Налог на ндс в 2018 году в рб
Prokurors.ru

Юридический портал

Налог на ндс в 2018 году в рб

Налоги и системы налогообложения в Беларуси

Налоги 2018 в РБ

Налогообложение в 2018 году осталось таким же, как и в 2017, принципиальных изменений для бизнеса пока не произошло.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года вступил в силу новый Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности». Коды видов экономической деятельности значительно изменились! Так оптовая торговля теперь относится к 46 коду, а розничная торговля – к 47 коду. Строительство классифицируется по кодам от 41 до 43. Ремонт компьютеров отнесен к 95 коду и т.д.

При подготовке отчетов в налоговую инспекцию за прошедший квартал необходимо подготовить сопроводительное письмо об изменении кода вида деятельности. Эта информация касается абсолютно всех видов деятельности!

ИМНС по Центральному району г.Минска
Данные заявителя

О классификации вида деятельности
В связи с вступлением в силу Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 №48
«О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» код деятельности 74119 Прочая деятельность в области права изменен на 69109 Прочая деятельность в области права.
Директор Подпись

Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2018 году

В 2018 году принципиальных изменений в системе налогообложения пока не произошло. Основные ставки налогов остались на уровне предыдущего года.

Какие налоги платят предприятия в Беларуси? Каковы размеры налогов на бизнес в РБ? Какую систему налогообложения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Сравнительная таблица систем налогообложения в 2018 году

Системы налогообложения Данные для расчета, например в долларах Упрощенная система налогообложения “без НДС” (5 % с выручки) Упрощенная система налогообложения “с НДС” (3 % с выручки + НДС 20%) Общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)
1. Выручка от реализации 1 200 1 200 1 200 1 200
2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5.) 869,2 869,2 786 т.к. без НДС к расчету 786 т.к. без НДС к расчету
2.1 Сырье и материалы 400 400 333 т.к. без НДС к расчету 333 т.к. без НДС к расчету
2.2 Аренда и коммунальные 100 100 83 т.к. без НДС к расчету 83 т.к. без НДС к расчету
2.3 Зарплата 200 200 200 200
2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6% 69,2 69,2 69,2 69,2
2.5 Прочие затраты 100 100 100 100
3. Прибыль 271 184 214
4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ) 60 147 155
4.1 НДС 200 200
4.2 Зачет НДС 83 83
4.3 НДС к уплате 117 117
4.4 Налоги при “упрощенке” 60 30
4.5 Налог на прибыль 39
5. Прибыль после налогов 271 184 176
6. Удельный вес всех налогов в выручке 5% 12,22% 12,93%

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  1. производящие подакцизные товары
  2. реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь)
  3. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое)
  4. осуществляющие:
    1. лотерейную деятельность
    2. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
    3. деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга
    4. деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка
    5. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
    6. риэлтерскую деятельность
    7. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков), посредническую деятельность по страхованию
    8. банковскую деятельность (банки)
    9. деятельность в сфере игорного бизнеса
  5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь – Налоги и системы налогообложения в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Конспект для одной темы: НДС в 2018 году

В белорусском законодательстве НДС – самый сложный налог, который имеет множество особенностей и при этом часто меняется. Чтобы не утонуть в море информации об этом налоге, мы собрали для вас дайджест самых важных и читаемых материалов по НДС.

  • Организация с 1 июля 2018 г. перешла с УСН без уплаты НДС на УСН с НДС. В остатке на 1 июля есть нереализованные товары, приобретенные у белорусского поставщика. Поставщик в свое время выставил ЭСЧФ на общую стоимость товаров 12 000 руб., в т.ч. НДС – 2 000 руб. ЭСЧФ не подписывался электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП), так как НДС не принимался к вычету. На 1 июля в остатке числится товаров на 3 000 руб., в т.ч. НДС – 500 руб.

Что нужно проставить в ЭСЧФ, чтобы принять НДС к вычету в июле 2018 г.? Ответ в материале:

  • Организация (продавец) в сентябре 2018 г. получила от покупателя пеню за нарушение условий договора по оплате товара. Согласно учетной политике организации пени облагаются НДС в момент их получения.

Надо ли выставлять ЭСЧФ в этой ситуации? Ответ в материале:

  • В налоговом законодательстве топовыми темами являются НДС и электронные счета-фактуры (далее – ЭСЧФ).

Каждодневно бухгалтерскую аудиторию волнует, как без ошибок заполнить в той или иной ситуации ЭСЧФ.

Вопросов возникает множество:

  • – следует ли расходование работниками освежителей в санузлах рассматривать как безвозмездную передачу и исчислять НДС?
  • – как вычесть НДС при возврате брака?
  • – какой признак дополнительных данных надо указывать в гр. 12 ЭСЧФ и от чего он зависит?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемом материале.

  • В настоящее время ведется работа по корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Рассмотрим нововведения в части объекта обложения НДС.
  • Организация применяет УСН с уплатой НДС и ведет книгу учета доходов и расходов. Организация как комиссионер заключила договор купли-продажи на приобретение товаров за пределами таможенной территории ЕАЭС с польской организацией. По условиям договора комиссионер действует от своего имени и за счет комитента. Организация при выполнении поручения комитента уплатила НДС при таможенном оформлении товаров при ввозе товара на территорию Республики Беларусь. Таможенное оформление и уплата налогов и пошлин произведены от имени организации. Сумму НДС, уплаченную при ввозе, организация приняла к вычету.

Верно ли поступила организация, приняв к вычету сумму НДС, уплаченную при ввозе товара на территорию Республики Беларусь?

  • Привлечение внимания, формирование, поддержание интереса и продвижение объекта рекламирования на рынке – одна из задач успешного бизнеса.

Наши эксперты разъясняют порядок исчисления НДС при приобретении маркетинговой услуги у нерезидента и построчного заполнения ЭСЧФ, который нужно направить на Портал, на примере практической ситуации.

  • На примере практической ситуации разъясним порядок исчисления НДС при приобретении маркетинговой услуги у нерезидента и построчного заполнения ЭСЧФ, который нужно направить на Портал.

Алгоритм действий продавца ищите в материале:

  • Белорусская организация – подрядчик (плательщик НДС, применяет общую систему налогообложения) выполняет работы по производству продукции из давальческого сырья, предоставленного белорусским заказчиком (плательщик НДС, книгу покупок не ведет).

В каком порядке подрядчик создает ЭСЧФ? См. обоснование в материале:

  • Косвенные налоги во взаимоотношениях с резидентами стран ЕАЭС взимают в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, но с учетом норм международного соглашения, действующего в рамках ЕАЭС.

Как применить это законодательство на практике в отношении аренды?

  • В «ГБ», № 30 рассмотрен ряд проблемных вопросов в части создания электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ) турагентами и туроператорами. Вопросов не стало меньше. Бухгалтеры, работающие в туристической отрасли, спрашивают:

– надо ли туроператору и турагенту создавать ЭСЧФ в отношении услуг, освобождаемых от НДС?

– какие особенности надо учесть турагентам при реализации приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление?

– являются ли турфирмы, приобретающие услуги у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, плательщиками НДС?

Наши эксперты постарались ответить на эти вопросы:

  • Наша редакция получила от участников 2-й практической экспертной конференции «Главбух-2018» много вопросов, касающихся порядка исчисления НДС и выставления ЭСЧФ, например:

– в каком месяце продавцу следует уменьшить оборот по реализации, если покупатель частично вернул товар?

– в какой срок должен быть выставлен ЭСЧФ, если экспортируемые транспортные услуги оказаны плательщиком налога при УСН с ведением учета в книге?

Ответы на эти и иные вопросы вы найдете в материале, который состоит из двух частей. На вопросы ответила постоянный автор нашего издания – Нехай Наталья Евгеньевна:

  • Внесены изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты НДС, в т.ч. в части нового налога на электронные услуги. Наибольший интерес у бухгалтеров вызвало влияние курсов иностранных валют на порядок определения налоговой базы НДС, для которой будут применяться подходы, аналогичные используемым для признания выручки в бухгалтерском учете с 1 января 2018 г. Эти новации собраны в эксклюзивный материал:
  • МНС Беларуси обосновало изменения формы налоговой декларации (расчета) по НДС и разъяснило детали заполнения новых строк. Коррективы внесены в форму с учетом алгоритмов камерального контроля, заложенных в АИС «Учет счетов-фактур», и должны снять ряд вопросов, возникающих у плательщиков. Вашему вниманию подготовлен разъяснительный материал, со ссылкой на Комментарий к постановлению МНС Республики Беларусь от 10 апреля 2018 г. № 11 в части изменений, вносимых в постановление МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42:
  • Большинство организаций при наличии оборотов, облагаемых НДС по различным ставкам, распределяет «входной» НДС по удельному весу. Как производится такой расчет, если в организации образовался отрицательный оборот по реализации по причине возврата бракованного товара? Такую ситуацию рассматривает автор материала:
  • Многие организации осуществляют несколько видов деятельности, при которых активы реализуются по разным ставкам НДС. В таких случаях необходимо распределять «входной» НДС (налоговые вычеты). Рассмотреть очередность этого распределения, привести на конкретном примере методику расчета НДС при наличии в организации оборотов по реализации, облагаемых по разным ставкам НДС, смогли наши эксперты в материале:
  • В ряде случаев при выполнении строительных работ у подрядчика возникает необходимость привлечения для выполнения части работ субподрядчика. Вместе с тем стоимость таких работ подрядчик возмещает субподрядчику «по факту», т.е. они не включены в стоимость договора. Впоследствии фактическую сумму этих же затрат подрядчик предъявляет для возмещения заказчику. Как данные обстоятельства влияют на налоговые обязательства сторон, поясняет автор на практической ситуации:
  • Налоговое законодательство содержит ряд норм, касающихся обложения НДС возмещаемых расходов. Мы предлагаем вам три ситуации, касающиеся налогообложения при реализации товаров по договору комиссии, собственным транспортом, а также при возмещении заказчику стоимости недостающих товаров:
  • 23 марта 2018 г. было подписано письмо МНС Республики Беларусь № 2-2-10/00541 «О возмещаемых расходах» (см. «ГБ», 2018, № 13, с. 50–52). В нем даны пояснения об отражении для целей налогообложения прибыли расходов, подлежащих возмещению, а также сумм возмещения как у получателя, так и у стороны, которая возмещает расходы своему контрагенту:

– по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам;

– иным видам гражданско-правовых договоров;

– договорам аренды (лизинга, найма, поднайма).

А как следует применять на практике эти разъяснения, вы узнаете из статьи:

  • Налоговое законодательство изобилует множеством оговорок и исключений при исчислении НДС. Мы выбрали 2 ситуации, касающиеся безвозмездной передачи товаров сельскохозяйственной организации и участнику общества, выходящему из ее состава. Они раскрыты в статье:
  • Может ли организация предусмотреть в учетной политике различные моменты фактической реализации при включении данных сумм в налоговую базу по НДС:

– в отношении сумм, полученных (причитающихся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав, – как день отражения этих сумм в бухгалтерском учете?

– в отношении санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров – как день их получения?

Ответы на эти вопросы подготовил для вас Виталий Раковец в специальном материале:

Получите 3 дня гостевого доступа к электронному журналу «Главный Бухгалтер» и читайте все материалы в полном объеме и без ограничений.

Порядок уплаты НДС при импорте товаров из Беспублики Беларусь

Каков порядок уплаты НДС при импорте товаров из Беспублики Беларусь (в том числе сроки)? Какую отчетность нужно сдать в налоговый орган и таможенный орган?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При импорте товаров из Республики Беларусь (далее – РБ) организация должна уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Не позднее этой же даты в налоговый орган по месту учета организации представляется налоговая декларация по косвенным налогам с приложенными к ней соответствующими документами.

Организации необходимо будет также не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад, представить статистическую отчетность в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ.

Обоснование вывода:

Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия учредили Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) путем подписания соответствующего договора (Астана, 29.05.2014) (далее – Договор), вступившего в силу с 01.01.2015 (п. 1 ст. 1 Договора, смотрите письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65729), который регулирует в том числе и вопросы налогообложения (Раздел XVII Договора). В общем случае в рамках ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора).

В связи с этим при ввозе товаров в государство – член ЕАЭС таможенное декларирование не производится, пошлины не взимаются, а уплачиваются лишь косвенные налоги по принципу страны назначения (п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 72 Договора).

В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств ЕАЭС необходимо руководствоваться:

Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее – Протокол) (Астана, 29.05.2014);

Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол обмена) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);

НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).

Если российский покупатель приобретает и ввозит на территорию РФ (импортирует) товары из РБ, то он должен исчислить и уплатить НДС в налоговый орган по месту своей постановки на учет. Причем эта обязанность возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п.п. 13, 13.1 Протокола)*(1).

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у покупателя импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров, под которой понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за эти товары согласно условиям договора (контракта). Для целей определения налоговой базы стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). По мнению специалистов финансового ведомства, принятием на учет импортируемых товаров следует признавать отражение операций по их приобретению в бухгалтерском учете (письма Минфина России от 19.10.2016 N 03-07-13/1/60883, от 25.07.2016 N 03-07-13/1/43356, от 13.07.2016 N 03-07-13/1/41057). Налог, в зависимости от вида ввозимого товара, исчисляется по налоговым ставкам, установленным п.п. 2, 3 ст. 164 НК РФ (10 или 20%) (п. 17 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Уплатить исчисленную сумму НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

Не позднее этой же даты российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@. Этим же приказом утвержден порядок заполнения указанной декларации (далее – Порядок). Вместе с декларацией представляются документы, поименованные в п. 20 Протокола, в частности:

заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (форма и правила заполнения Заявления установлены Приложениями 1, 2 к Протоколу обмена);

выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированным товарам;

транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РБ в РФ (например, транспортные и (или) товарные накладные);

счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством РБ. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством РБ, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;

договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РФ*(2).

Если организация закупает в РБ не подакцизные товары, то в декларацию включаются титульный лист и раздел 1 декларации (п. 1.2 Порядка). В общем случае в разделе 1 декларации сумма исчисленного НДС указывается в строке 031 и переносится в строку 030 (п.п. 4.5, 4.6 Порядка).

В книге продаж рассматриваемая операция не отражается*(3).

Если приобретенные в РБ товары используются в облагаемой НДС деятельности, то организация сможет принять к вычету НДС, уплаченный при импорте этих товаров, после постановки их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога (п. 26 Протокола, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Как указывают уполномоченные органы, право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, ФНС России от 21.03.2016 N ЕД-4-15/4611@). В книге покупок необходимо будет зарегистрировать Заявление с отметками налоговых органов об уплате НДС (пп. “е” п. 6 Правил ведения книги покупок).

Статистическая отчетность

Российское лицо, заключившее сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств – членов ЕАЭС, обязано представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами – членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 278 Закона N 289-ФЗ*(4)). На сегодняшний день действуют Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (далее – Правила).

Если рассматриваемая сделка не указана среди исключений, поименованных в п. 3 Правил, то организация обязана представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ, статистическую форму*(5) не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад (п.п. 5, 6, 7 Правил).

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России в сети Интернет, независимо от наличия или отсутствия у организации усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.

При наличии у организации электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством сети Интернет.

В случае отсутствия у организации электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган (п. 7 Правил)*(6).

Определить таможенный орган, в который необходимо представить статистическую форму, можно на официальном сайте ФТС России (http://www.customs.ru/index.php?option=com_centstruct&view=struct&Item >

Валютный контроль

Использование иностранной валюты и валюты РФ в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ*(7)). Поэтому при осуществлении расчетов по договору международной купли-продажи, предусматривающих, в частности, ввоз на территорию РФ товаров, может возникнуть обязанность поставить такой договор (контракт) на учет в уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма обязательств по таким договорам равна или превышает 3 000 000 руб. (для импортных контрактов) (п.п. 4.1, 4.2 Инструкции*(8)). Порядок постановки на учет контрактов установлен главой 5 Инструкции.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. НДС при ввозе (импорте) товаров с территории государств – участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);

– Энциклопедия решений. Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС;

– Энциклопедия решений. Структура, объем, общие требования по заполнению декларации по косвенным налогам. Уточненная декларация;

– Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию РФ:

1) товаров, поименованных в ст. 150 НК РФ;

2) товаров, которые ввозятся на территорию РФ физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

3) товаров, импорт которых на территорию РФ с территории РБ осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).

*(2) В зависимости от условий поставки может возникнуть необходимость по представлению и других документов, предусмотренных п. 20 Протокола. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в установленном порядке.

*(3) Вопрос: Организация (общий режим налогообложения) закупает в Республике Беларусь комплектующие (изделия) для производства. Организация начислила и заплатила НДС. Нужно ли эту сумму НДС отражать в книге продаж, так как она отражена по кредиту счета 68? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.);

*(4) Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

*(5) Форма статистической отчетности установлена в приложении N 1 к Правилам, порядок ее заполнения – в приложении N 2 к Правилам.

*(6) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 19.7.13 КоАП, п. 10 Правил).

Представлением недостоверных сведений считается их отражение в статистической форме с нарушением правил ее заполнения, арифметическими и (или) логическими ошибками (п. 9 Правил).

Например, недостоверными сведениями таможенные органы и суды признали неверно указанные: вес нетто товаров (постановление Восемнадцатого ААС от 27.03.2019 N 18АП-2345/19), дату договора (постановление АС Уральского округа от 01.02.2019 N Ф09-9500/18 по делу N А07-16083/2018).

*(7) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.

*(8) Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления”.

Исчисление НДС и применение ЭСЧФ в 2018 году

Светлана Новикова


29 ноября 2018 года Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с Ассоциацией налогоплательщиков при участии члена ассоциации ООО «ЮрСпектр» было проведено образовательное мероприятие Круглый стол. На вопросы участников об исчислении НДС и применении ЭСЧФ в 2018 году отвечала Новикова Светлана Ивановна. Приведем наиболее интересные из них.

Белорусская организация планирует отгрузить товары на экспорт в ЕАЭС. Она уверена, что заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) от покупателя из ЕАЭС она не получит. В связи с чем, вправе ли организация сразу при отгрузке указать в документах ставку НДС 20% (10% или освобождение от НДС) и сразу в налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором была произведена отгрузка, применить ставку НДС 20% (10% или освобождение от НДС)

При экспорте товаров применяется ставка НДС 0%.

При этом обязательным условием для ее применения является документальное подтверждение факта экспорта в течение 180 дней со дня отгрузки товаров, в том числе, получение от покупателя заявления. При неполучении заявления в течение установленного 180-дневного срока обороты по реализации товаров не подлежат отражению в налоговой декларации .

Вместе с тем, согласно подпункту 2) пункта 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС, «ввозной» НДС не уплачивают физлица при ввозе товаров не в целях предпринимательской деятельности. А это значит, что у белорусской организации отсутствуют основания для применения нулевой ставки НДС при реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, поскольку такие физические лица не являются участниками налоговых правоотношений во взаимной торговле товарами в ЕАЭС и белорусская организация, как следует из законодательства, не получит от них соответствующее документальное подтверждение факта вывоза товаров за пределы Республики Беларусь, в частности, заявление.

Такие импортеры, как организации, индивидуальные предприниматели, в том числе, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС, являются участниками налоговых правоотношений во взаимной торговле товарами в ЕАЭС и обязаны уплачивать ввозной НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь, представлять белорусскому экспортеру заявление.

Таким образом, организация-экспортер осуществляет отгрузку товаров в ЕАЭС:

— в адрес физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с применением ставки НДС 20% (10% или освобождения от НДС) не дожидаясь истечения 180 дней;

— в адрес ИП и организаций с применением ставки НДС 0%. Исчисление НДС по ставке 20% (10% или освобождение от НДС) осуществляется только по истечении 180 дней при отсутствии документального подтверждения факта экспорта.

Сотрудник организации во время командировки приобрел в России за наличный расчет товар в интересах организации. По возвращении из командировки товар был сдан на склад организации. Нужно ли уплачивать «ввозной» НДС? Если да, то как заполнить графы 9-11 заявления о ввозе товаров?

В такой ситуации организация должна уплатить «ввозной» НДС . При заполнении заявления о ввозе товаров в графах 11, 12 следует указать реквизиты кассового чека, в графах 9, 10 реквизиты транспортного документа, по которому сотрудник добирался в Беларусь (например, номер и дата ж/д билета).

Организация ввезла из ЕАЭС товары и приняла их на учет в октябре 2018 года. 14.11.2018 она представила декларацию по НДС (части I и II) за октябрь 2018 года.

В разделе II части I декларации по НДС организация учла в вычетах «ввозной» НДС, а общая сумма налоговых вычетов превысила исчисленный НДС по реализации (имеется оборот, облагаемый по нулевой ставке НДС).

В тот же день, 14.11.2018, организация направила заявление на зачет указанной суммы превышения в счет уплаты «ввозного» НДС по сроку его уплаты за октябрь — до 20.11.2018. Зачет произведен инспекцией в установленный срок.

Вправе ли была организация отразить на вычетах в поданной 14.11.2018 декларации сумму «ввозного» НДС?

Принять «ввозной» НДС к вычету за тот месяц, в котором было оприходование ввезенных товаров – это право плательщика.

При этом, для того чтобы этим правом воспользоваться должны быть выполнены все необходимые условия.

Одним из таких условий является уплата «ввозного» НДС до даты представления декларации по НДС за октябрь .

В рассматриваемой ситуации «ввозной» НДС на дату представления декларации по НДС (14.11.2018) уплачен не был. Поэтому основания для отражения его на вычетах в разделе II части I декларации по НДС, поданной 14.11.2018, отсутствовали.

Вопрос от читателей портала ilex.Новости
Организация оказала спонсорскую помощь другой организации, безвозмездно передав ей товары с выделением НДС по ставке 20%.
В накладной на передачу стоимость товаров указана выше, чем стоимость их приобретения.
Исходя из какой стоимости товаров нужно исчислить НДС и выставить ЭСЧФ?

В вопросе не указано, какова причина указания в накладной цены, отличной от цены приобретения товаров.

Следует лишь отметить следующее.

Оборотом по реализации признается сумма налоговой базы и исчисленная сумма НДС, а также суммы увеличения налоговой базы.

В первичных учетных документах стороной, оказавшей спонсорскую помощь, подлежит выделению исчисленная сумма НДС.

Налоговой базой НДС при безвозмездной передаче приобретенных товаров является цена их приобретения.

Поэтому несмотря на то, что в накладной указана более высокая их стоимость, НДС нужно выделить в накладной и исчислить его исходя из цены приобретения товаров .

Данный оборот по безвозмездной передаче приобретенных товаров нужно отразить в разделе I части I декларации по НДС .

Что касается ЭСЧФ, то он создается на оборот по безвозмездной передаче товаров. Соответственно стоимостные показатели в нем отражаются аналогично как в декларации по НДС — исходя из оборота по безвозмездной передаче, определяемого как цена приобретения товаров с исчисленной суммой НДС .

Вопрос от читателей портала ilex.Новости
Белорусская организация реализовала в Россию автокран. Российский покупатель до истечения 180 дней передал заявление о ввозе товаров. Но в нем дата принятия на учет автокрана указана с ошибкой.
Вправе ли белорусская организация применить ставку НДС 0%?

Для полноты оценки возникшей ситуации, конечно, хотелось бы конкретизировать: какая именно ошибка допущена, и основываясь на чем, белорусский экспортер сделал вывод о неправильности указания российским импортером даты принятия к учету импортного товара. Следует также понимать, что от выбора указанной даты зависит правильность определения российским импортером курса иностранной валюты для пересчета налоговой базы и, соответственно, суммы уплачиваемого им ввозного НДС.

При обнаружении белорусскими экспортерами ошибок в заявлениях российских импортером следует руководствоваться следующим.

При выявлении ошибки в заявлении, представленном импортером в налоговый орган и направленном белорусскому экспортеру для подтверждения ставки НДС 0 процентов, импортер обязан представлять в налоговый орган исправленное заявление взамен ошибочного.

В свою очередь налоговый орган страны-импортера должен направить в налоговый орган страны-экспортера информацию, содержащую реквизиты заявления, представленного с указанием признака «взамен заявления №….».

Вместе с тем имеют место случаи, когда в АИС «Таможенный союз» заявление, в котором выявлены ошибки, налоговыми органами государств — членов ЕАЭС не отзывается.

При оценке пакета документов, установленных пунктом 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, и информации, которая находится в АИС «Таможенный союз» необходимо исходить из комплексной оценки находящихся в них сведений.

В частности, ошибки технического характера (т.е. ошибки, не влияющие на определение налоговой базы и сумм уплаченных косвенных налогов), допущенные импортером при заполнении заявления, не должны являться основанием считать факт экспорта не подтвержденным.

К ошибкам технического характера могут быть отнесены:

— ошибки, связанные с математическим округлением;

— незначительные расхождения в адресе, указанном в заявлении и в договоре, товаросопроводительных документах, которые указывают на ошибки непреднамеренного характера (к примеру, неверная последовательность цифр).

Соответственно, если в АИС «Таможенный союз» находится информация с такого рода техническими ошибками, то не имеется оснований для того, чтобы считать ставку НДС 0 процентов не подтвержденной.

В свою очередь при наличии сомнений налоговые органы Республики Беларусь могут направить запрос в территориальное управление ФНС России (аналог ИМНС по областям и г.Минску) для целей получения подтверждения факта выдачи заявления.

Если же налоговый орган:

устанавливает расхождения (не технического характера) в сведениях, содержащихся в договоре, и (или) товаросопроводительном документе, и (или) счете-фактуре с данными, полученными в рамках установленного между налоговыми органами государств-членов ЕАЭС обмена информацией;

располагает данными, не подтверждающими факт вывоза товара за пределы Республики Беларусь или которые указывают на не достоверность подтверждения факта экспорта товара, согласно представленным документам,

то налоговый орган взыскивает косвенные налоги и принимает предусмотренные законодательством меры административной ответственности и пени.

Вопросы исчисления НДС в 2018 году

На вопросы, касающиеся порядка исчисления и вычета НДС, применения ставок, льгот, налоговых вычетов, заполнения декларации по НДС, а также применения электронных счетов-фактур, ответил эксперт.

Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО “ЮрСпектр”.

Ответы публикуются 22 ноября после 11.00 по мере готовности.

Участники:

Вопросы конференции

Минфином подготовлен проект указа, предусматривающий поэтапную отмену механизма ограничения налоговых вычетов по НДС при импорте товаров, что позволит избежать существенных единовременных потерь доходов бюджета и одновременно пополнит оборотные средства предприятий.

В 2019 году предусматривается сохранение действующего механизма ограничения налоговых вычетов по НДС при импорте товаров, при этом срок ограничения предлагается сократить с 60 до 30 дней. Это означает, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Беларуси после 1 января 2019 года, будут подлежать вычету по истечении 30 дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

С одной стороны, это позволит плательщикам за счет сокращения периода ограничения принять в первом квартале 2019 года к вычету НДС в сумме около Br91,3 млн, а с другой – будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости доходной части бюджета за счет предотвращения одномоментного возврата из бюджета аналогичной суммы накопленного ввозного НДС.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривает, что с 2019 года индивидуальным предпринимателям – плательщикам НДС будет предоставлено право самостоятельно определять момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав – “по отгрузке” или “по оплате”.

Это предложение исходило от самих плательщиков и обусловлено следующими причинами. В настоящее время все индивидуальные предприниматели – плательщики НДС определяют момент фактической реализации исключительно “по оплате”. А большинство организаций-плательщиков НДС определяют момент фактической реализации “по отгрузке”.

Получается, что индивидуальный предприниматель – продавец может выставить электронный счет-фактуру организации-покупателю только после получения от нее оплаты, а в случае отсутствия оплаты – по истечении 60 дней с момента отгрузки.

Поскольку в договорных отношениях между субъектами хозяйствования в настоящее время распространены отсрочки по расчетам за полученные товары, выполненные работы и оказанные услуги, то нередко складывается ситуация, когда индивидуальный предприниматель – продавец не вправе выставить электронный счет-фактуру, не дожидаясь получения оплаты. Это не устраивает организацию-покупателя, и она просто отказывается работать с индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, в случае получения частичной оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги у ИП возникали затруднения с правильным определением налоговой базы по НДС, что приводило к непреднамеренным ошибкам в исчислении этого налога.

Поэтому МНС сочло возможным поддержать инициативу плательщиков и предоставить индивидуальным предпринимателям право самим выбирать

способ уплаты налогов “по оплате” или “по отгрузке”.

С 1 января 2018 года Республика Беларусь установила для иностранных организаций, реализующих физическим лицам услуги в электронной форме, обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость.

Ввиду отсутствия представителей нерезидента на территории Беларуси постановка на учет, представление налоговой отчетности и последующее взаимодействие с налоговыми органами происходит только в электронном виде.

В целях создания понятных условий для постановки на учет в налоговом органе и уплаты НДС по услугам в электронной форме разработан электронный сервис “е-НДС”, ссылка на который размещена на сайте МНС. Сервис реализован по принципу одного окна, что позволяет плательщикам совершать все необходимые действия для исполнения возложенных на них обязанностей – от постановки на учет в налоговых органах до подписания налоговой декларации.

Декларация подписывается “облачной” электронной цифровой подписью (ЭЦП). Механизм “облачной” ЭЦП был разработан специально для этой категории плательщиков, поскольку это зарубежные компании, физически находящиеся в другой стране. Такая подпись получается дистанционно и имеет юридическую силу, не требуя установки специального программного обеспечения и при этом обеспечивая целостность и подлинность подписываемых документов.

По данным за 9 месяцев 2018 года, на учете в налоговых органах состоят 53 иностранные организации, которые оказывают электронные услуги физлицам и уплачивают НДС в белорусский бюджет. Среди них – Google, Microsoft, Netflix, Amazon, Wargaming, Apple, Valve, Airbnb, Booking.com, Uber и другие. Эти компании являются резидентами Кипра, Германии, Ирландии, Польши, Израиля, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Великобритании, США. По структуре оказываемых услуг преобладает предоставление прав на использование цифрового контента (игр, электронных книг, музыки, видео). Сумма поступившего в бюджет Беларуси “налога на Google” за январь-сентябрь составила Br10,7 млн.

Днем оказания услуг является дата оформления акта – 24 октября.

Днем выполнения работ (оказания услуг), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признается последний день месяца выполнения таких работ (оказания таких услуг), если в документах, оформленных до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем их выполнения, содержится указание на месяц, в котором выполнены данные работы или оказаны услуги (ч. 4 п. 1 ст. 100 НК).

Для целей статей 100 и 107 НК работами (услугами), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основе долгосрочного договора (контракта), заключаемого на срок более трех месяцев, при условии, что заказчик работ (услуг) может использовать их результаты в своей деятельности в том месяце, в котором выполнены работы (оказаны услуги) (ч. 5 п. 1 ст. 100 НК).

Плательщики, осуществляющие розничную торговлю, могут производить исчисление НДС по товарам, исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в их стоимости (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров, включая товары, освобожденные от НДС). Это предусмотрено пунктом 9 статьи 103 НК.

При этом для таких плательщиков, получающих доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок по товарам, реализуемым по розничным ценам, налоговой базой является стоимость реализованных товаров (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров).

Для применения указанной особенности исчисления НДС необходимо организовать отдельный учет сумм НДС, включенных в цену товара. При отсутствии такого учета, а также отдельного учета оборотов по реализации товаров, облагаемых по различным налоговым ставкам, исчисление НДС при реализации товаров по розничным ценам производится по ставке 20% (ч. 2 п. 9 ст. 103 НК).

Расчет НДС, исходя из налоговой базы и доли суммы НДС при реализации товаров по розничным ценам, производится по форме согласно приложению 34 к постановлению МНС от 24 декабря 2014 года № 42. Графы расчета расчетной ставки содержат сведения о данных бухгалтерского учета плательщика: сальдо по счету 42 (НДС), НДС по поступившим товарам (оборот по кредиту счета 42 НДС), остаток товара на конец месяца.

При ведении организацией учета в Книге учета доходов и расходов учет товаров по розничным ценам и отдельный учет НДС, включенного в розничную цену, остаток товара на конец месяца не ведется. Соответственно, из данных Книги учета доходов и расходов показатели для заполнения расчета определены быть не могут.

Вместе с тем по усмотрению плательщика в форму Книги учета доходов и расходов при необходимости детализации учета могут вводиться дополнительные графы (ч. 2 подп. 2.1-1 Постановления МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Минстата от 19.04.2007 №55/60/59/38).

Однако полагаю, что без соответствующего бухгалтерского учета определение показателей, требуемых для расчетной ставки НДС, является трудоемким и непростым. В связи с этим такой организации рекомендуется организовать и вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке в соответствии с законом “О бухгалтерском учете и отчетности”.

НДС можно принять к вычету за октябрь и тогда не сторнировать исчисленный НДС за сентябрь.

Читать еще:  Какой налог в сша на доходы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector