Транспортный налог на уаз 390945
Prokurors.ru

Юридический портал

Транспортный налог на уаз 390945

Ставки по транспортному налогу

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением ставок по транспортному налогу в отношении легковых и грузовых автомобилей.

Транспортный налог является региональным налогом (ст. 14 НК РФ) и регулируется главой 28 НК РФ, а также соответствующими законами субъектов РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют, в частности, ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ (ст. 356 НК РФ).

Порядок установления ставок

Итак, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ.

При этом субъектам РФ предоставлены не безграничные полномочия, а вполне четкие пределы «колебаний» размеров налоговых ставок: пятикратное увеличение или уменьшение от «усредненных» ставок, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки установлены в рублях в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Приведем ставки транспортного налога для легковых и грузовых автомобилей, установленные Налоговым кодексом РФ, а также возможные пределы их колебаний.

Наименование объекта налогообложения

Ставка налога
(ст. 361 НК РФ), руб.

Предел налоговой ставки, руб./л.с.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

– свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт
до 183,9 кВт) включительно

– свыше 250 л.с. (свыше183,9 кВт)

Субъекты РФ могут установить дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Так, для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 руб. за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцирована:

– по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);

– по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более семи лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее семи лет) (см. письмо МНС России от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге»).

Итак, применительно к транспортным средствам (легковым и грузовым автомобилям) ставки налога зависят от двух факторов:

– категории транспортного средства.

В отношении определения мощности двигателя вопросы не возникают. Этот показатель указан в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о регистрации автомобиля. При этом не важно, какую фактическую мощность развивает двигатель при различных режимах эксплуатации (см. письмо Минфина России от 11.02.2005 № 03-06-04-04/09).

Основная сложность при выборе ставок транспортного налога заключается в определении категории транспортного средства.

Определяем категорию транспортного средства

В качестве категорий транспортных средств (ТС) определены, в частности, легковые и грузовые автомобили (ст. 358 НК РФ). Однако Налоговым кодексом РФ не установлены критерии, исходя из которых возможно отнесение транспортных средств к категории грузовых или легковых автомобилей.

Обратимся к Методическим рекомендациям по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации).

Следует учитывать, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами (п. 2 ст. 4 НК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05) .

Согласно п. 16 Методических рекомендаций при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

– Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;

– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.

Следует отметить, что группировки транспортных средств в ОКОФ не совпадают с группировкой транспортных средств в ст. 361 НК РФ.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее – Положение).

В данной таблице выделена, в частности, категория «В» – автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восемь.

Однако к категории «В» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили с указанными параметрами (п. 60.2 Положения).

Данный вывод подтверждает Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2007 № Ф09-7201/07-С3.

Тем не менее Минфин России в письме от 29.03.2007 № 03-05-06-04/17 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства (ПТС) относится к категории «B» – легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

Некоторые суды также считают, что отнесение транспортного средства к категории «В» дает право применять ставки, установленные для легковых автомобилей (Постановления ФАС Уральского округа от 24.07.2007 № Ф09-5697/07-С3, от 16.03.2005 № Ф09-760/05-АК, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 № Ф08-6558/2006-2712А).

Однако спустя год Минфин меняет свою позицию по данному вопросу и сообщает, что указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о принадлежности транспортного средства к легковому либо к грузовому (см. письмо от 07.02.2008 № 03-05-04-04/01).

По нашему мнению, имеет место несоответствие, недоработка законодательства, поскольку классификация категорий транспортных средств в рассмотренных нормативных документах (ОКОФ и Конвенции) не совпадает с классификацией транспортных средств, установленной в ст. 361 НК РФ для целей исчисления транспортного налога.

Немного о ГОСТах

Поскольку указанные выше нормативные документы не позволяют однозначно отнести некоторые автомобили марок УАЗ, ИЖ, ГАЗ к грузовым или легковым, обратимся к ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст).

В указанном ГОСТе выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

– категория М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (п. 3.1);

– категория N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль.

В письме Управления МНС России по г. Москве от 03.08.2004 № 23-01/3/50988 представлена информация от ОАО «Ульяновский автомобильный завод» по выпускаемым автотранспортным средствам.

По данным службы главного конструктора завода, модели автомобилей, их модификации, исполнения и комплектации, обозначение которых начинается со следующих цифр:

– 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, – должны быть отнесены к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории M1 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)»;

– 3741, 3909, 3303, 2360, 2363, – должны быть отнесены к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн»;

– 2206, 3962, – должны быть отнесены к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн».

Несмотря на это многие суды (см. ниже) по автомобилям, сертифицированным по категории N1 (грузовой), считают правомерным применение ставок, установленных для легковых автомобилей.

Арбитражная практика

Суды в спорных ситуациях, как правило, поддерживают налогоплательщиков.

Рассмотрим на примерах некоторых марок автомобилей УАЗ, ИЖ, ГАЗ, какие факторы учитывают судьи при решении вопроса о правомерности применения ставок по транспортному налогу.

1. Тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, в совокупности с положением п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Например, при рассмотрении вопроса о применении ставки транспортного налога на автомобиль УАЗ-3909 судом учитывалось, что в паспорте транспортного средства в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указано: «Cпециальный».

Поскольку указанный тип ТС невозможно отнести к конкретной категории ТС (грузовой или легковой) в целях исчисления транспортного налога, а также учитывая п. 7 ст. 3 НК РФ, суд счел правомерным применение налогоплательщиком ставки, установленной для легкового автомобиля (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 № Ф04-6866/2006(28032-А81-15), Ф04-6866/2006(27537-А81-15).

В другом случае суд также признал правомерным в отношении автомобиля УАЗ-390992 применение ставки, установленной для легкового автомобиля, поскольку из расшифровки первых цифр идентификационного номера автомобиля не следует, что последний относится к категории грузовых (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2007 № А56-25396/2006).

2. Назначение и фактический характер использования автомобиля.

Судом установлено, что согласно паспорту транспортного средства имеющиеся у общества автомобили ГАЗ-32214 являются автомобилями скорой помощи и эксплуатируются в составе медико-санитарной части для оказания медицинской помощи работникам.

Автомобиль ГАЗ-3221 является микроавтобусом на восемь посадочных мест; автомобиль ГАЗ-22171 – микроавтобусом на шесть посадочных мест. Доказано их использование обществом в целях перевозки работников по заявленным маршрутам.

Автомобиль УАЗ-2206 используется принадлежащим обществу охотхозяйством в целях патрулирования охотничьих угодий. Две единицы автомобилей марки ИЖ-27156 с февраля 2004 г. не использовались в производственной деятельности ввиду сильного износа (за период функционирования в 2004 г. налог исчислен). Две единицы ИЖ-27156 согласно представленным путевым листам использовались для перевозки работников общества.

Оценив эти обстоятельства в совокупности с типом данных автомобилей и назначением их использования, а также применив соответствующие положения ОКОФ, суды обоснованно пришли к выводу, что все названные транспортные средства относятся к категории легковых, поскольку в ОКОФ они указаны под кодами 15 3410166, 15 3410165, 15 3410170.

Доказательств обратного, в том числе того, что указанные автомобили (все или какие-либо в отдельности) используются обществом для перевозки грузов или в иных целях, инспекцией не представлено, и при камеральной проверке эти вопросы не исследовались.

При таких обстоятельствах общество в отношении спорных автомашин правомерно применило ставки транспортного налога, установленные для легковых автомобилей Областным законом (Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2006 № Ф09-6385/05-С1).

Читать еще:  Как произвести выбор налога при открытии маникюрного кабинета?

3. Инспекция не доказала принадлежность спорных автомобилей к категории грузовых.

На этом основании суд отнес автомобиль ИЖ-2715 к категории легковых автомобилей (Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2006 № Ф09-4634/06-С1 по делу № А71-740/05).

Подведем итоги.

Вопрос о применении ставок транспортного налога по рассмотренным автомобилям марок УАЗ, ИЖ, ГАЗ является спорным и решается в судебном порядке.

В подобных ситуациях судьи, как правило, поддерживают налогоплательщика. При этом в суде, на наш взгляд, могут использоваться любые документы, определяющие категорию автомобиля, например письмо завода-изготовителя, документы, подтверждающие характер использования автомобиля, и другие документы.

УАЗ 3962 Белая ночь › Бортжурнал › Борьба за правильный налог на Буханку.

Что-то совсем я забросил свой БЖ…
Да и поводов то особо нет, редко езжу (боюсь нарваться, изменения в конструкцию надо вносить), как следствие редко ломаюсь, хотя руль и под рулевые переключатели претерпели некоторые изменения. Но о них не в этот раз, а сейчас я хотел-бы поговорить о плюсах личного кабинета налогоплательщика и как за буханку платить меньше налога.

Началось все у меня если не с самого начала, (после получения первого налогового уведомления) то после перекраски машины, но обо всем по порядку.
Покупая буханку, меньшее о чем я думал — это о том, а сколько за нее придется платить налога, ведь для меня тогда все было просто. Категория В и 76 л.с. и при оформлении машины, и выдачи свидетельства о регистрации ТС меня ни сколько не смутила запись в строке тип кузова “грузовой фургон”. А зря. Получив первое налоговое уведомление я слегка был удивлен суммой налога и поехал в наш ФНС, что-бы разобраться, за что. Как выяснялось из беседы, категория В — это категория ВУ, которая позволяет мне управлять транспортными средствами категорий М1 и N1, и налог они берут не за мое ВУ, а за мои ТС. М1 — это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили. А N1 — это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Строка в СОР как раз и относит мой автомобиль к той или иной категории ТС. Тип ТС у меня “грузовой фургон”, налоговую ставку с меня взяли как за грузовик, по закону с их стороны все верно, а значит надо разбираться с данными в ГИБДД, ведь именно они передают информацию о ТС в налоговую. Лишний раз ехать в наше ГАИ я не хотел, да и идея камуфляжной окраски у меня закралась давно, поэтому я решил просто дождаться повода, который затянулся у меня на несколько лет.
Когда, наконец, машина была перекрашена, и я поехал переоформлять цвет, я не обошел стороной и эту тему. На что правда получил, несколько неожиданный, но вполне удовлетворивший меня ответ. “Сейчас мы тип кузова в СОР не вносим, программа это делает сама. Мы просто пишем модель, а программа из базы берет тип ТС” В итоге кроме цвета “белый, серый, черный” я стал обладателем уже не “грузового фургона”, а “специального прочего” ТС.
На этом бы все и закончилось, и за 2015 г. я уже заплатил налог как за легковую машину.

Но тут 16.11.2017 г. мне от налоговой пришел очередной сюрприз в виде уведомления.

При расчете налога на автомобиль УАЗ – 3962 вами применена налоговая ставка как на грузовой автомобиль, что не соответствует действительности, так как автомобиль УАЗ- 3962 по своему функциональному назначению грузовым автомобилем не является.
В руководстве по эксплуатации автомобиля УАЗ-3962 РЭ 05808600.104-2006 издание второе, выпущенного ОАО УАЗ ( www.uaz.ru/uploads/conten…94_E2i3_2007_04-04-08.pdf ) на стр.3 указано, что «Автомобиль УАЗ- 3962 — специальный автомобиль (на базе санитарного) с кузовом вагонного типа, разделенным на двухместную кабину и грузопассажирский отсек. Предназначен для перевозки пассажиров и грузов». Здесь же, в этом руководстве, четко указано, что грузовым автомобилем является автомобиль УАЗ-3741 и его модификации. Это же подтверждается и комплектацией этих автомобилей.
Кроме этого, основополагающим документом о допуске колесных транспортных средств на дороги общего пользования на территории РФ, является Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2011. В приложении №1 которого четко описывается классификация всех ТС по категориям. ( www.consultant.ru/documen…13d280965f29b56139388d08/ )
Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Также в примечании 1 говорится, что «Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории: М1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза; N, если это условие не выполняется. Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории М.», что является моим случаем, так как по руководству РЭ 05808600.104-2006 автомобиль УАЗ-3962 предназначен для перевозки пассажиров и грузов.
В Руководстве РЭ 05808600.104-2006 в технических характеристиках на автомобиль УАЗ-3962 (стр 13. табл.1.1) указано; Максимальная грузоподъемность (включая водителя и пассажиров) данного автомобиля 1000 кг., а число мест для сидения (включая водителя) 9 или 8 в зависимости от комплектации.
В моей комплектации автомобиля 8 сидячих мест (включая водителя). Теперь, на основании вышеизложенного, мое транспортное средство можно определить как транспортное средство категории M1, то есть легковые автомобили (произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров 68*8=544 кг., а расчетная масса перевозимого одновременно с пассажирами груза 1000-544=456 кг. условие выполняется, а значит ТС необходимо отнести к категории М1).
Помимо того, все автомобили марки УАЗ-3962 заводом изготовителем сертифицированы как пассажирские ТС категории М. Что подтверждается одобрением типа транспортного средства (ОТТС) для данных автомобилей.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что при расчете налога на автомобиль УАЗ-3962 должна применяться налоговая ставка легкового автомобиля, а не грузового. Прошу Вас произвести перерасчет транспортного налога за 2016 год для автомобиля УАЗ–3962.

На которое 08.12.2017 в личный кабинет мне пришел ответ с извинениями и пересчетом налога.
Да, личный кабинет это удобная вещь, ни какой суеты и ожиданий в очередях, есть вечером время, сел написал заявление и не надо менять своих планов на завтра ни под какой график работы.

Транспортный налог на уаз 390945

В ПТС у меня написано грузовой фургон.
Порылся в интернете и вот что накопал:

Выбирая ставку для расчета транспортного налога, нужно руководствоваться категорией автомобиля, а не его типом. Определить категорию машины можно не только по техническому паспорту. Для этого можно использовать и классификацию категорий транспортных средств, которая утверждена в Конвенции о дорожном движении. Она заключена в Вене 8 ноября 1968 года и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Эта же классификация приведена в приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утверждено совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

А В Сорокин
начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

и вот это:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

от 26 декабря 2005 года Дело N А26-5998/2005-211

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В., при участии от муниципального учреждения “Центральная Дажрайонная больница Беломорского района республики Карелия” Валентика И.В. (доверенность от 16.12.2005), рассмотрев 21.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2005 по делу N А26-5998/2005-211 (судья Подкопаев А.В.),

Муниципальное учреждение “Центральная районная больница Беломорского района республики Карелия” (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее – Инспекция) от 30.06.2005 N 53 частично недействительным.

Решением от 31.08.2005 суд признал оспариваемое решение Инспекции от 30.06.2005 N 53 недействительным в части доначисления Учреждению 47346 руб. транспортного налога за 2003 – 2004 годы, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафа.

В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить. По мнению налогового органа, суд сделал неправильный вывод о том, что автомобили УАЗ-3962, принадлежащие Учреждению, являются легковыми.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения жалобы.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки правильности исчисления и уплаты Учреждением транспортного налога за 2003 – 2004 годы Инспекция установила занижение ставки налога с владельцев автотранспортных средств по автомобилям модели УАЗ-3962 и ее модификаций УАЗ-39629, 3962-01, 3962-02, 396259, о чем составлен акт от 14.06.2005 N 49.

По результатам проверки Инспекция приняла решение от 30.06.2005 N 53 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), доначислила по спорным автомобилям транспортный налог с соответствующими пенями. Инспекция в своем решении указала, что Учреждение при расчете транспортного налога по автомобилям модели УАЗ-3962 и ее модификаций УАЗ-39629, 3962-01, 3962-02, 396259 применило установленную для обложения налогом легковых автомобилей ставку с одной лошадиной силы в сумме 8 руб. в 2003 году и 6 руб. – в 2004 году. Инспекция полагает, что необходимо было применять ставку 25 руб. с одной лошадиной силы, установленную для грузового автомобиля. По мнению налогового органа, для отнесения автомобиля к категории легкового или грузового при определении ставки транспортного налога следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначений автотранспортного средства.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Читать еще:  Налог на игорный бизнес примеры задач

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог на территории Республики Карелия введен Законом Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК “О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия”, в котором установлены и ставки этого налога.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 “Транспортный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (далее – Общероссийский классификатор).

В материалах дела имеются паспорта спорных транспортных средств, в третьей строке которых указано наименование типа транспортного средства – санитарный автомобиль, в двух из них (на автомобили модели УАЗ-396259) – специальный автомобиль (л.д. 18 – 37).

Суд установил, что автомобили модели УАЗ-3962 и ее модификации относятся к специальным (санитарным) автомобилям, которые предназначены для оказания медицинской помощи и перевозки больных, а не грузов.

Согласно Общероссийскому классификатору такие автотранспортные средства относятся к легковым автомобилям (коды 153410165, 153410166).

Кассационная инстанция не принимает довод Инспекции о том, что для отнесения автомобиля к категории легкового или грузового следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025 270-66. Данная отраслевая нормаль разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения.

Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о правомерности исчисления Учреждением транспортного налога, исходя из ставок, установленных для легковых автомобилей, и несоответствии ненормативного акта в оспариваемой части Налоговому кодексу Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2005 по делу N А26-5998/2005-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.

Определение категории транспортного средства

Вопрос:

Информация по вопросу определения категории транспортного средства и правильности применения ставки транспортного налога

Ответ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми по вопросу определения категории транспортного средства и правильности применения ставки транспортного налога сообщает следующее.

Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” на территории России являются:

– подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

– органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно пункту 1 статьи 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу статьи 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместительности транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (статья 361 Кодекса).

Законом Республики Коми от 26.01.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» на легковые автомобили с мощностью двигателя до 85 л.с. включительно установлена налоговая ставка 5 рублей, на грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно установлена налоговая ставка 20 рублей.

В соответствии с приказом МНС России от 09.04.2003 №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса для целей исчисления транспортного налога при определении вида автотранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей необходимо руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №359, классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, а также отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66.

Как следует из п. 5 приложения N 6 к вышеназванной Конвенции, грузовые автомобили, специализированные и специальные, в том числе повышенной проходимости, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и количество мест для сидения, помимо места водителя, не превышает восьми, относятся к категории “В”.

Кроме того, категория транспортного средства может быть установлена по его идентификационному номеру (VIN), первая часть которого состоит из трех букв (или букв и цифр), обозначающих географическую зону, код страны и код изготовления транспортного средства, а вторая – является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.

Согласно отраслевой нормали автомобильной промышленности ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного транспортного средства, подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава.

Так, в соответствии с отраслевой нормалью вторая цифра VIN указывает на тип автотранспортного средства (АТС): легковой автомобиль обозначается цифрой 1, автобус – 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач -4, самосвал – 5, цистерна – 6, фургон – 7, резерв – 8, специальное АТС – 9.

Таким образом, автотранспортные средства и их модификации с цифровыми обозначениями 3151, 3153, 3159, 3160, 3162 относятся к легковым автомобилям и сертифицируются по категории М1 (“В”) – «Автомобили разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя не превышает 8», транспортные средства с цифровыми обозначениями 3303, 2360, 2363 относятся к грузовым автомобилям и сертифицируются по категории N1 (“B”), транспортные средства с цифровыми обозначениями 2206, 3262 относятся к автобусам и сертифицируются по категории М2 (“D”) – “Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн”.

Также в соответствии с информацией, предоставленной ОАО «Ульяновский автомобильный завод» сообщаем, что по данным службы главного конструктора ОАО «УАЗ» модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается:

– С 3151, 3153, 3159, 3160, 3162 должны быть отнесены к легковым автомобилям, т.к. сертифицированы по категории М1.

– С 3741, 3909, 3303, 2360, 2363 должны быть отнесены к грузовым автомобилям, т.к. сертифицированы по категории N1.

– С 2206, 3962 должны быть отнесены к автобусам, т.к. сертифицированы по категории М2.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение о ПТС), в котором отражена классификация транспортных средств, аналогичная классификации, приведенной в Конвенции о дорожном движении.

Согласно пункту 27 Положения о ПТС в строке “3 Наименование (тип ТС)” паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности. Например: “Легковой”, “Автобус”, “Грузовой – самосвал, – фургон, – цементовоз, – кран” и т.п.

Таким образом, транспортное средство УАЗ-33039 относится к грузовым автомобилям категории N1 («В») «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн».

Указанное подтверждает и Одобрение типа транспортного средства, выданное Межотраслевым фондом «Сертификации автотранспорта САТР» № РОСС RU.MT02.E02846, которым автомобили моделей УАЗ-33039 сертифицированы по категории N1 – механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн», т.е. относятся к грузовым машинам.

В данном случае, сумма транспортного налога должна рассчитываться исходя из ставки для грузовых транспортных средств, установленной законом Республики Коми от 26 ноября 2002 г. N 110-РЗ “О транспортном налоге” в размере 20 рублей в расчете на одну лошадиную силу.

Следовательно, исчисление налоговым органом транспортного налога по автомобилю УАЗ-33039 по ставке, применимой для грузовых автомобилей, считаем правомерным.

Для разрешения спорных вопросов в отношении идентификации автомобиля и для получения компетентного заключения налогоплательщикам рекомендуется обращаться в ООО «Коми центр сертификации» (г.Сыктывкар, Октябрьский пр.,27, ГСП-2, 167982, тел. 44-07-87), в организацию, уполномоченную определять тип транспортного средства и другие технические характеристики транспорта.

Отдел налогообложения физических лиц

Ставки по транспортному налогу

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением ставок по транспортному налогу в отношении легковых и грузовых автомобилей.

Транспортный налог является региональным налогом (ст. 14 НК РФ) и регулируется главой 28 НК РФ, а также соответствующими законами субъектов РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют, в частности, ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ (ст. 356 НК РФ).

Порядок установления ставок

Итак, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ.

При этом субъектам РФ предоставлены не безграничные полномочия, а вполне четкие пределы «колебаний» размеров налоговых ставок: пятикратное увеличение или уменьшение от «усредненных» ставок, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки установлены в рублях в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Читать еще:  Налоговые компенсации за стоматологические услуги

Приведем ставки транспортного налога для легковых и грузовых автомобилей, установленные Налоговым кодексом РФ, а также возможные пределы их колебаний.

Наименование объекта налогообложения

Ставка налога
(ст. 361 НК РФ), руб.

Предел налоговой ставки, руб./л.с.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

– свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт
до 183,9 кВт) включительно

– свыше 250 л.с. (свыше183,9 кВт)

Субъекты РФ могут установить дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Так, для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 руб. за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцирована:

– по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);

– по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более семи лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее семи лет) (см. письмо МНС России от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге»).

Итак, применительно к транспортным средствам (легковым и грузовым автомобилям) ставки налога зависят от двух факторов:

– категории транспортного средства.

В отношении определения мощности двигателя вопросы не возникают. Этот показатель указан в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о регистрации автомобиля. При этом не важно, какую фактическую мощность развивает двигатель при различных режимах эксплуатации (см. письмо Минфина России от 11.02.2005 № 03-06-04-04/09).

Основная сложность при выборе ставок транспортного налога заключается в определении категории транспортного средства.

Определяем категорию транспортного средства

В качестве категорий транспортных средств (ТС) определены, в частности, легковые и грузовые автомобили (ст. 358 НК РФ). Однако Налоговым кодексом РФ не установлены критерии, исходя из которых возможно отнесение транспортных средств к категории грузовых или легковых автомобилей.

Обратимся к Методическим рекомендациям по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации).

Следует учитывать, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами (п. 2 ст. 4 НК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05) .

Согласно п. 16 Методических рекомендаций при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

– Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;

– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.

Следует отметить, что группировки транспортных средств в ОКОФ не совпадают с группировкой транспортных средств в ст. 361 НК РФ.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее – Положение).

В данной таблице выделена, в частности, категория «В» – автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восемь.

Однако к категории «В» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили с указанными параметрами (п. 60.2 Положения).

Данный вывод подтверждает Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2007 № Ф09-7201/07-С3.

Тем не менее Минфин России в письме от 29.03.2007 № 03-05-06-04/17 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства (ПТС) относится к категории «B» – легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

Некоторые суды также считают, что отнесение транспортного средства к категории «В» дает право применять ставки, установленные для легковых автомобилей (Постановления ФАС Уральского округа от 24.07.2007 № Ф09-5697/07-С3, от 16.03.2005 № Ф09-760/05-АК, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 № Ф08-6558/2006-2712А).

Однако спустя год Минфин меняет свою позицию по данному вопросу и сообщает, что указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о принадлежности транспортного средства к легковому либо к грузовому (см. письмо от 07.02.2008 № 03-05-04-04/01).

По нашему мнению, имеет место несоответствие, недоработка законодательства, поскольку классификация категорий транспортных средств в рассмотренных нормативных документах (ОКОФ и Конвенции) не совпадает с классификацией транспортных средств, установленной в ст. 361 НК РФ для целей исчисления транспортного налога.

Немного о ГОСТах

Поскольку указанные выше нормативные документы не позволяют однозначно отнести некоторые автомобили марок УАЗ, ИЖ, ГАЗ к грузовым или легковым, обратимся к ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст).

В указанном ГОСТе выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

– категория М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (п. 3.1);

– категория N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль.

В письме Управления МНС России по г. Москве от 03.08.2004 № 23-01/3/50988 представлена информация от ОАО «Ульяновский автомобильный завод» по выпускаемым автотранспортным средствам.

По данным службы главного конструктора завода, модели автомобилей, их модификации, исполнения и комплектации, обозначение которых начинается со следующих цифр:

– 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, – должны быть отнесены к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории M1 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)»;

– 3741, 3909, 3303, 2360, 2363, – должны быть отнесены к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн»;

– 2206, 3962, – должны быть отнесены к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн».

Несмотря на это многие суды (см. ниже) по автомобилям, сертифицированным по категории N1 (грузовой), считают правомерным применение ставок, установленных для легковых автомобилей.

Арбитражная практика

Суды в спорных ситуациях, как правило, поддерживают налогоплательщиков.

Рассмотрим на примерах некоторых марок автомобилей УАЗ, ИЖ, ГАЗ, какие факторы учитывают судьи при решении вопроса о правомерности применения ставок по транспортному налогу.

1. Тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, в совокупности с положением п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Например, при рассмотрении вопроса о применении ставки транспортного налога на автомобиль УАЗ-3909 судом учитывалось, что в паспорте транспортного средства в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указано: «Cпециальный».

Поскольку указанный тип ТС невозможно отнести к конкретной категории ТС (грузовой или легковой) в целях исчисления транспортного налога, а также учитывая п. 7 ст. 3 НК РФ, суд счел правомерным применение налогоплательщиком ставки, установленной для легкового автомобиля (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 № Ф04-6866/2006(28032-А81-15), Ф04-6866/2006(27537-А81-15).

В другом случае суд также признал правомерным в отношении автомобиля УАЗ-390992 применение ставки, установленной для легкового автомобиля, поскольку из расшифровки первых цифр идентификационного номера автомобиля не следует, что последний относится к категории грузовых (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2007 № А56-25396/2006).

2. Назначение и фактический характер использования автомобиля.

Судом установлено, что согласно паспорту транспортного средства имеющиеся у общества автомобили ГАЗ-32214 являются автомобилями скорой помощи и эксплуатируются в составе медико-санитарной части для оказания медицинской помощи работникам.

Автомобиль ГАЗ-3221 является микроавтобусом на восемь посадочных мест; автомобиль ГАЗ-22171 – микроавтобусом на шесть посадочных мест. Доказано их использование обществом в целях перевозки работников по заявленным маршрутам.

Автомобиль УАЗ-2206 используется принадлежащим обществу охотхозяйством в целях патрулирования охотничьих угодий. Две единицы автомобилей марки ИЖ-27156 с февраля 2004 г. не использовались в производственной деятельности ввиду сильного износа (за период функционирования в 2004 г. налог исчислен). Две единицы ИЖ-27156 согласно представленным путевым листам использовались для перевозки работников общества.

Оценив эти обстоятельства в совокупности с типом данных автомобилей и назначением их использования, а также применив соответствующие положения ОКОФ, суды обоснованно пришли к выводу, что все названные транспортные средства относятся к категории легковых, поскольку в ОКОФ они указаны под кодами 15 3410166, 15 3410165, 15 3410170.

Доказательств обратного, в том числе того, что указанные автомобили (все или какие-либо в отдельности) используются обществом для перевозки грузов или в иных целях, инспекцией не представлено, и при камеральной проверке эти вопросы не исследовались.

При таких обстоятельствах общество в отношении спорных автомашин правомерно применило ставки транспортного налога, установленные для легковых автомобилей Областным законом (Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2006 № Ф09-6385/05-С1).

3. Инспекция не доказала принадлежность спорных автомобилей к категории грузовых.

На этом основании суд отнес автомобиль ИЖ-2715 к категории легковых автомобилей (Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2006 № Ф09-4634/06-С1 по делу № А71-740/05).

Подведем итоги.

Вопрос о применении ставок транспортного налога по рассмотренным автомобилям марок УАЗ, ИЖ, ГАЗ является спорным и решается в судебном порядке.

В подобных ситуациях судьи, как правило, поддерживают налогоплательщика. При этом в суде, на наш взгляд, могут использоваться любые документы, определяющие категорию автомобиля, например письмо завода-изготовителя, документы, подтверждающие характер использования автомобиля, и другие документы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector