Возможна ли совместная деятельность ОАО и МУПа?
Prokurors.ru

Юридический портал

Возможна ли совместная деятельность ОАО и МУПа?

Возможна ли совместная деятельность ОАО и МУПа?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ГУП осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее – Закон).
Предприятие осуществляет закупки исключительно за счет собственных средств (бюджетное финансирование не осуществляется).
В хозяйственном ведении предприятия находится нежилое помещение, расположенное на 7 этаже в нежилом офисном здании.
Остальные помещения, расположенные в здании, принадлежат на праве собственности различным коммерческим организациям (ООО), на которые нормы Закона не распространяют свое действие.
В настоящее время возникла необходимость ремонта общего имущества в здании – замена лифта.
В целях проведения ремонта общего имущества здания планируется заключение между всеми собственниками помещений договора о совместной деятельности (договор простого товарищества), в соответствии с условиями которого обязанность по отбору поставщика лифта, заключению с ним договора, произведению расчетов за поставленный товар, приемке товара возлагается на одного из собственников помещений – ООО, а остальные собственники помещений компенсируют такому обществу часть затраченных средств пропорционально площади занимаемых помещений.
Подпадает ли договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) под действие Закона?
Подпадают ли под действие Закона расчеты по компенсации затрат ООО в рамках договора о совместной деятельности (договора простого товарищества)?
Не противоречит ли законодательству РФ заключение договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) в целях ремонта общего имущества нежилого здания?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Описанный в вопросе порядок не противоречит закону, а для заключения упомянутого в вопросе соглашения не требуется соблюдать процедуры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Вопрос о порядке содержания общего имущества нежилого здания, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, законом прямо не урегулирован. В связи с этим Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 23.07.2009 N 64 (далее – Постановление N 64) разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст.ст. 289, 290, 249 ГК РФ, регулирующие отношения собственников помещений в многоквартирном доме по поводу общего имущества. Согласно приведенным нормам собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (в частности общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения). При этом каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (смотрите также п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25).
Отметим, что этот подход распространяется не только на собственников помещений, но и на лиц, которым соответствующие помещения принадлежат на ином вещном праве, в частности на праве хозяйственного ведения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.09.2014 N Ф10-3133/14 по делу N А68-1196/2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 N 10АП-4521/13, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 N 15АП-21399/13)*(1).
Таким образом, поскольку лифт, находящийся в здании, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, относится к общему имуществу этого здания,*(2) и унитарное предприятие, и собственники иных помещений в нежилом здании должны нести расходы на содержание (ремонт) этого имущества соразмерно со своей долей в праве собственности на общее имущество здания.
Как указано в п. 4 Постановления N 64, соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Изменение размера доли собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество здания по соглашению всех либо отдельных собственников помещений не допускается. Иной размер доли в праве общей собственности на общее имущество может быть определен судом, если объем помещения, приходящийся на единицу площади, существенно отличается от аналогичного показателя в иных помещениях в здании (п. 4, п. 5 Постановления N 64).
Само по себе заключение унитарным предприятием договора простого товарищества не противоречит требованиям законодательства, однако заключение такого договора возможно лишь с согласия собственника (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Полагаем, не является нарушением и заключение договора простого товарищества в целях осуществления ремонта общего имущества нежилого здания, если при этом соблюдается требование о несении расходов соразмерно доле в праве собственности на общее имущество здания. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.10.2016 N Ф04-4729/16 по делу N А27-22165/2015, постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.01.2015 N Ф08-10115/14 по делу N А53-17933/2013).
Однако необходимо учитывать, что унитарное предприятие обязано осуществлять закупки товаров работ и услуг, в том числе услуг по содержанию имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Отдельными положениями указанного Закона предусмотрена возможность осуществления закупки услуг по содержанию и ремонту недвижимого имущества, принадлежащего заказчику, у единственного поставщика.
Так, согласно п. 23 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ допускается заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Однако положений, которые позволяли бы заказчику осуществлять закупку, направленную на ремонт общего имущества здания, часть помещений в котором принадлежит заказчику, Закон N 44-ФЗ не содержит. Заключение контракта на ремонт общего имущества здания на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ неправомерно (письмо Министерства экономического развития РФ от 29.01.2016 N Д28и-272, письмо Министерства экономического развития РФ от 18.02.2016 N Д28и-384).
Не предусматривает этот Закон N 44-ФЗ и возможности заключения контракта со множественностью лиц на стороне заказчика. В свою очередь, неделимость общего имущества, на наш взгляд, не позволяет заключить контракт на ремонт лишь части общего имущества, соответствующей доле заказчика в праве общей собственности.
В связи с этим отметим, что заключение одним из иных собственников от своего имени договора в целях осуществления работ по ремонту общего имущества нежилого здания не позволит обеспечить эффективность и результативность бюджетных средств (ст. 34 БК РФ, п. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), так как в этом случае бюджетные средства, выделенные на ремонт такого имущества, будут направлены на возмещение заказчику расходов, ранее им осуществленных без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ. Специальных правил, которые регулировали бы порядок участия заказчиков, обязанных осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в расходах на ремонт общего имущества в здании, нормативные акты не предусматривают. Полагаем, что рассматриваемый вопрос может быть решен следующим образом.
Как указано в п. 6 Постановления N 64, по решению собственников помещений, принимаемому в порядке, предусмотренном ст.ст. 44-48 ЖК РФ, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений. В качестве особенностей режима могут быть установлены в том числе порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества. Согласно ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном этим кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Следовательно, поскольку общее собрание собственников помещений примет решение о проведении работ и возложении на собственников помещений в здании расходов на оплату таких работ, у заказчика возникнет обязанность оплатить работы в соответствующей доле. Причем такая обязанность возникнет на основании именно решения общего собрания собственников помещений, а не договора, стороной которого является унитарное предприятие. Исполнение решения общего собрания, на наш взгляд, не будет свидетельствовать об осуществлении закупки, поскольку обязанность по оплате, повторим, возникнет не из контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Именно такой подход сформирован в судебной практике применительно к расходам на содержание общего имущества в здании, которые несут заказчики, обязанные при закупках товаров, работ и услуг руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, п. 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, постановления АС Северо-Западного округа от 11.04.2017 N Ф07-2495/17, АС Центрального округа от 31.01.2017 N Ф10-5586/16, АС Поволжского округа от 09.11.2016 N Ф06-14262/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Владение и пользование имуществом невозможно без принятия усилий по его сохранению и содержанию. По смыслу указанной нормы, с учетом положения ст. 210 ГК РФ, право хозяйственного ведения наравне с правом собственности возлагает на субъект, обладающий данным правом, бремя содержания соответствующего имущества.
*(2) Смотрите также п. 2 Постановления N 64.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) – это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

Читать еще:  Каков срок предъявления судебного приказа должнику по кредиту?

Гражданский кодекс РФ;

Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры “МУП”

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

на праве хозяйственного ведения;

на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Законодательство применительно к унитарному предприятию О передаче земельного участка МУП и способах его приватизации

В каком порядке, и на каком праве муниципальное образование вправе передать находящийся в его распоряжении земельный участок муниципальному унитарному предприятию?

Согласно условиям запроса и устным пояснениям, рассматриваемое в запросе муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) основано муниципальным образованием, которое предполагает передать ему рассматриваемый земельный участок.

В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (далее – МО).

По общему правилу п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, имущество унитарного предприятия формируется за счет:

– имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

– доходов унитарного предприятия от его деятельности;

– иных не противоречащих законодательству источников.

Иными словами, один из способов передачи земельного участка в распоряжение муниципального унитарного предприятия – это передача его в хозяйственное ведение или оперативное управление МУП.

Здесь следует заметить, что на праве оперативного управления имуществом могут владеть только так называемые казенные предприятия. При этом в силу п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае:

– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

– необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

– необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

– необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Соответственно, если в рассматриваемой ситуации МУП не обладает статусом казенного предприятия, оно может владеть имуществом только на праве хозяйственного ведения.

Что касается вопроса о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение, то, по общему правилу, право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (абз.

При этом передача имущества от имени МО должна осуществляться его органами в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, передача имущества МО в хозяйственное ведение МУП должна осуществляться уполномоченным органом МО. Вместе с тем ни в ГК РФ, ни в Законе N 161-ФЗ не установлен порядок передачи имущества в хозяйственное ведение. Полагаем, что в такой ситуации передача имущества может быть оформлена соответствующим распорядительным актом или договором, если иной порядок не предусмотрен актами МО.

Минфин России в письме от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373 разъяснил, что, по мнению ведомства, передача имущества в хозяйственное ведение оформляется актом приема- передачи имущества в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения, как и право оперативного управления, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.

Какие ограничения установлены для муниципального унитарного предприятия в части дальнейшего возможного распоряжения указанным участком. В частности, вправе ли муниципальное унитарное предприятие внести участок в инвестиционную деятельность совместно с частным лицом?

Необходимо отметить, что ограничения по распоряжению земельным участком зависят от того, на каком праве земельный участок будет передан МУП.

В случае если земельный участок передается на праве хозяйственного ведения, то в силу п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ МУП вправе такой земельный участок продать, сдать в аренду, отдать в залог, внести в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распорядиться им, но исключительно с согласия собственника этого имущества.

При этом необходимо помнить, что независимо от наличия согласия собственника, распоряжение земельным участком может быть осуществлено только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены в уставе МУП. В п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ прямо закреплено, что сделки, совершенные с нарушением данного требования, являются ничтожными. Отдельные ограничения для МУП по распоряжению муниципальным земельным участком установлены на случай его передачи в аренду.

Так, в п. 5 ст. 18 Закона N 161-ФЗ указано, что МУП не вправе:

– сдавать арендованный земельный участок в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

– отдавать арендные права в залог;

– вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Читать еще:  Как отказаться от кредита, оформленного сегодня?

Единственное исключение из этого правила предусмотрено п. 6 ст. 18 Закона N 161- ФЗ, согласно которому государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Что касается вопроса об осуществлении совместной инвестиционной деятельности МУП и частного лица, то считаем необходимым отметить следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” (далее – Закон N 39-ФЗ), под инвестиционной деятельностью в РФ понимается деятельность, связанная с вложением инвестиций и осуществлением практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При этом инвестиционная деятельность осуществляется в форме капитальных вложений (ст. 2 Закона N 39-ФЗ).

Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Согласно условиям запроса, предполагается, что МУП и частное лицо объединят свои вклады в целях реализации совместного инвестиционного проекта.

В силу п. 2 ст. ст. 4 Закона N 39-ФЗ инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Никаких ограничений на участие МУП в инвестиционной деятельности, в том числе с участием иных лиц, действующее законодательство не содержит.

Главное, чтобы распоряжение земельным участком или иным имуществом, которое предполагается использовать в рамках указанной инвестиционной деятельности, осуществлялось в соответствии с требованиями, изложенными нами выше.

Кроме того, важно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника заключать договоры простого товарищества (т.е. договоры о совместной деятельности).

Допускается ли законом приватизация муниципального унитарного предприятия или иные действия, итогом которых является фактическое участие частного лица в данной организации?

Отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, регулирует Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон N 178-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации МУП как имущественного комплекса является его преобразование в общество с ограниченной ответственностью либо в открытое акционерное общество.

Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке ст. 11 Закона N 178-ФЗ.

В силу ст. 56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208- ФЗ “Об акционерных обществах” преобразование представляет собой смену организационно-правовой формы, в результате которой к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

При этом в результате преобразования субъектный состав участников не меняется, т.е. при приватизации в форме преобразования возникает юридическое лицо в форме ООО (ОАО), участником которого становится собственник имущества реорганизуемого МУП, т.е. в рассматриваемой ситуации – муниципальное образование.

Данный вывод подтверждается также положениями ст. 11 Закона N 178-ФЗ, в соответствии с абзацем 5 п. 1 которой в случае создания открытого акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью – размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В связи с изложенным полагаем, что в настоящее время законодательство не позволяет провести приватизацию МУП таким образом, чтобы в результате частное лицо стало участником такой организации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество

Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Это интересно! Добавить вид деятельности в ООО: какие нужны документы и как действовать

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти. В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования. Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается

Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Далее следует открытие расчётных счетов в банках, постановка на учёт в налоговой инспекции, изготовление печати и ряд других действий – однако к этому моменту основные стадии уже пройдены.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва) +7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург) 8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)

Как АО стать унитарным предприятием?

Возможно ли преобразование АО в унитарное предприятие? Об этом, а также о порядке добровольной ликвидации акционерного общества рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Максим Золотых.

Можно ли создать муниципальное унитарное предприятие (МУП) путем преобразования из ОАО (единственный акционер – муниципальное образование)? Если нет, то каков порядок добровольной ликвидации ОАО?

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об АО) акционерное общество (далее – общество, АО) вправе преобразоваться в:

Читать еще:  Грозит ли штраф за несоответствии кадастровому плану?

– общество с ограниченной ответственностью;

– некоммерческое партнерство (по единогласному решению всех акционеров).

Законом об АО не предусмотрена возможность преобразования АО в унитарное предприятие, соответственно, такая реорганизация была бы неправомерной (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 08.05.2002 N КГ-А41/2767-02). Поэтому в рассматриваемой ситуации можно лишь ликвидировать ОАО и создать МУП.

Порядок ликвидации акционерного общества определяется ГК РФ, Законом об АО и уставом общества (п. 1 ст. 21 Закона об АО). Можно выделить следующие этапы добровольной ликвидации общества:

1. Вынесение советом директоров (наблюдательным советом) общества на решение общего собрания акционеров вопроса о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 21 Закона об АО). В том случае, если уставом общества на основании п. 1 ст. 64 Закона об АО функции совета директоров (наблюдательного совета) переданы общему собранию акционеров, необходимость в указанной процедуре отпадает;

2 . Принятие общим собранием акционеров решения о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии, определение порядка и сроков ликвидации (п. 2 ст. 21 Закона об АО, п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 47 Закона об АО в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. В связи с тем, что в рассматриваемом случае муниципальное образование является единственным акционером АО, далее полномочия общего собрания акционеров в рамках процедуры ликвидации рассматриваются применительно к такому единственному акционеру. Напомним, что муниципальное образование является самостоятельным субъектом гражданского права (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 125 ГК РФ). Однако, поскольку от имени юридического лица действует по общему правилу его единоличный исполнительный орган, во исполнение названного решения последний также должен принять решение о ликвидации акционерного общества, которое будет являться обязательным для ликвидируемого общества и его органов.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Полномочия единоличного исполнительного органа прекращаются в силу закона (без принятия решения о прекращении его полномочий) с момента назначения ликвидационной комиссии.

3. Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется ФНС России (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, абзац 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).

Для этого в регистрирующий орган представляется уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@). Требования к оформлению указанного уведомления содержатся в разделе IX Приложения N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@ (далее – Требования). Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем в этом случае выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 Закона об АО (п. 2 ст. 22 Закона об АО).

Отметим, что в настоящее время пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому ликвидируемому налогоплательщику требовалось дополнительно сообщать о ликвидации в налоговый орган по своему месту нахождения, утратил силу. Поэтому обществу достаточно подать в регистрирующий орган упомянутое ранее уведомление.

Также о начале процедуры ликвидации в трехдневный срок необходимо уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”).

4. Одной из обязанностей ликвидатора является публикация сведений о ликвидации в “Вестнике государственной регистрации” (смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). В объявлении нужно сообщить не только о самом факте ликвидации организации, но и о сроке, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. При этом следует помнить, что заявленный срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации (п. 1 ст. 63 ГК).

5. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит инвентаризацию имущества и обязательств ОАО. При этом она принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ). В ПФР и ФСС подается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (ч. 15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

6. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием наименования “промежуточный ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).

Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в пункте 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак “V”, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований).

7. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 6 ст. 22 Закона об АО, п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. Обращаем внимание, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется ст. 49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяют в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ.

Если имеющиеся у ликвидируемого общества денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества АО с публичных торгов (п. 3 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 22 Закона об АО).

Если же стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно, как указано в п. 4 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Также общество в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представляет отчетность в ПФР (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”).

8. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, который также утверждается акционером общества (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22 Закона об АО). Ликвидационный баланс (по причине отсутствия унифицированной формы) может быть также составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса с указанием наименования “ликвидационный баланс” (письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в очередности, установленной ст. 23 Закона об АО (передается единственному акционеру общества).

9. После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:

– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (подлинность подписи которого удостоверяется нотариально);

– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);

– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа необязательно; в случае если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

Документы представляются непосредственно через многофункциональный центр либо направляются почтой или в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

При ликвидации юридического лица заявителем является руководитель ликвидационной комиссии. Все заявления и уведомления по установленным формам, направляемые в регистрирующий орган, подписываются им (подпись должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ)).

Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а общество – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Помимо перечисленных обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством, общество обязано сообщить о ликвидации и предстоящем в связи с этим увольнением работников в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”). Работники организации предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая ст. 180 Трудового кодекса РФ).

Предельный срок добровольной ликвидации юридического лица законодательством не установлен. Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ (также смотрите Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, утвержденный приказом ФНС от 16.11.2005 N САЭ-3-09/591@).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector