Пропустил налоговое требование
Prokurors.ru

Юридический портал

Пропустил налоговое требование

Налоговики могут пропускать срок направления требования

В начале января на сайте arbitr.ru было опубликовано постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. В нем высшие арбитры поставили точку в споре, обязаны ли организации исполнять требования об уплате налога, выставленные инспекцией с нарушением срока. К сожалению, позиция не в пользу налогоплательщиков.

Нет требования — нет налога?

Теперь налоговики могут не слишком беспокоиться о нарушении срока направления требования об уплате налога по результатам проверок. Важно соблюсти сроки для принятия решений о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах компании в банках, либо за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ.

Требование должно быть направлено в течение десяти дней с даты вступления в силу решения о проверке. Если недоимка выявлена в ходе иных контрольных мероприятий, срок на выставление требования составляет три месяца с даты выявления задолженности (п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ).

В любом случае в требовании указывают дату, до которой плательщик обязан погасить задолженность. Эта дата является точкой отсчета для принудительного взыскания. Проблема в том, что налоговые органы, пропуская срок на выставление требования, считают, что и срок на принудительное взыскание автоматически отодвигается.

В Налоговом кодексе предусмотрено, что решение о взыскании налога принимается по истечении срока, установленного в требовании. Причем этот срок зависит от того, за счет чего взыскивают налог. Если за счет денег на банковских счетах — то у налоговиков есть два месяца на принятие решения с даты истечения срока на добровольную уплату, указанную в требовании. Если обращают взыскание на имущество — для принятия решения есть год (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ).

Решение о взыскании, принятое в более поздние сроки, считается недействительным и исполнению не подлежит. Упустив возможность взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке, инспекция может только обратиться в суд. На это у нее есть шесть месяцев по истечении срока, указанного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Как видим, для взыскания задолженности и во внесудебном, и в судебном порядке точкой отсчета является дата, обозначенная в требовании. Напомним, что требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если более продолжительный период не указан в самом документе).

Следует ли налогоплательщику исполнять требование, направленное с нарушением срока, или оно считается незаконным? Как считать сроки на принудительное взыскание, если инспекция пропустила дату направления требования?

В большинстве своем суды говорят, что нарушение налоговым органом срока выставления требования само по себе не основание для признания документа недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2009 № А32-18879/2008-46/263). Однако это может привести к пропуску срока для принудительного взыскания налога, исчисляемого так: срок на выставление документа (десять дней или три месяца) + срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности (по общему правилу восемь дней) + срок на принятие решения о взыскании (два месяца или год).

Пропуск последней «крайней» даты лишает налоговиков права надеяться на бесспорное взыскание. Данную позицию ВАС РФ изложил еще в 2006 г. в постановлении Пленума от 22.06.2006 № 25. В пункте 24 документа сказано, что направление требования по истечении срока, предусмотренного в ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, в течение которого инспекция должна принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение. Большинство окружных судов учитывало эту позицию (см., например, постановление ФАС Московского округа от 05.08.2011 № КА-А40/8203-11-П (Определением ВАС РФ от 21.10.2011 № ВАС-13024/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)). Но недавно ВАС РФ пришлось еще раз вернуться к рассмотрению аналогичного спора.

К мнению ВАС РФ надо прислушиваться

Инспекция провела выездную проверку предпринимателя, по результатам которой был составлен акт и принято решение о привлечении к налоговой ответственности. Бизнесмен обжаловал решение инспекции в апелляционном порядке, но безуспешно: областная налоговая служба утвердила документ. Инспекция на основании своего решения, вступившего в законную силу, выставила предпринимателю требования об уплате налога, пеней и штрафа, но позже, чем следовало.

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании документов недействительными, так как требования об уплате налоговой задолженности были выставлены с нарушением срока, а значит, не подлежали исполнению. Этот аргумент арбитры поддержали. Судьи сочли нарушение существенным: ведь срок был пропущен почти на два месяца!

Анализируя положения ст. 46, 47 и 70 НК РФ, арбитры пришли к выводу, что, направляя требование об уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, инспекция незаконно «отодвигает» на будущее период, в течение которого может инициировать взыскание задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд исчисляется с момента истечения срока, указанного в требовании.

Такое положение вещей, по мнению судей, являлось бы существенным нарушением прав налогоплательщика, поскольку означало бы признание права инспекторов на произвольное продление срока направления требования.

На основании этих доводов арбитры первой инстанции удовлетворили заявление бизнесмена. Инспекция обжаловала решение суда и в апелляционном, и в кассационном порядке, но успеха не добилась: и апелляция, и судьи ФАС Центрального округа (постановление от 01.03.2011 № А23-2813/10А-21-125) оставили первоначальный судебный акт без изменений.

Высшие же арбитры остались верны своей прежней позиции: нарушение срока направления требования не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание задолженности. В таком случае предельные сроки исчисляются с момента, когда инспекция должна была выставить требование исходя из ст. 70 НК РФ. И если на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в ст. 46 и 47 НК РФ, документ не может быть признан недействительным. Так, в рассматриваемой ситуации срок для принятия решений о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах предпринимателя в банке пропущен не был.

Пропустил налоговое требование

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. № 8330/11 Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным, поэтому пропуск налоговым органом срока, определенного для исполнения требования налогового органа об уплате налога по результатам налоговой проверки, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных для взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, не является основанием для признания требования недействительным

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Зарубиной Е.Н., Иванниковой Н.П., Пановой И.В., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 по делу № А23-2813/10А-21-125, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.03.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области – Бабкина О.В., Ларионов Д.А., Ульянов А.В., Шмытов А.А.;

от индивидуального предпринимателя Косаревой Ларисы Евгеньевны – Турыгин Л.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Зарубиной Е.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Косарева Лариса Евгеньевна (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области (далее – инспекция) № 530, № 531 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 18.06.2010 в связи с нарушением срока их выставления и отсутствием расчета пеней.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 заявление предпринимателя удовлетворено.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 01.03.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Читать еще:  Должен ли я заплатить налоги при продаже авто?

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление инспекции подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за 2006-2008 годы, по результатам которой составлен акт от 08.02.2010 № 002/10-0 и принято решение от 05.03.2010 № 002/10-0 (далее – решение инспекции, решение) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 28.04.2010 № 42-04-11/03590 апелляционная жалоба предпринимателя на решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Инспекция на основании своего решения, вступившего в законную силу 28.04.2010, выставила требования № 530, № 531 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 18.06.2010 (далее – требования) и направила их в адрес предпринимателя.

Предприниматель, полагая, что требования выставлены с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), который, по его мнению, является пресекательным, обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании их недействительными. До принятия решения по делу предприниматель указал второе основание для признания требований недействительными – отсутствие в них расчета пеней.

Доводы предпринимателя о несоответствии оспариваемых требований положениям пункта 4 статьи 69 Кодекса признаны судами необоснованными.

Вместе с тем, удовлетворяя заявление предпринимателя, суды исходили из того, что нарушение инспекцией срока направления требований является достаточным основанием для признания их недействительными, поскольку увеличение этого срока влечет увеличение сроков, в течение которых может быть произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.

Однако судами при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества налогоплательщика или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Кодекса, не является основанием для признания требования недействительным.

В данном случае, как указывала инспекция, срок на принятие решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах предпринимателя в банке пропущен не был, поскольку решения были приняты 06.07.2010, в то время как срок на их принятие истекал 28.07.2010.

Доводов, опровергающих эти обстоятельства и свидетельствующих об утрате инспекцией возможности взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов ввиду истечения сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 46 Кодекса, предпринимателем при рассмотрении дела не приводилось.

Следовательно, вывод судов о том, что пропуск инспекцией срока направления требований является достаточным основанием для признания их недействительными, основан на неправильном толковании норм права, а также противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71). Правовых оснований для признания упомянутых требований недействительными у судов не имелось.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 по делу № А23-2813/10А-21-125, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.03.2011 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Косаревой Ларисы Евгеньевны о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области № 530, № 531 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 18.06.2010 отказать.

Председательствующий А.А. Иванов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. № 8330/11

Текст постановления официально опубликован не был

Обзор документа

Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ требование о внесении налога, сбора, пеней, штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено плательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Суды посчитали, что нарушение налоговым органом данного срока является достаточным основанием, чтобы признать такое требование недействительным. Подобный вывод обосновывался тем, что увеличение этого срока продлевает периоды времени, в течение которых могут взыскиваться налоги, сборы, пени, штрафы в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ.

Президиум ВАС РФ признал такую позицию ошибочной.

В ст. 46 и 47 определены сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денег на банковских счетах и за счет иного имущества или на обращение в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа). Эти сроки исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании о внесении налога.

Срок направления требования не является пресекательным. Его пропуск не приводит к изменению предельного срока на принудительное взыскание таких платежей. Пропуск срока, указанного в п. 2 ст. 70 НК РФ, сам по себе не является основанием, чтобы признать требование недействительным (если на момент его выставления не утрачена возможность взыскать налоговую задолженность с учетом сроков, названных в абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ).

Требование об уплате налогов и сборов в 2019-2020 годах

Требование об уплате налога — одна из мер, применяемых налоговиками к неплательщику. Какая должна быть задолженность для получения этого требования и какими последствиями может обернуться неуплата налога, читайте в материалах нашей рубрики.

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

Читать еще:  Земельный налог в москве для физических лиц 2018

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);
  • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте здесь.

Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.

Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте здесь.

ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:

Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.

Материалы нашей рубрики «Требование об уплате налога (взноса)» помогут вам правильно и вовремя среагировать на требование об уплате налога и избежать возможных негативных последствий

Требования налоговиков о пояснениях: штрафы, сроки, пример

Как известно, если в процессе «камералки» в налоговой декларации будут выявлены различного рода ошибки, противоречия и несоответствия сведениям, имевшимся у налогового органа, он сообщает об этом налогоплательщику и требует от него представить (в течение пяти дней) необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Тем самым реализуется возможность урегулирования потенциально налогового спора.

Причем эти действия налогового органа являются не только правом, но и обязательной процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. В статье пойдет речь о том, как ответить на требование ИФНС о дачи пояснений.

Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов (тем более обнаружения признаков налогового правонарушения) обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию (Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О).

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа при обнаружении ошибки в представленных налогоплательщиком документах поставить его в известность для исправления (Определение ВАС РФ от 30.11.2007 N 15699/07).

Таким образом, п. 3 ст. 88 НК РФ установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Соответственно, ИФНС может запросить пояснения у вашей организации при проведении камеральной проверки. При выездной проверке инспекторы могут запрашивать пояснения по выявленным нарушениям, чтобы уточнить вашу позицию по ним (Письмо ФНС от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015). Организация так же может представить пояснения и без требования ИФНС, например при подаче уточненной декларации.

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней после даты получения соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Как уже было отмечено, требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами указанного срока).

При этом компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (подп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Ответственности по ст. 126 НК РФ не будет.

Однако игнорировать требование рискованно, поэтому в подобных ситуациях нужно ответить на запрос мотивированным отказом со ссылкой на п. 2 ст. 88 НК РФ, разъяснения чиновников и практику высших судов.

Читать еще:  Когда получу налоговый вычет?

Обратите внимание: если до окончания камеральной проверки компанией представлена уточненная декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В письме от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@ ФНС России разъяснила, что под моментом окончания камеральной проверки следует понимать истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Срок исполнения требования

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На представление документов компании отводится 10 рабочих дней после даты получения такого сообщения из ИФНС (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Представляем пояснения

Если не составить пояснения либо представить не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года — на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, непредставление пояснений (сведений) в установленном формате XML на требование налоговиков влечет административную ответственность для должностных лиц компании по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2017 N 5-3446/2017).

Отвечаем на требования налоговиков

Содержание пояснений зависит от того, есть ли в декларации ошибки и насколько они существенны (каков их характер). Поэтому, получив из ИФНС требование о представлении пояснений, проверьте, правильно ли вы заполнили проверяемую декларацию (расчет).

Вариант 1. Декларация заполнена правильно, и налог к уплате не занижен. Тогда в пояснениях укажите, что вы не допустили ошибок при заполнении декларации и оснований для ее исправления нет. Также разъясните, почему выявленные ИФНС расхождения (несоответствия и т.п.) не являются ошибкой (Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@).

Например, ИФНС нередко запрашивает объяснение причин несоответствия сумм выручки в отчете о финансовых результатах и декларациях по НДС за тот же год. Это может быть обусловлено тем, что часть ваших операций по реализации товаров (работ, услуг) не облагается НДС.

Вариант 2. Ошибки в декларации есть, но они не привели к занижению налога. Часто такие ситуации вызваны сбоями в компьютерных программах или несоблюдением порядка заполнения декларации.

При таких ошибках можно указать в пояснениях причины допущенных ошибок и тот факт, что они не привели к занижению налога. Вместо пояснений вы можете подать уточненную декларацию, в которой ошибки будут исправлены (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@).

Вариант 3. Ошибки в декларации привели к занижению налога.В этом случае вы должны подать в ИФНС уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@). Представлять пояснения в такой ситуации уже не обязательно. Однако вы можете это сделать, если хотите сообщить ИФНС причины допущенных ошибок.

Как представить пояснения

К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие документы, подтверждающие доводы, которые вы приводите в пояснениях (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Если истребованные при камеральной проверке декларации пояснения или уточненная декларация не представлены в ИФНС в пятидневный срок, на организацию наложат штраф 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит 20 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

Пример

Ответ на требование N 5/53 от 06.08.2018 о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) N 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:

1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу.

В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж.

Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35%.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.

Требование от налоговой: не пропустите срок получения

Налогоплательщикам, декларирующим НДС в электронной форме, ФНС разослано информационное письмо с инструкцией, что делать, если система АСК НДС в процессе перекрестных проверок налоговых деклараций за IV квартал 2018 года выявит расхождения и сформирует требования о представлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций налогоплательщика, по которым установлены расхождения, с кодами возможной ошибки. Изложен порядок действий плательщика НДС в связи с получением требования с теми или иными кодами ошибок. Понятно, что у каждой компании будет свой “набор” ошибок.

Возможности АСК НДС

АСК НДС – это программное обеспечение, которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. Информация представляет собой совокупность показателей из разделов 8–12 налоговых деклараций по НДС во взаимосвязи с аналогичными показателями налоговых деклараций контрагентов налогоплательщика. То есть программа следит за соответствием информации у всех контрагентов.

В промышленную эксплуатацию программное обеспечение АСК НДС было введено приказом ФНС РФ от 10.02.2017 № ММВ-7-15/176@.

В состав компонентов системы входят:

  • прием налоговой декларации по НДС;
  • камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС;
  • сопоставление сведений об операциях контрагентов, подлежащих отражению в декларации по налогу.

Задача программы – определить, уплачен ли НДС с каждой проведенной сделки, и выявить фирмы-“однодневки” – компании, которые незаконно используют налоговые вычеты по НДС.

Программа фиксирует два типа расхождений.

Первый тип – несовпадение суммы. Сделка отражена в декларациях обоих контрагентов, но суммы НДС указаны разные.

Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету. Такие расхождения по суммам чаще всего бывают, когда НДС предъявлен к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале, а покупатель принял налог к вычету во II квартале.

Второй тип – так называемый “разрыв”. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, отсутствует в ЕГРЮЛ, или не сдает налоговую отчетность, или сдает нулевую отчетность. То есть сумма налога у налогоплательщика не отражена в декларации его контрагента.

Заметим, что для поставщика это представляет меньшую опасность, чем для покупателя. Ведь в первом случае налог заявлен к уплате, а во втором – к вычету.

При выявлении подозрительных данных программа формирует выписку и направляет ее в виде требования налогоплательщику.

Как реагировать на требование

Отреагировать на требование о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС нужно в течение 6 дней со дня отправки данного требования ИФНС. Для этого в указанный срок организация обязана передать в ИФНС электронную квитанцию о приеме такого требования.

Если этого не сделать, инспекция сможет заблокировать операции по банковским счетам компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Счет будет заблокирован в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для направления электронной квитанции.

Что такое дата отправки требования, где она фиксируется и в какой момент? Ее фиксирует оператор ЭДО, и посмотреть ее можно в документе, который называется “Подтверждение даты отправки”. Когда к оператору поступает требование из налогового органа для налогоплательщика, то оператор сверяет его наличие и сертификаты, а затем отображает требование в системе. В этот момент и фиксируется дата, а не когда налогоплательщик открыл требование.

Сами пояснения по выявленным в декларации ошибкам и неясностям плательщик обязан направить в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Этот срок отсчитывают со дня получения требования. Просрочка грозит штрафом по статье 129.1 НК РФ в размере 5000 рублей. При повторном нарушении – 20 000 рублей.

Добавим, что ФНС РФ обновила формат требования о представлении пояснений, которые могут направляться в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС, и xsd-схему к нему. Налоговым органам эта информация направлена письмом ФНС РФ от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646@. Обновленный формат требования о представлении пояснений к декларации по НДС применяется с 25 января 2019 года.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector