Изо кузин методическое пособие ""
Prokurors.ru

Юридический портал

Изо кузин методическое пособие

Изо кузин методическое пособие

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение, 1968.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная литература, 1998.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – Москва: Педагогика,1989.

11. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е издание – Москва: Просвещение, 1970.

12. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва: Столетие, 1994.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и

методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва: Просвещение, 1981.

15. Костерин Н.П. Учебное рисование. – Москва: Просвещение, 1984.

16. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –Москва: Просвещение, 1977.

17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е издание. – Москва: Просвещение, 1981.

18. Кузин В.С. Психология. – 2-е издание. – Москва: Высшая школа, 1982.

19. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1984.

20. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах. – Москва: Просвещение, 1979.

21. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника.- Москва: Просвещение, 1977.

22. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 1983.

23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:

Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 1985.

24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоениясоциального опыта. – Москва: Педагогика,1981.

25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 4классы. – Москва: Просвещение, 1991.

26. Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. – Москва: Просвещение, 1986.

27. Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 – 4 классовначальной школы. – Москва: Просвещение, 1987.

28. Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. – Москва: Просвещение,1988.

29. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство. 1 – 9 классы./ Научный руководитель В.С.Кузин. – Москва: просвещение, 1994.

30. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Научный руководитель Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 1994.

31. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного

и декоративно-прикладного искусства. 1 – 4 классы./ Научный руководитель Т.Я.Шпикалова. – Москва: Просвещение, 1992.

32. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись.Композиция. 1 – 11 класс (для классов с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикл). – Москва: Просвещение, 1995.

33. Программа интегрированного курса «Искусство» / Руководитель Н.М.Сокольникова. – Москва: Рекорд, 1997.

34. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 1 – 9 классы». – Москва: Просвещение, 1994.

35. Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы» (часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2001.

36. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – Москва: Просвещение, 1982.

37. Рисунок / Под редакцией А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975.

38. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. – Москва: Просвещение, 1980.

39. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – Москва: Просвещение, 1981.

40. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская исоветская школы рисунка. – Москва: Просвещение, 1982.

41. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Агар, 1998.

42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – Москва: Академия, 1999.

43. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Ленинград: Искусство, 1989.

44. Сластенин В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2002.

45. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – Москва:

46. Унковский А.А. Рисунки – наброски. – Москва: Просвещение, 1982.

47. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва: Высшая школа, 1990.

48. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1988.

49. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. – Москва: Искусство, 1969.

50. Шпикалова Т.Я Народное искусство на уроках декоративного рисования:

Пособие для учителей. – 2-е издание – Москва: Просвещение, 1979.

51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. – Москва: Просвещение, 1981.

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – Москва: Просвещение, 1984.

53. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 3 классе. – Москва: Просвещение, 1985.

54. Энциклопедический словарь юного художника. – Москва: Педагогика, 1983.

55. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва: Просвещение,1985

Развитие изобразительных способностей у младших подростков на уроках тематического рисования по программе “Изобразительное искусство” В.С.Кузина

Разделы: МХК и ИЗО

Одна из основных проблем современности – необходимость гуманизации социальной жизни, то есть очеловечивания общественных отношений. В ходе перемен, которые переживает наша страна, школа должна готовить учащихся к решению принципиально новых задач, что невозможно без осознания учениками своего внутреннего мира.

Занятия композицией являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало.

Тематическое рисование является одним из видов учебно-творческой работы школьников на уроках изобразительного искусства.

На занятиях композицией в условиях урока изобразительного искусства у детей идет сложнейший процесс отражения через творчество собственного внутреннего мира, а понимание творчества художника в целом приводит к развитию способности осмысления человеческих чувств и возможности передачи их в рисунке.

В настоящее время существует ряд учебных программ по предмету “Изобразительное искусство: «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского и В.Г. Горяевой, «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я. Шпикаловой, «Изобразительное искусство» В.С. Кузина, Е.В. Шорохова [22]. Сравнительный анализ указанных программ позволил выделить содержание обучения детей построению композиции на уроках тематического рисования. Например, в программе Б.М. Неменского и В.Г. Горяева учащиеся знакомятся с основными средствами композиционной и художественной выразительности. При этом осваиваемые детьми пропорциональные и пространственные отношения “группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств” [22]. Однако, понятие “композиция”, способы и приёмы её создания как предмет усвоения в данной программе отсутствуют. Тематическое рисование как один из видов работ, выполняемых детьми при обучении изобразительному искусству, тоже не находит здесь применения. Значит, при обучении рисованию у школьников не формируется умение выполнять тематическую композицию, используя способы и приёмы её создания.

В отличие от программы Б.М. Неменского, в курсе Т.Я. Шпикаловой композиция представлена как один из видов изобразительной деятельности учащихся.

В содержании раздела “Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся” предусмотрено составление учащимися композиции на заданную тему. Ученики овладевают художественно-творческой деятельностью через познание средств художественной выразительности в искусстве, усваивают, что композиция – это процесс поиска выразительного воплощения замысла в разных видах художественной деятельности. Они учатся выявлять смысловые связи в изображаемом сюжете, уметь выявить главное, расширяют представление о композиции в рамках жанра изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая картина). Школьники учатся выделять главное размером, цветом, месторасположением, а также знакомятся с приемами передачи пространства. В процессе обучения дети знакомятся с основными средствами композиции: зрительным центром, ритмом, статикой и динамикой, применяют в композиции на заданную тему различные композиционные закономерности для создания задуманного сюжета (выбор точки зрения, контрасты света и тени, выделение композиционного центра и др.). Анализ программы Т.Я. Шпикаловой позволяет сделать вывод о том, что композиция выступает в качестве предмета усвоения. Однако больше внимания в программе уделяется созданию декоративной композиции, поскольку акцент сделан на изучении народного искусства России.

Программа В.С. Кузина представляет особый интерес для нашего исследования, поскольку рисование на темы и иллюстрирование литературных произведений является одним из основных видов работ на уроках изобразительного искусства. В.С. Кузин одним из первых обращается к развивающим технологиям, а, именно, к проблемному обучению.

Создание любой творческой тематической композиции представляет собой проблемную задачу, в которой можно выделить несколько подзадач – отбор материала (первоначальное художественное накопление), эскизное решение, поиск художественных средств и т.д. Успешное решение данных задач определяется умением ставить перед собой вопросы, формулировать цели работы на каждом этапе, знать способы их достижения. Решение данных задач осуществляется на всех этапах обучения изобразительному искусству, в разных возрастных группах.

Читать еще:  Как действовать для возврата денег при обмане мошенниками?

Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма

Рисование на темы, как и любой другой вид изобразительной деятельности, имеет свои особенности и выполняется в определенной последовательности.

В данном конкретном случае на уроках тематического рисования происходит знакомство с базовыми принципами построения композиции, хотя автор и не касается прямых вопросов методики обучения. В.С. Кузин предлагает следующую последовательность выполнения рисунка на тему. Это – специальные наблюдения в природе (в качестве домашнего задания). Предварительный, “рабочий” эскиз. Более проработанный (по композиционному решению) схематичный эскиз. Выполнение набросков и зарисовок объектов с натуры, которые включены в содержание тематической композиции. Линейное выполнение тематической композиции. Завершение работы над композицией в цвете (гуашь, акварель).
При рисовании на темы полезно, по мнению автора, воздействовать на чувства детей через чтение литературных произведений, прослушивание музыки. Эти приемы оказывают положительное воздействие на детское воображение, вызывают у них эмоциональный отклик, что в свою очередь положительно влияет на выразительность рисунков [9].

В процессе обучения школьников рисованию на темы важнейшими методическими приемами, по мнению В. С. Кузина, являются: показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов тематической композиции, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета; показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов тематической композиции.

Таким образом, в процессе обучения школьников изобразительному искусству по программе В.С. Кузина у детей формируются, совершенствуются и закрепляются умения грамотного изображения пропорций изображаемых предметов, пространственного положения, освещенности.

В процессе освоения учебной программы дети получают сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, знакомятся с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, формируют представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиции, рисунке, цвете, колорите, светотени и т.п.), получают теоретические основы изобразительной грамоты.

Необходимо отметить, что, несмотря на разнообразное содержание, разработанное автором для обучения школьников тематическому рисованию, в программе не предусмотрено обучение детей композиции и способам её создания. Умение выполнять композицию в рисунке на заданную тему формируется у детей в результате выполнения творческих работ. Ученики, овладевая изобразительной деятельностью, эмпирическим путём накапливают свои представления о композиции и её основных способах создания, поскольку понятие “композиция” не является предметом усвоения и целенаправленное обучение способам её создания отсутствует.

Программа В.С.Кузина представляет интерес для нашего исследования еще и тем, что существует возможностью по данной программе организовать различные формы учебного взаимодействия школьников на уроках изобразительного искусства. Форма есть внешнее очертание, выражение, наружный вид какого-либо содержания [8]. Следовательно, такая характеристика как форма учебного взаимодействия указывает на его внешний характер, то есть на количество школьников, одновременно участвующих в совместной работе, организованной учителем.
Основной формой учебного взаимодействия является работа в группах. При групповой форме организации учебного взаимодействия учитель распределяет детей по группам, даёт задание и контролирует его выполнение. Одним из преимуществ такой формы организации взаимодействия, по мнению М.Н. Скаткина [4], является возможность использовать дифференцированный подход к распределению заданий различной сложности между учащимися с разным уровнем знаний. Кроме этого, в ходе групповой работы легче выявить индивидуальные особенности и уровень подготовленности школьников. По мнению В.В. Давыдова, при совместном выполнении группой школьников под руководством учителя распределенных между ними учебных действий происходит интериоризация коллективно-распределенных действий, превращение их в индивидуально осуществляемое решение учебных задач.

Кроме того, одной из форм организации учебного взаимодействия является работа в парах, способы организации которой, предложенные разными авторами, существенно отличаются. Так, парная работа, предложенная М.Д. Виноградовой и И.Б. Первиным, имеет односторонний характер, если сильный ученик помогает слабому ученику, и двусторонний характер, если целью такой работы является взаимная помощь. Организация учебного взаимодействия в парах, состав которых постоянно меняется, названа В.К. Дъяченко “работа в парах сменного состава”. Деятельность учащихся в парах сменного состава положена в основу коллективного способа обучения, при котором коллектив обучает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении товарищей [5].

Программа В. С. Кузина дает широкие возможности для развития творческих способностей учащихся. Многие программы по изобразительному искусству страдают неполной продуманностью, нечеткой последовательностью, нет стройной системы, нет преемственности. Эта программа дает возможность работать в группах, в парах и индивидуально, выполнять действие лепки, аппликации, моделирование в абстрактном материале. По мнению В.В. Давыдова, учебные модели составляют необходимое звено процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. Так, в программе В.С.Кузина общим способом создания художественной формы является композиция, при этом учитывается собственный эмоциональный опыт ребенка, что позволяет вывести на передний план освоение изобразительного искусства, и как следствие, развитие творческого воображения через создание художественного образа.
Для развития творческих способностей легко спланировать урок по методу проектов, т. к. программа дает возможность развивать представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность является первоосновой творчества во всех видах деятельности. Через реальность дети приходят к понятию фантазии – прекрасной способности любого человека.
Умение школьников среднего звена выполнять композицию в рисунке на заданную тему посредством выполнения творческих работ, по нашему мнению, наиболее полно представлено в программе В.С. Кузина.

Вместе с тем, для развития творческих способностей школьников на уроках тематического рисования необходимо создать следующие условия: наличие в содержании уроков тематического рисования теоретических основ создания композиции; основной формой организации взаимодействия школьников является работа в парах и группах; усвоение способов и приемов создания композиции на темы осуществляется на основе действия моделирования, в содержание занятий включены разнообразные по степени сложности задания, использованы разнообразные материалы и техники, используются методы проектов.

Тематическое рисование – рисование на темы окружающей жизни или иллюстрирование того или иного сюжета литературных произведений по памяти, на основе предварительных наблюдений и воображению, сопровождаясь выполнением набросков и зарисовок с натуры.
И главное. Возрастные особенности ведущих психических процессов детей среднего школьного возраста состоят в том, что ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности. Это происходит потому, что объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность с возрастом увеличивается, но вместе с тем, внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов, что ведет к неумению сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей. Вместе с тем, педагогические и психологические исследования подтверждают тот факт, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для художественного развития ребенка средствами изобразительной деятельности. У подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме. С психологической точки зрения в этом возрасте идут процессы совершенствования психики человека, его визуальной культуры, что ведет к качественным изменениям в изобразительной деятельности. В подростковый период на художественное развитие учащегося большое влияние оказывает систематические занятия изобразительным искусством под руководством педагога.

Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного заключается в необходимости привлечь внимание подростка к изобразительной деятельности на уроках тематического рисования различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться и развиваться творческое воображение подростка.

Список литературы

1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977.

2. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1996.

4. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

5. Дъяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.

6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 1961.

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание. – М.: АГАР, 1998.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования.

9. Психология. Пособие для педагогических училищ. / Под ред. Е.И. Игнатьева – М.: Просвещение, 1965.

Рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (В.С.Кузин)

Программа «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительного искусства.

Читать еще:  Каковы особенности наследования земельных участков крестьянских/фермерских хозяйств?

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

v овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

v развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

Ø 1 четверть «И снова осень к нм пришла»;

Ø 2 четверть «В мире сказок»;

Ø 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;

Ø 4 четверть «В каждом рисунке – солнце».

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования34 часа:

v рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;

v рисование на темы – 8 часов;

v декоративная работа – 7 часов;

v лепка – 3 часа;

v аппликация – 2 часа;

v беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

ü понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

ü простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного или теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

ü доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

ü начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

ü выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

ü чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

ü сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линия симметрии в рисунках с натуры и узорах;

ü правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

ü выявлять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

ü соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

ü чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

ü выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

ü использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

ü творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

ü использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

ü расписывать готовые изделия согласно эскизу;

ü применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Тематическое планирование учебного материала на 1 – 2 полугодие 200…–200… учебного года.

Предмет: изобразительное искусство класс: 3 учитель: Матящук Лариса Григорьевна Кол – во часов: 1

Программа (гос., авт., кто автор): Изобразительное искусство В.С.Кузин – М.: Просвещение, 2001 г.

Наличие методических разработок для учителей:

Программа курса «Изобразительное искусство» по программе В. С. КУзина

Программа курса «Изобразительное искусство» по программе В. С. КУзина

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. Начинается это воспитание еще до школы, в семье, в про­ цессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое воспитание прекрасного.

Прекрасное существует не только в природе и искусстве, но и в жизни, труде. Однако искусство сделало прекрасное предметом своего постижения, исследования.

Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребенка обычно на школьных уроках.

Обучение изобразительному искусству осуществляется по ви­ дам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, де­коративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красо­те вокруг нас. Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновре­ менно.

В процессе такого обучения учащиеся получают знания о про­ стейших закономерностях строения, формы, линейной и воздуш­ ной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стили­ зации форм, правилах рисования и лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте приро­ ды и человеческих чувств.

Успех обучения изобразительному искусству зависит от мно­ жества условий, в частности от индивидуального подхода учителя к каждому ученику, от формы подачи материала (методических приемов преподнесения нового материала и повторения пройден­ного), технических средств обучения и т. д.

Без взаимопонимания учителя и ученика добиться положитель­ ных результатов сложно.

Предлагаемая рабочая программа по изобразительному искусст­ву в 8 классе по программе построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия ис­ кусства с жизнью, познакомить их с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства и замечательны­ ми произведениями.

Основными целями и задачами преподавания изобразительного искусства является:

    – овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации; – развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству; – содействие воспитанию личности на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Роди­не, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; – формирование образного мышле­ния, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе
    творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Основные виды занятий проводятся с учётом особенностей времён года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, музыка, труд, естествознание ), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве школьников разных возрастов;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2. Базисный учебный план.

3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4. Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству.

5. Программа курса «Изобразительное искусство». 8 класс (34ч.) Автор:

6. Закон Российской Федерации «Об образовании».

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя мини-лекции, практические творческие и тренировочные работы, фронтальный опрос, индивидуальную работу, самостоятельные работы.
Основной тип занятий комбинированный урок. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Основные методы , используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с репродукцией картин, иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, натуральные объекты, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании искусствоведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство 8 класса», утвержденной Министерством образования РФ и полностью соответствующей Федеральному стандарту образования школьников. В рабочую программу внесены изменения. По программе на изучение курса изобразительного искусства в 8 классе отводится 1 час в неделю. В связи с изменениями учебного плана школы на изучение данного курса отводится только 1 полугодие, то есть не 34, а 16 часов. По этой причине учитель старался соблюдать последовательность предлагаемых в программе тем четвертей, но с учетом, что темы 1 и 2 четверти изучается в 3 четверти, а темы 3 и 4 четвертей, соответственно, – во 4 четверти.

Читать еще:  Как нам оформить прописку матери в квартиру?

Формы организации работы учащихся:

Особенности организации учебного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также, личностно – ориентированному, диффренцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Формы учебных занятий:

· Диалоги и беседы;

· Практические творческие и тренировочные работы;

Виды деятельности учащихся:

· Работа с источниками;

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

– устный опрос по содержанию дисциплины и лекции учителя;

– самостоятельные работы по изученному материалу;

– практические (индивидуальные, групповые и коллективные) работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Тема 1 четверти – «Искусство моего народа».

Тема II четверти — «Труд и искусство

Тема III четверти — «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»

Тема IV четверти — «Изобразительное искусство в жизни людей»

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действи­тельности, формирование художественных образов, развитие эмо­ ционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.

Изображение с натуры (а также по памяти и по представле­ нию) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; рисова­ ние архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).

Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.

Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Кон­ структивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью . Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии го­ ловы, фигуры Человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.

— рисование драпировок с конкретным освещением;

— рисование натюрмортов из бытовых предметов сложной формы с драпировкой (с освещением);

— рисование мебели (группы предметов);

— натюрморт из бытовых предметов различных по тону без драпировки;

— натюрморт из бытовых предметов светлых по тону без дра пировки;

— натюрморт с мягким освещением;

— рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;

— выполнение набросков по памяти и представлению разнооб­разных объектов действительности, архитектурных деталей, фигу ры, головы человека, животных, птиц, растений, насекомых и др.;

— самостоятельное составление учащимися композиции на­ тюрморта из предложенных предметов;

— рисование с натуры головы человека («Портрет друга»);

— рисование с натуры фигуры человека.

Рисование на темы и иллюстрирование литературных произведений (композиция)

рисунки на темы «Историческое прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны», «Фантасти­ ческий город», «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний за­ кат», «Дождливая погода», «Возможная экологическая катастро­ фа», «Памятники истории и культуры нашего края», «Игры де­ тей», «Трудовые будни», «Ремонтные работы на железной доро­ ге», «В гостях у оленеводов», «Рыбачий поселок», «Панорама род­ ного города или села», «В мастерской художника», «Посещение музея», «Моя семья за столом», «Школьный урок», «Родные про­сторы», «В пути», «Пейзаж с облаками», «Городские бульвары»,
«Зимнее окно», «Пейзаж в сумерки», «Мир пустыни», «Солдаты революции», «Партизаны», «На привале», «Всадники», «Перед игл кой», «Путешествие в другую страну», «Мир профессий», « В морской пучине», «Вечер на рейде», «Путешествие на автомобиле», «На катке», «Волшебный мир театра», «Мотогонки», «На тренировке», «Мы гимнасты», «На байдарках по реке», «Мой сов­ ременник», «Наша дискотека», «Пастух и стадо», «Родная песня», Т анец моего народа», «Наш оркестр», «В ритме вальса», «Празд­ ник в школе», «В лесной чаще» и др.;

иллюстрирование литературных произведений:

Пушкин . Барышня-крестьянка. Стихотворе­ ния (по выбору); Лермонтов . Мцыри. Стихотво­ рения (по выбору); Грин цепь. Бегущая по волнам; Три мушкетера; Обручев Санникова; Беля­ ев -амфибия; А зори здесь тихие. ; Ефремов Андромеды, Звездные корабли; Де­ фо Д. Робинзон Крузо; Сказки народов мира (по выбору).

Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных ра­ бот (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных про­ мыслов России и местных народных промыслов.

Художественное конструирование современной одежды с уче­том национальных традиций (выполнение эскизов).

Шрифтовые работы: знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).

Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.

Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бы­товых приборов и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте

Основными темами бесед являются;

— изобразительное искусство в жизни людей;

— творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шиш­ кина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

— шедевры зарубежного изобразительного искусства;

— прикладное искусство в русском народном творчестве;

— прикладное искусство и дизайн;

— течения и направления изобразительного искусства XX в.;

— прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX — XX вв.;

— традиции русской реалистической художественной школы;

— современное советское изобразительное искусство.

Учебно – тематическое планирование.

ИЗО 3 класс Кузин. Книга для учителя М. Дрофа, 2011 Общая характеристика учебного предмета Программа Изобразительное искусство

Название Книга для учителя М. Дрофа, 2011 Общая характеристика учебного предмета Программа Изобразительное искусство
Дата 02.09.2019
Размер 167 Kb.
Формат файла
Имя файла ИЗО 3 класс Кузин.doc
Тип Книга
#62900
страница 1 из 2
Каталог

Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

– Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.: Дрофа, 2011;

– Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2011;
Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Цели курса:

    воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

    совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.
  • В основу программы положены

    перейти в каталог файлов

    Ссылка на основную публикацию
    "
    ×
    ×
    "
    Adblock
    detector