Подоходный налог в 1994 году
Prokurors.ru

Юридический портал

Подоходный налог в 1994 году

Подоходный налог в 1994 году

&nbsp Подоходный налог для физических лиц

И если раньше вы были должны государству, теперь оно должно вам

Сегодня, как и обещали в последнем номере “Денег” 1994 года, мы имеем возможность подробно рассказать о том, какие новые правила в уплате подоходного налога ввели российские власти. А нового немало: это и новая шкала ставок, и новые правила обложения дохода от продажи имущества, и новые допустимые вычеты. При этом немаловажно, что многие нововведения должны применяться уже к доходам, полученным в прошлом году. Разумеется, все такие изменения сделаны в пользу налогоплательщика (обратное было бы неконституционным). Поэтому многих ждут “шальные” деньги — государство будет возвращать ранее удержанные налоги. Кроме того, новые правила дают возможность играть — и играть по-крупному.

Новая шкала — чем больше доходов, тем больше вернут
В течение всего года бухгалтерии предприятий удерживали с вас налоги из расчета, что доходы свыше 5 млн рублей облагаются по ставке уже не 12, а 20 процентов. Доходы свыше 10 млн рублей — по ставке аж 30 процентов. Как только суммы выплаченного вам облагаемого дохода превышали очередной рубеж, удерживать начинали больше.
И что же теперь? А теперь будет то же, что и в прошлом году. В конце декабря 1993 года президент своим указом установил, что по минимальной ставке (12 процентов) доходы, полученные в 1993 году, облагаются в пределах 3 млн рублей. А бухгалтерии удерживали в течение года 20 процентов начиная с сумм, превышающих 1 миллион. Пришлось проводить перерасчет и деньги возвращать.
То же и теперь. Тем же указом президент на 1994 год установил предел обложения по минимальной ставке в 5 млн рублей. И вот год спустя предстоит новый перерасчет — этот предел увеличен вдвое. Поэтому те, кто в общей сумме получил на одном предприятии 10 млн рублей могут рассчитывать на возврат 8 процентов от “вторых” 5 млн рублей, то есть 400 тыс. рублей.
Еще больше повезло тем, кто получил от 10 до 50 млн рублей. Им вернут не только “несчастные” 400 тысяч, но и 18 процентов от суммы доходов свыше 10 миллионов. Например, если кто-то получил ровно 50 млн рублей, то он может рассчитывать на возврат уже 7,2 млн рублей (а с учетом 400 тысяч — 7,6 млн рублей), а это уже существенно.
И только доходы свыше 50 млн рублей останутся без перерасчета. Получившим больше полусотни миллионов придется довольствоваться возвратом 7,6 млн.

А если доходы получены в разных местах
Вышеперечисленное касается идеальной ситуации, когда все облагаемые доходы были получены по основному месту работы. Если же в общей сумме доходы составили даже более 50 млн рублей, но ни в одном из мест их получения не превысили 5 млн, то никакого возврата не будет.
Даже наоборот — попросят доплатить именно вас (вы обязаны подать декларацию о доходах, и мы настоятельно советуем вам это сделать — во избежание неприятностей с налоговыми инспекторами). Ведь общая сумма удержанного с вас налога составила 12 процентов вашего дохода, а заплатить надо больше — 20 процентов с доходов свыше 10 миллионов.
Поэтому не торопитесь с подачей декларации — чем позже ее подадите, тем позже придется и доплачивать. Предельный же срок, в который нужно уложиться, — 1 апреля. Перед этим днем в инспекциях невероятное столпотворение (годовую отчетность сдают и предприятия), но вас никто не просит идти туда лично. Декларацию можно послать по почте заказным письмом.

Some like it hot
Варианты возможны с теми, кто в разных местах получил доходы и уплатил налоги по разным ставкам. Например, по основному месту работы (там, где хранится трудовая книжка) вы получили 15 млн, а во многих других местах суммы, не превышающие по отдельности 5 млн.
В таком случае вы, в принципе, не должны подавать заявления о возврате “излишне удержанных” сумм подоходного налога на основной работе. Но, тем не менее, можете это сделать. Курьезность ситуации заключается в том, что окончательный расчет суммы годового дохода вы должны сделать к 1 апреля, а до того времени вполне можете полагать, что с вас удержали “лишние” налоги.
В таком случае, несмотря на то что вообще-то вы должны доплатить государству (по совокупности ваш доход весьма велик), государство будет платить вам. Правда, временно. Полученные 1 млн 300 тыс. рублей (0,4 + 0,9 млн) бюджету придется вернуть — но только после получения указания от налоговой инспекции, которое вам выдадут только после обработки вашей декларации. А с ней, как уже говорилось, можно тянуть до 1 апреля.
За такую “операцию” ответственности никто не несет — ни вы, ни ваша компания, возвращающая вам налог (разумеется, за счет государства). Расчет и уплата налогов — это, в определенной степени, игра со своими правилами (см. название рубрики). И если государство берет в течение года кредит у налогоплательщиков, играя со ставками, то почему бы и вам не поиграть с правилами возврата и доплаты?
Если же вы, наоборот, по основному месту работы не вышли за пределы 5 млн дохода, а в других местах получили более этой суммы (в каждом), то здесь, увы, правила играют против вас. Возврат вы получите лишь после подачи декларации — и тогда, когда налоговая инспекция решит его произвести (но не позднее 15 июля).

Новые ставки подоходного налога

Сумма облагаемого дохода за год Ставка налога
до 10 млн рублей 12%
от 10 до 50 млн рублей 1,2 млн рублей + 20% с суммы,
превышающей 10 млн рублей
свыше 50 млн рублей 9,2 млн рублей + 30% с суммы,
превышающей 50 млн рублей

Доходы от продажи имущества: одни говорят одно, другие — другое. Кто из нас прав?
Изначально не было ясно — что именно подразумевается под доходом от продажи имущества: то ли вся сумма выручки, то ли сумма прибыли, полученная в результате продажи. Налоговые органы более склонялись к первому, а судебные — ко второму варианту.
Поскольку столь неясное положение никого не устраивало, то власти решили предоставить налогоплательщику право самостоятельно определять, что он под этим понимает. И, к радости нашей, сделано это уже и в отношении доходов за прошедший год.
Весьма повезло тем, у кого на проданные вещи сохранились документы, подтверждающие сумму, уплаченную за них (например, товарные чеки). Теперь они могут смело вычитать из суммы, полученной от продажи имущества, ранее уплаченную за него цену. Только разница и будет облагаться.
Тем же, кто чеков не сохранил, тоже не стоит расстраиваться. Облагаться в таком случае будет вся выручка — но лишь сверх определенных размеров. А размеры эти также значительно увеличены.

Продажа недвижимости
Так, при продаже недвижимости облагаться будет только выручка свыше 5 000 среднегодовых минимальных зарплат. В расчете на 1994 год эта величина составляет 87,8 млн рублей. Увеличение предела в 10 раз достаточно приятно.
Продавцам квартир, продажная цена (читайте — балансовая стоимость, именно по ней эти сделки обычно проводятся официально) которых превысила эту величину, можно посоветовать следующее. Почему бы не отказаться от применения лимита и не рассчитать свой облагаемый доход как сумму превышения доходов над расходами по сделке?
Балансовая стоимость квартиры — это официально признанная государством стоимость квартиры. Поэтому доходом может считаться только сумма, полученная сверх нее. Если же квартира продана по балансовой стоимости, то и превышения не выходит. Более того, если вы понесли расходы на оплату услуг посредников и оформление документов, то официально вы даже внакладе.
Этот вариант поведения чреват спором с налоговой инспекцией. Но деньги ваши — вам и решать. Не стоит забывать о том, что заставить вас заплатить налог можно только через суд. А он, вполне возможно, примет вашу точку зрения. Чтобы в заседании выглядеть увереннее, заручитесь поддержкой налогового юриста (при победе в процессе расходы по оплате его услуг вам возместят за счет инспекции).
На новый год необлагаемый лимит составит не менее 102 млн рублей. И это — если допустить, что минимальная зарплата не будет увеличиваться в течение года. А это наверняка произойдет дважды: сначала, как обычно, задним числом с 1 января, а затем — в середине года.

Продажа всего остального
Лимит необлагаемой выручки от продажи движимого имущества также значительно увеличен. Если по наиболее дорогому имуществу (автомобили, драгоценности, антиквариат) увеличение составило два раза, то по всему остальному — 20 раз. Не облагается выручка в пределах 1 000 среднегодовых минимумов.
В истекшем году — это выручка в пределах 17,56 млн рублей. В новом — не менее 20,5 млн.

Об этом стоит помнить
Выбирая метод определения облагаемого дохода от продажи имущества, важно помнить о том, что применение одного варианта исключает применение другого. Например, если вы решили уменьшать сумму выручки на сумму связанных с продажей имущества расходов, то лимит вы применить уже не сможете. И наоборот.
При принятии варианта с лимитом необлагаемой выручки установленный предел распространяется на все проданное имущество, а не на каждую проданную вещь по отдельности. Единственное исключение — лимиты по движимости и недвижимости установлены отдельно (да они, собственно, и разные).
Соответственно при этом можно применять и разные варианты. Например, доходы от продажи недвижимости вы уменьшаете на сумму связанных с продажей затрат, а иного имущества — на сумму лимита. Это вполне правомерно.

Покупка недвижимости
Увеличен в 10 раз (также начиная с 1994 года) и лимит льготы по строительству и приобретению недвижимости. Облагаемый доход уменьшается на суммы, затраченные в течение года на эти цели, но не более чем на 5 000 минимумов (ранее — 500). В 1994 году к уменьшению можно предъявить 87,8 млн рублей. В новом году можно будет предъявить не менее 102 миллионов.
Важно учесть, что эта льгота предоставляется только по одному строящемуся или приобретенному объекту. Причем все затраты надо подтвердить документально (товарные чеки на стройматериалы, счет подрядчика, договор купли-продажи). Поэтому выбирайте самый дорогой.
При этом на комбинации этой льготы и правил налогообложения доходов от продажи недвижимости можно поиграть. Например, если бы вы в прошлом году продали квартиру за 170 млн и купили за 85, то налогом бы у вас в любом случае ничего не облагалось.
Ведь при выборе варианта с лимитом необлагаемой выручки вы уменьшаете выручку на 87,8 млн рублей. Остается 82,2 млн рублей. А эту сумму вы полностью вычеркиваете, поскольку заплатили за новую квартиру 85 миллионов. Более того, вы уменьшаете и остальные свои доходы на 2,8 млн рублей.

Читать еще:  Налог на авто воронеж 2018

А это повод для игры
Это действительно повод для игры. Играть можно с друзьями — продавая друг другу квартиры.
Например, у вас и у вашего друга примерно равноценные квартиры балансовой стоимостью, допустим, 60 млн рублей.
Вы продаете своему другу квартиру за 100 млн рублей. Одновременно вы покупаете его квартиру за те же 100 млн. Вы оба при определении облагаемого дохода от продажи недвижимости используете вариант лимитируемой выручки. Поскольку в 1995 году не облагается выручка от продажи недвижимости, как минимум, в пределах 102 млн рублей, вам ничего не грозит.
Более того, вы же потратили на приобретение квартир по 100 млн рублей. На эту сумму вы можете уменьшить свой облагаемый доход — оба. Это может позволить вам сэкономить до 30 млн рублей — каждому. Главное, чтобы у вас были облагаемые доходы, т.е. было бы что уменьшать.
Однако эту операцию можно проделать только один раз в году — льгота по покупке недвижимости, как уже говорилось, предоставляется только по одному объекту в год.
Кстати, если вы собрались обменять свою квартиру, можете предложить другой стороне устроить взаимную куплю-продажу. Искомый результат — переезд на новое место жительства — будет достигнут. И притом с дополнительной взаимной выгодой. А ведь сэкономленные деньги — заработанные деньги. Реальные затраты при этом уйдут только на оформление сделки (обычно чуть больше 7 процентов от ее цены).
За возвратом налога надо идти в налоговую инспекцию. Но возврат налога с тех доходов, которые вы получили по основному месту работы, можно получить и в своей компании.

А это уже для всех
Раньше ежемесячно каждый мог уменьшить свой облагаемый доход на один минимальный размер месячной оплаты труда. Теперь из доходов должны вычитаться два размера — на сегодня это составляет 41 тыс. рублей. Но вот это положение введено уже только с 1 января 1995 года.
Ну что же, правила известны. Можно начинать игру.

НАТАЛЬЯ ВАРНАВСКАЯ, ЕВГЕНИЙ ТИМОФЕЕВ

Какой подоходный налог был в СССР?

Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.

АиФ.ru рассказывает, как за годы существования СССР менялась ставка подоходного налога с граждан.

1920-е гг.

Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.

1940-е гг.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

1960-е гг.

В 1960-е годы подоходный налог с физических лиц решили отменить. По инициативе Никиты Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В 1960 году Верховный Совет принял закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», но он так и не заработал. Спустя два года Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

1980-е −1990-е гг.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

С 1 июля 1990 года необлагаемый минимум составил 100 рублей, а предельная ставка на высокие доходы была зафиксирована на уровне 50%. После реформы розничных цен 2 апреля 1991 года налоговые ставки были снижены — с 13% до 12% для низких доходов и с 50% до 30 % — для высоких.

Такой расчет подоходного налога продержался до 1992 года: 7 декабря 1991 года было принято новое налоговое законодательство. С 1 января 1992 года подоходным налогом стали облагать не месячный доход граждан, как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого, а годовой, суммарный доход. Шкала подоходного налога менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Но, по сути, нововведение вступило в силу уже в постсоветскую эпоху: 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.

econtrade

Разделы сайта

Управление капиталом
Участники рынка ценных бумаг
Факторы и пути повышения производительности труда
Управление социальной сферой
Управление рисками в коммерческом банке
Управление рисками в лизинговых операциях
Экономика и торговля

Краткая история ставок подоходного налога

С 1 января 2001 года изменилось не только название подоходного налога (он называется теперь «налог на доходы физических лиц»), но и порядок налогообложения: введены но­вые ставки, частично изменен перечень доходов, освобожденных от налогообложения, ус­тановлены иные налоговые вычеты. Уточнен порядок удержания налога и перечисления удержанных сумм налоговыми агентами.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, – от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды

В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются: государственные пособия, все виды пенсий, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь, алименты, суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений и т.д.

7 декабря 1991 года

, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР “О подоходном налоге с физических лиц” (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года.

Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала – 900 руб).

Читать еще:  Ип подоходный налог 2018

Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992

руб/год руб/мес ставка налога

до 42.000 до 2.500 12%

42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения

84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения

120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения

180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения

300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения

свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения

Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом – опять же с 1 января 1992 года – были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992

руб/год руб/мес ставка налога

до 200.000 до 16.667 12%

200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения

400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения

свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения

6 марта 1993 года

Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”, законы Российской Федерации “О государственной пошлине”, “О налоге на имущество предприятий”, “О налоге на добавленную стоимость”, “О подоходном налоге с физических лиц” (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок – 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993

руб/год руб/мес ставка налога

до 1.000.000 до 83.333 12%

1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения

свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения

После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции – 11 декабря 1993 года

. Указом N2129 “О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц” он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро – на будущее, с 1994:

Публикации

Расчет технико-экономических показателей малого предприятия
Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части работы будут рассмотрены такие вопросы: формы и методы государственного регулирования .

Торговый менеджмент
Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив & .

Управление оборотными средствами
Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на совр .

Новое на сайте

Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда.

Кадры предприятия – совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

Управление рисками в лизинговых операциях

Сегодняшнему российскому рынку присуще большое число рисков, сопряженных практически с любым видом коммерческой деятельности. В сложившейся ситуации российские предприниматели распознают эти риски зачастую на интуитивном уровне.

Налог на прибыль в 1994 году

Изменения налоговой системы на 1994 год были определены в пакете декабрьских (1993 года) Указов Президента.

База налога. Одним из наиболее важных изменений, осуществленных в соответствии с Указом Президента № 2270, является распространение с 1 января 1994 года налога на прибыль на банки, кредитные учреждения и страховые организации.

С 1 января 1994 года был повышен размер необлагаемых налогом на прибыль расходов предприятий на оплату труда до шестикратного размера минимальной оплаты труда. Уплата этого налога стала обязательной для всех предприятий независимо от наличия льгот и результатов деятельности (кроме сельскохозяйственных предприятий).

Указ Президента № 1677 от 1 августа 1994 года разрешает для расчета налога на прибыль применять фактическую цену реализации ниже себестоимости продукции, если предприятие длительное время не могло реализовать свою продукцию или если сложившиеся рыночные цены оказались ниже себестоимости. В данном указе также устанавливается порядок определения цены продукции для целей налогообложения при безвозмездной передаче или обмене продукцией, который учитывает цены предшествующих реализаций. При этом исчисленная цена не должна быть ниже себестоимости. Законом “О внесении изменений. ” от 3 декабря 1994 года это положение указа после уточнения и корректировки было закреплено в законе о налоге на прибыль.

Законом “О внесении изменений. ” от 3 декабря 1994 года допускается не включение в доходы от внереализационных операций сумм, полученных безвозмездно от других предприятий для передачи ряда объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также органами государственной власти и объединениями предприятий на развитие производственной и непроизводственной базы, а также оборудования, получаемого предприятиями ряда отраслей для определенных целей.

С 10 декабря 1994 года на основании закона от 3 декабря 1994 года валовая прибыль в целях налогообложения уменьшается/увеличивается на суммы отрицательных/положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля.

Переоценка основных фондов проводилась по состоянию на 1 января 1994 года. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 147 от 13 декабря 1993 года при применении с 1 января 1994 года повышающих или понижающих коэффициентов на издержки производства или обращения относится сумма амортизации, определенная по утвержденным нормам с учетом применяемых коэффициентов.

Постановление Правительства РФ № 967 “Об использовании механизма и переоценке основных фондов” от 19 августа 1994 года разрешило до переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1995 года применять, начиная с 1 июля 1994 года , индексацию амортизационных отчислений в соответствии с индексом инфляции, публикуемым государственными органами статистики.

Применение ускоренной амортизации активной части производственных и основных фондов разрешено для высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин на основании перечня, устанавливаемого федеральными органами исполнительной власти. Только в случае необходимости применения коэффициента ускорения, превышающего 2, требуется согласование с финансовыми органами субъектов Российской Федерации. В данном постановлении сохранены требования о целевом назначении амортизационных отчислений, начисленных ускоренным методом.

Новый порядок применения ускоренной амортизации уменьшил зависимость предприятий от чиновников органов исполнительной власти. Введение единого для всех перечня позволяет воспользоваться льготой, исходя из строго формальных оснований. Новый порядок предусматривает помощь в условиях инфляции отраслям с высокой капиталовооруженностью, то есть служит целям повышения горизонтальной справедливости налогообложения.

В отношении малых предприятий в указанном постановлении сформулировано право в целях обновления машин и оборудования списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов в первый год функционирования малого предприятия. В этой норме содержится противоречие в самой формулировке. Обновление машин и оборудования стимулируется только на вновь созданных предприятиях, причем “новизна” этого оборудования никоим образом не регламентируется. Вряд ли такой порядок приведет к обновлению основных фондов.

Подобная льгота стимулирует, на наш взгляд, не развитие малого предпринимательства, а вынесение (в тех случаях, когда это возможно) отдельных производств, требующих значительного инвестирования, за рамки материнского предприятия для приобретения ими статуса малых предприятий.

С 1 апреля 1994 года изменился порядок отнесения процентных платежей на себестоимость. Проценты по отсроченным ссудам стали относиться на себестоимость продукции (Письмо Госналогслужбы РФ от 14 апреля 1994 г. № ВП-6-01/135).

Ставки налога. Начиная с 1 января 1994 года на основании Указа № 2270 изменены ставки налога и порядок зачисления в бюджет. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, установлена в размере 13%. Ставку налога, зачисляемого в бюджеты субъектов федерации, разрешено устанавливать их органам власти в пределах 25% для предприятий и организаций и 30% для банков и страховщиков.

При этом максимальная ставка налога увеличилась для всех, кроме посредников. Вместо 45% они стали платить налог по ставке, не превышающей 35%. Такое решение, безусловно, назрело, т.к. прошлый порядок нес в себе пережитки социалистической идеологии, при котором сфера торговли считалась непроизводственной сферой, а доход, получаемый в ней – спекулятивным доходом.

Однако использовавшийся ранее порядок в определенной степени выравнивал положение торговых и промышленных предприятий. Дело в том, что в России, в условиях высокой инфляции, больше всего страдают от высоких налогов предприятия с длительным циклом производства. Налог на прибыль, упрощенно говоря, взимается с разницы между выручкой и затратами. Часть затрат, а именно, материальные затраты, учитываются по ценам, действовавшим в момент их осуществления. В результате возникает высокая номинальная сумма налогооблагаемой прибыли (а также большая база для НДС), а затраты нового производственного цикла необходимо осуществить уже по более высоким ценам и при этом они не исключаются из базы налога на прибыль.

Эту проблему может частично уменьшить применение метода LIFO – метода отнесения материальных затрат на себестоимость, – разрешенное Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 года N 100 (необходимая для применения этого порядка инструкция появилась лишь в декабре 1994 года). Уменьшение сроков амортизации, необходимое по многим причинам, в данной ситуации тоже полезно, но положения не спасает, так как речь идет не только об основных средствах, но и о сырье и материалах. Определенным выходом могла бы служить индексация затрат, но сложность и большие издержки по применению ограничивают возможности ее использования.

Таким образом, установление для посредников более высоких ставок, чем для предприятий-производителей (у которых эффективная ставка налога на прибыль повышается в зависимости от уровня инфляции), не являлось наихудшим способом обеспечить большую справедливость налогообложения.

Льготы по налогу на прибыль. С 1 января 1994 года Указом Президента № 2270 освобождается от налогообложения прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия. Кроме того, тот же Указ освобождает от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более 3 лет) на цели капитальных вложений в развитие собственной производственной базы.

Очевиден прогрессивный характер изменений, с точки зрения повышения нейтральности налоговой системы. Но, возможно, целям стимулирования капиталовложений лучше послужило бы уменьшение сроков амортизации, которые являются завышенными по сравнению с зарубежными странами.

Указом Президента “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” № 2270 от 22 декабря 1993 года к списку льгот добавлено освобождение от налога прибыли, направленной на НИОКР в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития (до 10% налогооблагаемой прибыли), в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, на пополнение страховых резервов на страхование жизни.

Читать еще:  Нужно ли платить налог на подаренную долю?

Указом № 2270 установлено применение пониженной в 1,5 раза ставки налога банками, предоставляющими не менее 50% кредитов сельскохозяйственным предприятиям и малым предприятиям, кроме торговых и посреднических, а также страховщикам, у которых не менее 50% взносов получено от указанных предприятий.

Указом список видов деятельности предприятий, на которые распространяется право не платить налог на прибыль в первые два года с момента регистрации, расширен за счет производства лекарств, изделий медицинского назначения и технических средств реабилитации инвалидов. Причем, если выручка от данных видов деятельности превышает 90%, в третий и четвертый год работы налог уплачивается в размере 25% и 50% соответственно.

Срок деятельности малого предприятия, после которого льгота становится необратимой, увеличен с трех до пяти лет.

С 27 октября 1994 года при выполнении ряда условий освобождаются от налога добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов в депутаты.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. С 1 января 1994 года Указом № 2270 внесение авансовых платежей определено в размере 1/3 квартальной суммы налога до 15 числа каждого месяца, освобождены от уплаты авансовых взносов малые предприятия, инвестиционные фонды, бюджетные организации и предприятия, добывающие драгоценные металлы.

Динамика поступлений налога на прибыль. Увеличение необлагаемых налогом на прибыль расходов предприятия на оплату труда до шестикратного минимума оплаты труда, расширение льгот и их размеров, а также переоценка основных фондов по состоянию на 1 января 1994 года, увеличившая размер ежемесячных амортизационных отчислений, во многом объясняет снижение доли налога на прибыль в сумме налоговых поступлений до 36,9% в январе 1994 года по сравнению с 42% в 1993 году.

Впрочем, к апрелю 1994 года доля налога на прибыль выросла, составив 39,9% налоговых поступлений. В январе 1994 года поступления налога на прибыль в процентах ВВП составили 7%, практически совпав по величине с показателем 1993 года, но, в отличие от предыдущих лет, дальнейшего существенного роста этой величины не наблюдалось. С апреля по декабрь 1994 года поступления налога на прибыль составляли около 7,7% ВВП, а налоговые поступления в целом выросли с 18-19% в начале года до 23-24% в конце. В результате доля налога на прибыль в структуре налоговых поступлений упала с 36,9% в январе до 27,5% в декабре 1994 года.

Объясняется это, прежде всего, резким падением в 1994 году рентабельности в экономике. По данным Госкомстата РФ прибыль предприятий в процентах ВВП снизилась с 20-25% в 1993 году до 10-11% в 1994 году. Впрочем, такое падение прибыли нам представляется маловероятным. Можно предположить, что в силу трудностей с оценкой показателей ряда секторов экономики, эти данные в некоторой степени искажены и в действительности сокращение прибыли было менее значительным. В Сводном финансовом балансе по территории Российской федерации на 1996 год, подготовленном Минэкономики России, в составе материалов к проекту бюджета, приводятся данные по прибыли по России за 1994 год – 108 трлн. рублей, а данные Госкомстата содержат значение величины прибыли 71,28 трлн. рублей (сюда в 1994 году не включалась прибыль банковского сектора, малых предприятий, бюджетных организаций, сельского хозяйства).

Для расчета эффективной ставки налога на прибыль использованы данные по налоговым поступлениям и прибыли предприятий по экономике по итогам за год. В 1992 году и 1993 году прибыль отдельных секторов экономики не включалась в промежуточную (ежемесячную) статистику Госкомстата, но была включена в итоговый результат за год. Поэтому использованы данные по прибыли Госкомстата на 01.01.1993 года и 01.01.1994 года. В 1994 году использованы данные Сводной справки по прибыли по России, отчет за 1994 год из Сводного финансового баланса по территории Российской федерации на 1996 год.

В результате эффективная ставка налога на прибыль составила 28,6% в 1992 году, 41,1% в 1993 году и 45,1% в 1994 году. Разница в результатах за 1993 и 1994 год может быть объяснена увеличением ставки налога в 1994 году с 32 до 38% с одновременным увеличением нормируемой величины заработной платы и расширением льгот по налогу (Указ Президента № 2270). Сложнее обстоит дело с объяснением низкой эффективной ставки в 1992 году. Во-первых, из-за слабости налоговых инспекций они не могли воспрепятствовать большому числу умышленных и неумышленных нарушений в учете. Кроме того, в условиях высокой инфляции (в 26 раз за год) должна была в значительной степени сказаться описанная выше практика неуплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

В целом за 1994 год колебания структуры налоговых поступлений были незначительны. За двенадцать месяцев налоговые поступления в бюджеты России сократились до 24,2% ВВП, т.е. на 0,6% ВВП. Доля налога на прибыль вновь сократилась до 31,8% налоговых поступлений (7,8% ВВП).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какой подоходный налог был в СССР?

Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.

АиФ.ru рассказывает, как за годы существования СССР менялась ставка подоходного налога с граждан.

1920-е гг.

Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.

1940-е гг.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

1960-е гг.

В 1960-е годы подоходный налог с физических лиц решили отменить. По инициативе Никиты Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В 1960 году Верховный Совет принял закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», но он так и не заработал. Спустя два года Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

1980-е −1990-е гг.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

С 1 июля 1990 года необлагаемый минимум составил 100 рублей, а предельная ставка на высокие доходы была зафиксирована на уровне 50%. После реформы розничных цен 2 апреля 1991 года налоговые ставки были снижены — с 13% до 12% для низких доходов и с 50% до 30 % — для высоких.

Такой расчет подоходного налога продержался до 1992 года: 7 декабря 1991 года было принято новое налоговое законодательство. С 1 января 1992 года подоходным налогом стали облагать не месячный доход граждан, как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого, а годовой, суммарный доход. Шкала подоходного налога менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Но, по сути, нововведение вступило в силу уже в постсоветскую эпоху: 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector