Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?
Prokurors.ru

Юридический портал

Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

Доверенные лица кандидата в президенты – кто они?

Каждый день в СМИ появляются сообщения о том, что та или иная медийная персона стала доверенным лицом кандидата в президенты. Так, вчера стало известно, что список доверенных лиц Владимира Путина включает в себя более 400 имен. НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили разобраться, какую роль играют доверенные лица в предвыборной кампании и какую функцию выполняют.

Доверенное лицо – это человек или организация, представляющая интересы других граждан по их просьбе. В частности, в процессе президентских выборов доверенное лицо представляет интересы кандидата в президенты.

Требования к доверенным лицам и их полномочия прописаны в статье №43 федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Так, в законе указано, что назначать доверенных лиц может сам кандидат или партия, выдвинувшая его. При этом поддерживать кандидата-самовыдвиженца могут вплоть до 600 доверенных лиц, а партия может добавить еще до 100 доверенных лиц. Обязательным условием для них является российское гражданство.

Доверенные лица в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в Центризбиркоме. Постановление о регистрации должно быть выпущено в течение пяти дней с момента подачи заявления на регистрацию кандидатом, партией или самим гражданином.

При этом стать доверенным лицом кандидата в президенты может не любой гражданин Российской Федерации. Так, нельзя быть доверенным лицом и кандидатом одновременно. Причем кандидатом на выборах любого уровня. Кроме того, в качестве доверенного лица не может быть зарегистрирован государственный или муниципальный служащий, а также глава местной администрации и сотрудник аппарата избирательных комиссий. При этом временное освобождение от служебных обязанностей позволяет чиновникам стать доверенным лицом.

Работодатель гражданина, зарегистрированного в качестве доверенного лица, обязан предоставить ему оплачиваемый отпуск на период осуществления полномочий.

Основная задача доверенного лица – агитировать в пользу своего кандидата. Доверенное лицо может:

  • Агитировать в пользу своего кандидата любыми не запрещенными законом способами;
  • Принимать участие в телевизионных дебатах, отстаивая точку зрения и политическую программу своего кандидата;
  • Доносить до потенциального электората предвыборную программу кандидата в президенты;
  • Участвовать в любых публичных мероприятиях, будь то митинг, демонстрация, встреча с гражданами или пикет, в агитационных целях;
  • Организовывать массовые мероприятия агитационного характера;
  • Присутствовать на заседаниях избиркома, при работе избиркомов различных уровней со списками избирателей и бюллетенями, а также знакомиться с протоколами о результатах выборов;
  • Участвовать в жеребьевке, проводимой для определения предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади кандидатам;
  • Обжаловать решения и действия избирательной комиссии в вышестоящую инстанцию или суд.

В то же время для доверенного лица есть ряд ограничений. Оно не может:

  • Освещать избирательную компанию в том случае, если является сотрудником СМИ;
  • Препятствовать работе членов избирательной комиссии;
  • Заполнять за избирателя бюллетень, а также расписываться за него в получении;
  • Нарушать тайну голосования;
  • Принимать участие в подсчете бюллетеней;
  • Подкупать избирателей лично или с привлечением третьих лиц;
  • Совершать за кандидата действия, которые в силу закона разрешены только кандидату.

При этом статус доверенного лица не окончателен. Кандидат в президенты или политическая партия могут заменить доверенное лицо на другое, а также сам гражданин может сложить с себя полномочия по собственной инициативе. При этом удостоверение, дающее полномочия доверенному лицу, должно быть возвращено в ЦИК.

Напомним, сегодня стало известно, что список доверенных лиц кандидата в президенты Владимира Путина пополнили лауреат премии «Учитель года-2017» из Санкт-Петербурга Илья Демаков, известные дрессировщики Эдгард и Аскольд Запашные, а также участник творческого объединения «Уральские пельмени» Андрей Рожков. Всего ЦИК зарегистрировал в качестве доверенных лиц Путина более 400 человек.

Требования к кандидатам в президенты РФ

Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

Подробные требования к кандидату в Президенты РФ

Действующее Федеральное законодательство тщательно регулирует порядок регистрации кандидатов в Президенты России и механизмы, при которых обеспечивается отказ в регистрации кандидата. Так, к регистрации в качестве кандидата в Президенты могут допущены лишь лица, соответствующие как конституционным требованиям, так и положениям вышеозначенного ФЗ «О выборах президента». Общий список требований, согласно которым можно понять, кто не может быть кандидатом для выдвижения в президенты, является следующим:

  1. Кандидат в президенты не должен обладать судимостью за свершение уголовно караемых преступлений тяжкого характера, либо относимых к особо тяжким. В случае наличия и последующего снятия или погашения таковой судимости, к выборам в качестве кандидата в Президенты РФ, таковое лицо может быть допущено не ранее, чем через 10 лет после фактического снятия или погашения наличествующей судимости в случае тяжкого преступления или 15 лет – для особо тяжких преступлений.
  2. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут баллотироваться в Президенты.
  3. Лица, уличенные и привлеченные к ответственности за использование, пропаганду или распространение нацистской символики или материалов, признанных экстремистскими не могут регистрироваться в качестве кандидатов в Президенты РФ до истечения срока, в течение которого таковые лица считаются подвергнутыми административному наказанию.
  4. Лица, лишенные права занимать государственные должности по решению суда также не могут в течение этого срока выдвигаться в качестве кандидатов на президентские выборы.
  5. Лица, обладающие иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, не могут быть избраны Президентом, если не откажутся от таковых преференций и сторонних гражданств окромя российского.
  6. Недееспособные граждане, лишенные дееспособности в судебном порядке, вне зависимости от причин такового лишения не могут баллотироваться в Президенты.

Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

Читать еще:  Как противостоять принуждению к увольнению по собственному желанию

  1. Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  2. Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  3. В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  4. После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  5. После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

Статья 43. Доверенные лица кандидата. 1. Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства доверенного лица, а также серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Список доверенных лиц кандидата представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Доверенными лицами кандидата не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории “А” или выборные муниципальные должности. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами кандидата при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации соответствующего приказа (распоряжения).
3. Доверенные лица кандидата получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. На период осуществления полномочий доверенного лица кандидата администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенному лицу по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы.
4. Доверенные лица кандидата осуществляют деятельность, способствующую выдвижению и избранию зарегистрированного кандидата, в том числе агитационную деятельность. Доверенное лицо кандидата имеет также полномочия наблюдателя.
5. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо кандидата вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом кандидата. Информация об отзыве доверенных лиц кандидата и о сложении ими своих полномочий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6. Полномочия доверенных лиц кандидата начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Федерального закона, ведется судебное разбирательство, – не позднее дня вынесения судом окончательного решения.
Комментарий к статье 43
1. Доверенными лицами могут быть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Доверенные лица назначаются на основании заявления в письменной форме кандидата и личных заявлений доверенных лиц на имя кандидата, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства доверенного лица.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после получения указанных документов регистрирует доверенных лиц кандидатов и выдает им удостоверения установленного образца.
На период со дня регистрации доверенного лица и до дня официального опубликования общих итогов выборов Президента Российской Федерации администрация предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязана по личному заявлению доверенного лица предоставить ему неоплачиваемый отпуск.
2. Доверенные лица кандидатов на должность Президента Российской Федерации вправе:
осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, представлять их предвыборные программы;
выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;
получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями;
присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.
На заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц одного кандидата на должность Президента Российской Федерации.
3. Доверенные лица кандидатов не вправе:
вмешиваться в работу избирательных комиссий;
расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования;
вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через СМИ в случае, если они являются творческими работниками либо должностными лицами редакции СМИ.
Кандидаты на должность Президента Российской Федерации, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом кандидат или, по его поручению, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей направляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уведомление об отзыве для аннулирования выданных этим доверенным лицам удостоверений. Кандидаты вправе в установленном порядке назначить новых доверенных лиц взамен отозванных.
4. Доверенными лицами кандидата не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории “А” или выборные муниципальные должности. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами кандидата при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации соответствующего приказа (распоряжения).
Так, Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 3 марта 2004 г. N ГКПИ2004-356 жалобу Жириновского В.В. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 “О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина” оставил без удовлетворения: решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК России) от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 “О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина” Жириновскому В.В. отказано в регистрации в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина.
Считая указанное решение неправильным, Жириновский В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил признать незаконным и необоснованным отказ ЦИК России в регистрации его в качестве доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации О.А. Малышкина и отменить данное решение ЦИК России.
В жалобе указано, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе и заместители Председателя Государственной Думы, не являются по действующему законодательству лицами, замещающими государственные должности категории “А”, и не подпадают под ограничения, связанные с возможностью быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации, установленные пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”.
В судебном заседании Жириновский В.В. и его представитель адвокат Беляк С.В. просили об удовлетворении жалобы и, кроме того, просили обязать ЦИК России зарегистрировать заявителя в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Представители ЦИК России Казьмин В.П. и Воронин Д.Ю. жалобу заявителя не признали и просили суд отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством Жириновский В.В., являющийся заместителем Председателя Государственной Думы, не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя, суд находит, что жалоба Жириновского В.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” доверенными лицами кандидата на должность Президента Российской Федерации не могут быть лица, замещающие государственные должности категории “А” или выборные муниципальные должности.
Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” следует, что государственные должности категории “Б” учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории “А”.
В силу пунктов 2 и 3 названной статьи государственная должность категории “Б” или “В”, включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, является государственной должностью государственной службы.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации, является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 “Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы” утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы согласно приложениям N 1 – 20, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
В приложении N 3 приведен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории “Б”, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В указанный Перечень включены, в частности, должности руководителя Секретариата заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания и советника заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания.
Поскольку, как уже отмечалось, должности федеральной государственной службы категории “Б” учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории “А”, должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания не может не считаться государственной должностью категории “А”.
Отмена законодателем подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, в котором были перечислены некоторые государственные должности категории “А”, не может свидетельствовать о том, что должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания перестала быть государственной должностью категории “А”, поскольку данная должность предусмотрена Конституцией Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федерального органа государственной власти (часть 1 статьи 101).
Кроме того, государственные должности категории “А”, перечислявшиеся в указанной норме Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ, названы и в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 “О государственных должностях Российской Федерации”.
Данный Указ Президента Российской Федерации действует в последней редакции от 23 октября 1998 г. N 1298 и предусматривает наименование государственной должности Российской Федерации – “заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
С учетом вышеизложенного Жириновский В.В., замещающий государственную должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в силу пункта 2 статьи 43 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина.
С доводом жалобы о том, что замещаемая заявителем должность не относится к государственной должности категории “А”, поскольку она не включена в Реестр должностей федеральной государственной службы, который должен быть утвержден Президентом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”, суд согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (к которым относится и должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), данным Законом не регулируется.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 260, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

Читать еще:  Какова процедура сокращения работника, который скоро выходит из декрета?

Последние новости

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов и/или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Число доверенных лиц кандидата и/или избирательного объединения устанавливается законом для конкретных выборов.

Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Статус доверенного лица кандидата

Доверенным лицом кандидата может быть любой совершеннолетний и дееспособный гражданин Российской Федерации. За исключением лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, глав местных администраций, работников аппаратов избирательных комиссий.

Доверенное лицо кандидата получает в избирательной комиссии удостоверение.

Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения.

На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует ранее выданные удостоверения. Вместо выбывшего доверенного лица, кандидат имеет право назначить новое доверенное лицо.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата и/или вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом.

Права и обязанности доверенного лица кандидата

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений вправе:

  • осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата
  • представлять перед избирателями выборные программы кандидатов
  • выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях
  • участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления
  • присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий
  • присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях)
  • знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов
  • участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям
  • обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
  • присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии

В день голосования доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя. Они могут присутствовать в день голосования на избирательном участке для контроля за процессом голосования, и обладают другими правами наблюдателя.

  • участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации
  • вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий
  • расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня
  • заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах
  • выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней
  • осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц
  • осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом
Читать еще:  Как восстановить водительские права на управление ТС?

Порядок выдвижения кандидата в Президенты РФ и процедура выборов

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.

Президентом Российской Федерации (далее – Президент РФ) может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Не может быть выдвинут кандидатом, гражданин РФ, не имеющий права быть избранным Президентом РФ.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не позднее чем через 20 дней, со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ обращается в Центральную избирательную комиссию РФ (далее – ЦИК РФ) с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. Уполномоченные представители политической партии не позднее чем через 25 дней после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ представляют в ЦИК РФ решение съезда политической партии о выдвижении кандидата.

ЦИК РФ обязана в день поступления документов, выдать кандидату, уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока подтверждение их получения в письменной форме.

Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения и наоборот.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем регистрации уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, группы избирателей. До регистрации уполномоченных представителей сбор подписей избирателей не допускается.

После окончания сбора подписей избирателей уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или его доверенные лица подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту РФ, где осуществлялся их сбор, количество собранных подписей избирателей, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями политической партии, избирательного блока либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом.

ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата, ЦИК РФ обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения ЦИК РФ с изложением оснований отказа.

Решение ЦИК РФ о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 дней.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации ЦИК РФ передает в средства массовой информации. Территориальные избирательные комиссии не позднее, чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене.

Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента РФ по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Кандидат вправе в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств – не позднее, чем за 1 день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в ЦИК РФ. Политическая партия, избирательный блок по решению органа, выдвинувшего кандидата, вправе в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования на общих выборах отозвать этого кандидата, подав письменное заявление об этом в ЦИК РФ. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полученного заявления ЦИК РФ в течение суток принимает решение об аннулировании регистрации подавшего заявление кандидата.

Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента РФ по решению ЦИК РФ откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции “Против всех кандидатов”. Каждый избиратель голосует лично. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный стационарный ящик для голосования.

На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов РФ, из территориальных избирательных комиссий ЦИК РФ после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента РФ.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней обнаруженных в ящиках для голосования.

Президент РФ, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ. При проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, – на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector