Как вернуть недоплаченную компенсацию по ЕДВ?
Prokurors.ru

Юридический портал

Как вернуть недоплаченную компенсацию по ЕДВ?

ВС: за незаконное прекращение соцвыплат полагается компенсация

Пропавшие выплаты

Николай Наводкин*, инвалид 3-й группы, получал соцподдержку – власти компенсировали ему половину оплаты на жилье и коммунальные услуги. Но после трех лет выплат компенсации приостановили. Об этом Наводкин узнал из СМС-сообщения от соцзащиты. Прекращение выплат объяснили более чем трехмесячной задолженностью за коммунальные услуги – в том числе, за капремонт. Сумма долга за четыре месяца, по данным управляющей компании, составила чуть более 3000 руб. При этом фактически весь долг приходился на один месяц, а долги за три других месяца исчислялась несколькими рублями.

Наводкин решил, что такие меры незаконны – он настаивал, что долга за 4 месяца у него не было, соответствующую справку он представил в суд. Кроме того, в соцзащите не проверили, были ли основания для прекращения выплаты – хотя должны были. Что касается неоплаты за капремонт, то это вообще не имеет к нему отношения: взнос платит собственник жилья, а он не владеет помещением, настаивал Наводкин. Эти аргументы пострадавший изложил в иске, в котором попросил суд признать незаконным приостановление выплаты и взыскать с чиновников 3000 руб. морального вреда – ведь незаконное решение заставило его переживать.

Когда долги лишают льгот

Две инстанции частично удовлетворили иск. Прекращение выплат признали незаконным в той части, в какой оно касалось долга за капремонт. Зато прекращение выплат на основании долга за ЖКХ суд счел законным. Суд решил, что незначительность задолженности, на которую ссылался истец, неважна: имеет значение период, за который образовалась просрочка по оплате жилищно-коммунальных услуг, а не её размер. Поводов компенсировать моральный вред у суда тоже не нашлось. Решение устояло в апелляции. Но Верховный суд нашел ошибки в судебных актах нижестоящих инстанций.

Коллегия по гражданским спорам под председательством Людмилы Пчелинцевой рассмотрела дело № 16-КГ19-2 и сделала сразу несколько выводов.

Действительно, при наличии задолженности по ЖКХ за более чем три месяца соцподдержка приостанавливается – но для этого есть целый ряд условий.

1. Сама по себе информация о задолженности у получателя компенсации – не безусловное основание для приостановления выплаты.

2. Нельзя произвольно прекратить выплаты – надо соблюсти процедуру. Например, проверить поступившую информацию о долге и причины его возникновения.

3. Приостановить выплату можно только тогда, когда для задолженности нет уважительных причин или не выполнено соглашение по погашению долга. Если по поводу долга возник спор, бремя доказывания – на уполномоченном органе.

4. Если причина долга уважительная, отказать в выплате гражданину нельзя.

5. Если долга нет, приостанавливать соцподдержку незаконно.

В деле Наводкина соцзащита не проверила, соответствует ли информация о долге реальному положению дел, указал ВС. А значит судам нельзя было говорить о долге как об основании для прекращения выплаты. ВС также уделил внимание вопросу о компенсации морального вреда, посчитав неправомерным отказ в ее выплате.

Если в законе не указано прямо о необходимости компенсировать моральный вред, это еще не повод для отказа потерпевшему в таких выплатах, говорится в определении ВС.

Меры соцподдержки должны создавать достойные условия жизни гражданам, сохранять их здоровье и уровень жизни – а значит обеспечивать достоинство личности, обратили внимание в ВС. Гражданская коллегия сослалась на ст. 22 Всеобщей декларации прав человека ООН. По ней каждый член общества имеет право на соцобеспечение и необходимость соблюдения его прав, необходимых для поддержания достоинства и для развития личности. А по ст. 25 того же документа предусматривает право на необходимый для поддержания здоровья жизненный уровень. То же говорится и в ст. 39 Конституции России, указал ВС- она гарантирует право каждого на соцобеспечение по возрасту и в случае болезни.

Если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение – в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда, делает вывод Верховный суд. Ведь соцобеспечение неразрывно связано с их личными неимущественными правами и благами.

Компенсация расходов на ЖКХ и является одной из мер, которая должна защищать граждан и обеспечивать достойный уровень их жизни, указал ВС и сделал вывод, что право на компенсацию морального вреда было у заявителя. Дело отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там иск удовлетворили частично, снизив только компенсацию судрасходов (дело № 2-2926/2019).

*Имена и фамилии участников спора изменены

Как вернуть недоплаченную компенсацию по ЕДВ?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-387 Суд отказал в признании частично недействующим оспариваемого пункта порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, который регулирует вопросы установления ежемесячной денежной выплаты, в том числе и процедуру обращения за указанной выплатой, поскольку установленный заявительный принцип реализации права на социальную выплату не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителей на получение единой денежной выплаты

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Е.Д.В. и З.Г.А. о признании частично недействующим пункта 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, по кассационным жалобам заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения З.Г.А., поддержавшей кассационную жалобу, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Н.А.С., возражавшей против доводов кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2004 г. N 6216, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Е.Д.В. и З.Г.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями об оспаривании пункта 14 Порядка, дела по которым были объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство.

Е.Д.В. заявил требование о признании оспариваемого предписания недействующим в части определения даты назначения ежемесячной денежной выплаты с момента обращения как исключающее возможность получения ежемесячной денежной выплаты с даты установления инвалидности в установленном законом порядке, указав при этом, что пункт 14 Порядка противоречит Федеральным законам “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и нарушает право заявителя на получение ежемесячной денежной выплаты с момента установления инвалидности.

Читать еще:  Как заплатить кредит, если наложен арест на дебетовую карту?

З.Г.А. просила признать оспариваемый пункт Порядка недействующим в части слов “обращения за ней, но не ранее”, ссылаясь на его несоответствие нормам Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.

В кассационных жалобах З.Г.А., Е.Д.В. просят об отмене судебного решения, считая его незаконным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный акт Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, установленный оспариваемой нормой заявительный принцип реализации права на социальную выплату не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав заявителей на получение единой денежной выплаты.

Так, в частности, в соответствии с пунктом 6 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ) осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” таким органом является указанное Министерство.

В рамках реализации указанных полномочий Минздравсоцразвития России утвердило оспоренный заявителями (в части) Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, который регулирует вопросы установления ежемесячной денежной выплаты, в том числе и процедуру обращения за указанной выплатой.

Как правильно указано в обжалованном решении суда, делегируя Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочие по установлению Порядка, законодатель не закрепил норм, устанавливающих момент, с которого должна назначаться ЕДВ в тех или иных случаях. Определение этого момента днем обращения за выплатой, но не ранее возникновения права на нее, какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

Ссылка в кассационной жалобе З.Г.А. на то, что ЕДВ должна назначаться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с момента получения им выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляемой ему соответствующим бюро на основании п. 35 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 , так как право на получение ЕДВ неразрывно связано с признанием лица инвалидом, несостоятельна, поскольку признание лица инвалидом, в данном случае, является основанием для получения права на указанную социальную выплату, но реализация этого права имеет заявительный характер.

Ссылка Е.Д.В. на абзац второй пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” правильно была признана судом несостоятельной, поскольку данный Федеральный закон вопросы назначения ЕДВ не регулирует.

Отсутствует несоответствие пункта 14 Порядка в оспариваемой части и статье 28.1 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, поскольку она, как указано выше, несмотря на то, что посвящена ЕДВ инвалидам, момент, с которого назначается выплата, не определяет.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ.

Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Е.Д.В. и З.Г.А. – без удовлетворения.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-387

Отказ от ежемесячной денежной выплаты

На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 46 вопросов по теме Отказ от ежемесячной денежной выплаты. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Отказ от ежемесячной денежной выплаты, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 463 юристов и адвокатов.

  • Какая сумма выплаты положена при отказе от ЕДВ Ветеранов боевых действий.
  • Сколько составляет ЕДВ по 3 ей группе инвалидности, с учетом отказа от соц пакета?
  • Как правильно произвести отказ от ЕДВ инвалиду 2 группы?
  • Отказ от выплаты денежных средств

1. Какая сумма выплаты положена при отказе от ЕДВ Ветеранов боевых действий.

1.1. Как я поняла речь идет о единовременной денежной выплате (ЕДВ), предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона ” О ветеранах”; Федеральным Законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ«О государственной социальной помощи». Ее размер, если отказаться от набора соц услуг, составляет 2225,84 рублей, а при условии сохранения полного набора социальных услуг в натуральном виде — 839,65 рублей. Очередная индексация указанных выплат производится в апреле.. Заявление об установлении ЕДВ подается в территориальный орган ПФР до 1 октября текущего года. Поданное заявление действует с 1 января года, следующего за годом подачи заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения ежемесячной денежной выплаты.

2. Сколько составляет ЕДВ по 3 ей группе инвалидности, с учетом отказа от соц пакета?

2.1. В разных регионах может отличаться. У нас в Чите 7 с небольшим тысяч рублей.

3. Как правильно произвести отказ от ЕДВ инвалиду 2 группы?

3.1. с 1 января следующего года обратиться в пенсионный фонд и написать заявление об отказе.

4.1. Посмотрите условия договора с интернатом, в нём всё написано.

4.2. Законно. Это оплата содержания.

5.1. Согласно закона для получения набора социальных услуг необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Датой возникновения права на получение НСУ является дата назначения гражданину ежемесячной денежной выплаты. К заявлениям о предоставлении набора социальных услуг, об отказе или возобновлении получения набора социальных услуг гражданину необходимо предоставить паспорт. В состав набора социальных услуг (НСУ) включаются следующие услуги: Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

6.1. кто Вам позвонил и чем обосновано такое требование?

7.1. Вам отказали правомерно. Вы сами отказались от своих льгот и выбрали денежную компенсацию.
Желаю Вам удачи и всех благ!

8.1. Ваш вопрос не понятен он о чем если вы не использовали услуги компенсация вам не положена.

9.1. Если будете проходить лечение в стационаре, то нет.

10.1. Соц пакет и есть едв. если вы отказались от выплачивается вместе с пенсией. Только в квитанции пишут отдельно размер пенсии и размер едв.

11.1. К сожалению, но они сделали по закону, хоть и не справедливо. Дело в том, что согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину, имеющему право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) по данному Федеральному закону и иному нормативному правовому акту (за исключением граждан, пострадавших от радиационных катастроф), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата — либо по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает для граждан, имеющих несколько льготных статусов, совмещение ежемесячных денежных выплат по нескольким основаниям (за исключением граждан, пострадавших от радиационных катастроф).

Читать еще:  Вырубка зеленой зоны придомовой территории многоквартирных домов

12.1. Доброго вам времени суток Если вы хотите получить денежную компенсацию взамен натурального предоставления вам льгот Вам нужно обратиться и написать об этом заявление в Пенсионный фонд по месту вашего жительства до 1 октября этого года размер компенсации будет зависеть от количества видов услуг от которых вы отказываетесь.

12.2. Пишите аргументированнное заявление в ПФ, писать его следует в двух экземплярах, на вашем принимающая сторона должна расписаться.

13.1. Тойли!
Писать письмо на имя руководителя, с просьбой дать письменный ответ о причине отказа без объяснения причин, копию письма в прокуратуру.

14.1. Вы не там уточнили. Обратитесь социальную защиту и узнайте Сколько Вам будут возмещать за отказ от социального пакета. Удачи вам и всего хорошего.

14.2. размер пенсии в случае отказа от соцпакета не увеличится Но к ней прибавится выплаты компенсации поэтому соцпакета для второй группы инвалидности он составляет 930 руб. 12 коп. Отказаться от соц пакета на 2018 год Вам нужно в ПФ РФ по месту жительства до 15 сентября этого года.

15.1. Нельзя отказаться “только от лекарств”. Кроме того, отказавшись от льгот, инвалид может получать ежемесячную компенсацию. В 2017 году её размер ежемесячной компенсации составит:2 группа инвалидности – 2527,06 руб. Заявление об отказе подается до 1 октября, а ЕДВ будет начисляться со следующего года.

16.1. Конкретную сумму можете узнать в органах социальной защиты населения, к ним приходит официальный документ, с учетом индексации сумм. Отдельно на каждую услугу, т.е. отказ от электрички отдельно оплачивается, отказ от лекарств тоже
С 1 февраля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты были увеличены на 7%, с 1.02.2017 — на 5,4%. Одновременно с повышением данной социальной выплаты увеличилась и сумма денежных средств, направляемых на предоставление социальной помощи в натуральном виде, а именно набор социальных услуг.

17.1. Неизвестно, зависит от обстоятельств. Но – законодательством не установлена обязанность государства получающим ЕДВ предоставлять льготы по коммунальным услугам.

18.1. Жалобу в прокуратуру пишите

19.1. Если размер среднедушевого дохода превышает прожиточный минимум–тогда не положено пособие.

19.2. Если у Вас нет статуса малоимущей семьи, то все законно

20.1. Либо получаете пакет полностью, либо отказываетесь от него. Все законно. Вернуть обратно сможете осенью при подписании очередного заявления

21.1. НСУ входит в ЕДВ.

22.1. Да ..это законно. Если не воспользуетесь в 2016, то пропадут. Год только начался, придумайте как использовать за этот год.

23.1. нет не станет

23.2. Да,данный отказ может быть признан как намеренное ухудшение жилищных условий

24.1. НЕТ, законом не предусмотрено

25.1. да, можете получить жилищный сертификат

26.1. Конечно необходимо.

27.1. Не нужно подтверждать каждый год.

28.2. НСУ входит ЕДВ и других доплат не предусмотрено.

29.1. Только через обращение в отдел социальной защиты нселения.

30.1. В пенсионный фонд где вы оформляли выплату.

Как узнать о причитающихся вам социальных выплатах

Многие из нас имеют право на материальную поддержку от государства — ветераны, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и другие. Часть социальных выплат можно оформить в пенсионном фонде России: мы, к примеру, уже подробно разобрали вопрос с пенсиями. Сегодня мы узнаем, какие ещё виды социальных выплат бывают, кто и как их может получить, и, главное, как всё это оформить при помощи обычного смартфона.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право на получение социальных выплат имеют ветераны, люди с ограниченными возможностями и их дети, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, люди, пострадавшие от радиации во время аварий и ядерных испытаний. Все эти люди относятся к категории федеральных льготников. Полный их перечень можно найти на сайте ПФР.

Открывайте браузер и заходите на сайт ПФР. На нём необходимо авторизоваться при помощи данных для всего портала Госуслуг.

Сначала скачайте приложение «Госуслуги»

Для упрощённой регистрации просто укажите фамилию, имя и номер мобильного телефона. После этого вы получите SMS с кодом подтверждения, который нужно будет ввести в приложении. Затем вам предложат придумать свой пароль для дальнейшего доступа в программу. На следующем этапе необходимо будет внести паспортные данные и номер СНИЛС, которые потом проверит пенсионный фонд РФ и ФМС. Проверка обычно занимает не более пятнадцати минут, о ее результатах вы получите уведомление.

Чтобы пользоваться всем перечнем госуслуг в электронном виде, в том числе, управлять материнским капиталом, нужно будет также один раз подтвердить свою личность. Самый простой способ — сходить в ближайший МФЦ, отделение Почты России, ЗАГС или другое госучреждение, список очень длинный. Найти ближайшее место можно при помощи карты вот здесь. Вам нужно будет показать паспорт, СНИЛС и сообщить свои данные, введенные при регистрации. Процедура занимает не более двух минут и обычно проводится без очереди. Альтернативный вариант — получить код для подтверждения заказным письмом по почте. Для этого укажите свой домашний адрес и ждите извещения. Правда за письмом все равно придётся идти в отделение, захватив с собой паспорт. В среднем письмо успевает прийти за две недели. После того, как вы введёте полученный код в приложении, регистрация будет пройдена полностью.

Также вы можете пройти онлайн-подтверждение личности через интернет-банков Сбербанк Онлайн и Тинькофф, а также с помощью интернет- и мобильного банка Почта Банк Онлайн. Обратите внимание — для этого способа вы должны быть клиентом одного из перечисленных банков.

Заходим во вкладку «Личный кабинет гражданина» и пролистываем до блока «Социальные выплаты». Выбор сервисов достаточно богат. Нам предлагают: подать заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, об отказе, предоставлении и возобновлении набора социальных услуг, о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Также здесь можно получить информацию об установленных социальных выплатах и заказать справку об этом, заказать выписку из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Начнём с подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Если вы уже авторизованы, необходимо пройти 3 шага: указать территориальный орган ПФР, в который вы будете направлять заявление, ввести персональную информацию о себе (место рождения, место жительства, гражданство) и указать содержательную часть заявления, выбрав местонахождения вашего пенсионного дела и категорию ЕДВ, на получение которой вы претендуете. Далее останется только сформировать, проверить и отправить готовое заявление. Обратите внимание, что большой разницы между формированием заявления на получение обычного ЕДВ и ЕДВ в повышенном размере нет. Небольшие отличия есть только в содержательной части, которые хорошо видны на скриншотах ниже.

Вводим логин и пароль от портала Госуслуг

Выбираем территориальный орган ПФР, в который хотим подать заявление

Проверяем заполненные персональные данные

Вводим данные о гражданстве и месте проживания

Переходим к следующему шагу

Заполняем содержательную часть заявления

Заявление о назначении ЕДВ в повышенном размере заполняет аналогично

Разница с обычным заявлением на назначение ЕДВ

Если вы — пенсионер, постоянно проживающий на Крайнем Севере или приравненной к нему территории, то следующий сервис в нашей подборке — для вас. Эта категория льготников имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно. Чтобы подать заявление, нужно указать территориальный орган ПФР, проверить и заполнить персональные данные о себе, указать сумму компенсации, на которую вы рассчитываете, а также указать место, куда вы ездили отдыхать. Потом подтверждайте введенные данные, формируйте заявление и отправляйте его в ПФР.

Читать еще:  Как перевести рассмотрение дела в городской суд?

Как вернуть недоплаченную компенсацию по ЕДВ?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-387 Суд отказал в признании частично недействующим оспариваемого пункта порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, который регулирует вопросы установления ежемесячной денежной выплаты, в том числе и процедуру обращения за указанной выплатой, поскольку установленный заявительный принцип реализации права на социальную выплату не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителей на получение единой денежной выплаты

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Е.Д.В. и З.Г.А. о признании частично недействующим пункта 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, по кассационным жалобам заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения З.Г.А., поддержавшей кассационную жалобу, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Н.А.С., возражавшей против доводов кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2004 г. N 6216, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Е.Д.В. и З.Г.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями об оспаривании пункта 14 Порядка, дела по которым были объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство.

Е.Д.В. заявил требование о признании оспариваемого предписания недействующим в части определения даты назначения ежемесячной денежной выплаты с момента обращения как исключающее возможность получения ежемесячной денежной выплаты с даты установления инвалидности в установленном законом порядке, указав при этом, что пункт 14 Порядка противоречит Федеральным законам “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и нарушает право заявителя на получение ежемесячной денежной выплаты с момента установления инвалидности.

З.Г.А. просила признать оспариваемый пункт Порядка недействующим в части слов “обращения за ней, но не ранее”, ссылаясь на его несоответствие нормам Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.

В кассационных жалобах З.Г.А., Е.Д.В. просят об отмене судебного решения, считая его незаконным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный акт Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, установленный оспариваемой нормой заявительный принцип реализации права на социальную выплату не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав заявителей на получение единой денежной выплаты.

Так, в частности, в соответствии с пунктом 6 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ) осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” таким органом является указанное Министерство.

В рамках реализации указанных полномочий Минздравсоцразвития России утвердило оспоренный заявителями (в части) Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, который регулирует вопросы установления ежемесячной денежной выплаты, в том числе и процедуру обращения за указанной выплатой.

Как правильно указано в обжалованном решении суда, делегируя Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочие по установлению Порядка, законодатель не закрепил норм, устанавливающих момент, с которого должна назначаться ЕДВ в тех или иных случаях. Определение этого момента днем обращения за выплатой, но не ранее возникновения права на нее, какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

Ссылка в кассационной жалобе З.Г.А. на то, что ЕДВ должна назначаться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с момента получения им выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляемой ему соответствующим бюро на основании п. 35 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 , так как право на получение ЕДВ неразрывно связано с признанием лица инвалидом, несостоятельна, поскольку признание лица инвалидом, в данном случае, является основанием для получения права на указанную социальную выплату, но реализация этого права имеет заявительный характер.

Ссылка Е.Д.В. на абзац второй пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” правильно была признана судом несостоятельной, поскольку данный Федеральный закон вопросы назначения ЕДВ не регулирует.

Отсутствует несоответствие пункта 14 Порядка в оспариваемой части и статье 28.1 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, поскольку она, как указано выше, несмотря на то, что посвящена ЕДВ инвалидам, момент, с которого назначается выплата, не определяет.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ.

Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Е.Д.В. и З.Г.А. – без удовлетворения.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-387

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector