Заявление об обеспечении доступа к земельному участку
Prokurors.ru

Юридический портал

Заявление об обеспечении доступа к земельному участку

Образец соглашения о предоставлении доступа к земельному участку

Главная » Земля » Образец соглашения о предоставлении доступа к земельному участку

Установление сервитута способствует эксплуатации другого участка без препон со стороны его хозяина, но не всей территории надела, а только определенной части, предназначенной для удовлетворения собственных потребностей. Несомненно, существование на участке сервитута будет мешать собственнику надела в полной мере использовать его в своих интересах. Например, если сквозь участок проложена общая дорога, то ей вправе пользоваться и посторонние лица.

В некоторых случаях на участках может находиться имущество других собственников, например, электрическая подстанция, что приводит к ограничению на сооружение строений поблизости от данного объекта имущественных прав. Так как сервитут устанавливает ограничения на использование своего или государственного участка, он может быть наделен различным правовым основанием.

Образец соглашения об обеспечении доступа к земельному участку

Договоры такого вида оформляются только в письменной форме. Их заключение осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Существуют пункты, которые непременно должны быть в данных соглашениях:

  • Данные о собственнике надела земли, касательно какового имеются планы на установление публичного сервитута;
  • Местонахождение, кадастровый номер участка земли, где намечается установление сервитута;
  • Наименование (фамилия, имя, отчество) и место жительства заявителя или его представителя;
  • Время, на протяжении которого будет осуществлен публичный сервитут;
  • Аргументация потребности в установлении сервитута, дополненная документами, удостоверяющими присутствие желания местных жителей в его установлении и эксплуатации участка земли неограниченным кругом лиц;
  • Цели оформления публичного сервитута.

После подписания договора одна сторона приобретает возможность использовать участок. Эксплуатация заканчивается в тот момент, когда пропадают основания, зафиксированные в соглашении.

Как собственник земли, вы можете установить соизмеримую плату за пользование наделом. Соизмеримая плата представляет собой финансовое вознаграждение, получаемое хозяином участка от других лиц, временно использующих его в своих интересах.

Величина данной платы фиксируется в договоре отдельно и, как правило, соответствует убыткам, которые понес владелец земли в связи с ограничением его прав.

Основания заключения соглашения о доступе к земельному участку

Законодательство России о земельной деятельности гласит о том, что публичный сервитут устанавливается федеральными нормативными правовым актами или региональными нормами в случаях, если данное действие необходимо для нужд государства, местных органов власти или местного населения, без реквизиции наделов земли. Сервитут вступает в силу, учитывая итоги общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

  • Эксплуатации участка земли для починки коммунальных, электрических и других сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • Краткосрочного пользования земельным наделом для осуществления исследовательских, проектно-изыскательских и других работ;
  • Применения участка в охотничьих, рыболовецких, рыбоводческих целях;
  • Покоса сена, производства выпаса скота на участках земли в определенном порядке и в сроки, длительность которых зависит от местных правил и обычаев;
  • Заимствования водных ресурсов из водных объектов;
  • Осуществления дренажных работ на земельном наделе;
  • Размещения на наделе земли межевых и геодезических знаков и подходов к ним;
  • Прохода или проезда сквозь надел земли, включая случаи обеспечения беспрепятственного доступа всех желающих к общественному водному объекту и его берегу;
  • Перегона сельскохозяйственной скотины через участок земли.

Порядок заключения соглашения о доступе к земельному участку

Для начала данного процесса подайте соответствующее заявление. После прибытия заявления в департамент архитектуры и градостроительства.

Публичный сервитут на земельный участок.

Что такое частный сервитут на земельный участок, читайте тут.

Администрация города в течение месяца, начиная с этого момента, обязана осуществить:

  • При надобности установления публичного сервитута, направление в компетентный орган схем границ участков земли, подпадающих под действие сервитута, документально оформленное или в цифровом виде в формате MapInfo;
  • Приготовление заключения о доступе к наделу земли заинтересованного лица;
  • Приготовление заключения о надобности или ненадобности установления публичного сервитута касательного определенного надела земли и направление его заявителю и в компетентный в данном вопросе орган – Департамент имущественных отношений.

После получения сведений от Департамента имущественных отношений, компетентный в данном вопросе орган власти – Администрация города, в течение трех месяцев со дня поступления заявления производит приготовление проекта юридического акта о проведении общественных слушаний.

Компетентный орган в двухмесячный срок с момента опубликования данного акта обеспечивает:

  • Донесение информации об осуществлении общественных слушаний до собственника надела земли, касательно какового планируется установление сервитута;
  • Знакомство с документацией о способности установления публичного сервитута всех причастных лиц;
  • Назначение председателя и секретаря общественных слушаний, несущих обязательство об их проведение;
  • Получение дополнительных документов, нужных для осуществления общественных слушаний.

Общественные слушания обязаны быть осуществлены в определенные временные рамки (не раньше двух месяцев и не позднее трех месяцев с момента опубликования акта о проведении общественных слушаний).

Заключение об итогах общественных слушаний подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации, а также на официальной странице Администрации города во всемирной сети, в течение тридцати дней со времени его подписания.

Регистрация соглашения о доступе к земельному участку

Регистрация происходит после подписания документа. Данный документ отнесите в территориальное подразделение Государственного реестра.

Помимо этого, предоставьте определенный пакет документов:

  • Справка, подтверждающая наличие полномочий, в случае представления интересов другого лица;
  • Кадастровый план надела, имеющий печать о сервитуте;
  • Свидетельство, подтверждающее факт установки сервитута (судебное решение, распорядительный акт с печатью государственного органа, компетентного в данном вопросе, соглашение);
  • Квитанция, доказывающая факт оплаты государственной пошлины;
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Размеры государственной пошлины зависят от юридического статуса заявителя. Юридические лица обязаны внести госпошлину в размере четырех тысяч рублей. Физическим же лицам необходимо заплатить только одну тысячу рублей.

Надлежащее уведомление об окончании регистрации приходит в срок не позднее пяти рабочих дней после того, как были приняты требуемые документы вкупе с заявлением. Заявитель должен получить справку о том, что государственная регистрация успешно осуществлена.

В заключение, хотелось бы обратить внимание на несколько нюансов, способствующих корректному завершению процесса установления сервитута.

Для получения положительного итога в озвученной выше процедуре следует внимательно отнестись к следующим перечисленным фактам:

  • Невозможно единолично отчуждать сервитут отдельно от участка земли;
  • Без наличия кадастрового плана регистрируется обременение целого земельного участка;
  • Если собственность на объект зарегистрирована в долях, необходимо получить согласие каждого владельца.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

О проезде и проходе к земельным участкам, выделенным без доступа к землям общего пользования

В редакции по состоянию на 10 ноября 2017 г.

Встречаются случаи, когда собственники делят земельные участки таким образом, что вновь образованные участки фактически не имеют проезда и прохода с земель общего пользования.

Читать еще:  Образец заявления в полицию о розыске должника

Потом эти вновь образованные участки отчуждаются, и новый собственник начинает требовать проезд или проход не от того соседа, у которого он приобрел участок, а от других соседей.

Если к Вам заявили подобные требования, то обратите внимание на следующее.

1. В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 29 июля 2017 г.) «О государственной регистрации недвижимости» в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).

Как видим, в межевом плане обязательно должно быть указано, по какой границе вновь образованный земельный участок обеспечивается доступом от земельных участков общего пользования.

Это значит, что необходимо ходатайствовать перед судом об истребовании межевого плана на земельный участок истца. В данном документе нужно смотреть, по каким границам указан доступ к участку с земель общего пользования, и учитывать это обстоятельство при подготовке своей позиции по делу.

2. В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Разумный и добросовестный собственник при разделе земельного участка должен обеспечить доступ с земель общего пользования на все образуемые участки.

С другой стороны, разумный и добросовестный приобретатель земельного участка должен интересоваться тем, как осуществляется проход или проезд на участок.

Поэтому невыгодные последствия приобретения участка, не обеспеченного проходом или проездом, должны нести стороны сделки, а не их соседи.

В этом контексте интересны приведенные ниже примеры из судебной практики. Так, в постановлении Президиума Московского областного суда от 17 декабря 2014 г. № 678 по делу об установлении сервитута указано следующее: «Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что приобретенный М. земельный участок N «…» с кадастровым номером «…» площадью «…» кв. м был сформирован при разделе земельного участка большей площади, принадлежавшего С. В собственности последней остались участки под N «…» и «…», граничащие с участком истца.
Суд пришел к выводу, что при разделе земельного участка С. была обязана предусмотреть проезд к вновь образованным участкам. М. не лишен возможности восстановить свое нарушенное право на пользование земельным участком путем заявления соответствующего иска к продавцу».

По другому делу об установлении сервитута в отношении земельного участка в постановлении Президиума Московского областного суда от 14 декабря 2016 г. № 583 указано: «Так, устанавливая сервитут и обременяя участок ответчика проездом шириной 3 м, суд оставил без внимания те обстоятельства, что истец, приобретая земельный участок по договору дарения от 15 августа 2011 года, не мог не знать, что участок не имеет выхода на .
Несмотря на то, что участок истца имеет вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, площадь этого участка составляет 228 кв. м, границы участка имеют ломаную конфигурацию.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что минимальный размер земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в городском округе К. составляет 400 кв. м; на имеющемся земельном участке, учитывая его площадь и конфигурацию границ, индивидуальный жилой дом возведен быть не может.
Данное обстоятельство было известно суду при разрешении спора, однако в нарушение требований гражданского процессуального законодательства оценки ему в совокупности с другими доказательствами по делу судом не дано; свой вывод о необходимости установления сервитута именно для проезда суд не мотивировал».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Письмо Росреестра от 28.10.2015 N 14-исх/15432-ГЕ/15

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 28 октября 2015 г. N 14-исх/15432-ГЕ/15

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в пределах компетенции Росреестра обращение, учитывая, что оно не содержит реквизиты принятого органом кадастрового учета решения о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, сообщает.

Согласно части 2.1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

В соответствии с пунктами 57, 59 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее – Требования):

если образование части земельного участка связано с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования, в графу 5 реквизита “5” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях”, реквизита “2” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях”, реквизита “5” раздела “Сведения об уточняемых земельных участках и их частях” и реквизита “2” раздела “Сведения об образуемых частях земельного участка” вносятся слова “Часть земельного участка образована в целях обеспечения земельного участка (указывается его кадастровый номер или обозначение) доступом к землям (земельным участкам) общего пользования”;

в случае если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальное собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.); копии таких документов включаются в приложение;

если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования, в разделе “Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам” указываются слова “земли (земельные участки) общего пользования”.

Читать еще:  Заявление на выплату отпускных при увольнение

В обращении указано, что “образуемый земельный участок имеет непосредственный доступ к земельному участку общего пользования” с кадастровым номером .

По информации ФГБУ “ФКП Росреестра”, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером , с категорией земель – “земли населенных пунктов” и видом разрешенного использования – “под объекты общего пользования”, принадлежащем на праве собственности городскому округу город .

Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, при образовании (изменении) земельного участка, имеющего непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования (в том числе имеющего смежную границу с границей земельного участка общего пользования), в графе “Кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ” раздела “Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам” межевого плана должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 59 Требований; в названной графе также может быть приведен кадастровый номер земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ.

Просим направить в Росреестр позицию Минэкономразвития России по комментируемому вопросу (копию ответа заявителю).

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Заявление об обеспечении доступа к земельному участку

ООО “Экспертная служба
“ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ”

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А
+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739

  1. Главное меню
  2. Библиотека
  3. Министерство имущественных отношений Об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего польз

Об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего польз

Вопрос: Об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством установления частного сервитута в отношении соседних земельных участков для целей осуществления государственного кадастрового учета, а также о лицах, имеющих право выступать сторонами соглашения об установлении частного сервитута.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июля 2013 г. N Д23и-1962

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Информации, изложенной в обращении, недостаточно для подготовки обоснованного ответа (в частности, не указаны реквизиты решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета).

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Согласно положениям п. 4 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) образуемый или измененный земельный участок должен быть обеспечен доступом (проходом или проездом от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Согласно п. 64 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В случае если образуемый (измененный) земельный участок и земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к земельным участкам (землям) общего пользования, принадлежат на праве собственности одному лицу, то для включения в межевой план сведений об обеспечении такого образуемого (измененного) земельного участка доступом наличия указанных договоров либо соглашений не требуется.

В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Согласно п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 274 Гражданского кодекса).

Таким образом, лицом, требующим установления сервитута, может выступать как собственник земельного участка, так и лицо, которому участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник.

Позиция Департамента недвижимости по вопросу установления частного сервитута на земельный участок, находящийся в государственной собственности, изложена в Письме от 15.06.2011 N Д23-2535 (размещено в информационно-справочных системах в сети Интернет).

В дополнение сообщаем, что изложенная выше позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.

Сервитут на проезд к участку: как оформить, кому он нужен и что делать при отказе?

Сервитутом на проезд к участку называется оговоренное в законодательстве право ограниченного пользования земельным участком (ЗУ), находящегося в чужой собственности. С юридической точки зрения сервитут представляет собой особую форму обременения. Он устанавливается в исключительных случаях, когда без него невозможно обойтись.

Когда может понадобиться?

Право на бессрочный или временный проход через чужой земельный надел может понадобиться:

  • Физическому лицу (частный сервитут).
  • Населению.
  • Органам местного и государственного управления.

Частным сервитутом называется договор между двумя физическими лицами (соседями). Он устанавливается, если возникают следующие причины:

  • Сервитуарий (лицо, в пользу которого установлено обременение) не может попасть на свой участок кроме как через надел соседа.
  • Необходимость установки опор электропередачи и прокладки коммуникаций к участку со смежными границами.

Публичным сервитутом называется обременение в пользу местного населения или госструктур. Основания для его установления могут быть следующие:

  • Проезд или проход граждан к водоему общего пользования.
  • Проезд к водоему общего пользования в целях забора воды.
  • Прогон сельскохозяйственного скота на водопой или выпас.
  • Проведение дренажных работ на ЗУ.
  • Установка геодезических и межевых знаков.
  • Охота, рыболовство, сенокошение, выпас скота на ЗУ собственника в определенные договором сроки.

Подробнее о том, в чем заключаются отличия частного и публичного сервитута, мы рассказываем в отдельном материале.

Подробнее о том, для каких целей и на каких основаниях может возникать сервитут, мы рассказывали в отдельном материале.

Требования к размерам (ст. 262 ГК РФ)

Согласно статье 262 ГК РФ в тех случаях, если участок не огорожен и не имеется знаков, запрещающих передвижения по нему без согласия собственника, граждане могут свободно через него проходить. Если же имеется ограждение, то граждане не имеют права на проход и проезд через надел собственника. Получить они его могут согласно статье 23 ЗК РФ через установление сервитута.

Читать еще:  Увеличение аванса заявление

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Размеры проезда или прохода не обозначены в законодательных актах. Как показывает судебная практика, землеустроительная экспертиза при оформлении сервитута рекомендует проезд для автомобильного транспорта размером не менее 2,75 м, пешеходный проход – 1,2 м.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Подать заявление на ограниченное использование ЗУ собственника могут следующие категории граждан-физлиц:

  • владеющие соседними земельными наделами на правах собственников;
  • получившие соседние ЗУ по наследству;
  • получившие соседние земельные наделы в бессрочное пользование;
  • другие категории землепользователей и землевладельцев, которые без оформления сервитута не могут пользоваться своими правами в отношении своих ЗУ.

Как оформить?

Обременение на соседский участок устанавливается по заявлению заинтересованного лица. Он должен аргументировать, что разрешение на проезд по земле собственника является единственно возможным вариантом использования собственного участка. Установить частный сервитут можно одним из трех способов:

  1. Через добровольный возмездный контракт – в индивидуальном порядке, заключив соглашение с соседом.
  2. Принудительно через судебное разбирательство.

Больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут.

Обращение к владельцу земельного надела

Если у заинтересованного лица и собственника ЗУ добрососедские отношения, то все предварительные согласования проводятся устно. В других случаях рекомендуется написать письмо с доводами о необходимости сервитуции, подкрепленными ссылками на законодательные акты.

Составление соглашения

Перечень документов, необходимых для составления соглашения на проезд к ЗУ, не закреплен законодательно. Однако рекомендуемый список приведен в письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № Д23-360. Он включает:

  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права собственности/землепользования.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
  • Согласие всех собственников на обременение.
  • Общие данные о ЗУ, на который накладывается обременение: кадастровый номер, местоположение, площадь.
  • Обозначенное на кадастровом плане место, которое предполагается отдать под сервитут.
  • Цели ограниченного пользования чужим ЗУ.
  • Если стороны договорились о возмездном пользовании, то указываются размеры и сроки платежей.
  • Дополнительные обязанности или права, которые стороны считают необходимым учесть.

О том, что такое и как заключается типовой договор сервитута, можете узнать из этого материала.

После оформления соглашение о сервитуте регистрируется в Госреестре.

Установление через судебную процедуру

Если не удается достичь соглашения в частном добровольном порядке, то приходится прибегать к помощи районных или городских судебных инстанций. Спор открывается на основании искового заявления заинтересованного лица. При его составлении должны быть учтены следующие пункты:

  • Личные данные обеих сторон (истца и ответчика).
  • Причины возникновения спора.
  • Варианты ограниченного пользования, которые позволят решить проблему истца.
  • Обоснование срока, на который предполагается ввести сервитут.

Ответчиком всегда выступает собственник ЗУ, арендаторы и землепользователи не имеют достаточных юридических прав на землю и не могут решать означенные вопросы в органах государственной власти.

Суд всестороннее рассматривает все обстоятельства дела. При необходимости назначается экспертиза, которая на месте определяет, какие существуют варианты проезда к участку заявителя, и есть ли необходимость в ограниченном использовании ЗУ ответчика.

Подробнее о том, на каких основаниях можно обратиться в суд и как составить исковое заявление о принудительном установлении сервитута, мы рассказываем в отдельной статье.

Установление через органы местного самоуправления

Этот способ установления сервитута возможен только в общественных целях. Например, если участок собственника перекрывает доступ к водоему общего пользования или на его территории находятся коммуникации ТСЖ, подлежащие ремонту. В таких случаях орган местного самоуправления принимает Постановление о публичном сервитуте. Этого документа достаточно для оформления обременения в Росреестре.

Что нужно, если земля принадлежит муниципалитету?

Сервитут в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, согласно статье 39.23 ЗК РФ может быть установлен лишь в трех случаях:

  1. Размещение сооружений связи, линейных объектов (трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линии связи и электропередач), защитных сооружений и информационных знаков при условии, что они не мешают разрешенному использованию ЗУ.
  2. Для проведения изыскательных работ.
  3. Для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашение о сервитуте муниципальных земель в пользу заинтересованного лица могут заключать не только уполномоченные органы.

Данные, необходимые для соглашения об установлении земельного сервитута муниципальных земель, прописаны в статье 39.25 ЗК РФ:

  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Учетный номер той части участка, где планируется разрешить ограниченное использование.
  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права аренды/землепользования.
  • Основания и цели для установления обременения.
  • На какой срок необходимо установить сервитут (о возможных сроках обременения читайте тут).
  • Размеры и сроки платежей.
  • Права и обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, на время действия соглашения (какие права и обязанности могут налагаться на обладателя сервитута мы рассказывали тут).
  • Обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, после окончания его действия. Здесь имеется в виду приведение участка в надлежащее состояние, соответствующее его назначению.

Госрегистрация договора

Так как сервитут является формой обременения, устной договоренности для его установления недостаточно – он должен регистрироваться в Госреестре .

  • При добровольном контракте в регистрации соглашения участвуют обе стороны.
  • При принудительном сервитуте, вынесенном по решению суда, для регистрации необходимо участие только заинтересованной стороны. В этом случае регистрация производится на основании судебного акта.

После регистрации сервитута в Росреестре в ЕГРН участка вносятся соответствующие изменения.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказываем здесь.

Что делать при получении отказа?

В том случае, если собственник не дал согласия на сервитут в добровольном порядке, заинтересованное лицо имеет право подать в суд для вынесения соответствующего решения.

Если же и суд отказал в сервитуте, это не является окончательным решением, при условии, что существуют реальные обоснования для наложения обременения на смежный надел. Лицо, чьи права ущемлены, может повторно подать заявление в суд.

Сервитут на проезд к участку – явление, с которым могут столкнуться многие собственники земли. Зная законы и нормы права в этой области, можно не только защитить свои права, но и получить от данного вида обременения определенную выгоду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector