел. руб. × 107,4 % (прогнозный индекс роста потребительских цен на 2018 г.) = 971,71 бел. руб.
Читать еще:  Налоговая не возвращает нам документы о выходе из ООО

Таким образом, в приведенном примере для исчисления и уплаты земельного налога за 2018 г. необходимо применить кадастровую стоимость земельного участка за 1 кв. м в размере 971, 71 бел. руб.

Ставки для исчисления земельного налога в 2018 году

При определении ставок для исчисления земельного налога в 2018 г. необходимо учитывать следующее.

В отношении ставок земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с приложениями 2 и 3 к Указу № 29 проиндексированы ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь. Таким образом, в течение 2018 г. они будут применяться в размере, указанном в приложениях 2 и 3 к Указу № 29. При этом ставка земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, установлена пунктом 2 статьи 196 НК.

В отношении ставок по иным землям (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка и в фиксированной сумме за гектар) критерии применения ставок земельного налога, установленные статьями 197–201 НК, не изменились. Таким образом, для определения ставки налога (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка или в фиксированной сумме за гектар) при исчислении и уплате земельного налога в 2018 г. применяются положения, установленные НК.

Земельный налог

Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.

Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:

  • Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
  • Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.

Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.

Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.

Земельный налог начисляется на основании:

  • государственного акта на земельный участок;
  • удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
  • свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
  • решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
  • сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
  • сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
  • сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
  • сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.

Ставки земельного налога в 2019 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:

  • 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
  • 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.

Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.

Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.

В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:

  • земли общего пользования на территории населенных пунктов;
  • территории кладбищ;
  • территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
  • территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
  • земли запаса;
  • земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
  • участки зарегистрированных религиозных организаций;
  • заповедники, национальные парки, ботанические сады;
  • земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
  • земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
  • территории болот;
  • участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
  • используемые для научной деятельности поля;
  • территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
  • прибрежные полосы и природоохранные территории;
  • земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
  • территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
  • земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
  • земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
  • участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
  • земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  • земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
  • территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
  • участки общественных объединений инвалидов;
  • другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.

Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.

Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.

Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.

Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.

Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.

Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.

Читать еще:  Взыскивается ли налог при продаже квартиры?

В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.

В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:

  • организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
  • местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 – только в 2 раза).

Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.

В 2018 г. изменились ставки земельного налога

(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29)

Ставки земельного налога увеличились в среднем на 7,4 %

В Налоговом кодексе (далее НК) некоторые ставки земельного налога установлены в фиксированных суммах в белорусских рублях за 1 га (10 000 м 2 ). Поэтому ежегодно возникает необходимость вносить изменения в НК и увеличивать ставки земельного налога на уровень инфляции.

Однако в 2018 г. в виде исключения было принято решение не вносить изменения в НК, а установить новые нормы налогового законодательства Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29).

Поэтому именно Указ № 29 установил на 2018 г.:

– новые ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли (приложение 2 к Указу № 29);

– средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3 к Указу № 29).

До 2018 г. эти ставки содержались в приложениях 2 и 3 к НК. По сравнению с 2017 г. они увеличились в среднем на 7,4 %.

Справочно: кроме приложений 2 и 3 к НК ставки земельного налога в белорусских рублях по отдельным категориям земельных участков установлены также в гл. 18 «Земельный налог» НК.

Например, ставки земельного налога на земельные участки для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 5 180, 28 253 и 14 126 руб. за гектар установлены в размере 155,39 руб. за гектар (подп. 1.1 п. 1 ст. 197 НК).

Однако эти ставки в 2018 г. не индексируются.

Также не индексируются ставки земельного налога, указанные в приложении 5 к НК (устанавливаются в процентах от налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка)).

Определение налоговой базы земельного налога

В п. 7 Указа № 29 установлен порядок определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2018 г. по видам функционального использования земель.

Так, для общественно-деловой и производственной зон налоговая база определяется в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 г. и 2018 г.

Для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату кадастровой оценки таких зон (п. 7 Указа № 29).

Справочно: налоговая база земельного налога, как правило, определяется:

в размере кадастровой стоимости земельного участка;

– в соответствии с Инструкцией о порядке ведения регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра, утвержденной постановлением Госкомимущества Республики Беларусь от 03.06.2010 №37.

В исключительных случаях налоговая база земельного налога определяется исходя из площади земельного участка.

Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы:

– для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

– земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

– земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

– земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 5 180, 28 253, 14 126 и 15 539 руб. за гектар;

жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 41 440 и 20 720 руб. за гектар (п. 6 ст. 195 НК).

Земельный налог: практика применения законодательства в 2018 году

Татьяна Ковальчук


29.11.2018 проведен
круглый стол по теме «Подводим итоги применения налогового законодательства в 2018 году», организованный МНС и Ассоциацией налогоплательщиков при участии ООО «ЮрСпектр». Татьяна Васильевна Ковальчук рассказала об исчислении земельного налога, а также ответила на вопросы слушателей. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из вопросов.

Когда земельные участки, предоставленные во временное пользование, считаются своевременно не возвращенными? Какие последствия для организаций, если земельный участок не возвращен?

К объектам обложения земельным налогом у организаций относятся земельные участки :

— находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании;

— предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.

В последнее время на практике фиксируются случаи невозврата земельных участков, полученных во временное пользование.

В соответствии с Кодексом о земле (КоЗ) земельные участки могут быть предоставлены во временное пользование, т.е. на определенный срок (например, 13 месяцев). По истечении этого срока организации обязаны своевременно возвратить предоставленные им земельные участки либо обратиться за продлением срока пользования ими .

Следует учитывать, что существует определенная процедура возврата таких земельных участков. В частности, требуется написать в исполком заявление о возврате. Исполком в свою очередь должен принять соответствующее решение. Если решение принято, то процедура соблюдена. И тогда земельный участок считается возвращенным.

Однако, если срок пользования земельным участком закончился, но процедура его возврата не соблюдена, земельный участок считается невозвращенным. Уполномоченные госорганы это выявляют и в установленном порядке направляют в налоговые органы сведения о таких земельных участках.

Фактическое использование организациями земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, является основанием для уплаты земельного налога в 10-кратном размере .

Организация, имеющая на 01.01.2018 в постоянном пользовании земельный участок, исчислила земельный налог за 2018 год. 12.11.2018 принято решение об изъятии этого земельного участка и передачи его в аренду другой организации. Когда организация прекращает исчисление земельного налога?

Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования либо частной собственности .

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год. Организации исчисляют земельный налог исходя из налоговой базы на 1 января отчетного года и представляют налоговую декларацию не позднее 20 февраля этого года .

В случае прекращения права пользования или права частной собственности земельный налог уплачивается за период пользования земельным участком, включая месяц, в котором прекращено право на него .

Поскольку решение об изъятии земельного участка принято в ноябре, то право пользования им прекращается с декабря. Следовательно, земельный налог уплачивается за январь — ноябрь. В связи с этим не позднее 20 декабря следует представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию с изменениями .

Читать еще:  Возврат подоходного налога за зубы в 2018 году

Каковы особенности исчисления земельного налога в 2018 году?

Как любой другой налог, земельный налог исчисляется исходя из его налоговой базы и ставки. НК установлены два вида налоговой базы земельного налога. Это либо кадастровая стоимость земельного участка, либо площадь земельного участка .

В связи с этим расчет земельного налога начинается с определения его налоговой базы. Для этого кадастровая стоимость земельного участка за гектар сравнивается с установленным пограничным значением. При этом каждому виду оценочной зоны земли соответствует свое пограничное значение. Отметим, что вид оценочной зоны земельного участка определяется его целевым назначением .

Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар ниже установленной границы, то в качестве налоговой базы применяется площадь земельного участка. Налог при этом исчисляется по ставке, установленной в рублях за гектар. Кроме того, площадь земельного участка признается налоговой базой в отношении земель сельскохозяйственного назначения .

Соответственно если кадастровая стоимость земельного участка за гектар выше установленной границы, то налоговая база – это кадастровая стоимость земельного участка. В этом случае при расчете земельного налога применяется ставка, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка .

Как определить целевое назначение земельного участка для целей исчисления земельного налога?

Одним из оснований для исчисления земельного налога является решение о предоставлении земельного участка (далее — решение), которое в том числе содержит информацию о целевом назначении земельного участка .

Например, в соответствии с решением земельный участок предоставлен для обслуживания производственного предприятия. Исходя из такого целевого назначения земельный участок относится к производственной зоне. В случае если по факту на данном участке кроме производственного здания расположено административное здание, то делить земельный участок на части — производственную зону и общественно-деловую зону (приложение 4 к НК) — для целей расчета земельного налога не нужно.

Вместе с тем если по решению земельный участок получен для обслуживания здания неустановленного назначения, тогда определять его целевое назначение необходимо исходя из фактического использования земли.

Налоги на землю и недвижимость 2018

Налоги на землю и недвижимость 2018

В проекте закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», опубликованном Мин­фином, есть ряд поправок, касающихся налогов на недвижимость и землю. Рассмотрим, что может измениться в этой сфере в следующем году.

Льготы
Проектом предлагается освободить от уплаты налога на недвижимость и от земельного налога капстроения (здания, сооружения) (далее – капстроения), признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню, утвержденному Совмином. Ус­ловием получения данной льготы является выполнение их собственниками законодательства о культуре, за ис­ключением капстроений, используемых организациями для предпринимательской деятельности, в т.ч. для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб, кроме капстроений бю­джетных организаций и некоммерческих организаций культуры.

Освобождение от налога на недвижимость законсервированных капстроений не будет распространяться на неиспользуемые (неэффективно используемые) объекты, их части, включенные в соответствующие перечни. При этом такие перечни как для капстроений, так и для занятых ими земельных участков теперь будут утверждаться не только областными (Минским городским) Советами или по их поручению исполкомами, но и администрациями свободных эко­номических зон (СЭЗ). Соответствующие поправки внесены также в статьи НК, регламентирующие порядок исчисления и составления налоговых деклараций по налогу на недвижимость.

От земельного налога планируется освободить участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автостоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, указанных в подп. 1.24, 1.26 и 1.27 п. 1 ст. 194 НК, а также приходящейся на лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (сейчас – пенсионеров по возрасту), инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК. Условие для подобного освобождения – отсутствие регистрации в жилых помещениях, принадлежащих таким лицам (занимаемых ими) и расположенных в этих жилых домах, трудоспособных лиц. Кстати, замена термина «пенсионеры по возрасту» на «лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста» предполагается и в других нормах НК.

Сейчас от земельного налога освобождаются любые земельные участки, предоставленные физическим лицам: эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1.01.1990 г., переселившимся в сельские населенные пункты в первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельных участ­ков; постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение (подп. 1.26 п. 1 ст. 194 НК). Теперь круг льготников существенно сузится: право на льготу сохранится только на земельные участки, предоставленные физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства (месту пребывания) на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение.
В новом году организации и ИП могут потерять право на льготу в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капстроений, их частей, машино-мест, расположенных на участках, освобожденных от земельного налога. Поэтому исчислять и уплачивать земельный налог придется в порядке, установленном главой 18 НК, пропорционально площади капстроений, их частей, машино-мест, переданных в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Платить земельный налог в таком порядке не придется лишь научно-технологическим паркам – их резидентам.

Ставки и коэффициенты
Напомним, что ставки земельного налога с текущего года устанавливаются в белорусских рублях. Но с 1.01.2018 г. они будут проиндексированы – в основном на 7,5%, т.е. в пределах предполагаемой инфляции.
Призывы бизнес-союзов отменить повышающие коэффициенты к ставкам имущественных налогов авторами проекта в очередной раз остались не услышанными. Но некоторые изменения в этой сфере появятся. Так, предлагается не распространять решения местных Советов об увеличении ставок налога на недвижимость и земельного налога в 2,5 раза и в 10 раз для неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества не только на юридических лиц и ИП, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, но и на тех, кому оказана господдержка по решению Президента.
От повышающих коэффициентов по налогу на недвижимость также предлагается избавить газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению (ч. 7 ст. 188 НК).

Извещения
Согласно проекту начислять налог на недвижимость и земельный налог физическому лицу, в т.ч. зарегистрированному ИП, налоговый орган будет не более чем за 3 календарных года, предшествующих году, в котором они исчисляются. Подлежащая уплате сум­ма налога должна исчисляться по итогам налогового периода, в котором установлены факты неуплаты и излишней уплаты, а пени – с учетом установленных налоговым законодательством сроков уплаты налогов и фактов переплаты в данном налоговом периоде.
Автор публикации: Александр ГАНАГО

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector