Какая бухгалтерская отчетность считается достоверной ""
Prokurors.ru

Юридический портал

Какая бухгалтерская отчетность считается достоверной

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности

1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ наряду с бухгалтерской отчетностью организации составляется консолидированная финансовая отчетность этой организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ в пункт 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

5. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О способах представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3 и письмо Федеральной налоговой службы от 10 января 2012 г. N АС-4-3/10@

См. Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 года N БГ-3-32/705@

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 13 настоящего Федерального закона

МСФО и достоверность бухгалтерской отчетности

Понятие достоверности отчетности. В нормативных документах критерием достоверности является соответствии каким-либо требованиям, т.е. отчетность считается достоверной, если она составлена в соответствии с той или иной системой правил (РПБУ, МСФО и пр.).

Так в российской нормативной базе закреплено следующее: «Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.» (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», п. 6). Аналогичные нормы содержатся в международных стандартах. Понятие достоверности в системе документов МСФО раскрывается в Принципах составления и представления и финансовой отчетности (true and fair view / fair presentation) и в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (fair presentation and compliance with IFRSs).

Идея МСФО состоит в том, что финансовая отчетность должна обеспечивать «достоверный и добросовестный взгляд» («true and faire view»). Надлежащее применение основных качественных характеристик, соответствующих принципов и стандартов является залогом достоверной и беспристрастной картины положения вещей. Таким образом, соответствие международным стандартам является критерием достоверности отчетности. Соответствие МСФО означает, что финансовая отчетность соответствует всем применимым стандартам и интерпретациям, а также Принципам составления и представления финансовой отчетности. Тем не менее, в исключительно редких обстоятельствах, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям стандарта будет вводить в заблуждение и поэтому отступление от какого-то требования необходимо для достижения достоверного представления, предприятие должно раскрывать такой факт, обосновать свою точку зрения, подробно раскрыв суть отступления и влияние на финансовую отчетность.

Означает ли, что применение МСФО гарантирует достоверность финансовой отчетности? Согласно идеям, заложенным МСФО, отчетность, составленная по этим стандартам, должна давать достоверное представление действительности, отражать реальное положение дел. Однако следует понимать, что отчетность, отражающая реальное положение дел, это вещь недостижимая, уже лишь в силу того обстоятельства, что бухгалтерский учет – это модель финансово-хозяйственной деятельности, а потому ей неизбежно присуще упрощение свойств моделируемого процесса. Н.А. Блатов (1875-1942) предложил разделять понятие «достоверность» и «реальность» отчетности: достоверность – это соответствие отчетности каким-либо нормам и правилам, а реальность – это соответствие реальному положение вещей (Блатов, 1930).

Итак, говоря о достоверности финансовой отчетности нужно принимать во внимание следующее:

– «достоверная отчетность» – это отчетность, составленная в соответствии с теми или иными правилам отражения фактов хозяйственной жизни фирмы; «реальная отчетность», т.е. отражающая истинное положение дел, понятие скорее теоретическое, т.к. реальность слишком многогранна, чтобы ее можно было отразить посредством символов (букв и цифр); на практике эти понятия совмещаются: считается что, отчетность, сформированная по правилам (например, МСФО) должна давать правдивую и беспристрастную картину положения вещей;

– существует множество «достоверных отчетностей» одного и того же хозяйствующего субъекта, в каждой из которых будет представлен свой финансовый результат, своя величина активов и пассив и прочих показателей, поскольку существует множество правил бухгалтерского учета и отчетности (МСФО, РПБУ и пр.), что обусловлено многообразием методологии бухгалтерского учета;

– достоверность (скорее речь идет о реальности) отчетности ограничена учетными правилами, по которым она составлена; меняются учетные правила – меняется достоверность, т.е. любая достоверность отчетности – условна.

Условность понятия «достоверность отчетности», составленной по МСФО. Как было отмечено выше ограничение достоверности отчетности, составленной в соответствии с МСФО, обусловлено самой методологией этих стандартов, а именно теми способами и приемами бухгалтерского учета, которые приняты, зафиксированы в текстах международных стандартов. По нашему мнению две ключевых причины оказывают влияние на достоверность отчетности, сформированной по МСФО.

Первая причина – это профессиональное суждение бухгалтера. Определение термина «профессиональное суждение» в системе документов МСФО не приводится, также оно отсутствует в российских документах в области бухгалтерского учета. Приведем определения этого термина, сформулированное Я.В. Соколовым: «под профессиональным суждением следует понимать добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером мнение о хозяйственной ситуации полезное как для ее описания, так и принятия действенных управленческих решений» (Соколов Я.В., 2005, с. 78).

Идентификация факта хозяйственной жизни включает: классификацию, оценку, определение времени и способа признания, формирование информации, отражаемой в финансовой отчетности. Мнение профессионала необходимо в тех ситуациях, когда система правил бухгалтерского учета (в данном случае речь идет о МСФО) не устанавливает конкретный порядок учета и представления в отчетности, а также когда бухгалтер нес согласен с этими правилами и принял решение об отражении действительности по иным правилам, чем записано в регулирующих документах (отступление от МСФО).

В остальных случаях профессиональное суждение бухгалтера уже записано в учетных правилах. Можно выделить ситуации трех типов, когда бухгалтер должен выработать профессиональное суждение:

1) порядок учета не урегулирован в нормативных документах – отсутствие конкретных нормативных указаний (например, в системе МСФО нет стандарта определяющего учет операций по добыче полезных ископаемых);

Читать еще:  Должна ли я выходить на работу в день увольнения?

2) не определены все аспекты хозяйственной операции – ситуация неопределенности (например, незаконченное на отчетную дату судебное разбирательство);

3) норма, предусмотренная нормативными документами, не позволяет достоверно отразить факт хозяйственной жизни – ситуация несогласия с конкретными нормативными указаниями.

Таким образом, на наш взгляд, профессиональное суждение можно рассматривать в широком и узком значении. В широком значении профессиональное суждение состоит в идентификации бухгалтером всех фактов хозяйственной жизни; в узком – фактов хозяйственной жизни при отсутствии конкретных нормативных указаний, в условиях неопределенности и при несогласии с конкретными нормативными указаниями.

Применение концепции профессионального суждения предполагает понимание следующих ключевых моментов: профессиональное суждение объективно, поскольку оно основано на анализе свершившихся фактов хозяйственной жизни организации; профессиональное суждение носит субъективный характер, поскольку это мнение, основанное на знаниях, умениях и опыте конкретного специалиста; «критерием правильности» профессионального суждения является достоверность финансовой отчетности; «залогом правильности» профессионального суждения должен выступать аудит отчетности; профессиональное суждение не статично, оно подвержено изменениям вследствие появления новой информации; профессиональное суждение нуждается в регулировании на нормативном уровне (государственном или профессиональном), поскольку граница между профессиональным суждением и вуалированием, и даже фальсификацией, отчетности размыта.

При формировании отчетности по МСФО бухгалтер неизбежно должен выносить свое субъективное мнение при квалификации фактов хозяйственной жизни: установление сроков полезного использовании, выбора метода амортизации основных средств и нематериальных активов, признании оценочных обязательств, определении величины убытка от обесценения, выборе ставки дисконтирования, определении отчетных сегментов, оценке величины сомнительной дебиторской задолженности и во многих других случаях (Генералова, 2005).

Приведем пример. Если компания на конец отчетного периода вовлечена в качестве ответчика в судебное разбирательство, исход которого еще неизвестен, бухгалтер должен принять решение о том, как отразить это событие. Изучив все обстоятельства он может принять диаметрально противоположные решения: признавать обязательство пред истцом с одновременным отражением расхода отчетного периода, если по его суждению вероятность выплаты по иску высока, или же – не делать никаких записей в учете, основываясь на том что исход дела будет в пользу компании и ей скорее всего не придется платить. Практика показывает, что оба решения могут быть аргументированы и соответственно правомерны. Дело в том, что международные стандарты оперируют в многих случаях качественными критериями признания, оценка которых конкретным бухгалтером может варьироваться. Так, согласно регулирующему этот вопрос стандарту МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» признание оценочного обязательства (provision) осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: компания имеет существующее на отчетную дату обязательство (юридическое или традиционное), обусловленное произошедшим в прошлом событием; вероятно, что потребуется выбытие ресурсов, заключающих экономические выгоды, для погашения обязательства; и величина обязательства может быть надежно оценена. Очевидно, что анализ выполнения этих трех условий требует умозаключений. Это лишь один пример ситуации, когда ее квалификация определяется профессиональным суждением.

Вторая причина, влияющая на достоверность отчетности, сформированной по международным стандартам, обусловлена, тем, что МСФО базируются на экономической доктрине квалификации фактов хозяйственной жизни, что корреспондирует с целью финансовой отчетности – удовлетворение информационных потребностей пользователей, главным образом инвесторов. Отсюда приоритет содержания над формой, учет временной стоимости денег, обесценение, справедливая стоимость, консолидация и многие другие идеи, порой не имеющие ничего общего с юридической составляющей совершаемых операций. Речь идет о теории многослойности факта хозяйственной жизни, согласно которой факт хозяйственной жизни состоит из нескольких слоев (Соколов, 2000, с.92). Одной из классификаций слоев фактов хозяйственной жизни является их деление на экономические и юридические. И согласно принципу дополнительности, чем более точно отражается один показатель (экономическая природа хозяйственной ситуации), тем менее точно представляется другой (юридический аспект операций), связанным с ним. В международных стандартах при квалификации событий и операций превалирует экономический слой, как следствие юридический становиться на второй план.

Например, на балансе компании, составленном по правилам МСФО, могут быть отражены объекты, на которые у компании нет юридических прав (и возможно никогда не будет). Речь идет о договоре финансовой аренды, который согласно международным стандартам должен рассматривать как финансовое соглашение и учитываться не в зависимости от перехода права собственности на предмет аренды, а на основе перехода рисков и выгод от арендодателя к арендатору, т.е. отправной точкой является экономика дела, а не его юридическая составляющая. Учет временной стоимости денег приведет к тому, что дебиторская и кредиторская задолженность представляются в балансе не по суме, указанной в договоре, а по дисконтированной величине.

Два вышеизложенных обстоятельства, взаимосвязаны, но в тоже время имеют самостоятельных характер.

Итоги. Подводя итог вышесказанному, отметим, что в рамках МСФО достоверность бухгалтерской информации и реализация роли финансовой отчетности в экономической жизни общества как надежной основы для принятия управленческих решений базируется на профессиональном суждении и на экономической трактовке фактов хозяйственной жизни хозяйствующих субъектов. Именно на это направлена вся идеология международных стандартов (учет временной стоимости денег, применение справедливой стоимости, учет обесценения и пр.). Такой подход будет давать «иную достоверность», нежели чем, подход, основанный на юридической трактовке фактов хозяйственной жизни и опирающийся на жесткое регулирование.

1. Достоверность по МСФО – это «одна из достоверностей» отчетности, базирующаяся на англо-американской модели, с присущими ей атрибутами: профессиональным суждением, экономический подход и пр.

2. Отражение фактов хозяйственной жизни по МСФО способно породить еще большую вариативность показателей финансовой отчетности, по сравнению с национальными учетными стандартами.

3. Использование бухгалтерской информации, формируемой по МСФО (или на их принципах – РПБУ) должно происходить в условиях глубокого понимания формирования этих данных.

4. Нужны ли МСФО? Этим вопросом задаются многие специалисты, которые «разочаровались» в методологии международных стандартов. Так профессор Панков жестко критикует основополагающие принципы международных стандартов, такие как метод начислений, нацеленность главным образом на интересы собственников (Панков, 2009, с32-34).

Информация, формируемая любой организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, влияет, а порой и полностью обуславливает, решения участников финансово-хозяйственной деятельности, которые в свою очередь формируют ту реальность, ту экономическую действительность, в которой мы живем.

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)

Определение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково” (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности – приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке – приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается ПБУ 4/99, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

    Содержание Отчета о движении денежных средств установлено ПБУ 23/2011.

    Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

    В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации – в размере от 300 до 500 руб.

    Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

    Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

    Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте Audit-it.ru есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций, достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

    Инструменты для работы с отчетностью

    Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С.

    Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент “Ваш финансовый аналитик”. Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

    Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа “Отчетность по МСФО + трансформация”.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Достоверность бухгалтерской отчетности

    Пунктом 6 ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” устанавливается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

    При этом, согласно ПБУ, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

    Означает ли это, что предписания нормативных документов всегда и беспрекословно должны соблюдаться и любой случай их неисполнения делает бухгалтерскую отчетность недостоверной?

    Итак, ПБУ фактически устанавливает, что если при составлении отчетности организация соблюдала все правила действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, то отчетность следует признать достоверной и полной.

    Однако ниже тот же пункт ПБУ 4/99 содержит предписание, которое существенно уточняет только что сказанное. ПБУ буквально гласит:

    Выдержка из документа

    “. если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил”.

    Обратим внимание, национализация имущества приводится в данном определении лишь как пример. Очень важно, что каких бы то ни было осязаемых границ таких исключительных случаев рассматриваемый нормативный документ не приводит. Это означает возможность вменить качество исключительности практически любому факту хозяйственной деятельности, иными словами, любая хозяйственная операция формально может стать основанием для отступления от правил, устанавливаемых нормативными актами.

    Здесь бухгалтеру впору и растеряться, так как если он попытается совместить в своем сознании две рассмотренные нормы, то получит примерно следующее.

    Достоверной может считаться только и исключительно отчетность, сформированная в соответствии с действующими нормативными документами, но если следование этим нормативным документам не позволяет сформировать достоверную отчетность, в исключительных случаях от них можно отступить, если такое отступление сделает отчетность более достоверной.

    Согласитесь, можно и запутаться.

    Более того, в том же пункте 6 ПБУ 4/99 бухгалтер может прочесть, что если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

    То есть не только можно (в исключительных случаях) от предпи-саний нормативных документов отступить, но и свободно включать в бухгалтерскую отчетность соответствующие (чему, практически не понятно) дополнительные показатели и пояснения.

    Удивление бухгалтера в данном случае очевидно и объяснимо. В течение многих лет мы привыкли к тому, что должны все делать по инструкции, и отступление от ее предписаний “смерти подобно”.

    Вместе с тем процесс перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета привнес в нашу практику очень важную вещь – определенное поле для принятия бухгалтером решений, являющихся выводом не исключительно из предписаний инструкций, но из собственного профессионального суждения бухгалтера.

    Впервые это положение еще в 1996 году было зафиксировано в Федеральном законе “О бухгалтерском учете”. Но по причине того, что мы, как правило, часто читаем План счетов, но редко заглядываем в законы, оно осталось практически незамеченным.

    Напомним, что согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

    Закон, введя данную норму, фактически отнес решение о достоверности отчетности конкретной организации к компетенции профессионального мнения бухгалтера этой организации, обязав при этом раскрывать отличную от заложенной в нормативных документах трактовку фактов хозяйственной деятельности в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

    Дополняя и раскрывая предписания закона № 129-ФЗ, ПБУ 4/99 очерчивает круг случаев, предполагающих возможность такого отступления только исключительными ситуациями, что реализуется на практике, так как вряд ли какой-нибудь бухгалтер возьмется вместо своей текущей работы за изобретение новых способов бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной деятельности своей организации.

    Практически одновременно с появлением закона “О бухгалтерском учете” в российскую бухгалтерскую практику вошло понятие учетной политики организации.

    Выдержка из документа

    “. под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы”.

    пункт 2 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации”

    При этом пунктом 8 ПБУ 1/98 устанавливается, что “при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету”.

    Если же по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.

    Таким образом, формируя учетную политику как комплекс методик бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, организация реализует предписания действующих нормативных документов по четырем направлениям:

    1) следует одновариантным предписаниям нормативных документов, не предоставляющим возможность выбора методики учета;
    2) выбирает один вариант методики учета из нескольких вариантов, предлагаемых нормативными документами;
    3) самостоятельно разрабатывает методику учета фактов хозяйственной жизни, относительно которых нормативные документы не содержат специальных предписаний;
    4) руководствуясь пунктом 4 статьи 13 закона “О бухгалтерском учете” разрабатывает методику учета конкретных фактов хозяйственной жизни, отличную от устанавливаемой нормативными актами.

    Наличие такого широкого поля деятельности при формировании организацией своей учетной политики означает, что специальные предписания нормативных актов, определяющие методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни, согласно пункту 4 статьи 13 закона “О бухгалтерском учете”, фактически носят рекомендательный характер.

    Такое положение вещей полностью соответствует центральной идее Международных стандартов финансовой отчетности – приоритету профессионального суждения бухгалтера перед буквой рекомендаций нормативного документа.

    Таким образом, достоверной следует считать бухгалтерскую отчетность организации, соответствующую ее учетной политике, положения которой раскрыты, объяснены и обоснованы в пояснительной записке к этой бухгалтерской отчетности. Это означает, что в пояснительной записке должны быть отражены:

    • во-первых, выбранные варианты учета из предложенных нормативными документами;
    • во-вторых, самостоятельно разработанная организацией методика учета фактов хозяйственной деятельности;
    • в-третьих, случаи отступления от предписаний нормативных документов по бухгалтерскому учету в соответствии со статьей 13 закона “О бухгалтерском учете”.

    Требование к бухгалтерской отчетности

    Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

    Если при составлении бухгалтерской отчетности, сформированной по правилам ПБУ 499, окажется, что данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовом положении недостаточно, то организация может включить в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.

    При формировании бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение следующих принципов:

    полнота – бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

    достоверность – базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета.

    Нарушение данного подхода делает невозможным составление бизнес – плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей.

    своевременность – предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно – правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года.

    последовательность – при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним организация должна придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

    Изменения принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях (например, при изменении вида деятельности), причем организация должна подтвердить обоснованность каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин.

    Формы предоставляемой бухгалтерской отчетности обязательно должны содержать следующие данные:

    • наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;
    • отчетную дату, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность («на_____200__ г.», «за______200__ г.»);
    • полное наименование юридического лица – в соответствии с учредительными документами;
    • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
    • вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госкомстатом России;
    • организационно – правовую форму форму собственности – указывается организационно – правовая форма организации согласно Общероссийскому классификатору организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС);
    • единица измерения – указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ; млн. руб. – код по ОКЕИ 385.
    • адрес отчитывающей организации (указываются на бухгалтерском балансе);
    • дату утверждения – указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности;
    • дату отправки принятия – указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности.

    Следует также отметить, что в настоящее время законодательством РФ предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность предприятия является открытой для банков, бирж, инвесторов, покупателей и других внешних пользователей и подлежит публикации в установленном порядке и сроках в газетах и журналах. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается аудиторским заключением в случае, если она в соответствии с федеральным законом подлежит аудиту.

    Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector