Каков порядок присвоения званий офицерам запаса?
Prokurors.ru

Юридический портал

Каков порядок присвоения званий офицерам запаса?

Каков порядок присвоения званий офицерам запаса?

статьей 57 «Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе» Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 16.12.2019) “О воинской обязанности и военной службе”;

статьей 24 «Сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе» и статьей 25 «Порядок восстановления в воинском звании» Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 21 февраля 2019 г.).

Порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены:

но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

п.1 статьи 57 «Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе» Федерального закона № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”

Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено:

если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование)

для призыва на военную службу по мобилизации

на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе,

а очередное воинское звание, кроме того, – по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании.

При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено:

после прохождения им военных сборов и

сдачи соответствующих зачетов либо

в аттестационном порядке.

Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ “Обозник”. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Правомерно ли присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе?

Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, “не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично – ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”*(3).

Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, – в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, – присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, – по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос – пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи – один год;
в) сержант или старшина 1 статьи – два года;
г) старший сержант или главный старшина – три года;
д) прапорщик или мичман – три года;
е) младший лейтенант – два года;
ж) лейтенант – три года;
з) старший лейтенант – три года;
и) капитан или капитан-лейтенант – четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга – пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга – шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, – лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, – младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
– до старшины или главного корабельного старшины включительно – военным комиссаром;
– до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно – военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно – Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно – при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно – при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно – остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания – это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.

В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
– наличие статуса военнослужащего;
– фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
– истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное воинское звание.

Читать еще:  Как снять с регистрационного учета и выселить прописанного человека?

Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы – военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).

В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.

В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы – это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.

Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий – это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов – это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву – как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) – как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук

“Право в Вооруженных Силах”, N 9, сентябрь 2010 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 24 Октябрь 2018 в 16:03 и находится в рубриках Новости, Современность.

Глава III ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 22. Общие условия присвоения специальных званий

Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.

В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.

Специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.

Запрещается устанавливать условия присвоения очередных специальных званий, не предусмотренные настоящим Положением.

Статья 23. Сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава:

в звании рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции – один год;
в звании младшего сержанта полиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции – один год;
в звании сержанта полиции, сержанта внутренней службы, сержанта юстиции – два года;
в звании старшего сержанта полиции, старшего сержанта внутренней службы, старшего сержанта юстиции – три года;
в звании прапорщика полиции, прапорщика внутренней службы, прапорщика юстиции – пять лет.

Сроки выслуги в звании старшины полиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика полиции, старшего прапорщика внутренней службы и старшего прапорщика юстиции не устанавливаются.

Статья 24. Сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава:
в звании младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции – один год;
в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции – два года;
в звании старшего лейтенанта полиции, старшего лейтенанта внутренней службы, старшего лейтенанта юстиции – три года;
в звании капитана полиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции – три года;
в звании майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции – четыре года;
в звании подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции – пять лет.

Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции устанавливается в один год.

Читать еще:  Возврат бракованной радиоуправляемой машинки при потере коробки

Сроки выслуги в званиях полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.

Статья 25. Присвоение специальных званий младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции

Первые специальные звания младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции присваиваются:
а)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, окончившим специальные курсы Министерства внутренних дел Российской Федерации по программе, утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации, средние специальные учебные заведения других министерств и ведомств и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
б)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, обучающимся на последних курсах высших или средних специальных учебных заведений, а также имеющим незаконченное высшее образование (не ниже третьего курса) и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
г)слушателям и курсантам высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также студентам специальных факультетов высших учебных заведений при переводе их на последний курс.

Статья 26. Присвоение специальных званий лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции

Специальные звания лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваиваются:
а)младшим лейтенантам полиции, младшим лейтенантам внутренней службы, младшим лейтенантам юстиции по истечении установленного настоящим Положением срока выслуги в специальном звании, а окончившим высшие учебные заведения – независимо от срока выслуги в этом звании;
б)сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, окончившим высшие учебные заведения либо средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)лицам, окончившим по очной форме обучения высшие или средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г)гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Статья 27. Присвоение очередных специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются:
а)до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно – заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации;
б)до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно – Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации, а также в порядке, установленном статьей 20 настоящего Положения.

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава слушателям, адъюнктам и докторантам учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации присваиваются в соответствии со штатными должностями, которые они занимали до поступления на учебу, без учета изменений специальных званий в штатах по этим должностям, внесенных после поступления на учебу; по окончании учебного заведения, адъюнктуры, докторантуры – при соответствии очередных специальных званий званиям по штатным должностям, на которые сотрудники назначаются по окончании учебы.

Статья 28. Присвоение специальных званий при перемещении из одной службы в другую

Сотрудникам органов внутренних дел, перемещенным из одной службы (подразделения) в другую, для личного состава которой установлены иные специальные звания, такие звания присваиваются в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Положения. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания.

Статья 29. Присвоение специальных званий гражданам, состоящим в запасе, при поступлении на службу

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после назначения его на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию.

При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.

Статья 30. Присвоение специальных званий досрочно или на ступень выше

Очередное специальное звание начальствующего состава может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей.

При этом специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются начальниками, указанными в части четвертой статьи 22 настоящего Положения, а среднего и старшего начальствующего состава – Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальное звание присваивается досрочно в пределах звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, а сотрудникам органов внутренних дел, имеющим ученую степень или ученое звание, может быть присвоено на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).

Статья 31. Исчисление сроков выслуги в специальном звании

Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника органов внутренних дел в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании.

Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем специальном звании. При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания.

Статья 32. Задержка в присвоении очередных специальных званий

Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.

Статья 33. Снижение в специальном звании и лишение специального звания

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится только Министром внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании, независимо от занимаемой штатной должности, приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.

До восстановления сотрудника органов внутренних дел в прежнем специальном звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.

Сотрудники органов внутренних дел, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов “в отставке”, могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.

Возраст офицеров запаса, порядок снятия с учета

Офицер запаса – это военнообязанный гражданин РФ, достигший соответствующего звания, но не являющийся действующим военным служащим. Перевод в запас нельзя путать с увольнением вследствие достижения возрастного предела службы или по причине профнепригодности. Пребывание в запасе сохраняет статус военнослужащего, а значит, «запасник» обязан прибыть на место военно-полевых сборов и всеобщей мобилизации в соответствии со статьей 53 «Состав запаса» Федерального закона № 53 «О воинской обязанности и воинской службе» в редакции от 27 декабря 2018 года. Граждане в запасе — это кто подробно будет описано в этом материале. Но важно понимать, в отставке и в запасе — в чем разница этих понятий.

Кто относится к офицерам запаса

К офицерскому составу относятся следующие звания:

Младшие офицеры Младший лейтенант
Лейтенант
Старший лейтенант
Капитан
Старшие офицеры Майор
Подполковник
Полковник
Высшие офицеры Генерал-майор
Генерал-лейтенант
Генерал-полковник
Генерал армии
Маршал Российской Федерации

Офицеры, которые состоят в резерве, считаются военнообязанными, а не уволенными.

В армейском резерве военнослужащие могут оказаться ввиду обнаружения проблем со здоровьем, которые не позволяют нести полноценную службу. При этом они могут оказать содействие при открытых военных конфликтах.

Классы и разряды офицеров в запасе

Все граждане, регистрируемые в качестве военнослужащих, делятся на особые категории по результатам прохождения военной медкомиссии, возрасту и учетной специализации. Совокупность данных параметров призвана установить приоритет призывника в случае военной тревоги или всеобщей мобилизации:

  1. К 1 классу относятся все граждане, не имеющие ограничений для прохождения дальнейшей службы. При мобилизации войск они призываются первым эшелоном.
  2. Ко 2 классу относятся военнослужащие, которым присвоена категория профпригодности «В».
  3. 3 класс присваивается женщинам, выполняющим учетные и подобные им обязанности.

Состав резерва Вооруженных сил РФ разделяется на разряды относительно возрастных параметров:

Воинское звание участников запаса Возрастные ограничения участников запаса
I разряд II разряд III разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины До 35 лет До 40 лет До 50 лет
Младшие офицеры, мичманы и прапорщики До 45 лет До 50 лет До 55 лет
Майоры, капитаны 2 и 3 ранга, подполковники До 50 лет До 55 лет До 60 лет
Полковники, капитаны 1 ранга До 55 лет До 60 лет
Высшие офицеры До 60 лет До 65 лет

Ответственность и обязанности офицеров-запасников

Офицеры, числящиеся в резерве, также имеют ряд обязанностей перед армией. Они регулярно должны являться на военно-полевые сборы, повышая тем самым свою квалификацию. Такие мероприятия проводятся один раз в 3–4 года и могут длиться несколько месяцев в зависимости от характера и специфики обучения.

Однако не весь офицерский состав обязан посещать подобные военные сборы. От них освобождены следующие категории граждан:

  • женщины;
  • учащиеся на очном или заочном отделении высшего образовательного учреждения;
  • представители правоохранительных органов;
  • кормильцы многодетных семей (три и более несовершеннолетних ребенка на попечении);
  • служащие гражданского флота;
  • граждане, имеющие депутатский мандат.

Освобождение от сборов может иметь и иные основания по решению военного комиссара. Также, если, например, лейтенанта запаса, призовут на срочные сборы по общественной мобилизации, он не имеет права игнорировать подобные сигналы.

Офицеры в резерве имеют право повышать свои профессиональные навыки и получать более высокие звания.

До какого возраста офицер числится в запасе

Призыв офицеров запаса на обязательный служебный сбор происходит до достижения ими максимально возможного возрастного порога. Процедура и сроки увольнения из резерва подробно прописаны в законе Ф3-53. Возрастные границы для военнообязанного в резерве определяются совокупностью таких показателей, как возраст служащего, его категория и разряд относительно звания:

  1. Младшие офицеры. Категория включает офицеров-запасников, чей ранг не превышает капитанского звания.
  2. Автоматически удаляются из учетной базы офицеры, которые были уволены из армии по собственному желанию после исполнения 45 лет.
  3. Когда в звании офицера служит мужчина, не проходивший срочной службы, но являющийся выпускником военной кафедры вуза, возраст увольнения из запаса определяется сроками от 45 до 50 лет.
  4. Такой же порог назначается в отношении женщин в офицерских званиях.

Подробно о том, до какого возраста берут на сборы запасников, читайте в этой статье.

Процедура снятия с учета

Существует ряд причин для того, чтобы военнослужащий, находящийся в резервных списках, осуществил процедуру снятия с воинского учета:

  • срочная служба в армии;
  • ухудшение здоровья;
  • смена места жительства, в том числе переезд в другую страну;
  • достижение военнослужащим возрастного порога для службы в армии.

В каждом из этих случаев для увольнения из запаса необходимо следовать определенной инструкции.

Снятие с учета при переезде

В соответствии с действующим законодательством офицер обязан произвести процедуру снятия с регистрационного учета за 14 дней до момента смены места жительства. Для этого офицеру запаса необходимо в военкомате заполнить специальное заявление, в котором поясняются:

  • причины переезда офицера и его семьи;
  • новый адрес жительства офицера-запасника.

При этом представители военкомата могут запросить документацию, подтверждающую факт переезда: транспортные билеты, подтверждение регистрации на новом месте, справки с работы или учебы.

Если офицер запаса и члены его семьи прописаны при военной части, то для аннулирования регистрации необходимы следующие документы:

  1. Новая регистрация.
  2. Заявление, где указываются причины переезда и адрес места постоянного пребывания запасника, который должен соответствовать новой прописке.

После переезда офицер запаса обязан встать на воинский учет в военкомате по новому месту жительства. Если он не выполнит данного условия в течение 2 недель, сотрудники военкомата имеют право произвести списание штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

Снятие с учета по причине нарушения здоровья

Бывают ситуации, когда у офицера запаса возникают проблемы со здоровьем, несовместимые с прохождением службы в рядах армии. Зачастую речь идет о травмах или профессиональных заболеваниях, полученных непосредственно во время военной службы. Тогда военнослужащему необходимо пройти процедуру снятия с воинского учета.

Каждый военнообязанный гражданин обязан проходить военную медицинскую комиссию на предмет пригодности к армейской службе. Если во время освидетельствования были выявлены заболевания, несовместимые с военной службой, запасник получает категорию профпригодности «Д» и исключается из списков военнослужащих.

Снятие с учета по возрасту

Законодательство РФ регламентирует строгий порядок снятия с воинского учета по причине наступления максимального возраста для службы в армии. Правило распространяется как на мужчин, так и на женщин. Возраст снятия с воинского учета:

  • 55 лет – для представителей младшего офицерского состава;
  • 60 лет – для старшего офицерского состава;
  • 65 лет – для высшего офицерского состава.

Для женщин в офицерском звании назначен порог в 50 лет независимо от отношения звания к тому или иному офицерскому составу.

В данном случае процедура увольнения из запаса и военных структур происходит автоматически.

Необходимые документы

Чтобы сняться с воинского учета, офицеру-запаснику необходимы следующие документы:

  • бумага, подтверждающая наличие прописки или временной регистрации;
  • заявление по образцу военкомата.

В отношении каждого офицера запаса заявление о снятии с воинского учета рассматривается военным комиссаром или его уполномоченным заместителем в индивидуальном порядке. Вносятся необходимые пометки и штамп о снятии с учета, а также проставляется группа учета РА в военные билеты бывших военнослужащих.

Если у вас был опыт снятия с воинского учета в звании офицера в запасе, вы можете поделиться им в комментариях.

Воинские звания в армии занимают очень важное место, благодаря такому разделению соблюдается субординация между военнослужащими. Согласно званиям у военнослужащего появляется больше полномочий и возможностей. Существует регламентированный порядок присвоения воинских званий , соблюдение которого обязательно.

Каким образом присваиваются звания в армии

В армии РФ имеется две группы званий: корабельные и звания относящиеся к общим войскам. Порядок присвоения очередных воинских званий общевойсковым военнослужащим относится к военным, состоящим на службе в сухопутных войсках и в других воинских подразделениях. Корабельные чины имеют военные, состоящие на службе в ВМФ .

При прохождении службы в гвардейских частях или в составе военного флота, воинский чин имеет приставку «гвардии». Для военных медицинской службы или связанных с юстицией, добавляются приставки «мед. службы» и «юстиции». Кроме этого присвоенные звания остаются с военнослужащим на всю жизнь. Даже после оформления выхода на заслуженный отдых. В таком случае присваивается дополнение «в отставке».

Основанием для присвоения воинского звания в армии России считается:

  1. Призыв на службу в ряды ВС РФ для прохождения срочной службы или по контракту.
  2. Получение военной специальности после окончания среднего военного учебного заведения или академии.
  3. Наступлениеположенного срока для получения права на очередное повышение.
  4. Досрочное повышение по службе.
  5. Получение должности, при которой требуется иметь необходимое звание.
  6. Прохождение испытаний, при которых есть возможность получения повышения по службе.

Какие сроки присвоения существуют

Все имеющиеся звания в армии РФ делятся на три больших группы, которые отличаются правилами их присвоения.
К основным группам военнослужащих относятся:

  • рядовойсостав;
  • сержантский состав и старшины;
  • офицерский состав.

Для совершения очередного повышения имеются определенные сроки присвоения воинских званий, эти периоды очень четко соблюдаются, исключением может являться только получение повышения раньше срока, по определенным причинам. На продвижение по каждой очередной ступени в военной карьере отводится свой срок прописанный в документах.

Минимальный срок необходим для повышения рядового состава, в этом случае он составляет 5 месяцев. Другим группам военнослужащих присваиваются очередные повышения, согласно нормативным документам, но в них счет идет уже на года. Самый большой срок ожидания очередного воинского звания у полковника, он составляет 5 лет.

Порядок присвоения очередного воинского звания зависит не только от времени проведенного военнослужащим в рядах вооруженных сил армии РФ, но и от определенной должности, согласно которой может быть присвоен воинский чин. Военный может всю службу быть прапорщиком и так уйти в отставку, если не перейдет на другую должность, и не будет иметь соответствующего образования.

Сроки присвоения воинских званий офицерскому составу зависят от многих факторов. Получение очередного повышения связано с личными качествами офицера, его образованием. Младшего лейтенанта можно получить только после получения военной специальности или посещения военной кафедры во время учебы в гражданском ВУЗе, а для получения звания лейтенант придется послужить не менее 3-х лет в рядах ВС РФ.

Кроме этого в 2016 году был изменен порядок получения изменений в военной карьере. Для получения возможности повышения мало соблюсти сроки присвоения званий, необходимо пройти переаттестацию. Учитываются не только профессиональные знания претендента на повышение, а также его соблюдение воинской дисциплины и отсутствие взысканий. Теперь для получения очередного изменения в послужном списке необходимо доказать аттестационной комиссии, что претендент действительно заслуживает это повышение. Но это не значит, что нарушители дисциплины навсегда лишены возможности повышения по службе, им нужно будет стараться делом доказать свое право на такое повышение.

Такая система действовала во времена существования Советского Союза, и имела хорошее дисциплинарное влияние. Кроме этого изменением в военной карьере могут поощрить досрочно, невзирая на соблюдение сроков очередности присвоения воинских званий, но на это должны быть серьезные основания. К таким причинам относятся: героический подвиг или проявленная доблесть в военных действиях, а также личные заслуги.

Отдельного рассмотрения заслуживает получение звания младшего сержанта в период нахождения на срочной службе. Для получения такого продвижения рядовому, нужно приложить определенные усилия. Порядок присвоения рядовому звания сержанта следующий. Если рядовой показал хорошую боевую и строевую подготовку, безупречно следует уставу и достойно несет службу, то его могут таким образом повысить в армейской иерархии. Для того, чтобы присвоили сержанта у рядового есть несколько возможностей:

  1. Пройти обучение в учебной части по специальной программе. После сдачи экзамена и получения хорошего балла, можно стать младшим сержантом.
  2. Получение должности, при которой по штату необходимо быть младшим сержантом.
  3. Быть назначенным командиром отделения, в связи с уходом прежнего сержантского состава на демобилизацию и освобождения места в штате. Для этого нужно иметь способность руководить личным составом и иметь хорошую физическую форму.

Получение звания для военнослужащих запаса

Граждане, уже прошедшие службу по призыву или по контракту, находящиеся в запасе, имеют право повысить свой воинский статус. Для этого им нужно быть прикрепленными к определенному военному комиссариату и пройти очередные военные сборы.

После прохождения таких сборов, проводится аттестационная комиссия. По решению комиссии присваивается очередное повышение по службе. Для этого нужно показать себя с наилучшей стороны и иметь хорошую физическую подготовку.

Лишение звания в армии

В армии России применяется система поощрений и наказаний. Кроме присвоения звания для поощрения личного состава за службу, также могут применить меру наказания по лишению воинского звания.

Причиной для такого решения может послужить совершение тяжких правонарушений. Если дело доходит до суда, то военнослужащего лишают имеющегося звания, но с погашенной судимостью он имеет право подать документы на восстановление прежнего положения. Для этого нужно получить согласие уполномоченного органа и военного комиссара, но на деле это достаточно сложный процесс.

Процедура восстановления в прежнем статусе имеет следующие действия. Военнослужащему нужно обратиться в военный комиссариат, к которому он приписан. В течение 30 дней будет рассмотрено поданное им заявление. Если есть основания для восстановления звания, будет отправлено представление уполномоченному органу о том, что звание должно быть восстановлено.

Пройти путь от рядового до полковника не всем дано, а генералами становятся единицы, но если есть желание служить на благо отчизне и посветить этому свою жизнь, то очередное воинское повышение не нужно будет долго ждать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector