Какие штрафы нужно оплатить при позднем уведомлении о КИК?
Prokurors.ru

Юридический портал

Какие штрафы нужно оплатить при позднем уведомлении о КИК?

Какие штрафы нужно оплатить при позднем уведомлении о КИК?

Какие штрафы нужно оплатить при позднем уведомлении о кик, за какой период нужно будет уплатить налог и по каким ставкам? Какую отчетность при этом нужно предоставить по кик и кем она заверяется?

КИК существует уже давно (скажем с 2010 г), и сроки уведомления прошли – нужно ли будет уплачивать налоги за прошедшие периоды или же будет только штраф (100 ты₽)?

И если нужно предполагать уплату налогов за прошедшие периоды, то за какие – с самого начала существования(участия в) КИК?

Ответы юристов ( 1 )

за непредставление (несвоевременное представление) уведомления о контролируемых иностранных компаниях либо за недостоверность сведений в нем налоговая инспекция может оштрафовать контролирующее лицо по статье 129.6 Налогового кодекса РФ.
Размер штрафа составляет 100 000 руб. по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные данные (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Уведомление об участии в иностранной организации должны подавать как юридические, так и физические лица. Основанием для этого является любое из следующих событий:

учреждение иностранной структуры без образования юридического лица;
участие в иностранной организации с долей более 10 процентов;
изменение размера доли участия в иностранной организации, хоть уведомление об участии уже подавали ранее. Даже если размер доли менялся неоднократно в течение месяца.
То есть контролирующие лица в эту категорию попадают в любом случае.
Это следует из подпунктов 1 и 2 пункта 3.1 статьи 23, подпункта 1 пункта 1 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 23 августа 2016 г. № 03-01-23/49321 и ФНС России от 15 июня 2016 г. № ЕД-3-13/2683.

Когда подать
По общему правилу для граждан и организаций сдавать уведомление нужно в течение трех месяцев с даты, когда возникло основание для подачи. Эту дату можно взять из правоустанавливающих документов иностранного государства. Для чего бухгалтеру их нужно иметь уже с переводом на русский язык. А сами документы ему должны предоставить юристы компании, которые разъяснят, как их правильно читать.
Специальные правила есть для физических лиц, которые на момент возникновения оснований для подачи еще не были налоговыми резидентами России, а стали ими по итогам года. Такие лица обязаны подать уведомление до 1 марта года, следующего за тем, на 31 декабря которого они:
стали налоговыми резидентами России,
имеют долю в иностранной организации более 10 процентов либо
учредили иностранную структуру без образования юридического лица.
Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.
Если после подачи уведомления доля изменилась в большую или меньшую сторону, повторно подайте уведомление. Например, российская организация приобрела акции иностранной компании. Доля участия в этой компании составила 11 процентов. В установленный срок российская организация подала уведомление об участии в иностранной компании. Через месяц организация купила еще акции этой же компании. Доля ее участия составила уже 60 процентов. Организация повторно подала уведомление. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 23 августа 2016 г. № 03-01-23/49321 и ФНС России от 15 июня 2016 г. № ЕД-3-13/2683.
Если организация (гражданин) полностью прекращает участие в иностранной организации (структуре), также сообщите об этом в налоговую инспекцию. Проинформируйте инспекцию в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия. Исключение – лица, которые участвуют в иностранных организациях только через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких российских публичных компаниях.
Это следует из положений абзацев 4 и 5 пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Куда подать
Уведомление об участии в иностранных организациях подайте в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (местожительству).

По какой форме подать
Организации подают уведомление исключительно в электронном виде. А вот граждане – по своему усмотрению: в электронной форме или на бумаге (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 25.14 НК РФ).
Форма и электронный формат уведомления, а также порядок их заполнения и представления утверждены приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

В уведомлении укажите:
дату, с которой возникло основание для подачи уведомления;
наименование иностранной организации (структуры);
регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации), ее адрес;
организационную форму иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об ее учреждении, дату учреждения (регистрации), регистрационный номер (иной идентификатор);
долю участия в иностранной организации;
информацию о том, является ли учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры.

Отчет по налогам
Контролирующее лицо обязано отчитаться по доходам контролируемой иностранной компании. Специальные формы отчетности для этих целей не предусмотрены. Поэтому организации заявляют такие доходы в декларации по налогу на прибыль, а граждане – в декларации по форме 3-НДФЛ.
Чтобы подтвердить прибыль контролируемой иностранной компании, которую заявили в декларации, приложите:
финансовую отчетность контролируемой иностранной компании или иные документы, которые подтвердят доход;
аудиторское заключение финансовой отчетности, если проводили обязательный или добровольный аудит.
Не забудьте эти документы перевести на русский. Нотариально заверять перевод и проставлять на документах апостиль не нужно. Налоговую отчетность контролируемой иностранной компании и сам расчет прибыли к декларации не прикладывайте, но их инспекторы могут попросить при проверке. Это следует из пункта 5 статьи 25.15, абзаца 2 пункта 2 статьи 309.1 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения в пункте 26 письма Минфина России от 10 февраля 2017 № 03-12-11/2/7395.

27.03.2019

Как снизить штраф за непредставление уведомления о КИК

Исходя из сложившейся судебной практики снизить штраф за непредставление уведомления о КИК возможно. Суд снизил размер штрафа, приняв во внимание следующие обстоятельства: совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла и совершение правонарушения по неосторожности; самостоятельно обнаруженное нарушение и добровольное исполнение обязанности; отсутствие каких-либо негативных последствий в отношении бюджета, так как прибыль КИК освобождена от налогообложения; несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения; признание компанией своей вины в допущенном правонарушении. Последнее основание очень интересно.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 09АП-8901/2019
г. Москва Дело № А40-264248/2018
26 марта 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС
России № 34 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2019 по делу № А40-
264248/2018, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (140-5815)
по заявлению: акционерного общества «Инспекторат Р»
к Инспекции Федеральной налоговой службе № 34 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: Кудряшов С.В. по доверенности от 15.02.2019;
от заинтересованного лица: Шилин А.А. по доверенности от 09.01.2019;
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2019, принятым по
настоящему делу, частично удовлетворены требования акционерного общества
«Инспекторат Р» о признании недействительным решение Инспекции Федеральной
налоговой службе № 34 по г. Москве от 30.07.2018 № 2243 в части привлечения к
ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 100 000 руб., суд уменьшил сумму
штрафа до 25 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция Федеральной налоговой
службы № 34 по г. Москве (далее – Инспекция, налоговый орган) в Девятый
арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его
отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправомерное снижение судом
первой инстанции назначенных налоговым органом штрафных санкций, поскольку
снижение судом штрафов более чем в четыре раза нарушает принцип соразмерности и
справедливости наказания.

2 А40-264248/18
Представитель акционерного общества «Инспекторат Р» (далее – Общество,
заявитель) в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам
отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции рассмотрено и
удовлетворено заявленное представителем АО «Инспекторат Р» ходатайство о
процессуальном правопреемстве в связи с его реорганизацией, поскольку в силу части
1 статьи 48 АПК РФ правопреемство возможно на любой стадии арбитражного
процесса; произведена замена АО «Инспекторат Р» (ОГРН 1027739410148) на
правопреемника АО «Бюро Веритас Русь» (ОГРН 1037739532995).
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и
268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей
сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы
апелляционной жалобы и отзыва на неё, считает, что оснований для отмены или
изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в связи с обнаружением фактов,
свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации
(далее – НК РФ, Кодекс) налоговых правонарушений, а именно неправомерным
непредставлением в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган
уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2016 год, Инспекцией
составлен акт от 13.06.2018 № 5445, и по результатам рассмотрения материалов
налогового контроля вынесено решение от 30.07.2018 № 2243 о привлечении Общества
к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренной пунктом 1 статьи
129.6 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением УФНС России по г.Москве от 18.09.2018 № 21-19/198616, принятым
по итогам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции
оставлено без изменения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь
положениями статей 24, 112, 114, 123 НК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной
в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П,
а также разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых
вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой
Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВАС РФ
от 30.07.2013 № 57), исходя из принципов индивидуализации и соразмерности
наказания, пришел к выводу о наличии оснований для снижения заявителю размера
штрафа до 25 000 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции
сделаны с учетом конкретных обстоятельств данного дела, на основании полной и
всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное
деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена
ответственность (статья 106 НК РФ).
При назначении наказания учитывается характер совершенного
правонарушения, личность правонарушителя, а также основания, позволяющие
индивидуализировать наказание – обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность.
Смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового
правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим
дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение в
порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства
размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с
3 А40-264248/18
размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункт 3 статьи 114 НК
РФ).
Применяя к рассматриваемым правоотношениям постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, суд первой
инстанции обоснованно исходил из того, что санкции штрафного характера исходя из
общих принципов права должны отвечать вытекающим из Конституции Российской
Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости,
предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное
деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и
характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных
существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении
взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере
относятся к физическим и юридическим лицам.
Как следует из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при
применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской
Федерации», если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за
налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих
ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 НК РФ), суд при определении
размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114
НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с
предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный
предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих
обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества
смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его
материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
Прямого запрета на снижение размера штрафа судом в том случае, если даже
смягчающие обстоятельства были учтены налоговым органом при вынесении решения,
действующее налоговое законодательство не содержит.
Следовательно, размер взыскиваемого штрафа за совершение налогового
правонарушения может быть снижен арбитражным судом и в том случае, если
смягчающие обстоятельства уже были учтены налоговым органом при вынесении
решения о привлечении к ответственности.
Предельного размера уменьшения суммы штрафной санкции законодатель не
установил.
Из системного толкования статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ следует,
что примененная налоговым органом мера ответственности за совершение конкретного
правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и
объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает
по своему внутреннему убеждению.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, оценив обстоятельства
совершенного заявителем правонарушения и его характер, личность правонарушителя,
а также представленные заявителем доказательства, пришел к обоснованному и
объективному выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и
возможности снижения размера наложенного по оспариваемому решению штрафа, что
соответствует требованиям разумности и справедливости.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, суд признал
совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла и совершение
правонарушения по неосторожности, самостоятельно обнаружил нарушение
(неуведомление), и направил Уведомление (29.03.2018); отсутствие каких-либо
4 А40-264248/18
негативные последствия в отношении бюджета, прибыль контролируемой иностранной
организации в данном деле (ТОО «Казинспекторат») освобождена от налогообложения
в силу прямой нормы Налогового кодекса – пп.2 п.1 ст.25.13-1 НК РФ (дочерняя КИК
является компанией члена Евразийского экономического союза – Республики
Казахстан); несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения;
признание заявителем своей вины в допущенном правонарушении.
В соответствии с АПК РФ право оценки доказательств по делу и определения
размера санкции с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим
ответственность предоставлено судам первой и апелляционной инстанций.
Суд первой инстанции обоснованно воспользовались предоставленным им
правом, признав вышеуказанные обстоятельства смягчающими ответственность,
снизил размер штрафа по пункту 1 статьи 129.6 НК РФ до 25 000 руб.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о снижении суммы
штрафа за совершенные правонарушения до 25 000 руб., суд апелляционной инстанции
признает правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты по иным делам судом
апелляционной инстанции отклоняется. Принятие судебных актов по другим спорам не
свидетельствует о преюдициальном значении этих судебных актов применительно к
рассматриваемому спору. Арбитражный суд при рассмотрении дела не связан
выводами судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и
толковании правовых норм.
При наличии указанных обстоятельств оснований для отмены или изменения
решения суда первой инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные налоговым
органом в отзыве на заявление в суде первой инстанции, которые были предметом
всестороннего и полного рассмотрения в суде первой инстанции. Указанным доводам
дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается суд апелляционной
инстанции.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений
норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта,
проверкой не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в
соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который
освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
заменить акционерное общество «Инспекторат Р» (ОГРН: 1027739410148) на
акционерное общество «Бюро Веритас Русь» (ОГРН: 1037739532995) в порядке
процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.01.2019 по делу № А40-
264248/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном
объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: С.М. Мухин
Судьи: В.И. Попов
Л.Г. Яковлева

Читать еще:  Госпошлина за гражданство 2018

Какие меры ответственности может повлечь несоблюдение норм НК РФ о КИК?

Глава 16 НК РФ дополнена новыми статьями 129.5, 129.6, пунктом 1.1 статьи 126 и пунктом 2.1 статьи 129.1 следующего содержания:

Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – организациями, но не менее 100 000 рублей.

ВАЖНО: При вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 – 2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 НК РФ, не применяется.

Положения статьи 129.5 НК РФ применяются при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды начиная с 2018 года.

Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях

1. Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Читать еще:  Как оплатить половину штрафа, не дожидаясь решения суда?

2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Статья 126, пункт 1.1 (касается непредставления финансовой отчетности и аудиторского заключения, а также иных документов)

Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

Статья 129, пункт 2.1 (касается непредставления сведений об участниках иностранной организации, владеющей недвижимым имуществом в РФ)

Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком – иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Безотносительно к штрафным санкциям, установленным НК РФ за нарушение правил о КИК, существует уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и организации (ст. 199 УК РФ), а также за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) в крупном или особо крупном размере.

Уклонение от уплаты налогов может быть связано, в том числе, и с невключением прибыли КИК в налоговую базу по соответствующему налогу (например, в результате сокрытия или искажения информации о КИК).

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Как амнистия может спасти от штрафа в 200 000 рублей

Какую отчетность сдают владельцы иностранных компаний

Налоговым законодательством предусмотрены две формы отчетности, обязательные к представлению владельцами иностранных компаний:

Форма отчетности

Кто подает

Сроки подачи

Ответственность за неподачу

Уведомление об участии в КИК

Участник с долей владения более 10% (пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ)

Не позднее 3 месяцев с момента начала участия (или изменения доли) (п. 3 ст. 25.14 НК РФ)

50 000 руб. в отношении каждой иностранной организации (п. 2 ст. 129.6 НК РФ)

Уведомление о КИК

Участники с долей владения более 25% (такие участники признаются контролирующими лицами).

Ели суммарная доля владения других участников, являющихся налоговыми резидентами РФ, превышает 50%, то достаточно доли участия в размере 10% для признания лица контролирующим.

(п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Ежегодно до 20 марта года, следующего за годом признания дохода у контролирующего лица (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

100 000 руб. в отношении одной иностранной организации (п. 1 ст. 129.6 НК РФ)

Подчеркиваем, что даже если иностранная компания убыточная или фактически не ведет деятельность, это не освобождает контролирующее лицо от обязанности ежегодной подачи в налоговый орган уведомления о КИК до 20 марта (Письмо Минфина России от 08.12.2017 № 03-12-11/2/85290, Письмо Минфина России от 17.04.2018 № 03-12-12/2/25706).

Ситуация из жизни

Физическое лицо, гражданин РФ, в 2009 году приобрел иностранную компанию. В 2015 году данный гражданин подал уведомление об участии в КИК в налоговую инспекцию по месту жительства. Компания фактически не ведет никакую деятельность, и владелец иностранной компании не подавал уведомления о КИК, ошибочно полагая, что такая обязанность у него отсутствует, поскольку нет прибыли. В 2018 году налоговый орган присылает требование о предоставлении пояснений в отношении того, по каким причинам не сдавались уведомления о КИК за 2015 и 2016 гг.

В настоящее время в России проходит второй этап амнистии капиталов (в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – «Федеральный закон № 140-ФЗ»). Согласно п. 3.2 ст. 25.14 НК РФ уведомление о КИК не считается представленным с нарушением срока, если такое уведомление подано вместе со специальной декларацией, представленной в рамках налоговой амнистии.

Поможет ли участие в налоговой амнистии избежать штрафа по 100 000 рублей за каждое не поданное уведомление о КИК?

Может ли спасти амнистия

Статьей 4 Федерального закона № 140-ФЗ физическим лицам, участвующим в декларационной кампании (декларантам), предоставляются определенные гарантии, среди которых освобождение от ответственности за налоговые правонарушения в отношении КИК, отраженных в специальной декларации, поданной в рамках амнистии капиталов.

Вместе с тем, гарантии не предоставляются, если на дату подачи специальной декларации начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении и (или) начата выездная налоговая проверка (пп. 3 п. 8 ст. 4 Федерального закона №140-ФЗ).

Что касается выездной налоговой проверки, то срок ее проведения исчисляется с момента вынесения решения о назначении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). Налоговым законодательством не предусмотрен срок уведомления налогоплательщика о вынесении решения (Письмо ФНС от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936@).

Касаемо документального оформления производства по делу о налоговом правонарушении, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней с момента выявления составляется акт, подлежащий вручению лицу, совершившему правонарушение (п. 1, 4 ст. 101.4 НК РФ).

Таким образом, лицо не может воспользоваться гарантиями в рамках налоговой амнистии, если у него имеется решение о назначении выездной налоговой проверки либо акт об обнаружении фактов, свидетельствующих об обнаружении налоговых правонарушений. В рассматриваемой же ситуации физическим лицом получено требование о предоставлении пояснений. Данное требование не может свидетельствовать о том, что в отношении физического лица началась выездная налоговая проверка или начато производство по делу о налоговом правонарушении.

Исходя из этого, если гражданин успеет подать специальную декларацию в рамках налоговой амнистии, приложив к ней уведомления о КИК за 2015 и за 2016 гг. до того момента, как будет составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, то он будет освобожден от штрафов в общей сумме 200 000 рублей.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО КИК В РФ: Требования, санкции и что делать, чтобы избежать штрафов по КИК

Давайте разберемся в Законе о контролируемых иностранных компаниях

1. Что такое КИК в России?

Для российских собственников, владеющих иностранными компаниями и ведущим международный бизнес, давно знаком термин КИККонтролируемая Иностранная Компания.

В целях борьбы с выведением капитала в офшоры (или просто за границу), в конце 2014 года в России были внесены изменения в Налоговый кодекс (Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ), которые предусмотрели для россиян обязанность отчитываться о наличии иностранных компаний и платить налоги с прибыли таких компаний, даже не распределенной.

На момент принятия закона о КИК у налоговой России не было эффективного инструмента для контроля за его исполнением – фактически, налоговая могла узнать о наличии у россиян иностранных счетов или компаний только случайно.

Уже в сентябре 2018 ситуация изменится – благодаря автоматическому обмену налоговыми данными CRS с более чем 110 странами (включая офшоры), налоговые органы РФ смогут ежегодно получать информацию о наличии у россиян иностранных компаний. Это делает особенно актуальным вопрос с КИК для всех собственников иностранных компаний в России, без исключения.

Читать еще:  Как вернуть обратно сломанный подменный телефон?

2. Что нужно знать о КИК: основные понятия

На первый взгляд, вопрос с КИК, как многие другие аспекты современных налогов, может запутать даже опытного бизнесмена. Наиболее правильным решением будет получить квалифицированную налоговую или юридическую консультация по КИК, но до этого важно знать несколько ключевых понятий.

Что же вообще такое Контролируемая Иностранная Компания (КИК)?

Контролируемой иностранной компанией (КИК), как правило, признается иностранная организация, у которой нет статуса налогового резидента РФ, при условии наличия такого статуса у контролирующих лиц такой организации. При этом, организационно правовая форма не имеет значения – это может быть ООО или аналоги, Корпорации, Международные компании или любые другие структуры, в том числе без образования юридического лица (например, трасты, партнерства, фонды и т.д.)

Вторым по важности является понятие контролирующего лица. Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ, который обладает долей участия в иностранной компании (организации) более 25%.

Отдельно от контролирующего лица стоят участники иностранных организаций. Фактически, любое лицо с долей в иностранной организации является её участником, но особо стоит выделить лиц, которые владеют долей более 10%. Такие участники еще не имеют статуса контролирующего лица, но уже имеют определенные обязанности по подаче документов о КИК.

3. Основные требования по КИК: какие документы нужно подавать по КИК в России?

Как правило, юридическая консультация по КИК включает вопрос, который волнует всех российских собственников КИК – какие документы нужно подавать по КИК в России?

Физические лица налоговые резиденты России, в собственности которых есть КИК, должны уведомить налоговый орган РФ по месту жительства:

  • об участии в иностранной организации (если доля участия более 10%) – в течение трех месяцев с даты возникновения (изменения) участия в компании;
  • о КИК, в которых физлицо является контролирующим лицом (если доля участия более 25%) – не позднее 20 марта года следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

Если КИК имеет на территории РФ недвижимое имущество, которое является объектом налогообложения налогом на имущество организаций в РФ – иностранной компании необходимо предоставить в налоговый орган по месту регистрации недвижимого имущества сведения об участниках (владельцах) компании.

4. Налоги по КИК в РФ: какие налоги применимы к собственникам КИК?

Прибыль контролируемой иностранной компании (КИК), определяемая в соответствии с НК РФ, приравнивается к прибыли организации или доходу физических лиц, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании.

В целом, прибыль КИК должна учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, которые являются контролирующими лицами в отношении этой контролируемой иностранной компании (КИК) в соответствии с главой 23 НК РФ (НДФЛ), либо в соответствии с главой 25 НК РФ (Налог на прибыль организаций), если контролирующее лицо – организация, а не физическое лицо. При этом, прибыль будет учитываться пропорционально доли участия Лица в КИК.

Таким образом, какого то отдельного налога для КИК в России не предусмотрено, но прибыль КИК напрямую влияет на размер налогов у контролирующий лиц такой компании. Если контролер иностранной компании является физическим лицом, у него возникает обязанность оплатить НДФЛ с учетом прибыли КИК. Если контролер КИК является организацией, то у такой организации увеличивается размере Налога на прибыль организаций.

5. Налоговая отчетность по КИК в РФ: что и когда подавать?

Физические лица, признаваемые контролирующими лицами иностранной организации, должны учитывать прибыль, полученную такой КИК, в своих доходах для целей налогообложения согласно НК РФ.
При признании физического лица – налогового резидента РФ, контролирующим лицом, у него появляются следующие обязанности по КИК (помимо подачи соответствующих уведомлений):

  • представить в налоговый орган РФ декларацию по НДФЛ в срок до 30 апреля года следующего за годом учета прибыли КиК в доходах, подлежащих налогообложению НДФЛ;
  • вместе с декларацией представить в налоговый орган РФ финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение, а при отсутствии отчетности – иные документы, подтверждающие размер прибыли КИК;
  • уплатить НДФЛ с прибыли КИК в Российской Федерации по ставке 13% в срок до 15 июля года следующего за декларируемым годом получения прибыли КИК

Все указанные выше обязанности возникают в случае, если прибыль КИК подлежит учету в качестве дохода по НДФЛ и не попадает под условия освобождения прибыли от налогообложения в РФ.

6. Освобождение от налогов по КИК: можно ли избежать собственникам КИК избежать налогов в РФ?

Хорошей новостью для собственников иностранных компаний будет то, что при определенных условиях возможно освобождение прибыли КИК от налогообложения в РФ.

Первое возможное условие для освобождения КИК от налогов в РФ – минимальный размер прибыли от КИК, учитываемый при налогообложении в РФ. НК РФ устанавливает, что прибыль КИК учитывается для налогов лишь в том случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии с НК РФ, составила более 10 000 000 рублей (за 2017 год). Для 2015 и 2016 годов установлены другие допустимые размеры прибыли: 50 млн рублей за 2015 год и за 2016 год – 30 млн рублей. Если прибыль иностранной компании будет меньше указанных сумм – можно избежать налогов по КИК в РФ.

Второе возможное условие освобождения КИК от налогов в РФ – от налогов освобождается прибыль активной КИК. Активной КИК признается иностранная организация, у которой доля пассивных доходов (дивиденды, доходы от аренды имущества, доходы от бухгалтерских, консультационных, юридических, рекламных, маркетинговых услуг, проценты, роялти, доходы от продажи акций, доходы от реализации недвижимости, инжиниринговые и опытно-конструкторские работы, научно исследовательские работы), за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации.

Для применения освобождения от налогообложения контролирующее лицо должно представлять в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения.

7. Штрафы и санкции по КИК: что делать, чтобы избежать штрафов по КИК

Штрафы и санкции по КИК зависят от типа нарушения по КИК. За непредставление уведомлений и неуплату налогов по КИК установлена разная ответственность.

Неправомерное непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления:

  • об участии в иностранных организациях или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 руб. по каждой иностранной организации.
  • о КИК за календарный год или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб. по каждой контролируемой иностранной организации;

Кроме того, с 1 января 2018 возможно привлечение к ответственности за неуплаченный налог с прибыли КИК по в размере 20% от суммы неуплаченного налога с прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей.

За неуплату НДФЛ путем занижения налоговой базы по НДФЛ предусмотрена также уголовная ответственность (для физических лиц ответственность наступает по ст. 198 НК РФ от суммы неуплаченных налогов 900 000 рублей и более).

При этом, оплата штрафов не освобождает собственников КИК от обязанности подать соответствующие уведомления или заплатить налоги

8. Налоговая амнистия собственникам КИК: как успеть и что делать?

Многие собственники иностранных компаний пропустили время или умышленно отказались от раскрытия информации о наличии КИК, когда законодательство о КИК только было принято. Тем не менее, у собственников КИК еще есть время для того, чтобы избежать негативных последствий.

Хорошей новостью для собственников КИК стал Федеральный закон от 19.02.2018 N 34-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)”, который предусматривает т.н.

Вторую амнистию капиталов, при отражении в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях (КИК), о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом, декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.

Чтобы попасть под вторую амнистию капиталов нужно подать специальную декларацию и все просроченные уведомления в срок с 01.03.2018 по 28.02.2019. Специалисты SBSB будут рады помочь Вам в подготовке и подаче всех необходимых документов

9. Юридические услуги по КИК, чем мы можем помочь

Обратившись в SBSB вы гарантированно получите квалифицированную юридическую консультацию по КИК.

Наши специалисты помогут проанализировать существующую структуру компаний, ознакомят вас с обязательствами физического лица – налогового резидента РФ как контролирующего лица КИК или просто участника иностранной компании, помогут рассчитать налоги по КИК и подготовить всю необходимую документацию и отчетность.

Компания SBSB оказывает полный спектр юридических услуг по кик, и станет надежным партнёром для вас и вашего бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector