Как создать общественную организацию для контроля за деятельностью ЖКХ?
Prokurors.ru

Юридический портал

Как создать общественную организацию для контроля за деятельностью ЖКХ?

Как создать общественную организацию для контроля за деятельностью ЖКХ?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 “О порядке осуществления общественного жилищного контроля”

В соответствии с пунктом 17.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления общественного жилищного контроля.

2. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
осуществления общественного жилищного контроля
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения общественного жилищного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля.

2. Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, и направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством (далее – государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере).

3. Субъектами общественного жилищного контроля являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъект (субъекты) общественного жилищного контроля является организатором общественного жилищного контроля.

Граждане участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.

Под общественными экспертами в настоящих Правилах понимаются специалисты, обладающие специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства.

4.Решение о проведении общественного жилищного контроля (далее – решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

5.В случае если общественный жилищный контроль проводится:

а) в форме общественной проверки – решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки;

б) в форме общественных (публичных) слушаний – решение о проведении контроля содержит дату, время и место проведения, способы выражения участниками своего мнения, порядок получения доступа к материалам, имеющимся у организатора общественного обсуждения либо общественных (публичных) слушаний и касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение либо на общественные (публичные) слушания.

6. Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

7. Предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

8. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.

9. Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

10. Субъектом общественного контроля самостоятельно определяется состав дополнительных сведений для включения их в решение о проведении контроля, помимо сведений, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

11. Общественный жилищный контроль осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети “Интернет”.

12. Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной проверки субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных инспекторов.

13. Права и обязанности общественного инспектора определяются в соответствии с Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.

14. Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной экспертизы субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных экспертов либо формирует экспертную комиссию.

15. Экспертная комиссия формируется субъектом общественного жилищного контроля из общественных экспертов.

Количественный состав, порядок формирования и осуществления деятельности экспертной комиссии определяется субъектом общественного жилищного контроля и указывается в решении о проведении контроля.

16. Права и обязанности общественного эксперта определяются в соответствии с Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.

17. Гражданин, желающий принять участие в проведении общественной проверки и (или) общественной экспертизы в качестве общественного инспектора и (или) общественного эксперта, в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении контроля в сети “Интернет” вправе направить субъекту общественного жилищного контроля запрос о привлечении его для проведения общественной проверки и (или) общественной экспертизы с указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, место работы, опыт работы) (далее – запрос) любым способом по своему усмотрению, позволяющим подтвердить дату направления и получения запроса.

18. Субъект общественного жилищного контроля рассматривает запрос в течение 5 дней со дня его получения и принимает решение о включении (не включении) заявителя, направившего запрос, в состав общественных инспекторов и (или) общественных экспертов, участвующих в проведении общественной экспертизы и (или) общественной проверки, организатором которой является субъект общественного жилищного контроля.

19. По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом общественного жилищного контроля оформляется итоговый документ.

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы.

20. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети “Интернет”, а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.

Читать еще:  Возмещение убытков при судебном разбирательстве по защите прав потребителей

21. Государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного жилищного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного жилищного контроля обоснованные ответы.

Обзор документа

Урегулированы вопросы проведения общественного жилищного контроля.

Решение о контроле размещается в Интернете, а с 1 июля 2017 г. – в т. ч. в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Контроль осуществляется в виде общественной проверки, общественных (публичных) слушаний. Предусмотрено проведение общественной экспертизы.

Установлен порядок определения необходимых мероприятий.

Общественный контроль за системой ЖКХ узаконили

В России создаются условия для деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг. В день официального опубликования 30 июня вступил в действие федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В короткие сроки органы государственной власти (прежде всего Минстрой России) должны в соответствующем постановлении Правительства определить полномочия общественных контролеров и порядок осуществления общественного жилищного контроля.

Как заметила 1 июля Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», на всероссийском совещании «Перспективы развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах Российской Федерации», при подготовке постановления Минстроем России будет учтен опыт руководителей региональных центров общественного контроля. «Теперь вы имеете право на содействие со стороны органов муниципального самоуправления по закону. Согласно ст.165 (ч.1. п. 4) Жилищного кодекса, они должны содействовать созданию и деятельности в муниципальном образовании общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Как это содействие будет происходить, должно быть прописано в постановлении профильного министерства, и вы тоже примете участие в подготовке этого документа», – сказала она.

Сергей Колесников, начальник Управления ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, подчеркнул, что участие в разработке постановления дает общественникам возможность установить порядок и полномочия общественных контролеров в том виде, в каком они сами их видят. «Я много взаимодействую с регионами, вижу, что многие из вас – настоящие профессионалы, люди с большим опытом работы. Уверен, результаты вашей работы над документом будут эффективными», – сказал он.

С принятием закона, вносящего изменения в Жилищный кодекс, отношения в сфере ЖКХ между собственниками, управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками ресурсов будут регулироваться на законных основаниях тремя видами контроля: новым общественным (общественные объединения и иные некоммерческие организации, советы МКД), муниципальным и государственным надзором (Госжилинспекция при Минстрое). После того как будет принят закон о лицензировании управляющих организаций, к ним добавится 4-й контролер в лице главного федерального жилищного инспектора, который будет координировать работу госжилнадзора.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса России определены субъекты общественного жилищного контроля: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан общественный контроль может осуществляться: – общественными объединениями, – иными некоммерческими организациями, – советами многоквартирных домов, – другими заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения субъектов общественного контроля будут являться основаниями для внеплановой проверки. Еще одно из нововведений Жилищного Кодекса, касающееся общественного контроля в системе ЖКХ – дополнение в статью 20 Жилищного кодекса перечня оснований для проведения внеплановой проверки организаций, оказывающих жилищные услуги (УК и ТСЖ). Теперь в качестве основания могут выступать факты нарушений требований: – к порядку содержания общего имущества собственников в МКД; – к осуществлению текущего ремонта; – к осуществлению капитального ремонта; – в области применения максимальных индексов изменения размеров платы, которую вносят граждане за коммунальные услуги. В этих случаях внеплановая проверка органами госжилнадзора и муниципального жилищного контроля проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления проверяемой организации.

Понятие и история общественного жилищного контроля

Общественным контролером можно считать любого жилищного активиста, собственника помещений в многоквартирном доме, который хочет разбираться в вопросах ЖКХ и контролировать свою УК или ТСЖ и совершает для этого какие-то действия. Например, человек входит в совет МКД или правления ТСЖ/ЖСК. Система общественного контроля начала выстраиваться в России полтора года назад, когда было создано НП ЖКХ «Контроль». С принятием закона, постановлений общественный контроль получает нормативное обеспечение. Ведется работа по определению порядка деятельности общественных контролеров и их взаимодействия с муниципальными и государственными инспекторами.

Развитию общественного контроля способствует и просвещение граждан. Председатель правительства России Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою организовать в регионах «Школу грамотного потребителя». Проект должен быть запущен до 9 сентября, для чего будут определены требования к программе обучения, меры по стимулированию работы таких школ.

Как отмечают юристы, предоставить общественным контролерам законные основания для проверочной деятельности нужно было давно. Но теперь нужно детально проработать порядок их деятельности. Разработка проекта постановления российского правительства ведется во взаимодействии с НП ЖКХ «Контроль». Чтобы эта сфера общественной деятельности развивалась, нужны инициативы общественности, как отдельных граждан, так и их первичных объединений – советов домов. Общественные советы и экспертные группы будут работать при органах государственной власти и местного самоуправления. Контроль наиболее эффективен тогда, когда активисты находятся не в конфронтации, а в диалоге как с государственными и муниципальными органами, а также с бизнесом. У всех участников процесса должна быть общая цель – эффективно решать проблемы в сфере ЖКХ и создавать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах.

Общественный контроль в сфере ЖКХ

Минстроем России осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

Общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах:
– мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;
– проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона;
– осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан;
– оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде;
– проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней;
– формирование общественных рейтингов управляющих организаций;
– осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Читать еще:  Как определить место жительства ребенка?

Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации. НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285. Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации.

Для региональных органов власти подготовлены следующие материалы по осуществлению общественного контроля:
– методические рекомендации для региональных органов власти;
– рекомендации для информирования собственников по вопросам капитального ремонта и вовлечению собственников в контроль за капитальным ремонтом МКД;
– регламент общественных проверок домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья;
– проект Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Основные направления деятельности сети общественного контроля в сфере ЖКХ в 2015 году:
– масштабная просветительская кампания. Распространение методической литературы и реализация образовательных проектов для активных собственников жилья и профильных НКО;
– создание муниципальных представительств региональных центров общественного контроля в ЖКХ;
– постоянный общественный мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья;
– проведение общественной экспертизы региональных и федеральных нормативных правовых актов;
– проведение ежеквартального мониторинга основных проблем в сфере ЖКХ;
– мониторинг осуществления лицензирования управляющих организаций и контроль за соблюдением интересов собственников домов, чьи управляющие организации не прошли процедуру лицензирования.

За первое полугодие 2015 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тысяч обращений. На основании анализа обращений граждан, поступивших в общественные приемные региональных центров, а также через единый сайт Общероссийского центра, ежеквартально составляется потребительский рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ.

Организована работа по общественному контролю за программами переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе фотофиксация строящихся объектов. Также проведена проверка качества уже построенных домов. Всего общественниками проверено 532 многоквартирных дома. В результате проведенного мониторинга представители региональных центров представили замечания по качеству 201 дома, построенного в 2014 году по программам переселения граждан из аварийного жилья. Все выявленные замечания взяты на контроль.

Организована работа по общественному контролю за программами капитального ремонта (выборочная проверка сведений, размещаемых региональными органами власти на сайте «реформа ЖКХ», выборочное анкетирование собственников в домах, которых прошел капитальный ремонт).

Введена практика проведения он-лайн семинаров, в ходе которых федеральные эксперты освещают наиболее актуальные вопросы организации управления жилым фондом, осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ, разъясняются новеллы федерального законодательства. За 2014 и первую половину 2015 года проведено 36 таких семинаров.

Ежеквартально обобщаются и распространяются лучшие практики общественного контроля в сфере ЖКХ. На сайте НП «ЖКХ Контроль» сформирована библиотека лучших методических пособий в сфере ЖКХ, подготовленных в различных субъектах Российской Федерации.

В 54 регионах созданы Общественные Советы при органах исполнительной власти, в которые вошли представители региональных центров. Представители профильных НКО также вошли в состав лицензионных комиссий.

Общественный контроль стал законным

Общественные жилищные контролеры благодаря новому федеральному закону получат больше полномочий в своей деятельности, а муниципальные и государственные органы будут обязаны оказывать им содействие.

В России создаются условия для деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг. В день официального опубликования 30 июня 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 25 июня 2014 года он был одобрен Советом Федерации РФ, ранее принят Госдумой РФ 17 июня 2014 года. (ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164851/)

Теперь в короткие сроки органы государственной власти (Минстрой России) должны в соответствующем постановлении Правительства РФ определить полномочия общественных контролеров и порядок осуществления общественного жилищного контроля.

Как сказала 1 июля 2014 Светлана Разворотнева, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», на Всероссийском совещании «Перспективы развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах Российской Федерации», при подготовке постановления Минстроем России будет учтен опыт руководителей региональных центров общественного контроля. «Теперь вы имеете право на содействие со стороны органов муниципального самоуправления по закону. Согласно ст.165 (ч.1. п. 4) Жилищного кодекса РФ, они должны содействовать созданию и деятельности в муниципальном образовании общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Как это содействие будет происходить, должно быть прописано в постановлении профильного министерства, и вы тоже примете участие в подготовке этого документа», – сказала она.

Сергей Колесников, начальник Управления ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, также подчеркнул, что участие в разработке постановления дает общественникам возможность установить порядок и полномочия общественных контролеров в таком виде, в каком они их видят. «Я много взаимодействую с регионами, и вижу, что многие из вас – это настоящие профессионалы, люди с большим опытом работы, Поэтому я уверен, что результаты вашей работы надо документом будут эффективными», – сказал он.

С принятием закона, вносящего изменения в Жилищный кодекс РФ, отношения в сфере ЖКХ между собственниками, управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками ресурсов будут регулироваться на законных основаниях тремя видами контроля: новым общественным (общественные объединения и иные некоммерческие организации, советы МКД), муниципальным (в Ижевске – Управление ЖКХ Администрации города) и государственным надзором (Госжилинспекция при Минстрое УР). После того как в ближайшее время будет принят закон о лицензировании управляющих организаций, к ним добавится 4-й контролер, а именно Главный федеральный жилищный инспектор, который будет координировать работу госжилнадзора.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного жилищного контроля: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан общественный контроль может осуществляться:

— иными некоммерческими организациями,

— советами многоквартирных домов,

— другими заинтересованными лицами в соответствии с законодательством РФ.

Обращения субъектов общественного контроля будут являться основаниями для внеплановой проверки.

Еще одно из нововведений ЖК РФ, касающееся общественного контроля в ЖКХ – это дополнение в ст.20 Жилищного кодекса РФ перечня оснований для проведения внеплановой проверки организаций, оказывающих жилищные услуги (УК и ТСЖ). Теперь в качестве основания могут выступать факты нарушений требований:

— к порядку содержания общего имущества собственников в МКД;

— к осуществлению текущего ремонта;

— к осуществлению капитального ремонта;

— в области применения максимальных индексов изменения размеров платы, которую вносят граждане за коммунальные услуги.

В этих случаях внеплановая проверка органами госжилнадзора и муниципального жилищного контроля проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления проверяемой организации. По сути, они имеют право провести проверку по любому обращению потребителя.

Читать еще:  Как отличить мошенников от инициативной группы?

Понятие и история общественного жилищного контроля

Общественным контролером можно считать любого жилищного активиста, собственника помещений в многоквартирном доме, который хочет разбираться в вопросах ЖКХ и контролировать свою УК или ТСЖ и совершает для этого какие-то действия, например, входит в совет МКД или правления ТСЖ/ЖСК. Система общественного контроля начала выстраиваться в России полтора года назад, когда было создано НП ЖКХ «Контроль», возглавляемое Светланой Разворотневой. В настоящее время, в принятием закона, постановлений, общественный контроль получает нормативное обеспечение. Ведется работа по определению порядка деятельности общественных контролеров и их взаимодействия с муниципальными и государственными инспекторами.

Развитию общественного контроля способствует просвещение граждан. Так, Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою России организовать в регионах «Школу грамотного потребителя». Проект должен быть запущен до 9 сентября 2014 года, для чего будут определены требования к программе обучения, меры по стимулированию работы таких школ.

В Удмуртии довольно много активных общественных организаций, занимающихся общественным контролем, советов домов, правлений ТСЖ. Один из самых активных участников этой сферы – Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики». В настоящее время она участвует в процессе нормотворческой работы, прорабатывая основные моменты, которые должны войти в основу жилищного контроля, такие, как правила взаимодействия граждан и объединений, осуществляющих общественный контроль, со служащими региональных госжилинспекций и муниципалитетов.

Одна из участниц этой общественной организации, Александра Овчинникова, председатель Совета дома в г.Ижевске по ул. 30 лет Победы, д. 25, отмечает: «Я бы хотела, чтобы с развитием общественного контроля председателю совета дома была дана возможность объединяться с участковым, представителями технадзора, миграционной службы, сотрудниками других служб и ведомств. Тогда многие проблемы будут решаться быстрее. Например, такие, как проблемы неплательщиков, отсутствия счетчиков в квартирах, проживание незарегистрированных граждан и другие. Она надеется, что работа экспертных групп и общественных комиссий при ведомствах, которая с принятием закона должна будет активизироваться, приведет к тому, что в законодательную сферу попадут и проблемы, которых сейчас решить невозможно, хотя они тоже очень острые. Например, проживание в муниципальных квартирах граждан, злоупотребляющих спиртным, которые не ухаживают за своей жилплощадью, тем самым доставляя неудобства соседям и снижая качество их жизни в доме.

Комментарий Марата Исмагилова, председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР»:

— Предоставить общественным контролерам законные основания для деятельности нужно было уже давно. Мы выступали с такой инициативой еще полтора года назад. Теперь статус общественного контролера отражен в Жилищном кодексе РФ. Далее требуется детально проработать порядок их деятельности. Мы приложим максимум усилий для этого. Сейчас мы принимаем участие в разработке проекта постановления российского правительства, совместно с НП «ЖКХ «Контроль». Чтобы эта сфера общественной деятельности развивалась, нужны инициативы общественности, как отдельных граждан, так и их первичных объединений – советов домов. Общественные советы и экспертные группы будут работать при органах государственной власти и местного самоуправления. Контроль наиболее эффективен тогда, когда активисты находятся не в конфронтации, а в диалоге как с государственными и муниципальными органами, так и с бизнесом. У них одна общая цель – эффективно решать проблемы в сфере ЖКХ и создавать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах.

Правительство утвердило правила общественного жилищного контроля

Под занавес прошлого года вышло постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491, утверждающее Правила осуществления общественного жилищного контроля. Означает ли это, что помимо органов ГЖН и собственников контролировать работу УО будет кто-то ещё? Узнаем об этом сегодня.

Предмет контроля

Строго говоря, об УО в документе нет ни слова. Равно как и о ТСЖ, кооперативах, РСО, МУПах, ГУПах и т.д. В постановлении говорится, что его цель – «повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих. отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством». И всё содержание документа указывает на то, что первое, на что направлен этот документ, – акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, их действие или бездействие.

Однако слова об «иных организациях» оставляют возможность будущим общественным контролёрам проверять УО, ТСЖ и кооперативы.

Кто будет контролировать

В п. 3 ПП РФ N 1491 названы органы и лица, которые будут проводить общественный контроль:

  • Общественная палата РФ,
  • общественные палаты субъектов РФ,
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований,
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,
  • общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ,
  • общественные советы при органах местного самоуправления,
  • общественные объединения,
  • иные некоммерческие организации,
  • советы многоквартирных домов,
  • другие лица.

Другими словами, стать участником и организатором общественного контроля может любой желающий.

Предполагается, что граждане будут участвовать в общественном контроле в качестве:

экспертов (специалисты, обладающие специальными знаниями и/или опытом в сфере ЖКХ),

Механизм контроля

Каков же порядок осуществления контроля? В ПП РФ N 1491 определены лишь общие принципы его проведения.

Прежде всего принимается решение о проведении контроля, в котором содержатся сведения о (об):

  • предмете контроля,
  • организаторе,
  • форме,
  • сроке,
  • процедуре проведения и определении результатов.

Проверка может проводится в форме:

  • общественной проверки,
  • общественных (публичных) слушаний.

Решение о проведении общественного контроля должно быть размещено в интернете, а с 1 июля 2017 г. – и на портале в ГИС ЖКХ. При этом любой гражданин, желающий присоединиться к мероприятию по контролю, в течение 10 дней со дня опубликования информации может направить запрос с просьбой сделать его инспектором или экспертом. В течение 5 дней субъект контроля принимает решение, включать ли этого человека в состав контролёров.

После проведения общественного жилищного контроля его результаты также публикуются в интернете (с 1 июля 2017 г. они должны появляться в том числе ГИС ЖКХ). При необходимости за проверкой следует обращение в органы ГЖН или прокуратуру.

Возможные перспективы

Пока неясно, как на практике будет проводиться контроль. Помимо того, что в ПП РФ N 1491 чётко не определён состав проверяемых организаций, также не оговорён круг полномочий проверяющих; неясно, чем грозит для проверяемых органов неподготовка обоснованных ответов на обращения; что будет, если ответ не удовлетворил субъект контроля и т. д. Очевидно, что это как раз тот случай, когда необходимы разъяснения Минстроя РФ.

Пока же остаётся надеяться на то, что контроль в сфере ЖКХ не превратится в опасный инструмент в руках недобросовестных конкурентов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector