Как расчитывается налог на землю при изменении разрешенноого использования?
Prokurors.ru

Юридический портал

Как расчитывается налог на землю при изменении разрешенноого использования?

При изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода база по земельному налогу исчисляется с учетом кадастровой стоимости, соответствующей новому виду разрешенного использования

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12 (далее – Постановление) указал, каким образом следует определять базу по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода. Он разъяснил, что в таком случае база по земельному налогу за текущий налоговый период исчисляется исходя из кадастровой стоимости, соответствующей новому виду использования. Земельный налог должен рассчитываться исходя из утвержденных на начало года в субъекте РФ средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.

В середине налогового периода был изменен вид разрешенного использования принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков, в связи с чем уменьшилась их кадастровая стоимость. При уплате земельного налога общество исчислило его с учетом кадастровой стоимости участка, соответствующей новому виду разрешенного использования. Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации общества, по результатам которой приняла решение о доначислении суммы земельного налога, а также начислении пеней и штрафа. По мнению инспекции, общество неправомерно применило с середины налогового периода меньшую кадастровую стоимость для исчисления налога. Управление ФНС России поддержало решение инспекции.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать его недействительным. Суд первой инстанции требование удовлетворил. Он исходил из того, что отсутствие в Налоговом кодексе РФ установленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида использования участка.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исходя из следующего. На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, по мнению суда апелляционной инстанции, сумма земельного налога должна определяться без учета изменений кадастровой стоимости в течение налогового периода. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции.

Не согласившись с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций, общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.

Отметим, что коллегия судей ВАС РФ в определении о передаче рассматриваемого дела в Президиум ВАС РФ указала, что налогообложение земельных участков на основании кадастровой стоимости, которая была изменена в установленном порядке на момент исчисления налога, не имеет экономического основания. Такое налогообложение, по мнению коллегии, противоречит основным началам налогового законодательства.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ заявление удовлетворил, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменил, указав следующее.

Кадастровая стоимость участка исчисляется путем умножения его площади на утвержденный в субъекте РФ средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования. Нормативным правовым актом субъекта РФ установлены конкретные средние удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные в рублях за 1 кв. м, по 15 видам разрешенного использования. Определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, общество применяло соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости. Следовательно, согласно позиции Президиума ВАС РФ оно своими действиями не нарушало п. 1 ст. 391 НК РФ.

В Постановлении указано, что отсутствие нормативно закрепленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, соответствующей измененному виду разрешенного использования.

В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в законную силу судебные акты по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены, если для этого нет других препятствий.

Судебная практика по данному вопросу

В сложившейся в настоящий момент судебной практике широкое отражение нашла другая позиция, которую неоднократно высказывал ранее Минфин России [1]. В соответствии с ней влияющее на величину кадастровой стоимости изменение вида разрешенного использования земельного участка, произошедшее в течение налогового периода, не учитывается при определении налоговой базы в текущем налоговом периоде. Подобной позиции придерживается и ФНС России [2]. Также данная точка зрения поддержана, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 06.03.2009 N А41-К2-21017/07.

[1] Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 (направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам Письмом ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/952@), от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66.

Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)?

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2019 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Читать еще:  Льгота ветеранов труда по налогу на транспорт

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год – как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию по земельному налогу за 2019 год компаниям нужно не позднее 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля) — п. 3 ст. 398 НК РФ.

Налог по итогам года платят в срок, установленный в муниципальном образовании, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ). Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными местными властями.

ВАЖНО! Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации в ИФНС отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2019 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2019 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2019 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2019 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2019 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2019 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2019 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Расчет суммы земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка в течение года

Автор: А. А. Соловьева

Комментарий к Определению ВС РФ от 21.09.2015 № 304-КГ15-5375.

Как рассчитать сумму земельного налога, если у земельного участка в течение года изменился вид разрешенного использования и, соответственно, кадастровая стоимость? На протяжении нескольких лет существовало два варианта ответа на данный вопрос.

Вариант 1 заключался в том, что изменение вида разрешенного использования и кадастровой стоимости не влияет на расчет налога за текущий год, а учитывается при начислении налога в следующем году.

Вариант 2 предполагал, что указанные изменения необходимо учесть непосредственно в текущем году, то есть за период с начала года до внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (ГКН) налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего года для первоначального вида разрешенного использования, а за период после внесения изменений в ГКН до конца года – исходя из кадастровой стоимости, определенной на ту же дату, но для другого (измененного, нового) вида разрешенного использования.

Примечательно, что налоговые органы на местах в каждом конкретном случае выбирают тот вариант, который отвечает фискальным интересам. В подтверждение сказанного рассмотрим две ситуации из жизни реальных налогоплательщиков.

Ситуация 1. В результате изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка уменьшилась. Организация рассчитала сумму налога, используя вариант 2. Налоговая инспекция не согласилась с таким подходом, доначислила земельный налог, начислила соответствующие пени и штраф. Управление ФНС оставило апелляционную жалобу организации без удовлетворения. Налогоплательщик обратился в суд. Первая инстанция встала на сторону организации, вторая и третья – поддержали налоговиков. Материалы дела оказались на рассмотрении в ВАС.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7701/12 по делу № А46-10030/2011 обращено внимание на следующее. Областное правительство соответствующим постановлением утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр.

Определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, организация применила соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный этим постановлением.

Читать еще:  Подскажите как быть в плане налога

Таким образом, для определения налоговой базы за период после изменения вида разрешенного использования организация использовала утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ показатели кадастровой стоимости, то есть показатели, установленные на начало налогового периода (на 1 января года, в котором изменился вид разрешенного использования). В связи с этим довод инспекции о нарушении положений п. 1 ст. 391 НК РФ[1] подлежит отклонению.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Иными словами, Президиум ВАС подтвердил, что, во-первых, Налоговым кодексом не урегулирован вопрос определения базы по налогу в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка, и, во-вторых, налогоплательщик, выбрав второй вариант начисления налога, не нарушил главное правило – при расчете суммы налога учитывается кадастровая стоимость на 1 января каждого налогового периода.

Ситуация 2. В результате изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка увеличилась. Организация рассчитала сумму налога, используя вариант 1. Налоговая инспекция решила, что расчет налога следует проводить по варианту 2, доначислила земельный налог, начислила соответствующие пени и штраф.

Поддерживая позицию инспекции, суды руководствовались позицией, изложенной в названном выше постановлении Президиума ВАС. Три судебных инстанции признали действия инспекторов правомерными, указав, что, определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, организация должна была применять соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный на начало года.

Организация обратилась в ВС РФ. Данная ситуация описана в комментируемом определении ВС РФ.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ разрешила спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее. Вывод судов трех инстанций о наличии у организации обязанности определить базу по земельному налогу с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования, основан на неверном толковании Постановления Президиума ВАС РФ № 7701/2012. Позиция ВАС касалась ситуации, при которой в отсутствие установленных законом препятствий для исчисления базы по земельному налогу соответствующим образом такое исчисление повлекло улучшение положения налогоплательщика (то есть уменьшение суммы налога).

В рассматриваемом же случае выбранный инспекцией не предусмотренный п. 1 ст. 391 НК РФ способ привел к ухудшению положения налогоплательщика (поскольку размер налога увеличился).

В результате Судебная коллегия признала выводы нижестоящих судов неправомерными и удовлетворила заявление организации об отмене решения инспекции.

Представленная в комментируемом документе позиция ВС РФ не противоречит ранее высказанному ВАС мнению. И ВС РФ, и ВАС исходили из того, что ситуация неоднозначная, не урегулированная положениями гл. 31 НК РФ. Все сомнения и неясности законодательства, как известно, должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Именно поэтому в первом случае было указано, что раз закон не запрещает рассчитывать сумму налога с учетом измененного вида разрешенного использования, организация была вправе выбрать этот более выгодный для нее порядок расчета.

Во втором случае этот, хотя незапрещенный, но и не предусмотренный гл. 31 НК РФ, вариант выбрал налоговый орган, в результате положение организации ухудшилось. Арбитры указали: в силу п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено положениями НК РФ. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года подлежит учету при определении налоговой базы в следующем году применительно к положениям ст. 5 НК РФ, которая содержит запрет на придание обратной силы нормам, ухудшающим положение налогоплательщика, и предусматривает, что нормы, улучшающие положение налогоплательщика, имеют обратную силу.

Важно, что в данный момент гл. 31 НК РФ действует в обновленной редакции. Дело в том, что Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ дополнил п. 1 ст. 391 НК РФ новыми абзацами. В частности, теперь в ней закреплено положение о том, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако из этого общего правила есть два исключения:

  • изменение кадастровой стоимости в связи с исправлением технической ошибки, допущенной при государственном кадастровом учете, учитывается при определении налоговой базы начиная с года, в котором была допущена такая ошибка;
  • изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. В этом случае новая кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, во всех остальных случаях в 2015 году гл. 31 НК РФ запрещает учитывать при расчете налога произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования. Поэтому сумму налога за 2015 год необходимо определять без учета изменения кадастровой стоимости.

Аналогичного мнения придерживается Минфин. В частности, в Письме от 17.08.2015 № 03-05-05-02/47450 указано: изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде.

Обобщим вышеизложенное. До 1 января 2015 года гл. 31 НК РФ не содержала положений, устанавливающих порядок исчисления земельного налога (определения базы по нему) в случае, когда в течение года изменялся вид разрешенного использования земельного участка. Поэтому, с одной стороны, налогоплательщик вправе учесть уменьшение кадастровой стоимости при расчете суммы налога, например за 2014 или 2013 годы. Налоговый орган не согласится с данным подходом, но в суде реально добиться отмены решения инспекции, поскольку арбитры должны руководствоваться позицией, представленной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 7701/2012.

С другой стороны, если налогоплательщик при расчете суммы налога не учел увеличение в течение года кадастровой стоимости, налоговый орган может доначислить налог (см. ситуацию 2). Однако позиция, изложенная в Определении ВС РФ от 21.09.2015 № 304-КГ15-5375, позволит налогоплательщику отстоять свои интересы.

Начиная с расчета земельного налога за 2015 год, рассматриваемая ситуация перестала быть спорной. Теперь налогоплательщик лишен права выбора, поэтому сэкономить на налоге не удастся.

[1] В нем указано: налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок пересчета земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости участка

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость участка, установленная на 1 января календарного года. Однако в течение налогового периода кадастровая стоимость может изменяться в связи с переводом участка из одной категории в другую либо в связи с вступлением в силу судебного акта об установлении рыночной стоимости. О том, в каком порядке исчисляется земельный налог при изменении кадастровой стоимости участка, Минфин России рассказал в комментируемом письме. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 05.09.13 № 03-05-05-02/36540)

Земельный налог: плательщики и порядок расчета

Налоговая база по земельному налогу в отношении участка определяется как его кадастровая стоимость (ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ).

При этом кадастровая стоимость, которая сформирована по результатам кадастровой оценки земель, берется:

Читать еще:  Должна ли я платить налог за данную квартиру?

– либо на начало года (налогового периода);

– либо на дату постановки участка на учет, если он образован в течение года.

Земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога, определяемой в соответствии с видом разрешенного использования земли.

Кадастровая стоимость: правила установления и изменения

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, оценка земель может производиться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель. А если определена рыночная стоимость земельного участка, то кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.

Корректировка кадастровой стоимости в течение налогового периода возможна в двух ситуациях.

Во-первых, в связи с установлением судом рыночной стоимости земельного участка, на основании чего орган кадастрового учета делает запись об установленной судом стоимости в государственном кадастре недвижимости. Такая запись вносится с момента вступления в силу судебного акта или по состоянию на дату, указанную в решении суда.

Во-вторых, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка.

Порядок расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости участка

Правила расчета налога напрямую зависят от даты, на которую обновляется кадастровая стоимость.

Изменения в кадастр внесены в течение налогового периода

Основанием для внесения изменений в государственный кадастр может являться судебное решение, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также перевод земли из одной категории в другую.

Таким образом, специалисты главного финансового ведомства указывают на то, что измененная стоимость будет применяться при расчете налога только со следующего года.

Отметим, что ранее Минфин России высказывал иную точку зрения по данному вопросу.

Напомним, что еще Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.11.12 № 7701/12 пришел к выводу: если в течение налогового периода изменяется вид разрешенного использования участка, налогоплательщик вправе исчислять земельный налог с учетом кадастровой стоимости, установленной за соответствующий период исходя из нового вида использования.

На основании указанного судебного акта в письме от 03.06.13 № 03-05-04-02/20217 финансисты предлагали исчислять земельный налог с применением коэффициента, аналогичного установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ. Напомним, что данная норма предусматривает механизм расчета земельного налога в ситуации, когда у налогоплательщика в течение налогового (или отчетного) периода возникает или прекращается право собственности (постоянного бессрочного права) на участок.

В этом случае используется коэффициент, который представляет собой отношение числа полных месяцев владения участком к числу календарных месяцев в периоде. Следует иметь в виду, что если право возникло до 15-го числа или прекратилось после 15-го числа месяца, то соответствующие месяцы засчитываются при исчислении коэффициента как целые.

В противном случае месяцы возникновения и прекращения права в расчет не включаются.

Этот же порядок, по мнению финансистов, высказанному ранее, действует и в случае, когда в соответствии с судебным решением или решением комиссии по рассмотрению споров кадастровая стоимость участка изменена с даты принятия этого решения. Если таким решением кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом, земельный налог за весь период исчисляют исходя из измененной кадастровой стоимости.

Изменения в кадастр внесены по состоянию на 1 января года

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 19, октябрь 2013 г.

Как расчитывается налог на землю при изменении разрешенноого использования?

Кадастровая стоимость (недвижимости и земельных участков) используется для расчета:

  • земельного налога (ст. 390 НК РФ);
  • налога на имущество организаций – в отношении имущества делового, административного или коммерческого назначения, включенного региональными властями в Перечень объектов, облагаемых по указанной стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ (далее – Закон № 334-ФЗ) закрепил в НК РФ одинаковый порядок расчета перечисленных налогов в случае изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В настоящее время изменения кадастровой стоимости объектов имущества по-разному учитываются при расчете налога на имущество и земельного налога. К примеру, для земельного налога предусмотрен порядок пропорционального определения налоговой базы в течение года, если меняются характеристики участка (вид его разрешенного использования). См. п. 1 ст. 391 НК РФ. В отношении налога на имущество такая возможность не предусмотрена.

Закон № 334-ФЗ устранил эти несоответствия (п. 2 – 4, 6 ст. 2 Закона № 334-ФЗ). Новые правила вступают в силу с 1 января 2019 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 334-ФЗ). Они касаются расчета налогов при изменении кадастровой стоимости и ее отражении в ЕГРН с 01.01.2019 (п. 1, пп. “а” п. 4 ст. 2, ч. 6 ст. 3 Закона № 334-ФЗ). Таким образом, впервые новые нормы будут применяться при расчете налога за 2019 год.

Сравним новые и старые правила расчета в таблице.

Изменение количественных и (или) качественных характеристик (например, вида разрешенного использования участка, площади недвижимости).

Налог на имущество по новой стоимости рассчитывается со следующего календарного года (п. 15 ст. 378.2 НК РФ в прежней редакции).

Земельный налог по новой стоимости рассчитывается с даты внесения записи о ней в ЕГРН (п. 1 ст. 391 НК РФ в прежней редакции).
В расчетах применяется коэффициент, который определяется как отношение количества полных месяцев, когда действовала прежняя кадастровая стоимость, к количеству месяцев, когда действовала новая стоимость (п. 7, 7.1 ст. 396 НК РФ в прежней редакции).

Налоги рассчитываются по новой стоимости с даты внесения записи о ней в ЕГРН (п. 2, 4 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

В расчетах применяется коэффициент, который определяется как отношение количества полных месяцев, когда действовала прежняя кадастровая стоимость, к количеству месяцев, когда действовала новая стоимость (п. 3 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Исправление технической ошибки.

Исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.

Пересмотр стоимости по решению комиссии или суда в связи с тем, что при ее определении использовались недостоверные сведения.

Действующей редакцией НК РФ не конкретизируются виды ошибок, в связи с которыми корректируется кадастровая стоимость.

С учетом буквального толкования положений НК РФ и выводов судов в любых случаях исправления ошибочной кадастровой стоимости новая стоимость используется при определении налоговой базы с 1 января года, в котором была применена ошибочная стоимость (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391 НК РФ в прежней редакции).

Это правило действует, даже если в результате исправления ошибки стоимость увеличилась (см. постановление АС Московского округа от 08.06.2016 № Ф05-7195/2016).

Все имущественные налоги рассчитываются на основании исправленной стоимости с начала года, в котором была применена ошибочная кадастровая стоимость (п. 2, 4, 5 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Исключение – увеличение кадастровой стоимости по итогам исправления ошибок или ее пересмотра комиссией или судом.

В этом случае исправленная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении налогов со следующего года.

Установление кадастровой стоимости, равной рыночной, по решению комиссии или суда.

Имущественные налоги рассчитываются на основании кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, с 1 января года, в котором подано заявление об оспаривании стоимости, но не ранее внесения новых сведений в ЕГРН (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391 НК РФ в прежней редакции).

Имущественные налоги рассчитываются на основании кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, с начала года, в котором применялась оспоренная кадастровая стоимость (п. 2, 4 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Причины изменения кадастровой стоимости Порядок расчета земельного налога и налога на имущество при изменении стоимости до 2019 г. Порядок расчета земельного налога и налога на имущество при изменении стоимости с 2019 г.