Исполнение контракта по 44 ФЗ, если заказчик игнорирует акты ""
Prokurors.ru

Юридический портал

Исполнение контракта по 44 ФЗ, если заказчик игнорирует акты

Как и в какие сроки происходит закрытие госконтракта по 44-ФЗ, и какие документы при этом необходимы?

Муниципальные и государственные контракты, заключенные по нормам 44-ФЗ, считаются закрытыми (исполненными) при полном исполнении сторонами своих обязательств и окончании их взаимодействия по взысканию неустоек.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Что считается закрытием контракта

К основным обязательствам исполнителя относится выполнение работ, оказание услуг, поставка товара в соответствии с условиями контракта, а также предоставление гарантийных обязательств. При этом заказчик должен принять товар (работу, услугу) по акту приемки и произвести оплату, и контракт будет считаться закрытым, если у сторон нет претензий друг к другу по поводу исполнения условий.

При наличии претензий контракт закрывается после выплаты сторонами неустоек, согласно условиям контракта. Если таких условий не прописано или нарушившая условия сторона отказывается выплачивать неустойки, то взыскание происходит через арбитражный суд.

Алгоритм процедуры

Закрытие контракта по 44-ФЗ в общем случае включает следующие этапы:

  1. Исполнитель завершает выполнение последнего этапа работ (поставки последней партии товара).
  2. Контрактная служба организует приемку товара (работ, услуг) и проводит экспертизу.
  3. По итогам экспертизы исполнителю выдается список недочетов для устранения в разумные сроки.
  4. По факту устранения недочетов контрактная служба подписывает акт приемки.
  5. Средства перечисляются на счет исполнителя.
  6. Стороны выплачивают неустойки (при необходимости), и контракт считается закрытым.
  7. Составляется отчет об исполнении контракта.

Для приемки работ формируется специальная приемочная комиссия, состоящая из пяти человек. Заказчик вправе привлекать для оценки качества результата экспертную организацию, имеющую лицензию на проведение соответствующих экспертиз.

В ходе экспертизы проверяется соответствие результата работ закупочной документации, а также отраслевым нормативам и требованиям к продукции данного вида. Сроки для устранения недочетов обычно не превышают двух недель, но могут быть сокращены до 2-12 часов при закупке:

  • услуг по ремонту систем водоснабжения и газоснабжения;
  • топлива, продуктов питания, лекарств и других жизненно необходимых товаров в социальные учреждения;
  • услуг по налаживанию электросетей в населенных пунктах и на стратегических объектах;
  • иных товаров, работ или услуг, связанных с обеспечением государственной безопасности и здоровья граждан.

При этом исполнителю возмещаются только затраты на уже поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу за вычетом потерь заказчика от необходимости организовывать новую закупку. Нередко недобросовестного исполнителя суд принуждает дополнительно возмещать материальный ущерб заказчику.

Документы

Для закрытия контракта заказчик должен подписать акт приемки, в котором приводятся:

  • дата и время приемки (по контракту и фактические);
  • состав приемочной комиссии;
  • результат первичного осмотра;
  • результат экспертизы;
  • подписи всех членов приемочной комиссии.

Исполнитель при этом представляет заказчику сертификат на поставляемый товар, паспорт изделия и гарантийный талон.

Государственная регистрация закрытия контракта не требуется, но заказчик должен проставить соответствующие отметки в плане закупок и плане-графике.

Сроки закрытия контракта

Сроки закрытия контракта зависят от его условий, но закон 44-ФЗ отводит 30 дней максимум на перечисление оплаты исполнителю после подписания акта приемки.

Срок выплаты неустоек также регламентируется условиями контракта. Как правило, все выплаты производятся в течение трех рабочих дней с момента подписания акта приемки при условии отсутствия претензий к качеству товара, работ или услуг.

Публикация отчета в ЕИС

С 12 мая был принят 71-ФЗ, который упразднил ряд положений закона 44-ФЗ. В частности, утратили силу части 9-12 ст. 94, которые регламентировали порядок публикации сведений о закрытии контракта в ЕИС. Тем не менее обязанность формировать отчет об исполнении контракта также лежит на заказчиках. Для публикации отчета в ЕИС необходимо:

  1. Авторизоваться на портале.
  2. Перейти на вкладку «Отчеты» и кликнуть на кнопку «Создать».
  3. В разделе «Отчет об исполнении» заполнить необходимые поля на экране.
  4. Прикрепить электронные версии акта приемки, накладной и т. д.
  5. Нажать внизу кнопку «Сохранить и разместить».

При заполнении электронного отчета об исполнении контракта указываются следующие данные:

  • реквизиты заказчика и исполнителя;
  • код закупки, номер госконтракта, код источника финансирования;
  • предмет (объект) закупки и его код по ОКПД-2;
  • дата начала и окончания исполнения каждого этапа контракта;
  • цена (по условиям и фактическая) контракта;
  • информация о нарушениях условий.

Сведения о нарушении условий сторонами заполняются в виде таблицы, где в столбце приведены виды нарушений, а в строках напротив каждого вида нарушения указываются его обстоятельства (суть), а также размер начисленной неустойки и реквизиты подтверждающей оплату квитанции.

Как отказаться от заключения контракта

Суть и принципы отказа от заключения контракта

Закон о контрактной системе дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (ч. 9 и ч. 10 ст. 31). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (п. 4 ст. 54), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (п. 13 ст. 70). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта (ст. 77).
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (ч. 5 ст. 96). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (ч. 2 ст. 37), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).
Читать еще:  Должен ли я оплатить коммунальные услуги

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

Заказчик не подписывает акты и не принимает выполненные работы – что делать?

При работе с госзаказчиками, как правило, все идет достаточно четко и планомерно, если участник сам добросовестно выполняет свои обязательства по контракту. Но и здесь нельзя на сто процентов застраховаться от ситуаций, когда заказчик не подписывает акт приёмки или указывает, что услуга, товар или работы не соответствуют требованиям качества.

Если в отношениях закупок в рамках 223 Федерального закона эти вопросы можно урегулировать заранее, например, прописать в договоре штрафные санкции за немотивированную просрочку в приемке или даже установить, что работы считаются принятыми с момента сдачи документов уполномоченному представителю принимающей стороны. То в случае государственных закупок эта проблема чаще всего решается через суд.

Существенные условия госконтракта в рамках 44 Федерального закона поменять невозможно, поэтому в случае таких конфликтов вопросы решаются в претензионном порядке.

Претензионная работа с заказчиком

Для суда потребуются доказательства того, что исполнитель пытался сдать работы и обращался к заказчику. Участник должен направить заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором содержится сообщение:

  • о завершении работ;
  • акты;
  • назначено время приемки, в которое представитель заказчика должен явится.

На будущее, для суда должно быть видно, что заказчика приглашали, работы пытались сдать, но он необоснованно уклонялся от приемки и подписания актов выполненных работ. Поэтому важно правильно сдавать документы: должно быть видно, что они получены другой стороной.

Зачастую бывает, что поставщик приезжает в офис заказчика, оставляет документы где-то у секретаря и уезжает, не получив подтверждения о приемке. В такой ситуации, в суде будет очень легко доказать, что никаких документов предоставлено не было.

Лучше всего будет отправить документы почтой, с подтверждением о вручении. Так как такой факт заказчику будет очень сложно оспорить в суде и доказать, что поставщик не предоставил акты для подписания практически нереально.

Согласно ст. 753 Гражданского Кодекса заказчик, получивший сообщение о готовности к сдаче результата работ (товаров или услуг), обязан немедленно приступить к приемке.

Если заказчик не является на приемку ТРУ – акт подписывается в одностороннем порядке.

Такой документ служит основанием для оплаты и может быть признан судом недействительным только, если мотивы отказа от подписания обоснованы.

Здесь нужно подумать о доказательствах выполнения работ для суда:

  1. засвидетельствовать выполнение третьей независимой стороной;
  2. пригласить субподрядчиков;
  3. поставщиков материалов;
  4. подготовить промежуточные акты;
  5. переписку с заказчиком. Сейчас, заверенная нотариусом интернет-переписка также служит доказательством в суде.

А вот фотографии выполненных работ суды обычно не принимают, т.к. непонятно – где это снято, что за объект, в какой период сделано фото и так далее.

Бывает, что заказчик не принимает работы, т.к. его не устраивает качество. Нужно тогда смотреть, а было ли требование к качеству вообще детально прописано в аукционной документации и контракте?

Часто – это только общие фразы, например, товар должен быть пригоден для использования. Заказчик должен указать конкретные, а не общие замечания, почему он считает услугу или товар не пригодными, в чем выразился недостаток. При этом все требования, которые предъявляются к поставщику должны совпадать с условиями, описанными в документации.

После определения недостатков, стороны должны согласовать срок их устранения. Возможно, потребуется заключение эксперта, которое поможет доказать поставщику, что качество товара, работ или услуг соответствует условиям контракта.

Подготовка претензии заказчику

Известно, что решение любых вопросов нужно сопровождать письменными документами. Если что-то не удается урегулировать с заказчиком, не надо ждать, что оно само решится. В государственных закупках каждый день очень важен, потому что сроки строго регламентированы законом и их нарушение ведет к штрафам и пеням.

Нужно готовить претензию сразу, как только что-то пошло не так.

Этот документ можно разбить на несколько частей:

  1. В так называемой шапке, пишем кому и от кого, регистрируем исходящий номер.
  2. Далее необходимо кратко описать ситуацию. Например, “такого-то числа был заключен государственный контракт номер такой-то. Работы выполнены в полном объеме и приняты заказчиком 15 февраля, оплата должна была быть произведена 15 марта. Уже начался апрель, а оплаты до сих пор не поступило.”
  3. Также надо указать на пункты контракта, в которых зафиксированы сроки и ответственность, сделать ссылку на п. 5 ст. 34 44-ФЗ, согласно которой заказчик, допустивший просрочку, уплачивает в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
  4. Указывается расчет, нормы закона на которые ссылается участник, срок ответа на претензию, как правило, это 7 дней и само требование.

Онлайн обучение работе с госзаказом – более 70 видеороликов и 30 шаблонов

Пеня по контракту

В претензии нужно указать краткий расчет задолженности: 1/300 умножается на ставку рефинансирования (в апреле 2018 года текущая ставка 7,25%) полученное произведение умножается на сумму долга и на количество дней просрочки.

Размер штрафа зависит от цены контракта, например, если цена меньше трех миллионов, то штраф будет 2,5 % от стоимости контракта. Также за другие нарушения заказчика установлены штрафы в виде фиксированной суммы.

В простых стандартных случаях составить претензию под силу участнику самому. В сложных ситуациях лучше все-таки обратится к специалистам.

При возникновении проблем с заказчиком по контракту 44-ФЗ –отказа в подписании актов или задержки оплаты, мы советуем сразу же пытаться решить эту проблему. Сначала попробовать урегулировать все мирным путем переговоров, а если заказчик так и не выполнит свои обязательства, то решать проблему необходимо через суд. Т.к. если, например, акты не будут подписаны к сроку окончания исполнения контракта, это будет только проблемой поставщика. И штрафы за это будут наложены на исполнителя.

©ООО МКК “РусТендер”

Заказчик не подписывает контракт 44-ФЗ

  • Заказчик не подписывает контракт 44-ФЗ: что делать и нужно ли

    Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ? Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ. Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ? Может ли исполнитель не подписывать контракт?

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ
    • Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ
    • Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ
    • Может ли исполнитель не подписывать контракт

    Нередко у победителей аукциона возникает ситуация, когда заказчик не подписывает контракт по 44-ФЗ. При этом в законе четко определено, что проведение тендера обязывает заказчика соблюдать интересы всех сторон, в которые, безусловно, входит и поставщик.

    Читать еще:  Как защитить ребенка, если мама работает по ночам?

    Но всегда ли отказ от подписания контракта является нарушением закона? Нет, не всегда. Положения 44-ФЗ предусматривают основания для отказа от заключения контракта. В нашей статье мы разберем, когда заказчик имеет право не подписывать контракт, как должна быть оформлена процедура и как победителю отстоять свои права в случае их нарушения.

    Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ

    Заказчик вправе не подписывать контракт по 44-ФЗ на следующих основаниях:

    1. Если победитель торгов не обеспечил в обозначенные сроки исполнение контракта. В такой ситуации отказ от подписания договора является не только правом, но и обязанностью заказчика. Также отказаться подписывать контракт покупатель может, если поставщик предоставил гарантию банка, не соответствующую требованиям Федерального закона 44-ФЗ (к примеру, банка, выдавшего ее, нет в реестре организаций, которые могут давать гарантии для реализации госконтрактов).
    2. Если уже после окончания аукциона заказчиком было выявлено несоответствие победившего исполнителя требованиям закупки (единым или дополнительным). Это довольно распространенная ситуация, так как заявки на участие в тендере принимаются при условии декларирования компанией соответствия обозначенным требованиям и не всегда досконально проверяются из-за нехватки времени.
    3. При закупке лекарственных препаратов заказчик может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ еще в следующем случае: при отсутствии регистрации предельной стоимости лекарств в специальном реестре или превышении цены, предложенной победителем аукциона, той стоимости, что закреплена в реестре, и нежелании ее снижать.

    Этот список оснований, по которым заказчик может отказаться подписывать контракт 44-ФЗ, является исчерпывающим.

    Подача сведений в РНП закупщиком необходима, только если в заключении договора было отказано на первом основании. В остальных случаях организатор закупки просто не подписывает контракт. Затем в течение 5 дней после публикации протокола он должен вернуть поставщику обеспечение заявки.

    Одна из главных причин, по которым не подписывают госконтракты, – недостоверность сведений в заявке участника. Подобные аферы вскрываются, только когда аукцион уже состоялся, перед заключением договора.

    Отказ заказчика подписывать контракт возможен в случае выявления несоответствия исполнителя обязательным требованиям, которыми являются следующие:

    • Компании-участники тендера не должны находиться на стадии банкротства или ликвидации. Не допускается также приостановка их деятельности по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях по ст. 3.12.
    • Фирма не должна иметь долгов за прошлый год по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Заказчик имеет право не подписывать контракт при наличии у выигравшей торги компании задолженности перед бюджетами всех уровней в размере более 25 % балансовой стоимости активов. Если же поставщик направил заявление о признании этих долгов необоснованными до того, как подал заявку на участие в тендере, то считается, что он соответствует всем требованиям законодательства, и заказчик обязан заключить с ним сделку.
    • Если по контракту заказчик приобретает права интеллектуальной собственности, то участник должен обладать такими правами.
    • Руководство исполнителя не должно иметь судимости за преступления экономического характера, либо она должна быть снята или погашена.
    • Поставщик и организатор аукциона не должны иметь связей, рождающих конфликт интересов.

    В правовых нормах, закрепленных Правительством, возможно установление и других требований к участникам закупок, несоблюдение которых дает заказчику право не подписывать контракт по 44-ФЗ. Как правило, подобные требования определяют при организации закупок в форме конкурса.

    Среди них могут быть следующие:

    • Наличие денежных ресурсов в определенном объеме, необходимых для выполнения заявки.
    • Наличие основных средств и оборудования, других материальных ресурсов, требуемых для выполнения работ и услуг высокого качества.
    • Наличие в штате сотрудников высокой квалификации, которые будут принимать участие в выполнении заказа.
    • Наличие положительной деловой репутации или необходимого опыта работы.

    В случае предоставления поставщиком ложной информации о своем соответствии дополнительным требованиям заказчик имеет право не подписывать с ним контракт по 44-ФЗ.

    Кроме того, если конкурсная документация содержит требование о том, чтобы исполнитель отсутствовал в РНП, то при попадании его в этот реестр после торгов заказчик может на законных основаниях отказаться подписывать договор.

    Дополнительные требования к исполнителям могут выставляться при специфичных закупках (к примеру, при заключении договора на проведение аудита).

    Перечень всех требований к участникам тендера должен освещаться в извещении о его проведении или конкурсной документации. Если в документах не перечислены в полном объеме требования к поставщикам, то это считается нарушением, и заказчик обязан подписать контракт даже при несоответствии исполнителя непрописанным условиям.

    Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ

    Если заказчик отказывается подписывать контракт 44-ФЗ на объективных основаниях, то порядок его действий должен соответствовать установленному в 44-ФЗ, кроме случая, когда исполнитель не предоставил обеспечение контракта. Такая ситуация расценивается как его уклонение. В остальных случаях алгоритм действий должен быть следующим.

    Когда обнаруживаются причины, которые препятствуют заключению договора, первым шагом должно стать размещение организатором закупки в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru протокола об отказе подписывать контракт. Опубликовать его нужно в течение одного рабочего дня, указав дату и время составления, реквизиты поставщика и причину, по которой заказчик отказывается заключать соглашение. При отсутствии оснований отказ является незаконным и может быть оспорен.

    К протоколу можно приложить документы, являющиеся подтверждением оснований для отказа.

    Следующий шаг – отправка одного экземпляра протокола выигравшему участнику для ознакомления. Ее нужно осуществить в течение 2 рабочих дней после подписания документа.

    После составления протокола, его размещения и направления победителю организатор закупки должен вернуть победителю обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней.

    Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ

    Как действовать участнику, выигравшему тендер, если организатор отказывается подписывать контракт по 44-ФЗ или уклоняется от подписания? Возможна подача официальной жалобы в ФАС, региональный орган контроля за закупками или в прокуратуру. Перечисленные ведомства имеют право на получение любых сведений о проводимых аукционах, в том числе напрямую с электронной площадки.

    Санкции за просрочку в заключении договора предусмотрены ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, установлены следующие правила:

    • ответственность возлагается на конкретное должностное лицо, которое отвечает за подписание соглашения с поставщиком (к юридическим лицам или членам закупочной комиссии санкции за такие правонарушения не применяются);
    • дела по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти субъекта РФ, контролирующие проведение госзакупок;
    • должностному лицу, допустившему просрочку в подписании контракта, может быть назначен штраф в фиксированном размере 50 000 руб.

    Независимо от того, каков срок нарушения, сумма штрафа не может быть изменена.

    Даже если выигравший торги участник сам не пожаловался в УФАС или прокуратуру, возможно самостоятельное возбуждение дела этими ведомствами на основании результатов мониторинга Единой информационной системы и плановых проверок заказчиков.

    Наказание по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть не назначено, только если победитель торгов сам не подписал договор либо если он не предоставил требуемое обеспечение контракта.

    При этом необходимо документальное подтверждение этих фактов: соответствующие материалы должны быть опубликованы в ЕИС и на электронной площадке. Обязанностью же заказчика является своевременное оповещение ФАС о деятельности недобросовестных поставщиков и требование привлечь их к ответственности.

    Может ли исполнитель не подписывать контракт

    В ряде случаев выигравшая торги компания может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, а именно:

    • если в ходе заключения соглашения она обнаружила в конкурсных документах условия, выполнение которых ей не под силу, или она считает их неприемлемыми для себя;
    • если резко и вопреки всем прогнозам выросли цены вследствие колебаний валюты или изменения ситуации в экономике, и контракт стал нерентабельным;
    • если поставщик подал несколько заявок на участие в разных торгах и выиграл несколько из них;
    • если возникли проблемы с производственным оборудованием, и требуемый объем продукции не может быть произведен в срок.
    Читать еще:  Возможна ли продажа доли собственности без второго собственника?

    Перечисленные ситуации могут побудить исполнителя отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, однако они не являются законными основаниями для такого отказа.

    Участник вполне может не подписывать договор, однако в таком случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

    Считается, что продавец уклоняется от подписания госконтракта, если он в обозначенный срок:

    • не направил организатору закупки подписанный проект контракта;
    • не предоставил весь пакет бумаг по закупке;
    • не предоставил обеспечение заказа.

    Надо сказать, что, если второй исполнитель тоже отказывается подписывать договор, его также признают уклонистом и заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Подобная ситуация возможна в случае неподписания контракта победителем или его расторжения.

    Отказаться подписывать контракт 44-ФЗ для поставщика не всегда означает нажить неприятности. Так, если основанием для отказа явились судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он правомерен.

    Чтобы отказаться от заключения договора, не требуется никаких активных действий: бездействие расценивается как уклонение от подписания. Это ситуации, когда исполнитель не перечисляет обеспечение или не подписывает контракт в установленный срок.

    Чтобы отказ от госконтракта не повлек за собой негативные последствия, можно по договоренности с заказчиком подписать его, а затем расторгнуть. Либо пойти другим путем: отправить организатору закупки протокол разногласий. Это позволит продлить срок заключения договора на время, которое потребуется заказчику, чтобы подготовить ответ.

    Если у исполнителя возникли обстоятельства непреодолимой силы, то на уведомление об этом заказчика ему отводится 1 день. Он должен составить письменный документ в произвольной форме и передать его лично либо направить почтой.

    Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, исполнителю необходимо предоставить доказательства того, что заключения договора не произошло не по его вине. Просить организатора закупки, чтобы он не передавал сведения в реестр, не стоит: закон обязывает его делать это, если имеются основания.

    В РНП информацию заносит ФАС, основываясь на данных, полученных от закупщика. Если компания попала в этот реестр, то она больше не вправе участвовать в государственных закупках.

    Сведения числятся в реестре в течение 2 лет. Возможно оспаривание поставщиками факта их попадания в него путем направления жалобы в ФАС или иска в суд.

    Таким образом, заказчик может не подписывать контракт в случаях, оговоренных в Федеральном законе 44-ФЗ. Для отказа должен быть мотив и основания, также необходимо письменно уведомлять поставщика о принятом решении. Поставщик в свою очередь вправе обжаловать действия организатора закупки в ФАС или в суде. Возможно уклонение от подписания невыгодного госконтракта и со стороны исполнителя. Но оно влечет за собой попадание его в РНП. Избежать этого негативного последствия можно, доказав наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих заключению договора, или вину закупщика.

    Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

    Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

    В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта

    Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

      Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

    На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

Порядок отказа от заключения контракта

Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

    При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день. В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание – причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.

  • Далее заказчик должен направить один из экземпляров победителю – для ознакомления – на это дается два рабочих дня, отсчет начинается с момента подписания.
  • После того, как документ составлен, опубликован и направлен заинтересованной стороне, заказчик обязан вернуть победителю обеспечение заявки. Закон отводит на это не так много времени – 5 рабочих дней.
  • Обжалование отказа в контролирующих органах

    Если победитель считает, что заказчик отказался подписывать контракт без веских причин или допустил нарушения при реализации процедуры (в частности, не вернул в срок обеспечение исполнения заявки), он вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке.

    Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

    Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях. Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин. В случае, если победитель считает отказ необоснованным, важно четко и решительно отстаивать свои права в соответствующих инстанциях – заказчик тоже бывает не прав!

    Ссылка на основную публикацию
    "
    ×
    ×
    "
    Adblock
    detector