Как выбрать название языковых курсов для ИП без лицензии?
Prokurors.ru

Юридический портал

Как выбрать название языковых курсов для ИП без лицензии?

Как открыть курсы английского языка?

Английский язык сегодня не учит только ленивый. И, несмотря на многообразие онлайн и оффлайн курсов, спрос превышает предложение. О том, как открыть курсы английского, читайте в нашей статье.

Почему курсы английского?

Английский популярен. С этим не поспоришь. Знание английского языка — трамплин для карьеры, возможность оперативно узнавать новости из первоисточников, шанс самостоятельно путешествовать по миру. Кандидату с хорошим английским проще найти работу, и его зарплатные ожидания выше на 20-30%. Другие языки куда менее востребованы и чаще воспринимаются лишь как дополнение к английскому.

Все больше описаний вакансий включают такие формулировки: «Английский не ниже уровня Upper-Intermediate (бывает и выше) — обязательно, знание других языков является преимуществом».

Язык Шекспира и Байрона сегодня учат все: от трехлеток в детском саду до топ-менеджеров крупных компаний. Но обучение не всегда успешно. Люди посещают уроки английского годами, учат язык в школе, в ВУЗе, на курсах, но не читают, не понимают, не говорят на иностранном языке. Но они не теряют надежды и пробуют новые формы, методики, подходы. В этой нише есть где развернуться.

Юридические формальности

Как бы ни была хороша бизнес-идея онлайн-курсов английского языка, какой бы невероятный продукт вы ни придумали, придется ненадолго оторваться от креативной деятельности и уладить все организационные и юридические формальности. Но это не так сложно. С каждым годом процедура регистрации становится все проще и быстрее. Сейчас даже нет необходимости ездить в налоговую.

1. Как открыть курсы английского языка без лицензии

Начиная бизнес, мы стремимся к тому, чтобы расправиться с бумажной волокитой быстро и без лишних вложений. А получение лицензии — это многочисленные документы, формальности, контакты с властными структурами. И после получения лицензии вашу компанию будут периодически проверять на соответствие требованиям лицензии.

В случае с онлайн курсами английского языка лицензия не обязательна. Если вы планируете преподавать сами, и у вас есть соответствующее образование (диплом учителя английского), можно просто зарегистрировать ИП и работать без лицензии. Решите масштабировать бизнес и нанять других преподавателей, оформите лицензию. Но если преподаватели будут называться консультантами или методистами, лицензия тоже не нужна. Лицензия также не потребуется, если вы будете сотрудничать с другими преподавателями-индивидуальными предпринимателями.

2. Регистрируем ИП

Рассмотрим самый доступный способ запуска онлайн школы английского языка — зарегистрировать ИП.

Можно действовать самостоятельно. В любом случае нужно оплатить госпошлину (800 рублей). Некогда заниматься регистрацией? Есть разные варианты подачи документов:

  1. Обратиться к компании-посреднику, заплатив в среднем 5 000 рублей.
  2. Доверить оформление банку, в котором заведете расчетный счет (Точка, Промсвязьбанк…).Все можно оформить, дома — оставить заявку и дождаться расторопного специалиста (уже сегодня или на следующий день). Оформление ИП не будет вам стоить ни рубля, а цена годового обслуживания зависит от пакета услуг.
  3. Попросить друга или родственника отвезти документы. Но их примут только если нотариус предварительно заверит подпись.

Готовы оформить все самостоятельно? Воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Подобрать код ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности).

Для курсов английского языка подходит ОКВЭД 85.42.9 — деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.

Шаг 2. Заполнить заявление.

Удобнее сделать это на электронном сервисе, например, на этом. Так вы застрахуетесь от ошибок.
Внимание! Распечатывайте заявление на одной стороне листа.

Шаг 3. Выбрать подходящую систему налогообложения.

1. ОСНО — общая (или основная) система налогообложения. Эта система применяется по умолчанию и подразумевает уплату всех налогов: НДС, НДФЛ, налога на имущество.
2. ПСН — патентная система налогообложения. Эта система удобна, чтобы протестировать новый вид бизнеса. Предприниматель приобретает патент на определенную деятельность на срок от 1 до 12 месяцев, поэтому не сдает декларацию, не отчисляет взносы за работников в соцстрах, только в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Стоимость патента рассчитывается индивидуально, зависит от вида деятельности и региона. Патент оплачивается сразу при оформлении, его стоимость — это и есть налог, только оплаченный заранее.
3. УСН — упрощенная система налогообложения (в народе ее называют упрощенкой. Она самая популярная у малого бизнеса. Для нее характерна невысокая ставка налога и простота отчетности.

У упрощенки 2 разновидности:
УСН Доходы. Налоговая ставка — 6% на всю сумму доходов (все поступления на счет). Регионы имеют полномочия снижать ставку до 1%.
УСН Доходы минус расходы. Налоговая ставка — 15% (на разницу между доходами и расходами). Регионы могут снизить налоговую ставку до 5%.

Внимание! Заявление о том, чтобы перейти на упрощенку или патентную систему, на подается при регистрации или в течение 30 дней после нее. Не успеете — придется ждать следующего года. Заполнить заявление онлайн можно здесь →.

Шаг 4. Сдать документы на оформление ИП.

Сделать это можно следующими способами:
Приехать в ИФНС и заплатить 800 рублей (госпошлина).
Прийти в МФЦ и также оплатить госпошлину.
Отправить по почте, предварительно заверив подпись у нотариуса. Стоимость составит все те же 800 рублей + 500 рублей (услуги нотариуса) + почтовые расходы.
Через доверенное лицо ( с заверением подписи у нотариуса). Придется заплатить 800 рублей (госпошлина)+ 500 рублей (нотариус).
Через онлайн сервис ИФНС с помощью электронной подписи. Подпись обойдется в 3 000 рублей + стандартные 800 рублей.

Не забудьте взять следующие документы:
Паспорт российский.
Заявление о государственной регистрации ИП.
Квитанция об оплате госпошлины.
Заявление о переходе на льготную систему налогообложения (если вы решили перейти).

У вас могут также запросить:
ИНН и его ксерокопию.
Копию паспорта.

Внимание! В случае личной подачи документов в ИФНС или МФЦ, вам должны выдать расписку о получении документов.

Шаг 5. Получить документы.

Они будут готовы через 3 дня.Вам выдадут:
Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
Уведомление о присвоении кодов статистики из Росстата. Иногда ее нужно заказывать дополнительно.

Шаг 6. Встать на учет в пенсионном фонде.

Иногда то делается автоматически при оформлении ИП.

Шаг 7. Выбрать, как вести бухгалтерию.

Варианты есть разные:
Нанять бухгалтера или воспользоваться услугами фирмы по бухгалтерскому обслуживанию. Это недешево.
Вести бухгалтерию самостоятельно.
Платить никому не нужно, но придется тратить время.
Пользоваться онлайн бухгалтерией (тарифы до 500 рублей в месяц), например, этой.
Воспользоваться услугами банка, в котором вы откроете расчетный счет (стоимость включена в тариф на обслуживание).

Шаг 8. Открыть счет в банке.

Шаг 9. Сделать печать.

Планируем сотрудничество

Онлайн курсы английского языка чаще открывают опытные педагоги, которые не хотят больше ограничиваться стенами одного образовательного учреждения или занятиями с несколькими частными учениками. Они готовы применять авторские методики для работы с более широкой аудиторией. Однако бывают и исключения, причем очень успешные.

Самую крупную и быстрорастущую в СНГ и Восточной Европе онлайн школу английского языка SkyEng с доходностью более 1 миллиона долларов в месяц создала в 2012 году команда технарей-выпускников физтеха. Сооснователь и CEO SkyEng Георгий Соловьев, будучи студентом, столкнулся с нехваткой доступных уроков английского языка.

Ему нужно было за год поднять уровень английского, чтобы поехать на стажировку в европейскую страну. Услуги московских репетиторов были слишком дороги для студента из провинции. В результате Георгий поехал на каникулы в родной город, начал там заниматься с репетитором, продолжил обучение по Скайпу, а затем нашел в интернете девушку-носителя языка, с которой стал тренировать разговорные навыки.

Через год Георгий поехал на стажировку. Уже тогда у него возникла идея создать онлайн-школу. С самого начала в SkyEng работали наемные преподаватели.

Сам себе эксперт и продюсер

Эксперт нечасто обладает предпринимательскими способностями. У него или у нее есть опыт, авторитет, харизма (не всегда) и крутой продукт (или способность его сделать), но создание компании, продвижение, организация учебного процесса онлайн и операционная деятельность для эксперта — темный лес.

Чтобы не забросить идею об онлайн курсах и запустить проект в течение короткого времени, эксперт может либо объединить усилия с продюсером, либо найти помощника, который за руку проведет эксперта по всем этапам создания онлайн школы, обучит продюсерским премудростям, а также поможет с продвижением и запуском. Таким «старшим товарищем» для … резидентов стал акселлератор онлайн школ Accel, который с первого дня погружает своих подопечных в процесс создания успешного инфобизнеса и быстро выводит стартапы на окупаемость и прибыль.

Оксана Сударева — эксперт в области преподавания английского с 28-летним опытом и степенью кандидата наук. Но она пять лет не могла решиться на запуск проекта, пока не попала в Accel. За два месяца Оксана не только поняла, как открыть курсы английского, но уже зарегистрировала ИП, уладила все юридические формальности и готова стартовать проект уже в ноябре. А еще Оксана успела получить максимум пользы от конференции «Контент & PR» в Алуште: нетворкинг, мастер-классы, идеи по созданию и продвижению онлайн школы от лидеров отрасли» Нетологии«, «Синергии», «Free Publicity School» и «SkyEng».

Мы попросили Оксану поделиться опытом и впечатлениями: «На пути создания моей школы я просто была сбита с ног цунами из огромного количества информации, технических моментов, в которых нужно было разобраться.

Порой хотелось все бросить и опустить руки, потому что любая мелочь превращалась в большой вопрос: на какой платформе сделать лендинг, на какой платформе проводить вебинар, где открыть расчетный счет, как подключить эквайринг, как открыть личный кабинет на сайте налоговой и получить электронную подпись, как разобраться со всеми финансовыми, юридическими и налоговыми тонкостями связанными с ИП… Мне очень помогали мои коллеги с Акселератора, которые сами уже это прошли, что-то попробовали и могли подсказать какие-то практические вещи».

Поиск экспертов и сотрудников

Если вы продюсер, который собирается открыть онлайн школу английского языка, вам нужен эксперт (или несколько), который займется контентной частью (создаст программу, видеоуроки и методические материалы) и преподаванием (будет проводить вебинары, индивидуальные и групповые консультации, проверять домашние задания…).

Экспертов можно искать через знакомых, в интернете, на нетворкинговых мероприятиях. Иногда приходится пообщаться с многими экспертами, чтобы найти того, кто вам подходит. Но оно того стоит — от этого партнерства во многом зависит успех онлайн курсов.

В школе SkyEng преподаватели проходят через жесткую систему отбора, контроля и отсева. Воронка рекрутинга SkyEng составляет на сегодняшний день 60 000 преподавателей. А работают на постоянной основе 1500 человек (2,5%).

Продолжение следует…

На вопрос «как открыть курсы английского языка?» не ответишь в одной статье. Мы рассмотрели юридические аспекты создания онлайн школы, выяснили, что без лицензии можно вполне законно работать, и мельком взглянули на онлайн курсы английского языка с позиций продюсера и эксперта.

Но это только первые шаги. Для успеха в инфобизнесе нужно тщательно проанализировать целевую аудиторию, сформулировать уникальное УТП, от которого наши потенциальные клиенты просто не смогут отказаться, выбрать подходящую платформу и создать крутой продукт. А потом этот продукт нужно продвигать, продавать и получать максимальную прибыль. Как это сделать, мы расскажем в следующих статьях. Следите за обновлениями.

Может ли ИП оказывать услуги по обучению и чем ему это грозит

“У меня есть ИП, я хочу обучать онлайн”.

Последнее время это один самых распространенных запросов к юристам и бухгалтерам. С учетом распространения интернета это и не удивительно.

Сегодня, не выходя из дома, можно научиться чему угодно. От получения профильного высшего образования до рисования пивом на крафтовом картоне. Может ли ИП заниматься обучением, как это сделать и на что обращать внимание, чтобы не нарушать закон. Давайте разбираться.

Обучать можно

Закон разрешает индивидуальным предпринимателям заниматься обучением (п. 20 ст. 2 Закона “об образовании”, далее Закона 273). При этом обучающие ИП приравниваются к образовательным организациям и имеют весь набор прав, обязанностей и ответственности, как и школы или курсы вождения (п. 2 ст. 21 Закона 273).

Читать еще:  Как правильно оформить досрочный выход из декретного отпуска?

Если у ИП при регистрации или при дополнительном внесении указаны образовательные коды по ОКВЭД, регистрационный орган автоматически направит эти данные в территориальные комитеты и департаменты, занимающиеся контролем и надзором в сфере образования.

ИП могут обучать:

  1. Основным и дополнительным общеобразовательным программам.
  2. Программам профессионального обучения.

Это могут быть, например:

  • Языковые курсы, обучение рисованию, тренинги для маркетологов, занятия для личного роста. Код ОКВЭД 85.41.9.
  • Ораторские курсы и курсы скорочтения. Код 85.42.9.

Подбирать коды надо внимательно.

Кроме этого обучение является педагогической деятельностью. Это значит, что ИП должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам:

  • иметь профильное образование в зависимости от того, чему обучает (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона 273);
  • не иметь судимости (ст. 331 ТК РФ);
  • не иметь некоторых заболеваний (ст. 46 Закона 273).

До начала обучения индивидуальный предприниматель должен своим ученикам предоставить:

  • свидетельство о регистрации в статусе ИП и выписку из ЕГРИП;
  • дипломы о профильном образовании;
  • информацию об общем педагогическом стаже и о стаже индивидуального преподавания.

(п. 4 ст. 32 Закона 273).

Если документы не предоставите, ученик может по суду потребовать вернуть деньги, и его требование будет удовлетворено.

Нужно помнить и о других требованиях ФЗ “Об образовании в РФ”. Например, об академическом отпуске или о правилах переноса занятий, если ученик заболел — у обучающегося есть такое право. Все нюансы стоит изучать подробно.

Индивидуальные предприниматели могут обучать дистанционно через интернет (п. 2 ст. 13 Закона 273). То есть обучать людей на онлайн-курсах можно. Это законно.

И даже без лицензии

Образовательная деятельность лицензируется (п. 1 ст. 91 Закона 273).

Но для индивидуальных предпринимателей есть исключение: если предприниматель обучает лично, не привлекая других педагогических работников, то лицензироваться не нужно (п. 2 ст. 91 Закона 273). При этом для целей лицензирования закон ограничивает ИП в найме дополнительных педагогов для обучения, но разрешает принимать на работу персонал, не занятый в образовательном процессе. Например, бухгалтеров или сисадминов.

Если предприниматель обучает лично, не привлекая педагогических работников, лицензироваться не нужно.

Как только ИП решил нанять сотрудников занятых в образовательном процессе, он идет получать лицензию. В противном случае привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Штраф в этом случае небольшой — от 4 до 5 тысяч рублей. Но если был получен доход выше 2 миллионов рублей, то могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 171 УК).

Отсутствие лицензии может стать поводом для возврата денег ученикам. Даже если они уже прошли обучение. Даже если нет статуса ИП.

Что говорит судебная практика:

Четыре товарища решили заработать на Форекс и нашли онлайн-преподавателя. Описание курсов на сайте им понравилось, а преподаватель сделал им личные предложения, от которых они не смогли отказаться. Оферты на сайте не было, а договоры не заключались. Каждый заплатил преподавателю 35 тысяч рублей за курс.

В процессе обучения товарищи пришли к выводу, что преподаваемый материал не соответствует написанному на сайте. Они обратились в суд с претензией о возврате полной оплаты курса. Свои требования они обосновали отсутствием у преподавателя компетенций и образовательной лицензии.

Суд первой инстанции встал на сторону истцов и взыскал с преподавателя стоимость курсов, неустойку и компенсацию морального вреда. По 47 тысяч рублей на каждого.

Почему так вышло

Судья пришел к выводу, что описание услуги на сайте и личное предложение организатора – публичная оферта. В результате которой между ответчиком и истцом был заключен договор на образовательные услуги. А поскольку образовательной лицензии у организатора не было, клиенты имели право отказаться от такой услуги полностью.

Дело Прикубанского районного суда г. Краснодара № 2-2350/18.

В настоящий момент делом занимается апелляционная инстанция. Посмотрим, что она скажет.

Договор обязателен

Не по желанию, а по закону ИП обязан заключать со своими учениками договор на образование. Причем данный договор должен соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) и содержать все обязательные пункты (п.12 Правил):

  • ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес ИП;
  • ФИО ученика и номер его телефона;
  • адрес ученика;
  • права, обязанности и ответственность индивидуального предпринимателя и ученика;
  • полная стоимость и порядок оплаты;
  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • форма и сроки обучения;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • важное в соответствии со спецификой обучения.

Договор должен также соответствовать тому, что предлагается ученикам на сайте (п. 15 Правил).

Если в тексте договора будут расхождения с Правилами, ИП привлекут к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.30 КоАП). Штрафы будут приличные — от 30 до 50 тыс. рублей. И судебная практика это подтверждает (Постановление ВС РФ от 02.07.2015 № 5-АД15-15).

Договор на образование должен заключаться в простой письменной форме. Но согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ письменной формой договора не обязательно должен являться единый документ, подписанный сторонами лично. Это может быть набор документов, переданных по электронной почте, выставленные на оплату счета, электронная переписка.

Несмотря на то, что закон позволяет не иметь единого документа, образовательные услуги ограничены простой письменной формой. На мой взгляд, чтобы избежать разногласий в этом вопросе, необходимо сформировать единый договор на образование.

ИП разрешено заниматься обучением дистанционно (п. 2 ст. 13 Закона 273), однако по мнению автора данной статьи договоры надежнее заключать в письменном виде, подписывать и направлять друг другу в виде сканов по емейлу.

А можно ли оферту на сайт

Напрямую закон не запрещает образовательным организациям размещать на своих сайтах оферты. Но регламентирует заключение договора на образование. В чем подвох.

Оферта — предложение вступить в договорные отношения на конкретных условиях. Это предложение может быть сделано одному или нескольким определенным лицам. Если оферта размещена, например, на сайте в открытом доступе для любого посетителя, то это публичная оферта (ст. 435 ГК).

Оферта должна содержать условия договора, а клиент должен сделать акцепт – согласиться и принять предложение.

Акцептовать можно действием. Например, одно из этих:

  • зарегистрироваться на сайте;
  • написать ответное письмо;
  • оплатить счет.

Текст оферты должен предусматривать, каким действием она принимается. Это нужно, чтобы избежать недопониманий. При этом молчание согласием не является. И частично принять предложение в оферте нельзя — либо всё, либо ничего (ст. 438 ГК).

Чтобы соблюсти требование о заключении договора на образование, но при этом и не обсуждать бесконечно условия обучения, на сайте ИП можно разместить оферту. А ее текст должен полностью соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг.

Расхождения в формулировках, и не соответствие оферты закону могут привести к финансовым потерям.

Что говорит судебная практика:

Девушка купила обучающий онлайн-курс за 47 тысяч рублей. Перевела деньги на счет ИП и частично прошла курсы. Спустя время она решила, что организатор курсов должен вернуть ей плату за обучение, потому что он не выполнил условия размещенной на сайте оферты: нарушил сроки, не предоставил данные об аккредитации в московских вузах и не показал образец обещанного диплома. Организатор отказался и девушка подала на него в суд.

Организатор предоставил в суд оферту на оказание информационно-консультационных услуг, которые содержат в себе, в том числе, обучение, консультации, домашние задания, их проверку. А еще показал хорошие отзывы девушки о курсе и письмо о том, что она не успевает делать домашние задания. По факту большая часть обучения девушкой была пройдена.

Суд поддержал девушку и взыскал с ИП стоимость обучения, компенсацию морального вреда, неустойку и штрафы. Всего на 148 тысяч рублей.

Апелляционная инстанция оставила решение первой инстанции в силе (Дело № 33-4653).

Почему так вышло

Оферта на сайте организатора, на основании которой он оказывал услуги, не соответствовала тому, что получила девушка на курсах. Оферта обещала обучение, повышение квалификации и диплом о дополнительном образования. А оферта, которую предоставил организатор суду, ограничивалась лишь информационно-консультационными услугами. Суд счел услуги образовательными, а организатора не выполнившим свои обязательства.

Организатор запутался в формулировках, нарушил закон и в итоге потерял свои деньги.

Дело Железнодорожного районного суда г. Воронежа № 2-265/2016.

Как платить налоги

Индивидуальный предприниматель, занимающийся обучением, может использовать общую (ОСНО), упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения (ПСН). Обычно выбирают либо УСН либо ПСН. Просчитать, выгоден ли патент конкретно вам, можно на нашем калькуляторе.

Если ИП приобретает патент, то ему достаточно заплатить фиксированную сумму, чтобы не думать о налогах в период действия патента. Патент приобретается на срок от месяца до года. Название вида деятельности по патенту — “обучение населения на курсах и репетиторство”.

В разных регионах стоимость патента может отличаться. Рассчитать эту сумму можно самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы.

При использовании патента важно помнить, что если у ИП появляются иные виды деятельности, например, услуги копирайтера или дизайн сайтов, то придется применять две системы налогообложения. Это имеет свои нюансы, поэтому стоит проконсультироваться с бухгалтером, прежде чем вводить новый вид деятельности.

Резюмируем вышесказанное:

  1. ИП могут заниматься обучением, в том числе онлайн.
  2. ИП могут обучать без лицензии, если работают лично без привлечения других работников, занятых в образовательном процессе.
  3. При обучении ИП обязаны доносить до учеников максимум информации о своем образовании и стаже. А также заключать договор на образование, который должен соответствовать правилам.
  4. Прямого запрета на оферту для обучения нет, но автор статьи рекомендует делать письменный двусторонний договор на образование и направлять в сканах по емейлу. С формулировками надо быть внимательнее.
  5. ИП, занимающиеся обучением или репетиторством, могут приобретать патент и платить фиксированный налог, если это выгодно.
  6. ИП, занимающиеся обучением, подпадают под действие ФЗ “Об образовании в РФ”, то есть его надо знать хорошо.
  7. Если все эти требования к обучению выполнить невозможно, ИП стоит заниматься консультированием и информационными услугами. В соответствии со своими знаниями и навыками.

Комментарий Татьяны Никаноровой

В отличие от автора статьи, Алёны, я рекомендую своим клиентам, которые занимаются дистанционным обучением (инфобизнесом) делать корректные оферты на сайт, чтобы не мучаться со сбором бумажных оригиналов по почте. Для разработки образовательной оферты я рекомендую нанять грамотного юриста.

Где смотреть подробно:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года “Об образовании в РФ”.
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706.
  • ОКВЭД-2: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.07.2018).
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” .
  • Кодекс об Административных Правонарушениях РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”.

Детские центры без лицензии

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Когда лицензия не нужна

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

  • работают сами, не нанимают педагогов в штат — лицензия не нужна;
  • открывают детские клубы и нанимают педагогов в штат — нужна лицензия. А руководителям придется получать корочку «Менеджмент в образовании», достаточно трехмесячных дистанционных курсов профессиональной переподготовки.
Читать еще:  Гражданство РФ и развод

Чтобы открыть детский клуб без лицензии, предприниматель должен работать сам, без наемных педагогов. Для этого ему придется получать профильное образование. Например, для курсов по рисованию подойдет диплом высшего образования «Учитель изобразительного искусства» или среднее образование по специальности «Живопись». Если по образованию он экономист, достаточно пройти курсы переподготовки, например по программе «Педагог ИЗО в организациях дополнительного образования».

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

Если ИП работает сам, из ОКВЭДов подойдет код 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:

Таким клубам нужно выбирать код ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», он относится к социальным услугам. С таким ОКВЭДом надо заниматься социальными услугами. Если начать готовить к школе, это может обнаружить проверка. В лучшем случае обойдется требованием получить лицензию или предупреждением, в худшем — штрафом или даже приостановлением деятельности клуба.

Детский клуб «Радужка» занимался присмотром и уходом за детьми. В клуб пришла прокуратура, потому что два раза в неделю с детьми проводили уроки по подготовке к школе. Прокуратура нашла признаки, что клуб занимался образовательной деятельностью:

  • учебники, прописи, рабочие тетради;
  • договор оферты со стоимостью занятий группы «Знай-ка», в котором упомянута дошкольная программа для детей 5—6 лет;
  • методические материалы и пособия в комнате для занятий.

Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Из ОКВЭДов подойдет 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Прокуратура проверила центр раннего развития «Супердетки» и посчитала, что компания ведет образовательную деятельность без лицензии. В центре учили английскому. Предприниматель настаивала, что у нее кружок, специальных программ нет, и это не образование.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Прокуратура и Министерство образования проверили детский клуб «Веселые горошины». Проверяющие опросили собственника, проверили сайт и документы и вот что нашли:

  • программу дошкольного образования «Детство»;
  • расписание занятий для детей разного возраста;
  • договоры с родителями на обучение по образовательной программе;
  • трудовые договоры с педагогами — воспитателем и логопедом;
  • должностную инструкцию воспитателя с описанием его обязанностей как педагога;
  • медицинские книжки педагогов.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:

Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Какие ОКВЭД для ИП курсы ин. языков детям, взрослым и другим юр. лицам.

Планирую регистрацию ИП для преподавания курсов ин. яз. детям, взрослым и юр. лицам с привлечением преподавателей.

Какие ОКВЭД выбрать, если в договоре будет указанно не образовательные услуги, а консультационные в случае?

ОКВЭД 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки Эта группировка включает: — образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы Эта группировка также включает: — дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста Эта группировка также включает: — лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение Эта группировка не включает: — обучение религии, см. 94.91 С учетом изменений вступивших в силу 11.07.2016 года, что позволит вам безошибочно их подобрать. Деятельность по оказанию консультационных услуг не является лицензируемым видом деятельности.

Не получится так поступить. Так как по факту у Вас образовательные услуги, образование в сфере иностранного языка

Вам подойдет этот код ОКВЭД: 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки Эта группировка включает: — образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы Эта группировка также включает: — дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста.

Читать еще:  Вернуть деньги без потерь по заказу

деятельность Ваша определяется в “ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности” (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) следующим образом:

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

– образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

Эта группировка также включает:

– дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

Эта группировка также включает:

– лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Эта группировка не включает:

– обучение религии, см. 94.91

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

– образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

Эта группировка также включает:

– дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

Эта группировка также включает:

– лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Эта группировка не включает:

– обучение религии, см. 94.91

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Можно ли оформить патент, если ИП сейчас без лицензии на образовательную деятельность и без сотрудников?

Патент в любом случае можете оформить и без лицензии, и если пока нет сотрудников. Если у Вас есть зарегистрированное ИП. Выбирайте патентную систему, обращайтесь в налоговый орган, ст.346.43,346,44 НК РФ.Закон г. Москвы от 31.10.2012 N 53 «О патентной системе налогообложения»,ст.1

Можете оформить патент, в соответствии с НК РФ Статья 346.43. Общие положения

2. Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

Можете оформить патент сейчас без лицензии, это законом не запрещено. Согласно ст. 346.43. НК РФ патентнаясистема налогообложения вводится в

действие законами субъектов

Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: “. 15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству; 16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;. “

Соответственно, можете применять патентную систему налогообложения, если вы ИП и если в вашем регионе введена такая система.

Вам и не нужна лицензия

Без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

Оформляйте патент и работайте согласно ст. 346.43

Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.08.2019)

НК РФ Статья 346.43. Общие положения

1. Патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

3) парикмахерские и косметические услуги;

4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

7) ремонт мебели;

8) услуги фотоателье, фото-и кинолабораторий;

9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

12) ремонт жилья и других построек;

13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными.

Личный опыт«Я тебя уничтожу — без лицензии она вздумала работать»

Угрозы конкурентов, вымогательства юристов, дни и часы в очередях — с чем столкнулась языковая школа при оформлении лицензии

Владелица школы иностранных языков Дарья Ваулина начала бизнес с частных уроков, впоследствии она стала индивидуальным предпринимателем и открыла языковую школу, но с лицензией на образовательную деятельность не спешила — закон не дает четкого ответа на вопрос, нужна ли она в таких случаях. Но конкуренты и бывшая сотрудница стали запугивать ее проверками.
The Village узнал у предпринимательницы, как она решила проблему, а также спросил юриста, что стоит делать в таких случаях.

ДАРЬЯ ВАУЛИНА

владелица школы иностранных языков Anglomania

Угрозы конкурентов

У меня своя школа иностранных языков Anglomania. Сейчас это онлайн-проект «бдсманглийский» и две школы — в Московской области и в центре, на Тверской. В общей сложности я занимаюсь этим проектом три с половиной года.

Когда я только начинала, я не планировала, что это вырастет во что-то большое. По сути, тогда я была просто репетитором, а репетиторам лицензия на образовательную деятельность не нужна. Потом я открыла ИП, и возник достаточно спорный вопрос — надо ее получать или по-прежнему нет. Я могла спокойно существовать как ИП, не имея ее — по крайней мере, большинство небольших школ так делают. Но по факту отсутствие лицензии неоднократно становилось проблемой. Например, многие корпоративные клиенты отказывались с нами работать. А самая большая проблема была в конкурентах, которые располагались поблизости. Они могли позвонить и начать вымогать номер лицензии. «Я тебя уничтожу — без лицензии она вздумала работать. Ты мне через 15 минут звонишь и диктуешь номер лицензии, иначе к чертям собачьим я твою школу закрою. У меня своя школа рядом. И, в отличие у тебя, у меня все нормально», — такое я услышала однажды, когда ответила на звонок.

Конкуренты, обидевшиеся сотрудники или недовольные клиенты могут инициировать проверку. А когда приходит проверка, она уже не разбирается в тонкостях, а требует лицензию. Я столкнулась с такой опасностью из-за одного конфликтного случая. Мы неудачно уволили сотрудницу, тогда она пришла и сказала: «Либо вы платите мне большую сумму денег, либо я жалуюсь на отсутствие лицензии». Я ответила, что платить ей не буду, потому что это несправедливо. Тогда она собрала пакет документов и разослала по всем инстанциям.

Вымогательство подрядчиков

В тот момент, когда сотрудница выдвинула серьезные обвинения, я решила разобраться с получением лицензии. Этот вопрос я и так затянула. На многочисленных форумах, которые я изучала, не было конкретной информации и ответов, которые мне были нужны. Но любая проверка, если бы она пришла, могла обернуться приостановлением деятельности до получения лицензии. А это значит, что мне бы пришлось непонятно из каких источников платить аренду, ведь я не хотела терять место, которое знали все клиенты.

Я запустила процесс в июне 2016 года. Начала искать компанию, которая бы помогла с получением лицензии. Я считаю, что в любой ситуации нужно обратиться минимум в 20 разных фирм и посмотреть на коммерческие предложения, прежде чем сделать выбор. Так я поступила и в этом случае. Многие мне отказали — говорили, что это очень долго и сложно. В части компаний называли очень большие суммы. Я сторонник того, чтобы любой труд оплачивался. Но я против запугивания ради продажи услуги, а именно так поступали некоторые компании, к которым я обратилась.

Дело в том, что для получения лицензии нужно предоставить несколько важных документов. Один из них — заключение Санэпидемстанции. Мне говорили, что я никогда не получу эту бумагу самостоятельно, а если рискну, то ко мне приедет проверка и найдет много изъянов. Например, в школе должно быть три или четыре туалета, а если он один, то это уже нарушение норм и крупный штраф. За оформление заключения СЭС просили от 50 до 90 тысяч рублей. Также мне говорили, что нужно оплатить заключение пожарного надзора — еще 70 тысяч рублей. Однажды я уже открывала помещение без пожарного заключения, в итоге отдала за установку дополнительного оборудования 400 тысяч рублей. Меня пугали, что в этот раз все может повториться. Также компании требовали вознаграждение за свои услуги — около 200 тысяч рублей.

Языковые школы — не такая уж прибыльная история. Мы не зарабатываем миллионы, и такие деньги за один день взять просто неоткуда. Я жила со страхом. И думала, что когда-нибудь заработаю эти деньги и сделаю лицензию. Все это время мне было некомфортно. В какой-то момент я решила получить лицензию самостоятельно.

Месяцы в очередях

По факту все оказалось очень просто. Получение санитарно-эпидемиологического заключения обошлось ровно в ноль рублей. Надо было просто потратить несколько дней в очередях. Пожарное заключение оказалось вообще не нужно, потому что лицензию я решила оформить на коммерческое ООО, основная цель которого — не образовательные услуги, а получение прибыли.

Оставалось только оплатить госпошлину в размере 7,5 тысячи рублей, подготовить пакет документов и подать его в Департамент образования Москвы. Но даже если ты талантливый и умный человек, который гениально учит английскому, ты все равно не составишь образовательную программу, которую требуют от тебя чиновники. Именно поэтому раз в неделю департамент проводит официальные бесплатные консультации по вопросам получения лицензии.

На эти консультации можно ходить пару лет, потому что за один раз очередь до тебя может и не дойти. Тогда приходится ждать еще неделю. Если же повезло и ты все же попал на консультацию, ситуация тоже не сильно меняется: тебе указывают на ошибки, ты исправляешь их, продвинувшись на йоту, и ждешь следующей консультации.

Придя в очередной такой день и просидев четыре часа, я не выдержала, воспользовалась всей своей наглостью и попросила у девушки из очереди показать, какие правки внесли эксперты в ее пакет документов. Там были такие исправления, о которых мы бы никогда не догадались. Так я перескочила на несколько шагов вперед, но мне и моей помощнице понадобилось еще три или четыре раза сидеть в той огромной очереди.

В то время получение лицензии стало для меня вопросом принципа. В итоге мы собрали пакет документов и подали его на рассмотрение. Получается, мы начали готовить документы в августе, а получили лицензию только в марте. Всего 45 дней мы ждали ответа от департамента, а все остальное время сидели в очередях.

Лицензия

Теперь у меня есть лицензия на образовательную деятельность для моей школы, но мне все равно страшно. Например, скоро к нам придут проверяющие, которые будут требовать, чтобы все педагоги работали по общепринятой программе.

Теоретически я смогу запугивать конкурентов так же, как это делали со мной, но я не стану так делать, потому что мне их жаль. Я столкнулась с ситуацией, когда пять лучших педагогов из моей школы ушли и открыли школу по соседству, забрав с собой учеников. Тогда у меня был большой соблазн это сделать, но если мы будем действовать по правилам «око за око, зуб за зуб», то в итоге можем остаться вообще без всех частей тела.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector