Как получить транскрипт диплома выпускника ныне несуществующего военного училища? ""
Prokurors.ru

Юридический портал

Как получить транскрипт диплома выпускника ныне несуществующего военного училища?

Как получить транскрипт диплома выпускника ныне несуществующего военного училища?

Процедура восстановления диплома и получения его дубликата – не такая уж и сложная. Гражданин, обучающийся в российском учебном заведении, имеет полное право на получение дубликата документа, подтверждающего его образование, и для этого не нужно собирать огромный документационный пакет или доказывать причину утраты, утери диплома.

Рассмотрим, как восстановить потерянный, испорченный диплом.

Содержание статьи:

Можно ли восстановить диплом о высшем или среднем специальном образовании при его утере или порче

В соответствии с российским законодательством, гражданин может получить дубликат потерянного или испорченного диплома. Данное право зафиксировано в пункте 1.5 Инструкции Минобрнауки России №65, от 10 марта 2005 года.

Кроме того, восстановлению подлежит не только диплом, но и приложение к нему, академическая справка. Если оформляют дубликат на диплом, то будут создавать дубликат на справку или приложение.

Но обращаем ваше внимание, если будет невозможно заполнить в полной форме дубликат приложения к диплому, то вы получите только дубликат главного документа. Выдача дубликата дополнительных документов предусмотрена той же Инструкцией.

Учтите, что при восстановлении диплома не оплачиваются госпошлина, сборы и какие-либо другие расходы. Дубликат диплома выдается совершенно бесплатно. Это прописано в пункте 16 статьи 60 Закона федерального уровня №273 «Об образовании в РФ», от 29 декабря 2012 года. Поэтому, если с вас требуют плату за восстановление диплома, ссылайтесь на указанный закон, или обратитесь за помощью к квалифицированному юристу.

Документы для восстановления диплома об образовании

Для оформления дубликата диплома гражданину могут потребоваться такие документы:

  1. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  2. Личное заявление с просьбой восстановить и выдать вам дубликат диплома.
  3. Свидетельство о заключении брака, если была изменения фамилия.
  4. Аттестат, подтверждающий, что гражданин окончил школу.
  5. Документ об образовании предыдущего учебного заведения. Не всегда его требуют.

По сути, вам необходимы только первые два документа — паспорт и заявление. Они являются основными.

Но учебное заведение может выдвигать свои требования, поэтому можно заранее подготовить и другие бумаги, которые могут понадобиться.

Куда обращаться и как восстановить диплом об образовании, получить его дубликат – инструкция

Для того чтобы восстановить диплом, приложение к нему, гражданин должен следовать такой инструкции:

Шаг 1. Соберите документационный пакет.

Шаг 2. Обратитесь в секретариат образовательного учреждения, в котором вы обучались.

Шаг 3. Придите лично в учебное заведение, являющееся правопреемником, если у вас нет возможности посетить тот вуз или суз, который вы заканчивали.

Шаг 4. Напишите личное заявление на имя руководителя о предоставлении сведений об утерянном документе (серия, номер) и о выдаче его дубликата. В заявлении о выдаче дубликата диплома обязательно обозначьте годы обучения в вузе, год выдачи диплома, факультет, специальность, обстоятельства утраты диплома.

Шаг 5. Получите дубликат на руки. Документ может забрать сам выпускник или представитель, на которого оформлена нотариальная доверенность.

Заметьте, что уведомлять полицию об утере диплома не обязательно, это не паспорт.

Также нет необходимости прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт утраты. Достаточно написать заявление с просьбой восстановить диплом.

Сколько времени понадобится для восстановления диплома о высшем или средне-специальном образовании

Срок восстановления дубликата диплома составляет примерно 1 месяц. За это время в ВУЗе или СУЗе должны рассмотреть ваше заявление и оформить дубликат.

Однако, если вам срочно требуется подтвердить образование, можно обратиться в архивный отдел вашего учебного заведения, сделать копию диплома и заверить ее печатью. Она будет иметь такую же юридическую силу, как и дубликат.

ВУЗ реорганизован – как и где восстановить диплом об образовании?

Процедура восстановления диплома при реорганизации учебного заведения будет почти такая же, как мы описали выше.

Есть несколько нюансов, о которых вы должны знать.

Во-первых, выдача дубликатов дипломов, возлагается на:

  1. Учреждение-правопреемник расформированного учебного заведения.
  2. Органы государственного или местного управления, в введении которых находится архив с личными делами выпускников.
  3. Местный департамент образования.

Если вуз реорганизован, необходимо обратиться для начала в вуз-правопреемник. Если же он ликвидирован, то обращаться нужно в архив, в котором хранятся документы уже несуществующего вуза.

Важно: Справки в архиве выдаются бесплатно на основании заявления. Заявление может быть написано в произвольной форме.

Срок выдачи справки: 5-7 дней.

В случае, когда архивных данных об образовании не нашлось, стоит обращаться в суд.

Наши юристы рекомендуют при возникших проблемах вначале обращаться в региональное Министерство образования. Сведения об обучающихся там хранятся в течение долгих лет, поэтому данные там есть наверняка.

Но если же вам там отказали, то следует готовить исковое заявление.

Можно ли получить дубликат диплома по почте, если учебное заведение находится в другом городе

Конечно же, можно обратиться в учебное заведение по почте, прислав все указанные выше документы и личное заявление. В заявлении обязательно следует прописать просьбу об отправке дубликата диплома по адресу заявителя.

Следует отправить заявление в ВУЗ заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 34 гл. V Приказа Минобрнауки России № 112). Так вы получите подтверждение, что ваше письмо получили и рассмотрят.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

ПРИКАЗ Минобороны РФ от 22.05.1997 n 202 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ О ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, ЗАПОЛНЕНИИ, РЕГИСТРАЦИИ И ХРАНЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 1997 г. N 202
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ О ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, ЗАПОЛНЕНИИ, РЕГИСТРАЦИИ
И ХРАНЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ В ВОЕННО –
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях приведения государственных документов о высшем и среднем профессиональных образованиях, выдаваемых военно – учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации, в соответствие с требованиями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке выдачи государственных документов о высшем и среднем профессиональных образованиях, заполнении, регистрации и хранении соответствующих бланков документов в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
2. Приказ разослать до военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
И.РОДИОНОВ

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 мая 1997 г. N 202
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ
О ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ,
ЗАПОЛНЕНИИ, РЕГИСТРАЦИИ И ХРАНЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Выдача документов
1. Документы о высшем и среднем профессиональных образованиях государственного образца (дипломы о высшем и среднем профессиональных образованиях, дубликаты дипломов, удостоверения взамен утраченных дипломов и приложения к ним, дипломы о неполном высшем образовании и академические справки) выдаются военно – учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации по специальностям и направлениям, имеющим государственную аккредитацию.
——————————–
Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, дипломы о высшем и среднем профессиональных образованиях, дубликаты дипломов, удостоверения взамен утраченных дипломов и приложения к ним, дипломы о неполном высшем образовании и академические справки будут именоваться для краткости документами об образовании или документами.
Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации будут именоваться для краткости военно-учебными заведениями или вузами.
2. Дипломы о высшем и среднем профессиональных образованиях государственного образца с приложениями к ним выдаются выпускникам военно-учебных заведений, прошедшим в установленном порядке итоговую государственную аттестацию.
Основанием выдачи диплома является решение государственной аттестационной комиссии. Лицам, окончившим военно-учебные заведения, документы об образовании выдаются бесплатно.
Выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды итоговых аттестационных испытаний с оценкой “отлично”, может быть выдан диплом с отличием. Условия выдачи диплома с отличием определяются Положением об итоговой государственной аттестации выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации .
——————————–
Введено в действие Приказом министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 34.
3. Курсантам (слушателям), прервавшим обучение после июня 1996 г., при успешном освоении ими части основной профессиональной образовательной программы в объеме первых двух лет обучения в высшем военно-учебном заведении выдается диплом о неполном высшем образовании. Основанием выдачи диплома о неполном высшем образовании являются зафиксированные в академической ведомости положительные результаты обучения по той части основной профессиональной образовательной программы, которая предусмотрена на первых двух курсах учебным планом высшего военно-учебного заведения.
Курсантам (слушателям), отчисленным из военно-учебного заведения в течение первых двух лет обучения, в том числе и при их переходе (переводе) в другое образовательное учреждение, выдается академическая справка установленного образца. При отчислении с третьего и последующих курсов одновременно с дипломом о неполном высшем образовании выдается академическая справка, где указываются только дисциплины, освоенные сверх указанных в дипломе о неполном высшем образовании.
4. Дубликаты дипломов о высшем и среднем профессиональных образованиях с присвоением квалификации специалиста выдаются лицам, утратившим дипломы, при наличии в архиве военно-учебного заведения всех зачетных данных и протоколов государственных аттестационных (экзаменационных) комиссий. В соответствии с этими данными (наименование специальности, квалификации, дисциплин и т.п.) в дубликат диплома вносятся предусмотренные настоящей Инструкцией записи.
В том случае, когда всех зачетных данных, а также протоколов государственных аттестационных (экзаменационных) комиссий об окончании военно-учебного заведения данным лицом в архиве вуза не сохранилось, но данные о факте окончания подтверждаются другими документами (книгой окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов и т.п.), военно-учебное заведение вместо диплома выдает удостоверение установленного образца.
При ликвидации военно-учебного заведения и в иных исключительных случаях дубликат диплома или удостоверение взамен утраченного диплома выдается в установленном порядке другим военно-учебным заведением по указанию начальника, которому подчинены однотипные вузы.
Установленный порядок выдачи дубликатов дипломов распространяется и на выдачу дубликата академической справки в связи с ее утратой. Дубликаты утраченных документов выдаются за плату, размер которой устанавливается вузом, но не более двукратной стоимости бланка документа. Дубликат выдается на фамилию, имя и отчество, на которые был выдан подлинник документа. На дубликате документа в заголовке под словом “диплом” печатается или пишется каллиграфически черной тушью слово “дубликат”.
5. Документы о высшем и среднем профессиональных образованиях выдаются лично владельцу по предъявлении документа, удостоверяющего личность, или другому лицу по доверенности, оформленной в установленном порядке.
Копии документов в одном экземпляре, заверенные начальником военно-учебного заведения, подлежат постоянному хранению в личном деле окончившего вуз.
Дипломы о высшем и среднем профессиональных образованиях, выданные до 1 июня 1996 г., не подлежат обмену на дипломы нового образца.
II. Заполнение бланков документов
6. Заполнение бланков документов производится военно-учебным заведением на печатающем устройстве или от руки каллиграфически черной тушью. Бланки заполняются на русском языке.
7. Бланки дипломов заполняются следующим образом.
Для высших военно-учебных заведений в верхней части правой стороны бланка диплома указываются наименование города (населенного пункта), в котором находится военно-учебное заведение, и официальное наименование военно-учебного заведения, которое его выдало (в именительном падеже). Для средних военно – учебных заведений наименование города (населенного пункта), в котором находится военно-учебное заведение, указывается в нижней части правой стороны бланка диплома. Государственные награды в наименовании военно-учебного заведения не указываются.
Дата принятия решения государственной аттестационной комиссией записывается с указанием числа, месяца (прописью) и года (четырехзначной цифрой).
Фамилия, имя и отчество лица, завершившего обучение, пишутся полностью в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность (в дательном падеже).
Имя и фамилия иностранного гражданина записываются по данным национального паспорта в русскоязычной транскрипции. Транскрипция должна быть согласована с окончившим военно-учебное заведение.
В дипломах бакалавра и магистра после слов: “Присуждена степень бакалавра. (магистра. )” вносится запись согласно Приложению N 1 к настоящей Инструкции.
В дипломе специалиста после слов: “Присуждена квалификация” указывается (в именительном падеже, заглавными буквами) квалификация, ниже строкой вписываются слова: “по специальности” и указывается в кавычках наименование специальности, по которой присвоена квалификация. Номер специальности не указывается.
Лицам, завершающим обучение по ранее утвержденным учебным планам и программам, записи наименований специальностей и квалификаций в дипломы производить в соответствии с этими учебными планами.
При завершении обучения по рабочим учебным планам записи наименований специальностей и квалификаций производить в соответствии с рабочими учебными планами.
В случае, если государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности (направлению) предусмотрена возможность одновременного получения двух квалификаций, то после первой записи квалификации ставится точка и пишется вторая квалификация.
Например: ИНЖЕНЕР. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.
В иных случаях вторая квалификация удостоверяется отдельным дипломом.
Наименование направления или специальности записывается в соответствии с действующим на момент принятия решения государственной аттестационной комиссией классификатором направлений и специальностей высшего и среднего профессиональных образований, утвержденным федеральным (центральным) государственным органом управления профессиональным образованием.
Дипломы о высшем и среднем профессиональном образованиях и дубликаты дипломов подписываются черной тушью или черной пастой председателем государственной аттестационной комиссии, действующей в год выдачи диплома (дубликата), и начальником военно-учебного заведения. На бланках не допускается зачеркивание слов “Ректор”, “Директор” и “Декан”. Ниже слов “Ректор”, “Директор” писать “Начальник академии (университета, института, училища)”, ниже слова “Декан” – “Начальник факультета”.
На отведенном для печати месте ставится гербовая печать военно-учебного заведения.
В нижней части левой стороны бланка диплома указывается регистрационный номер диплома по книге окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.
Форма обучения (очная, заочная) в дипломе не указывается.
8. При заполнении приложения к диплому необходимо иметь в виду следующее.
Фамилия, имя и отчество указываются полностью в именительном падеже. Дата рождения записывается с указанием числа (цифрой), месяца (прописью) и года (четырехзначной цифрой).
Для высших военно-учебных заведений после слов: “Предыдущий документ об образовании”, а для средних военно-учебных заведений – после слов: “Документ о предшествующем уровне образования и наименование учреждения, его выдавшего” указываются наименование документа об образовании, на основании которого данное лицо было зачислено в военно-учебное заведение, и год его выдачи. В случае, если предыдущий документ об образовании был получен за рубежом, его наименование указывается в переводе на русский язык, выполненном квалифицированным переводчиком.
После слов: “Вступительные испытания” вписываются слова: “прошел” или “не проходил” в зависимости от того, проходило или не проходило это лицо вступительные испытания для поступления (обучения) в военно-учебное заведение.
После слов: “поступил(а) в” и “завершил(а) обучение в” указываются четырехзначной цифрой соответственно год поступления, год окончания обучения и наименование военно-учебного заведения (в винительном падеже), в который поступало и который окончило данное лицо.
Нормативный период обучения указывается в соответствии с лицензией, имеющейся у военно-учебного заведения, выдающего диплом.
В строке “Направление / специальность” для бакалавров и магистров указывается название направления, для специалистов – название специальности. Специализация указывается в приложениях к дипломам специалистов. Для магистров в строке “специализация” указывается наименование магистерской программы, а для бакалавров – ставится прочерк.
Номер направления (специальности, специализации и магистерской программы) не указывается.
Курсовые работы, практики, итоговые государственные экзамены записываются с указанием их наименования и через запятую – оценки (зачета), а для каждой из практик указывается также ее продолжительность в неделях. Оценки вписываются прописью, продолжительность практик – цифрами. Названия специальности, специализации, курсовых работ и итоговых государственных экзаменов приводятся без кавычек.
В случае значительного количества курсовых работ (проектов) соответствующие записи могут быть помещены на обороте после перечня изученных дисциплин. В этом случае после слов: “курсовые работы” вписывается: “приведены на обороте”.
После слов: “Выполнение и защита выпускной квалификационной работы” вписываются слова: “на тему”, а для магистров – “магистерская диссертация на тему” и в кавычках – название темы квалификационной работы, через запятую указываются число недель, в течение которых выполнялась квалификационная работа, и оценка (прописью).
При заполнении приложений к диплому и академических справок тему выпускной квалификационной работы, наименование дисциплин, содержащих государственную тайну различной степени секретности, обозначать соответственно: “Дипломная работа (проект, задача) на закрытую тему”, “Специальная дисциплина N ___”. Нумерация дисциплины определяется ее порядковым номером в учебном плане.
Для направлений и специальностей, по которым не предусмотрены выполнение и защита выпускной квалификационной работы, в указанной строке делается запись: “не предусмотрена”.
С правой стороны приложения к диплому, ниже слов: “Российская Федерация”, указывается город, где расположено военно-учебное заведение, его полное наименование в именительном падеже, а также впечатываются номер диплома, его регистрационный номер и дата выдачи диплома по книге окончивших вуз и регистрации выданных дипломов с указанием числа (цифрами), месяца (прописью) и года (четырехзначной цифрой), вносятся другие записи в соответствии с текстом основной части диплома.
В случае, когда выпускник обучался в нескольких военно – учебных заведениях или поступил в высшее учебное заведение, имея высшее или среднее профессиональное образование, в приложении к диплому на оборотной стороне в графе “За время обучения сдал(а) зачеты, промежуточные и итоговые экзамены по следующим дисциплинам” вносятся дисциплины данной специальности (направления), по которой выдается диплом, объемы часов и оценки по ним, полученные за период обучения во всех аккредитованных образовательных учреждениях, в которых он обучался.

Читать еще:  Как поступить с полисом ОСАГО?

Диплом офицера: в какой военный вуз пойти учиться

Учиться в военных учебных заведениях считается престижным. Во-первых, туда идёт строгий отбор учащихся. И не только по физическим параметрам. Важна интеллектуальная подготовка и моральная устойчивость. Во-вторых, выпускники военный институтов и училищ гарантированно получают работу по специальности.

Вузы объявляют набор учащихся в соответствии с заказом Минобороны России. Потребности год от года могут меняться, поэтому набора на определённые специальности может не быть.

Вузы в Сибири

Основные военные учебные заведения сконцентрированы в европейской части России. Но сибирякам не обязательно ехать далеко. Два военных высших учебных заведения работают в Новосибирске и одно в Омске.

При поступлении необходимо подать документы об окончании школы, результаты медицинской комиссии. Каждый вуз предъявляет свои требования. Так, в Новосибирское высшее военное командное училище, где обучают разведчиков, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию.

Кроме этого, абитуриенты сдают экзамен по физкультуре. Чтобы получить высший балл, необходимо 30 раз подтянуться на перекладине, пробежать стометровку за 11 секунд, пробежать три километра за девять минут 50 секунд.

Срок обучения составляет четыре года. Курсантов учат в совершенстве владеть оружием, боевой техникой и приёмами рукопашного боя, ходить в разведку, оставаясь незамеченными, прыгать с парашютом, выполнять боевые задачи в любых условиях.

Выпускники получают диплом по специальностям «Применение подразделений войсковой разведки» или «Применение мотострелковых подразделений», а также по второй специальности — «Управление персоналом», что даёт право командовать подразделениями армии от взводов до батальонов.

Второй вариант получить военное образование в Сибири — Новосибирский военный институт имени генерала армии Яковлева (НВИ). В нём готовят командиров для подразделений спецназа войск Росгвардии. Курсантов обучают пользоваться новейшей разведывательной техникой, беспилотными летательными аппаратами, всеми видами оружия, а также управлять бронетехникой.

Читать еще:  Как в данной ситуации поступить с детьми?

Обучение строится на особенностях профессии — спецназ Росгвардии, в основном, противодействует террористическим группировкам. Выпускников распределяют в отряды спецназа внутренних войск. Один из них — «Ермак» — базируется в Новосибирске. Будущее спецназа: как получить диплом командира

Омский автобронетанковый институт (филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулёва) выпускает военных инженеров. Желающим поступить туда помимо математики и русского языка необходимо сдавать ЕГЭ по физике. Выпускники становятся инженерами по обслуживанию бронетанковой и автомобильной техники.

У курсантов омского вуза есть возможность завести друзей из других стран — на специальном факультете обучаются студенты из Африки. Курсанты с экзотической внешностью регулярно выступают на парадах, городских мероприятиях и в военных конкурсах.

Профессия — военный врач

Работа врача вызывает уважение, а военного — тем более. В России есть несколько военных вузов, в которых можно получить медицинскую специальность. Ранее военный медицинский институт работал в Томске, но после его закрытия в 2010 году вузы такой направленности остались только в Москве и Санкт-Петербурге.

Военные академии выпускают руководящий медицинский состав, врачей для определённых родов наземных, воздушных войск и флота. В некоторых вузах работают факультеты подготовки врачей для зарубежных армий.

Выпускники работают в военных госпиталях, поликлиниках, санаториях Минобороны, медпунктах войсковых частей. В составе медицинского спецназа могут выезжать в зону боевых действий оказывать помощь раненым военнослужащим и гражданскому населению.

Как и все военнослужащие, врачи обязаны владеть оружием и быть готовыми принять участие в военных действиях. За заслуги и хорошие показатели в работе они также растут в званиях.

Где учат ФСБшников Как воспитывают «благородных девиц»

Федеральная служба безопасности России принимает в свои вузы тех, кто хочет связать свою жизнь со служением Родине и борьбой с преступностью. Правила приёма довольно строгие — высокие баллы за ЕГЭ, хороший уровень физической подготовки, крепкое здоровье и психологическая устойчивость.

Академия ФСБ готовит математиков, программистов, переводчиков, следователей, контрразведчиков, специалистов по криптографии. Отдельные институты обучают пограничников.

Традиции офицеров. Какие ритуалы совершают выпускники военных вузов

Лайф собрал подборку неформальных традиций, свято соблюдаемых выпускниками российских высших военных учебных заведений.

Фото © Роман Демьяненко / ТАСС

В большинстве вузов страны именно в июне студенты последнего курса превращаются в квалифицированных специалистов, получая дипломы, титулы и звания. Выпускающиеся в жизнь лейтенанты выглядят на этом фоне отдельной кастой — благодаря имеющимся у них весьма своеобразным традициям, которые, несмотря на всю неформальность и не предусмотренную никакими регламентирующими документами обязательность, стремятся выполнять и поддерживать.

Фото © Роман Демьяненко / ТАСС

В Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулёва (она же Военная академия тыла и транспорта) выпускной — день расходов. Новоиспечённые лейтенанты, проходя ночью, бросают кто мелочь, кто бумажные купюры в предусмотрительно выставленные невыпускниками в коридоры сапоги. Наутро происходит весёлый сбор добычи.

При прохождении парадом по плацу молодые офицеры дружным хором кричат “И-и-и, всё!”, обсыпают себя заранее накопленными мелкими монетами (чтобы жизнь была богатой), а поздравляющих одаривают банкнотами, предусмотрительно затолканными перед парадом под погоны.

Чистка сапог статуям

Выпускники Пермского военного института ракетных войск свято блюдут традицию начищать чёрным сапожным кремом обувь гипсовым фигурам лётчика и солдата сухопутных войск, установленным у входа в учебное заведение. Руководство вуза, утомлённое необходимостью ежегодно возвращать сапогам и ботинкам статуй первозданный вид, даже обязало присматривать за скульптурами проходящие патрули, однако традицию обнулить им не удалось.

Фото © Сергей Смольский / ТАСС

Выпускники Санкт-Петербургского военно-морского института надевают тельняшку на памятник знаменитому русскому мореплавателю Ивану Фёдоровичу Крузенштерну, установленному напротив здания учебного заведения на набережной лейтенанта Шмидта. Поначалу это делалось скрытно и начальство с этим явлением боролось, считая его недостойным. Потом махнуло рукой. Дневальные и дежурный офицер, чей пост расположен неподалёку, предпочитают во время акции смотреть в другую сторону, “не замечая” происходящего.

Тестикулы коня медного всадника

Фото © Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

Больше всего внимания в Санкт-Петербурге уделяется медному всаднику. Вернее, его гениталиям. Выпускники Военно-транспортного университета железнодорожных войск, а также Военно-морского инженерного училища имени Дзержинского полируют с применением пасты ГОИ причиндалы жеребца, на котором восседает Пётр I. Работники культуры утверждают, что за время существования этой традиции тестикулы животного уменьшились в размерах примерно на 40%.

Выпускники Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова демонстрируют привязанность своей традиции к профессии, которую они получают: в ночь торжества натирают до блеска бюст Минерве, являющейся богиней, которая не только присматривает за торговлей, ткачеством и художественными ремёслами, но осуществляет патронат над поэзией, мудростью и медициной.

Выпускники факультета культуры и журналистики Военного университета Министерства обороны РФ в Москве ежегодно “тепло одевают” стоящую возле общежития скульптурную группу “Мир”. Кто приносит китель, кто — брюки, кто — фуражку. Вещи порой приходится подрезать и подшивать, чтобы держались на фигурах и не были унесены ветром. Когда у “утеплителей” кончается терпение при подгонке деталей одежды, они просто привязывают их верёвками.

На брудершафт с Есениным

Выпускники Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища совершают целый ритуал у памятника Есенину. Возлагают цветы, затем в каску наливают шампанское и водку, бросают туда же только что полученные нагрудные знаки о высшем образовании. Каска идёт по кругу, и каждый обязан пригубить из неё. Когда головной убор опорожнён, офицеры приступают ко второму акту: на плечи статуи набрасывают гирлянду из отслуживших своё курсантских погон, открывают шампанское и обливают им памятник.

Фото © Артем Геодакян / ТАСС

В Омском высшем общевойсковом командном дважды Краснознамённом училище имени М.В. Фрунзе существует традиция гладить сапоги. Если следовать нормам, голенище должно быть гнущимся. Но если хромовый сапог нагладить с воском и кремом, испортив утюг и переведя кучу воска и крема, то голенище становится жёстким. Для этого действа нужны деревянная колодка, воск, крем (большая банка) и свежий воздух — в помещении это делать невозможно из-за чада и смрада, сопровождающих процесс.

Читать еще:  Как с минимальными расходами оформить расторжение брака?

Дипломированные недоучки

Проблема обучения военным наукам многоуровневая и многогранная, но наиболее важной ее стороной является совмещение с общей системой образования, существующей в государстве. Наиболее выдающиеся полководцы и военные теоретики оказывались при этом и весьма знающими, разносторонне подготовленными людьми. Даже Александр Македонский, которому власть в государстве и армии досталась по наследству, постигал философию Аристотеля, чтобы занимать достойное место в обществе эллинов.

Прусская система военного образования, которую копировали в России, была самой передовой в Европе. Такие имена, как Дитрих фон Бюлов, Карл фон Клаузевиц, Гельмут фон Мольтке, вписаны в мировую историю. Особенностью прусской системы было то, что под военное образование подводилась солидная база общего. И если Александр Великий постигал философию Аристотеля, то для прусских офицеров труды Гегеля были «хлебом насущным». В царской России взяли лучшее из прусской системы. Военные училища, в частности пехотные, такие как Александровское и Алексеевское в Москве, Константиновское и Павловское в Петербурге, готовили во всех отношениях блестящих офицеров. Причем представители других сословий в Алексеевском пехотном училище ничем не уступали дворянам в Александровском. Например, выпускник Алексеевского Б. М. Шапошников стал Маршалом Советского Союза, а «александровец» А. И. Куприн – известным писателем. В СССР военное образование, несмотря на революционные потрясения, опиралось на царскую традицию и заняло достойное место в системе высшей школы. Его дискредитация была произведена умышленно, когда при необдуманном хрущевском сокращении ВС СССР большое количество офицеров оказались ненужными. Именно после этого проблема трудоустройства в послеармейской жизни стала постепенно заслонять главную цель военного образования – учить тому, что необходимо на войне. В следующий период упадка, после развала СССР вновь остро встал вопрос адаптации уволенных в запас.

Таким образом у военного руководства прогрессировала навязчивая идея сделать дипломы об окончании ввузов востребованными в народном хозяйстве СССР, а затем на рынке труда постсоветской России. Вроде бы замысел благой: чем плохо, когда человек получает не одно образование, а два? Но это на первый взгляд.

В 60-х годах срок учебы на офицера увеличили: в командных – на один год, в технических, которые стали инженерными, – на два, дабы приравнять дипломы выпускников к вузовским. Но затраты времени на общеобразовательные предметы не повлияли на дальнейшую адаптацию офицеров в народном хозяйстве СССР, так как первые обладатели таких дипломов стали достигать пенсионного возраста в то время, когда Советский Союз прекратил существование. «Дикий» рынок породил дефицит экономистов и юристов, инженеры оказались невостребованными. При этом увеличение времени обучения в ввузах не привело к повышению качества усвоения военно-профессиональных дисциплин.

Во второй половине 90-х годов уже в постсоветской России в программах ввузов стали происходить странные изменения. В 1995-м убрали выпускную квалификационную работу – выбросили, как лишнюю запчасть, не считаясь с тем, что академическое образование является по квалификации высшим военным. Следующим шагом было переименование командных училищ в военные институты и увеличение срока обучения в них до пяти лет в ущерб академическому, сокращенному до двух лет. Ненужность такого изменения обнаружилась быстро, и в командных училищах вернули прежний срок обучения, однако в видовых академиях курс оставили двухгодичным. Интересно бы сейчас спросить тех, кто принимал эти решения: они какой-то цели хотели достичь или просто за должности держались? Может, таких людей имел в виду А. А. Свечин: «Как известно, приказы иногда пишутся не только для исполнения, но и для сложения с себя ответственности. Эта ужасная форма управления убивает всякий авторитет подписывающего такой приказ, появление ее свидетельствует о процессах разложения в командном составе, о гражданской трусости, об измене государственным интересам во имя шкурных…»

Все попытки повысить востребованность военных дипломов на рынке труда не приводят к положительному результату по причине того, что тактики и стратеги под камуфляжем непонятных управленцев не нужны. Даже на рынке охранных услуг больше востребованы бывшие работники правопорядка, так как они юристы. Зато получается отрицательный результат в военном профессионализме, ибо выпускники ввузов не получают знаний и самое главное – умений, как прежде.

Пусть это покажется крамольным, но настало время отказаться от встраивания военного образования в общее высшее. Оно должно базироваться на общем, но совмещать их нельзя, иначе наносится ущерб профессиональному, опираясь на которое, командиры должны принимать решения.

В качестве примера стоит привести духовное образование в России. С момента создания первого университета в Москве светское и духовное образование в России в отличие от Европы было разделено. Теологических факультетов у нас не было – все богословское образование было сосредоточено в духовных семинариях и академиях. После 1917 года, когда Церковь отделили от государства, духовное образование стало полностью самостоятельным, хотя связи со светским не утратило. Современные священники имеют среднее общее образование, многие – высшее и даже ученые степени. Но в духовных учебных заведениях не стремятся плясать под дудку Министерства образования и науки. Никто не внедряет светские дисциплины в ущерб теологическим и не задается вопросом, как трудоустроится, если что, поп-расстрига.

Военное образование, на наш взгляд, также должно идти своей дорогой, параллельной с общим, но не встраиваясь в него. Каждый военнослужащий должен иметь общее среднее образование, а офицеры – высшее, но объединять их в одном флаконе нельзя. Чтобы обучение в военных училищах стало эффективным, нужно сосредоточиться только на главной задаче – подготовке офицера со средним военным образованием.

Соответственно в военные училища необходимо набирать кандидатов только после срочной службы в Вооруженных Силах, тогда отпадет необходимость делать из новобранца солдата. Эта функция останется за воинскими частями. Впрочем, так и было при создании русской регулярной армии, когда Петр I указал всем дворянам начинать службу в гвардейских полках рядовыми. Такое нововведение, а все новое – хорошо забытое старое, поднимет престиж срочной службы и освободит училища от несвойственной функции. Кроме того, позволит сократить срок подготовки офицера.

Вторым изменением необходимо исключить дисциплины общего образования из курса военных училищ, что позволит сосредоточить все внимание на военных предметах и также сократить время обучения.

Итак, до призыва на военную службу каждый должен получить общее среднее образование. Кандидатом для поступления в военное училище может стать гражданин РФ, прошедший срочную службу. При этом должно поощряться заочное обучение военнослужащих в гражданских вузах. Оно позволит не замыкаться только в своей сфере деятельности, а наоборот – развивать связь с обществом. В то же время ввузы избавятся от несвойственных им функций.

Болонская система, может быть, и неплохая, если проявить волю и выбросить из нее все либеральное словоблудие. Если офицеры в ходе военной службы будут обучаться в гражданских вузах и получать степень бакалавра – хорошо. Но в условиях рыночной экономики сложно предсказать, какие профессии будут актуальны на рынке труда в перспективе. Степень бакалавра позволяет в короткий срок получить ту или иную специальность, востребованную на рынке труда, в отличие от курсов по переподготовке военнослужащих, которые сейчас существуют и чьи дипломы на коммерческих работодателей никакого впечатления не производят.

Но сразу необходимо указать военнослужащим приоритетные науки, в которых им рекомендуется получать степень. Для командиров – это педагогика, так как, несмотря на техническое оснащение Вооруженных Сил, им придется работать в первую очередь с людьми и учить их. Для офицеров-вооруженцев – прикладные науки.

Набор в военные училища кандидатов после прохождения срочной службы в Вооруженных Силах и отказ от подготовки по гражданским специальностям позволит сократить срок обучения в военных училищах и увеличить его в видовых академиях. В академии поступают уже зрелые люди, которым нужна солидная оперативно-тактическая подготовка и просто так увольняться из Вооруженных Сил они не заинтересованы.

Таким образом, на наш взгляд, современное военное образование должно отказаться от несвойственных ему функций, но вместе с тем повысить требования к кандидатам на его получение, а также к обучаемым и выпускникам.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector