Законна ли проверка учреждения после реорганизации?
Prokurors.ru

Юридический портал

Законна ли проверка учреждения после реорганизации?

Должны ли соблюдаться сроки проверки по 294-фз, если изменилось лишь название учреждения?

ЕГРЮЛ у учреждения остался прежним, но произошла смена названия. Является ли в данном случае учреждение новым? Могут ли контролирующие органы проверить данное учреждение ранее 3-х лет по 294-фаз?

Прошу прощение, видимо непонятно для других написала))))))). Уточняю: на момент формирования плана проверок на 2017 год существовала городская больница. Впоследствии к больнице была построена, введена в эксплуатацию и присоединена к городской больнице поликлиника. Затем городская больница поменяла свой статус и название и стала областной больницей. При этом егрюл, инн , руководитель, адрес – все осталось прежним. В настоящий момент возник спор – имеет ли право санэпиднадзор идти с проверкой в соответствии с ранее сформированным планом? Или же это уже новое учреждение и необходимо отменить проверку и дать данному мед учреждению спокойно работать 3 года и потом уже снова включать в план проверок?

Ответы юристов ( 5 )

  • 8,7 рейтинг
  • 2266 отзывов эксперт

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части 1 статьи 10 предусматривает исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

Изменение наименования юридического лица (при отсутствии признаков реорганизации) не влечет изменений ни организационно-правовой формы юр. лица, ни создание нового или прекращение деятельности прежнего юр. лица.

То есть организация (юридическое лицо) остается прежней. И, соответственно, смена наименования не влечет оснований для внеплановой проверки данного юридического лица (проверки ранее истечения 3 лет).

  • 9,8 рейтинг
  • 5835 отзывов эксперт

Изменение сроков проведения проверок недопустимо в данных обстоятельствах.

Подтверждение пример судебной практики

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что согласно внесенных изменений в план плановых проверок на 2015 г., внесены изменения в отношении юридического лица — ООО с заменой на иное юридическое лицо — ООО , и, соответственно, с заменой сведений о новом юридическом лице — его основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика, изменен месяц начала проведения проверки, что является недопустимым, поскольку к изменениям, предусмотренным подпунктами «а»-«г» пункта 3 п.7 Порядка, на которые имеется ссылка в распоряжении как основание внесения изменений в план, не относится.
sudact.ru/regular/doc/lRZ2EcQH3x5N/

С уважением! Г.А. Кураев

Затем городская больница поменяла свой статус и название и стала областной больницей. При этом егрюл, инн, руководитель, адрес — все осталось прежним. В настоящий момент возник спор — имеет ли право санэпиднадзор идти с проверкой в соответствии с ранее сформированным планом? Или же это уже новое учреждение и необходимо отменить проверку и дать данному мед учреждению спокойно работать 3 года и потом уже снова включать в план проверок?
Елена

В том же самом приложенном мной решении суда также указано о смене собственника (наименования).

Смена собственника не препятствует проведению проверки в соответствии с ранее утвержденным планом проверки

В этой связи, наступление предусмотренного утвержденным в установленном порядке планом проверок срока проведения очередной плановой проверки конкретного объекта защиты, является необходимым и достаточным в силу ч.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 ФЗ. При этом смена собственника (наименования юридического лица) подлежащего плановой проверке объекта защиты, не указанного в плане от 21.12.1994 № 69- ФЗ не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки.

С уважением! Г.А. Кураев

Добрый день Елена.

Отвечая на ваш вопрос — Да должны соблюдаться. Полностью согласен с ответами коллег. Смена наименования не является основанием для проверки. Кроме того,

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
(9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.)
5.Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом

. – вы можете проверить о предстоящей возможной плановой проверки в сети Интернет.

Также проверка и вовсе может не проводиться

В случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

Исходя из вашей ситуации, в плане проверки должен быть указан конкретный адрес ведения деятельности учреждения, введенное в эксплуатацию здание поликлиники это новое другое здание а значит по смыслу закона и нпа регулирующих данный вопрос если новый адрес (здание) не включен в план проверок провести плановую проверку надзорный орган не имеет права в новом здании, во всяком случае это будет нарушением и основанием признать результаты этой проверки незаконными в суде.

Обжалуйте проведение проверки если все же таковая будет проведена.

С уважением Микрюков С.Н.

городская больница поменяла свой статус и название и стала областной больницей
Елена

Уточните, пожалуйста в каком порядке происходило изменение статуса больницы? Реорганизации? В выписке из гос реестра юр лиц, которую при наличии сведений об инн или огрн организации, которую можно посмотреть здесь: egrul.nalog.ru/, содержатся все сведения обо всех изменениях.

Из Вашего вопроса следует, что организация включена в план проверок на 2017 год.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:
невозможность проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией или реорганизацией;
прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
изменение класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта — в части исключения плановой проверки из ежегодного плана;
принятие органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;
наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Письмо Генпрокуратуры РФ от 10.08.2010 N 73/3-240-2010 «О применении отдельных норм Федерального закона от 26.12.2008 N 194-ФЗ „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“:

»Согласно п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.”

По смыслу указанных документов, проверка в отношении такой организации не может быть проведена только в случае прекращения ее существования в той ли иной форме. Вместе с тем, организация существует.

Можно обратиться за разъяснением в контролирующий орган, проверка которого запланирована, а также в прокуратуру по месту нахождения такого органа. В прокуратурах субъектов существуют отделы, которые надзирают за соблюдением прав ЮЛ при проведении плановых проверок. Так у Вас на руках будут официальные ответы уполномоченных госорганов, которые, в случае несогласия с ними, Вы сможете обжаловать.

Реорганизация предприятия: налоговые проверки

Бойкова Т. Н. , эксперт Компании «РосКо»

Реорганизация — это возможность, которую дает предпринимателям действующее гражданское законодательство для решения множества бизнес-задач. Применяя этот механизм можно расширить сферу деятельности, увеличить прибыль или объем продаж, иными словами оптимизировать бизнес. Но с другой стороны, реорганизация это сложный процесс, обладающий рядом особенностей в сфере налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно, но сначала дадим определение понятию «реорганизация».

Если обратиться к толковому словарю, то реорганизация — это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Реорганизация может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ч.1 ст. 57 ГК РФ). Во всех случаях она производится по решению учредителей, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Исключение могут составлять случаи, когда реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см. например, статью 38 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ”О защите конкуренции”).

Вид реорганизации

Действие

Основания перехода прав и обязанностей

Слияние

возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних

Присоединение

прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу

Разделение

прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам

Выделение

создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего

Читать еще:  Законно ли лишение стимулирующих выплат без акта о нарушении?

Преобразование

изменение одной организационно-правовой формы общества в другую

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 4 ст. 57 ГК РФ).

Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц. Они утверждаются учредителями юридического лица (органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц), и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Их непредставление, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ч.3 ст. 59 ГК РФ). Форма передаточного акта законодательством не установлена, поэтому организация может разработать ее самостоятельно. Разделительный баланс составляют на основе обычной формы бухгалтерского баланса, утвержденной Минфином России (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. N 66н”О формах бухгалтерской отчетности организаций”), но в отличие от обычной формы в разделительный баланс включают данные как реорганизуемой компании, так и новых организаций.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме (Форма N P12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации» утверждена Приказом ФНС от 25 января 2012г. N ММВ-7-6/25@”Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”) сообщить в орган осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (ч.1 ст. 60 ГК РФ).

А также в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 23 НК, организация, приняв решение о реорганизации, обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (Форма N С-09-4, утверждена Приказом ФНС от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ “Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”). С этого момента налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ). В этом состоит отличие от обычных условий, при которых налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст. 89 НК РФ). А правомерно ли назначение выездной проверки после прекращения процесса реорганизации и регистрации нового юридического лица? Ответ дается в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 216.12.2011г. № 03-02-07/1-435, согласно которому, в отношении правопреемника реорганизованного юрлица может проводиться выездная налоговая проверка, которая должна охватывать период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ). Это правило касается только правопреемников, после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить проверку такого юридического лица (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.07.2011 № 03-02-07/1-267).

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе правопреемство распространяется и на обязанность по уплате налогов (п.1 ст. 50 НК РФ). Причем исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику обстоятельства неисполнения исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по уплате налогов. При этом правопреемник должен уплатить все пении штрафы, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям (п.3 ст. 50 НК РФ). Если до реорганизации компанией были допущены какие-либо нарушения в области ведения налогового учета, то ответственность также переходит к правопреемнику. Налоговый орган, проводивший проверку, не обязан сообщать правопреемнику о рассмотрении материалов проверки реорганизованной организации, если ранее саму организацию налоговые органы известили надлежащим образом (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 № 13751/09 и 13753/09).

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Срок хранения финансовых документов организации (данные бухгалтерского, налогового учета, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов;) составляет четыре года (пп.8 п.1 ст. 23 НК РФ). Отметим, что налоговый кодекс и законодательство о бухгалтерском учете (п.1 ст. 29 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) устанавливают разные сроки для хранения документов. Единого документа, который бы устанавливал порядок и сроки хранения в настоящее время не издан, поэтому в своей работе можно придерживаться Приказа Министерства культуры РФ от 25 августа 2010г. N 558 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения”, тем более, что Решением ВАС РФ от 21 февраля 2012г. N 14589/11 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству в части, в которой на акционерные общества и другие коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Итак, вашу организацию решили проверить. Руководитель налогового органа, проводящего проверку выносит решение о проведении выездной налоговой проверки. Форма решения утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006г. N САЭ-3-06/892@ “Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки”. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

– полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

– предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

– периоды, за которые проводится проверка;

– должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Лицо, проводящее проверку вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Порядок их истребования и представления регламентируется Приказ Федеральной налоговой службы от 31 мая 2007г. N ММ-3-06/338@ “Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах”. Документы предоставляются в виде заверенных руководителем компании копий, в случае необходимость налоговый орган может запросить ознакомление с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п.3 ст. 93 НК РФ). В тех случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы, при изъятии таких документов обязательно изготовляются копии, которые заверяются лицом, проводящим проверку и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган обязан передать их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия (п.8 ст. 94 НК РФ).

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения(п. 13 ст. 89 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п.15 ст. 89 НК РФ).

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В заключение скажем, что согласно пп. 2 п.1 ст. 31 НК РФ, проводить налоговые проверки — это право, а не обязанность налогового органа, поэтому, возможно ваша реорганизация пройдет для них незаметно, однако надеяться на это не стоит и лучше заранее тщательно продумать и оценить правильность проведения всего процесса реорганизации вашей компании.

Налоговые проверки при ликвидации или реорганизации юрлица

Сущность ликвидации по ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. О предстоящей ликвидации общество должно уведомить налоговый орган в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Процедура добровольной ликвидации организации требует прохождения следующих этапов:

  • принятие участниками общества решения о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии;
  • деятельность комиссии по ликвидации (публикация объявления о ликвидации, выявление кредиторов, инвентаризации и проч.);
  • внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

При ликвидации организации обязательно проводится выездная налоговая проверка, причем независимо от того, какой срок прошел с предыдущей проверки. Такая проверка может охватывать не только три календарных года, предшествующих тому, в котором было вынесено решение о проведении проверки, но также и текущий календарный год, когда принято решение о проведении ликвидации на основании п. 11 ст. 89 НК РФ.

Согласно ст. ст. 100 и 101 НК РФ в акте выездной ликвидационной проверки и в решении, принятом по ее результатам, налоговые органы укажут на выявленные в проверяемом периоде нарушения налогового законодательства, например, неуплата налогов и пеней. Требование на их уплату выставляется по результатам выездной проверки в течение десяти дней с момента вступления в силу решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. А оно, в свою очередь, начинает действовать по истечении десяти дней с момента его вручения налогоплательщику, как это установлено п. 2 ст. 70 и п. 9 ст. 101 НК РФ.

Ликвидируемая организация должна разместить в Вестнике государственной регистрации сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами. В соответствии со ст. 63 ГК РФ этот срок не может быть менее двух месяцев. В течение этого срока налоговая инспекция как и прочие кредиторы должна направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Но безусловно приняты требования налоговой могут быть лишь при условии, что были вынесены судебные решения в ее пользу.

Читать еще:  Законно ли продажа товара по чужой кредитной карте?

Если же налоговики такое требование не направят, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию и исключить организацию из ЕГРЮЛ. Однако налоговая инспекция, выступая как регистрирующий орган, может отказать в этом по причине задолженности по пеням. Оспорить подобное решение можно только в судебном порядке. А сложившаяся судебная практика неоднозначна: с одной стороны, суды признают эти отказы неправомерными – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-6226/2008(13352-А03-38) от 08.10.08 г. С другой стороны, некоторые арбитражные судьи считают, что налогоплательщик знает о наличии недоимки, и налоговому органу необязательно высылать требование кредитора – Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-7894/05-Ф02-6116/05-С2 от 08.12.05 г.

Кроме описанного выше ликвидационная комиссия вправе также отказаться от включения в реестр и удовлетворения требования налоговой инспекции как кредитора по гражданско-правовым основаниям, например при истечении трехлетнего срока исковой давности. Если налоговый орган не обжалует данное решение в судебном порядке, недоимка считается погашенной в силу п. 6 ст. 64 ГК РФ. Судебная практика в этом случае поддерживает налогоплательщиков – например, Постановления ФАС Центрального округа по делу № А68-462/07-15/12 от 19.03.08 г., Северо-Западного округа № А05-12741/04-8 от 07.09.05 г.

При ликвидации юридического лица ликвидатор обязан правильно рассчитать налоги и сборы, полностью и своевременно уплатить их. Ликвидируемая организация должна рассчитаться с бюджетом как по налогам, по которым она выступает в качестве налогоплательщика, так и по налогам, уплачиваемым ею в качестве налогового агента – по налогу на доходы физических лиц, как установлено п. 2 ст. 226 НК РФ. На дату составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо представить в налоговые органы декларации по всем налогам, исчисленным организацией. Налоговые декларации при этом необходимо сдавать даже в тех случаях, когда у организации не возникает налоговой базы. После этого проводится сверка расчетов по налогам и сборам, с обязательным оформлением акта сверки расчетов.

В соответствии с положениям п. 4 ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с неё налогов, сборов, а также пеней, штрафов, подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам. Обязанность по уплате налогов и сборов прекращается только после ликвидации юридического лица, как это следует из положений пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ.

Ликвидация юридического лица, как известно, дело хлопотное и затратное, процесс может растянуться на непредсказуемо длительное время. И особенно если противоречия с кредиторами или дебиторами придется решать в суде. Во многих случаях существующий бизнес реструктуризируют, избегая многих проблем, связанных с ликвидацией компании. Для этого применяют правовые механизмы реорганизации юридического лица.

Реорганизация – также одна из форм прекращения деятельности юридического лица. Но в отличие от ликвидации права и обязанности реорганизуемого юридического лица могут не прекращаться, а переходить к другому лицу. Ликвидационный баланс при этом не составляется, только промежуточная отчетность. Согласно нормам ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Разница между перечисленными формами заключается в том, к кому и в каком порядке переходят права и обязанности реорганизуемых юридических лиц.

При принятии уполномоченным органом организации решения о реорганизации необходимо в трехдневный срок письменно сообщить в регистрирующий (т.е. налоговый) орган о начале процедуры реорганизации. При этом срок начинают исчислять с ближайшего рабочего дня, следующего за датой принятия решения о реорганизации. Налоговый орган принимает решение: проводить или не проводить проверку, за какой период и по каким налогам. В отличие от ликвидации, здесь при удачных обстоятельствах выездной проверки можно избежать. Но это не избавит правопреемника от возможных последствий по обязательствам предшественника в ближайшие три года после реорганизации.

Уведомление о реорганизации становится основанием внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. После этого реорганизуемое юридическое лицо должно с периодичностью не реже одного раза в месяц дважды поместить в уполномоченных СМИ уведомление о своей реорганизации. Если в реорганизации участвуют два юридических лица и более, уведомление публикуется от имени всех одним из них. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса соответственно, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица приводят к отказу в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Передаточный акт или разделительный баланс составляются в соответствии с решением уполномоченного органа. Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации. На дату составления передаточного акта или разделительного баланса проводится инвентаризация.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации регулируется ст. 50 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи установлено, что исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидированным в результате реорганизации юридическим лицом этих обязанностей. Обязанность по уплате пеней и штрафов реорганизованного юридического лица также исполняет правопреемник. Это означает, что реорганизация не изменяет исполнение обязанностей по уплате налогов его правопреемниками.

При слиянии юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов признается юридическое лицо, возникшее в результате такого слияния. При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов становится присоединившее его юридическое лицо. При разделении правопреемниками в части исполнения обязанности по уплате налогов признаются возникшие в результате реорганизации юридические лица.

При преобразовании правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь созданная организация. И только при выделении у вновь созданных юридических лиц не возникает правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его налоговых обязанностей. Но если в результате выделения налогоплательщик не сможет исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, если реорганизация была направлена лишь на неисполнение обязанности по уплате налогов, то судом может быть возложена обязанность на выделившиеся юридические лица солидарно исполнить налоговую обязанность реорганизованного лица.

При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На практике это выражается в принятии решения об исполнении налоговых обязательств учредителями и отражении их в передаточном акте и разделительном балансе.

Получается, что проведение ликвидации или реорганизации приводит не только к внеочередной выездной налоговой проверке, но и требует составления дополнительных форм отчетности, по которым проводятся камеральные проверки. А по ним, как и по выездным, налоговые органы могут затребовать дополнительные документы, обосновывающие расчеты налогов, что иногда сводит на нет разницу между этими двумя видами налоговых проверок.

Что нужно знать контролирующим органам при проведении контрольных мероприятий

Как показали проведенные прокуратурой области в органах контроля сверки данных об осуществленных плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушения законодательства о государственном контроле имеют распространенный характер.

Так, органами контроля не осуществляется в установленном законом порядке корректировка ежегодного плана проверок субъектов предпринимательства, несмотря на наличие оснований.

Несвоевременная корректировка ежегодного плана проверок может повлечь нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе проведение в отношении них органами контроля незаконных проверок. Произвольное включение в ежегодный план проверок или исключение из него проверок юридических лиц или предпринимателей недопустимо.

Причинами указанных нарушений стали незнание федерального законодательства, ненадлежащее исполнение государственным инспекторами своих функциональных обязанностей, а также отсутствие должного контроля со стороны руководителей за деятельностью подчиненных работников.

С целью недопущения впредь нарушений федерального законодательства органам контроля необходимо учитывать следующее.

Согласно части 6.3 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Правила).

Правилами (пункт 7) предусмотрена возможность внесения изменений в ежегодный план и приведен закрытый (т.е. исчерпывающий) перечень случаев, позволяющих сделать вывод о невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

К их числу отнесены:

-ликвидация или реорганизация юридического лица;

-прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;

-наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Указанные случаи, при которых допускается внесение изменений в ежегодный план проверок, должны устанавливаться только при поступлении в органы контроля документально подтвержденной информации, а также при получении контролерами информации по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке.

Гражданским кодексом РФ определен момент, с которого юридическое лицо считается ликвидированным или реорганизованным:

  • ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).

Следовательно, ликвидация или реорганизация юридического лица подтверждается одним из следующих документов:

  • выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Контролер, получив информацию о ликвидации или реорганизации юридического лица, подтвержденную одним из вышеуказанных документов, должен незамедлительно принять меры по доведению в письменном виде указанной информации с подтверждающими документами до сведения руководителя для издания приказа о внесении изменений в ежегодный план проверок. К соответствующей служебной записке на его имя необходимо приложить: копию распоряжения (приказа) о проведении плановой проверки юридического лица; документы, подтверждающие надлежащее уведомление юридического лица о проведении проверки в установленном порядке; заверенные копии документов, подтверждающих ликвидацию или реорганизацию юридического лица.

Читать еще:  Законно ли увольнение сотрудника при смене учредителя?

В силу ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица делает проведение плановой проверки невозможной и является основанием для внесения изменений в ежегодный план проверок путем исключения данного планового мероприятия.

Иная ситуация в случае с реорганизацией юридического лица, поскольку при реорганизации возникает правопреемство. В связи с чем, в отношении юридического лица – правопреемника органы контроля вправе принять решение о внесении изменений в ежегодный план проверок с назначением новой даты проверки.

При этом внесение изменений в ежегодный план осуществляется в порядке, предусмотренном пп. “а” – “г” п. 3 Правил.

В отношении организации-правопреемника основания для включения плановой проверки с новой датой в ежегодный план проверок установлены ч. 8 – 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ (пп. “а” п. 3 Правил).

Проверка юридического лица – правопреемника должна планироваться с учетом оценки результатов проводимых за последние три года внеплановых проверок, анализа состояния соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью (пп. “б” п. 3 Правил).

Если проведение несостоявшейся проверки планировалось совместно с другими органами контроля, то новая дата проведения плановой проверки юридического лица – правопреемника должна быть согласована с этими органами (пп. “в” п. 3 Правил).

Кроме того, любое внесение изменений в ежегодный план проверок должно быть составлено по форме, предусмотренной приложением к Правилам (пп. “г” п. 3 Правил).

Прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем подтверждается свидетельством о государственной регистрации о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также выпиской из государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В связи с этим, корректировка ежегодного плана проверок путем исключения из плана проверки в отношении индивидуального предпринимателя допускается на основании документов, подтверждающих внесение соответствующих изменений в ЕГРП (свидетельство, выписка).

При инициировании корректировки ежегодного плана проверок в связи с обстоятельствами непреодолимой силы следует учитывать, что данные обстоятельства характеризуются чрезвычайностью и неотвратимостью. К таковым следует относить воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора; невозможность проведения мероприятий по контролю в связи со стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями (наводнения, паводки), иными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В случае наступления указанных обстоятельств органы контроля в каждом случае вправе решить вопрос о целесообразности проведения дальнейших мероприятий по контролю путем внесения соответствующих изменений в ежегодный план проверок с назначением новой даты проверки либо о необходимости исключения проверки из него.

Правилами также предусмотрено направление сведений о внесенных в ежегодный план проверок изменениях в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещение их на официальном сайте органа контроля в сети Интернет.

Начальник отдела по надзору
за соблюдением прав предпринимателей Н.Ю. Христюк

Защита прав организаций при проверках: все дело в плане

Три года прошло с момента появления Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Принятие документа бизнес встретил с радостью, поскольку закон обязывал органы контроля публиковать в Интернете в свободном доступе план проверок на текущий год. Правила подготовки указанных планов утвердило Правительство РФ постановлением от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила). Недавно в него были внесены изменения (постановление от 30.12.2011 № 1248). Рассмотрим наиболее существенные.

Как решили проблему с проверкой подразделений

В Правилах уточнено, что при разработке ежегодных планов проверок органы исполнительной власти определяют и включают в проект не только организации, но и их представительства, филиалы и обособленные структурные подразделения. На первый взгляд может показаться, что уточнение формально. Понятно, что проверяющие имеют право проводить ревизии и в подразделениях, и в основном обществе. Однако появившееся уточнение, на наш взгляд, способно решить проблему, связанную с периодичностью проверок в организациях, имеющих филиальную сеть.

Дело в том, что включить компанию в план проверок можно, только если прошло три года с момента 1 :

  • государственной регистрации;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

Исходя из этого на практике возникают споры о том, имеют ли право проверяющие органы назначать ревизии подразделений раньше, чем по истечении трех лет с даты проверки основной компании или даты проверки другого филиала.

Проиллюстрируем это постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2011 № А39-4096/2010. Сбербанк в лице одного из своих филиалов оспорил распоряжение Управления Рос­потребнадзора по субъекту о проведении плановой проверки. Причиной для обращения в суд послужил вывод банка, что территориальные органы Рос­потребнадзора уже проводили проверки филиалов не далее как год назад в других регионах. А значит, у управления отсутствовали правовые основания для издания спорного распоряжения (приказа), поскольку плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

Роспотребнадзор аргументировал проверку положениями п. 4 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, в котором сказано, что срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому подразделению.

Сбербанк в обоснование своих требований ссылался на письмо Генпрокуратуры РФ от 10.08.2010 № 73/3-240-2010. В нем прокуратура признала, что п. 4 ст. 13 Закона № 294-ФЗ имеет неоднозначную трактовку. В результате некоторые контролирующие органы практикуют назначение плановых проверок в отношении филиалов (представительств) юридического лица без учета того, что оно в лице других своих филиалов (представительств) уже было проверено в течение трех последних лет либо должно быть проверено в текущем году. Прокуратура сочла такое положение недопустимым и сообщила, что Минэкономразвития России прорабатывает вопрос о корректировке данной нормы в целях устранения неоднозначности. Поправками, внесенными в данную норму Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ (далее — Закон № 242-ФЗ), установлено, что совокупный срок проверки компании с филиалами не может превышать 60 рабочих дней. Изменение вступило в силу 1 августа 2011 г., но рассматриваемую проблему, по нашему мнению, не решило.

Вернемся к судебному делу. Арбитры отклонили ссылку на письмо Генпрокуратуры РФ и отказали Сбербанку в удовлетворении требования. Они установили, что распоряжение подготовлено по установленной форме, отвечает предъявляемым к нему требованиям. Тем самым назначение проверки филиала положения Закона № 294-ФЗ не нарушает.

Аналогичные выводы сделал и ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 09.03.2010 № Ф03-951/2010 (Определением ВАС РФ от 08.07.2010 № ВАС-8526/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано): государственный орган вправе назначить проверки в отношении каждого обособленного структурного подразделения, обладающего признаками филиала юридического лица.

Таким образом, смысл рассматриваемой поправки в Правила в том, что проверка одного филиала не препятствует ревизии другого до истечения трех лет, то есть формальная причина споров устранена.

Возможна ли коррекция?

Другое изменение в Правилах связано с принятием Закона № 242-ФЗ. Его отдельные положения действуют с 2012 г.

Для организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности (гидротехнические сооружения, опасные производственные объекты и т.п.), ст. 13.1 Закона № 294-ФЗ предусмотрен режим постоянного гос­контроля (надзора). Он заключается в том, что на указанных объектах допускается постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц. В связи с этим необходимые уточнения появились и в п. 7 Правил. Он регулирует порядок и основания внесения изменений в ежегодный план проверок. Согласно поправкам изменения допускается вносить также при осуществлении режима постоянного госконтроля.

Само по себе наличие в Правилах положения, позволяющего изменять при определенных условиях утвержденный план проверок, вызывает вопрос. Дело в том, что Закон № 294-ФЗ не содержит норм, допускающих корректировку плана проверок, но и не запрещает ее.

Тем не менее в ч. 6.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ сказано, что Правительство РФ утверждает порядок подготовки ежегодного плана, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовую форму документа. На наш взгляд, отсутствие в норме слов «порядок изменения плана» допускает возможность неоднозначной трактовки. В свое время до выхода постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 порядок подготовки и направления в прокуратуру плана регулировало постановление от 28.10.2009 № 847. В нем о возможности изменения плана проверок не было сказано ни слова, на что обратило внимание Минэкономразвития России в письме от 28.05.2010 № Д05-1639. Правда, в нем же говорилось, что вскоре будут утверждены другие Правила (действующие в данный момент), в которых этот вопрос будет разрешен. В общем, «ложки нашлись, а осадок остался».

Организации на заметку

1. Сводный ежегодный план проверок размещен на сайте Генпрокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2012).

Ежегодные планы размещены также на сайтах соответствующих ведомств и их региональных управлений.

2. Цель проверки, указанная в плане, размещенном на сайте, и цель проверки, указанная в распоряжении (приказе) о ее назначении, должны совпадать.

3. Если организации нет в плане проверок, значит, ревизия внеплановая. Ее проведение допускается только по трем основаниям:

  • ранее было выдано предписание об устранении выявленного нарушения и срок исполнения предписания истек;
  • в контролирующий орган поступило обращение о возникновении угрозы причинения вреда либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде и т.п. или о нарушении прав потребителей;
  • издание руководителем органа государственного контроля (надзора) приказа (распоряжения) в соответствии с поручениями президента или правительства.

4. О внеплановой проверке организацию должны уведомить за 24 часа до ее начала любым доступным способом (телефон, телеграмма и др.). Уведомление не требуется только в одном случае: проверка назначена по сообщению о причинении вреда.

5. На любую внеплановую проверку проверяющим отводится 20 рабочих дней. Продление указанного срока не допускается.

ст. 19.4.1 КоАП РФ

«Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)»

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.; на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.; на юридические лица — от 20 000 до 50 000 руб.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до года; на юридические лица — от 50 000 до 100 000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector