Законно ли не предоставляют информацию о заказчике доставки?
Prokurors.ru

Юридический портал

Законно ли не предоставляют информацию о заказчике доставки?

Ответственность продавца за недостоверную информацию о товаре

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы продолжим рассматривать особенности закона “О защите прав потребителей”.

В статье “Закон о защите прав потребителей. Недостатки товара.” были рассмотрены основные понятия закона, а сегодня речь пойдет об информации, которая должна предоставляться покупателю в обязательном порядке, а также об ответственности за ее непредоставление. Приступим.

Обязанность обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания

Рассмотрим статью 6 закона “О защите прав потребителей”:

Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Обратите внимание, изготовитель обязан в течение срока службы товаров обеспечивать возможность его использования, т.е. производить выпуск запасных частей для него.

Например, срок службы автомобилей китайской марки Geely составляет 72 месяца (6 лет) или 160 000 км пробега. В течение этого срока производитель обязан выпускать запасные части. Естественно, они могут выпускаться и по истечении 6 лет с момента выпуска последнего автомобиля, однако только по личному желанию автопроизводителя.

Если для Вашего автомобиля срок службы не установлен, то запчасти для него должны выпускаться в течение 10 лет со дня передачи последней машины данной модели потребителю.

Предположим, что Вы владеете автомобилем, 2005 года выпуска (9-летним) и нигде не можете найти запасных частей для него. В данном случае производитель нарушает закон “О защите прав потребителей” и Вы можете в судебном порядке обязать его выпустить необходимые Вам запасные части.

Однако по истечении 10 лет с момента передачи автомобиля предъявлять требования к производителю бессмысленно. Поэтому я рекомендую быть внимательными при покупке автомобилей старше 10 лет, т.к. с запасными частями для них могут быть проблемы.

Информация о продавце и о его товарах

Потребитель имеет право потребовать информацию об изготовителе и продавце, а также о продающихся товарах или предоставляющихся услугах:

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Например, согласно статье 9 продавец (изготовитель) обязан предоставить полную юридическую информацию о себе. Причем сделать это он должен даже в том случае, если торговля осуществляется во временном сооружение (на ярмарке или рынке).

Предположим, что Вы решили приобрести чехлы для сидений автомобиля на временной ярмарке. Скорее всего ярмарка будет проходить лишь в течение нескольких дней. Если же в течение гарантийного срока Вы обнаружите недостаток товара (чехлы расходятся по швам), то найти продавца Вам вряд ли удастся.

Именно на такой случай в законе и введена статья, дающая право получения полной информации о продавце. При покупке товара во временном сооружении обязательно потребуйте от продавца его реквизиты. В случае необходимости это поможет Вам найти его и исправить недостатки товара.

Кроме того, согласно статье 10, продавец также обязан предоставить достоверную информацию и о продаваемом товаре.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Обратите внимание, что потребителю в том числе должна быть предоставлена информация и о том, что товар был в употреблении.

Вернемся к примеру с чехлами. Предположим, что при покупке Вы сообщили продавцу, что Вам необходимы чехлы на автомобиль ВАЗ 2107, однако при их установке обнаружили, что они не подходят по размеру. Это недостаток товара, поэтому Вы возвращаете чехлы продавцу. При продаже данных чехлов другому покупателю продавец будет обязан сообщить о том, что они были в употреблении.

Отмечу, что на практике подобную информацию обычно скрывают. Однако за данное нарушение для продавцов предусмотрена ответственность:

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 – 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Обратите внимание, что согласно пункту 1 статьи 12 Вы можете отказаться от исполнения договора купли-продажи, если Вам своевременно не была предоставлена информация о товаре.

В приведенном выше примере с чехлами Вы можете отказаться от покупки, т.к. они уже были в употреблении, а продавец заранее этого не сообщил.

Ответственности за вред, причиненный третьим лицам

Статья 14 закона “О защите прав потребителей” предусматривает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги):

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

В данной статьей наиболее интересен пункт 2, который подчеркивает, что требовать возмещения вреда может не только непосредственный покупатель.

Предположим, что Василий в 2008 году приобрел новый автомобиль. В 2012 году Василий продал автомобиль своему другу Петру. В 2014 году автомобиль Петра из-за неправильной настройки электроники на заводе самостоятельно завелся и врезался в ворота гаража. В данном случае Петр имеет право требовать возмещения вреда, нанесенного его имуществу (гаражу, автомобилю), непосредственно от продавца или автопроизводителя (хотя договор купли-продажи авто он заключал с Василием).

Читать еще:  Закон о тишине в кбр 2018

Подытожим информацию из данной статьи:

1. Производитель обязан обеспечивать свой товар запасными частями в течение срока его эксплуатации (или в течение 10 лет, если срок эксплуатации не установлен).

2. Продавец (производитель) обязан предоставить покупателю полную информацию как о себе, так и о продаваемом товаре или предоставляемой услуге.

3. Требовать возмещения вреда имуществу от производителя может любой пострадавший. При этом не имеет значения, что он не является непосредственным покупателем.

В следующей статье серии “Обзор закона о защите прав потребителей” речь пойдет о том, что может предпринять потребитель в случае обнаружения недостатков товара.

Что делать, если продавец не предупредил о стоимости услуги?

Бывают ситуации, когда предъявленный счёт за услуги становится для покупателя неприятным сюрпризом.

Например, вы попросили продавца наклеить защитную плёнку на только что приобретённый в этом же магазине телефон или вам необходимо обрезать сим-карту. Казалось бы, эти услуги должны быть включены в стоимость товара, а то и вовсе предоставляться бесплатно. Но неожиданно вам озвучивают стоимость проделанной работы.

АиФ.ru рассказывает, за какие именно услуги с вас могут потребовать деньги, и объясняет, обязаны ли вы платить в подобной ситуации.

Какие услуги могут оказаться платными?

  • обрезка сим-карты;
  • наклейка защитной плёнки на телефон или планшет;
  • настройка ноутбука или компьютера;
  • установка программного обеспечения на устройства;
  • чай, кофе и вода в салонах красоты и офисах;
  • медицинские услуги при обслуживании по страховке;
  • дополнительные услуги в отелях, не включённые в путёвку;
  • консультации специалистов;
  • заказ музыки в ресторанах и кафе.

Обязан ли продавец предупреждать о стоимости услуги?

Любая покупка является сделкой — своего рода договором, заключённым между покупателем и продавцом в устном или письменном виде. Правила заключения и исполнения этого договора регулируются гражданским законодательством, в частности законом «О защите прав потребителей». В соответствии с десятым пунктом закона, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В том числе, назвать цену в рублях.

Можно ли не платить за услугу, если вас не предупредили о её стоимости?

У потребителя есть право запросить информацию об условиях предоставления услуги и её стоимости. Если он этого не сделал, то ситуация неоднозначна. «Здесь вступают в конфликт действия разных законов. С одной стороны, каждая услуга должна быть оплачена в обязательном порядке. С другой стороны, о стоимости клиент должен быть предупреждён. Но в то же время он может поинтересоваться, платная услуга или нет», — рассказал в интервью АиФ.ru судебный юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов.

Если возникла спорная ситуация, потребитель вправе не оплачивать услугу. В этом случае покупатель является должником, а организация — кредитором. Потребитель задерживается до приезда сотрудников полиции, которые составляют протокол. Впоследствии продавец может добиться оплаты услуги через суд.

«Если дойдёт до суда, решение может быть и в пользу организации, так как каждая услуга подлежит оплате», — говорит Денис Ульянов. Но организация должна будет предоставить суду прейскурант или иным способом доказать, что информация о стоимости услуг не была сокрыта умышленно, объяснил эксперт.

Что такое навязанная услуга?

Основное право потребителя — совершать свободный выбор товаров и услуг. То есть никто не имеет права заставить клиента заплатить за то, в чём он вовсе не нуждается.

Навязанной считается такая услуга, которую оказали потребителю без его ведома и согласия. К этому же понятию относятся случаи, когда продавец вынуждает покупателя купить ненужный товар, чтобы получить действительно необходимый.

Можно ли не оплачивать навязанную услугу?

Важной гарантией защиты интересов потребителя являются правила, установленные статьёй 16 закона. В ней говорится о том, что:

  • Продавцу запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных.
  • Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы или предоставлять услуги за плату.
  • Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, он вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Куда жаловаться потребителю?

Пожаловаться на навязанную услугу и другие нарушения прав будет проще всего, если обратиться напрямую к руководству предприятия. Если законные требования всё же не будут выполнены, потребитель может обратиться за помощью в компетентные органы:

  • органы по защите прав потребителей,
  • местные власти,
  • суд,
  • общественные организации по защите прав потребителей.

Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации

Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.39, являются права граждан на получение информации. При этом виновный посягает на права граждан, закрепленные, в частности:

1) в нормах Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ “О персональных данных” о том, что перечни персональных данных, включаемых в состав всех видов информационных ресурсов, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения;

2) в нормах Закона об информации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) в нормах Закона о коммерческой тайне том, что запрещено относить к коммерческой тайне или к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

Читать еще:  Законно ли сокращение рабочего времени без согласия работников?

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;

4) в ст. 5 Закона об ОРД о том, что лицо, чьи права нарушены действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд;

5) в ст. 89 ТК о том, что работник вправе получать любую информацию о персональных данных о нем.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный неправомерно (т.е. в нарушение упомянутых выше правовых норм):

1) отказывает гражданину в предоставлении (т.е. в передаче, в выдаче копий, электронного файла) документов, собранных в установленном порядке (например, справок, анкет, личных листков, “объективок”, свидетельств), а также иных материалов (в т.ч. и агентурных, свидетельских показаний, данных наблюдения, проверки), которые непосредственно затрагивают права граждан (например, право на труд, на выезд из Российской Федерации, на передвижение и выбор места жительства в пределах страны);

2) несвоевременно предоставляет упомянутые документы и материалы (т.е. нарушает сроки их предоставления);

3) не предоставляет иную информацию (т.е. сведения о гражданине, о предметах, фактах, событиях, принципах, связанных с его жизнью, независимо от формы их существования);

4) предоставляет эти документы, материалы, информацию не полностью либо предоставляет заведомо недостоверную информацию. Конструкция ст. 5.39 такова, что данное административное правонарушение может быть совершено и в форме бездействия (например, отказ выдать копию документа, непредоставление информации), и в форме действия (например, когда предоставляется заведомо недостоверная информация). Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий (бездействия).

3. Субъектом этого правонарушения могут быть только должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5). Чаще всего это должностные лица госорганов, органов местного самоуправления, прокуратуры, дознания (ФСБ, МВД и т.п.), а также работодатели.

4. Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 5.39 допускает назначение только одного вида наказания – административный штраф. Он назначается судьей (см. коммент. к ст. 3.5, 23.1).

3.2. Ответственность в случае непредоставления или предоставления недостоверной и неполной информации о продавце (изготовителе, исполнителе) товара (работы, услуги)

3.2. Ответственность в случае непредоставления или предоставления недостоверной и неполной информации о продавце (изготовителе, исполнителе) товара (работы, услуги)

Согласно ст. 495 ГК РФ и ст. 12. Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен – в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю) (абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Запомните, что продавец, не предоставивший покупателю возможности получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации при наличии причинной связи между предоставлением неверной или неполной информации и последствиями, предусмотренными в законе (п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Лучше всего права потребителя, которые возникают у него при непредставлении или ненадлежащем предоставлении информации, представить в виде следующей таблицы.

Отметим, что, рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, понесенных им вследствие недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора. При этом судами учитывается тот факт, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с ГК РФ при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге), такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем либо исполнителем в полном объеме независимо от их вины.

Исключение составляют случаи, когда:

1) изготовитель (исполнитель, продавец) докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги);

2) в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель);

3) если продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, работы, услуги или их хранения.

Вред в остальных случаях в соответствии со ст. 1097 ГК РФ возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен – в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если:

1) в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;

2) потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Законно ли не предоставляют информацию о заказчике доставки?

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Что делать, если заказчик требует предоставить бухгалтерские документы

Имеет ли право государственные или муниципальные заказчики требовать бухгалтерские документы, которые подтверждают расходы поставщика. И что делать поставщику в этой ситуации. На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Читать еще:  Законно ли глава Администрации поселка собирает с жителей деньги?

На практике такие случаи далеко не редки. Это подтверждают и наши клиенты, периодически обращающиеся с подобными вопросами. Причем ряде случаев, требования о предоставлении поставщиком финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов (например, договоров с подрядчиками, актов сдачи-приемки, платежных документов, товарных накладных) устанавливаются в проекте контракта или техническом задании.

Давайте попробуем разобраться в причинах, побуждающих государственных или муниципальных заказчиков к таким требованиям. Часто заказчики ссылаются на рекомендации от контролирующих органов, которые, в свою очередь, оправдываются необходимостью контроля над расходованием бюджетных средств. Другим оправданием часто служит необходимость более точного определения начальной максимальной цены будущих аналогичных закупок.

Но что бы ни говорили заказчики, настоящая причина, по нашему мнению, вполне очевидна. Это желание обезопасить себя от возможных претензий со стороны разного рода контролеров. Желание вполне понятное.

Но еще более понятно нежелание поставщиков делиться документами. Для любого предпринимателя перечень поставщиков и, самое главное, условия работы с поставщиками (цены, сроки поставки, условия оплаты и т.п.) являются коммерческой тайной. Устанавливая требования к поставщикам о предоставлении первичных финансовых документов, заказчики, как правило, не указывают круг лиц, которые получат доступ к этой информации, и не берут на себя обязательства о ее неразглашении. Таким образом, можно предположить, что информация может стать доступной неограниченному кругу лиц. В том числе и к конкурентам.

На практике нередки случаи недобросовестной конкуренции, когда получив доступ к информации о поставщиках исполнителя и условиях поставки, заказчики передавали эту информацию аффилированным компаниям, также участвующим в госзакупках.

Нужно ли говорить о том, что такое положение дел часто отталкивают представителей малого бизнеса от участия в государственных закупках.

Так что же делать поставщику, если он получил требование заказчика о предоставлении бухгалтерских документов или увидел в контракте такое условие. Предоставлять заказчику документы или не предоставлять, вот в чем вопрос! И решать, конечно же, Вам.

Если не жалко или хотите поддержать установившиеся доверительные отношения с заказчиком, можете предоставить. В этом случае Вы не нарушите никаких законов. Возможно, заказчик будет Вам даже благодарен, если с помощью этих документов он сможет «отбиться» от назойливых контролеров. Ничто так не способствует бизнесу, как хорошие отношения с заказчиком.

Если же не хотите – смело отказывайте. Можете сослаться на наличие в договорах с контрагентами условия о конфиденциальности. Кстати, если такого условия в них на самом деле нет, то неплохо было бы его вписать. Если требование о предоставлении документов включено в документацию о закупке, его нужно опротестовать в соответствии с порядком, предусмотренным законом 44-ФЗ.

Веским аргументов для отказа в предоставлении документов является Письмо Министерства экономического развития от 14 ноября 2016 г. N Д28и-3142 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ». В этом небольшом письме, подписанном директором Департамента развития контрактной системы, содержатся три важных для поставщика вывода:

1. При надлежащем исполнении контракта после подписания заказчиком акта приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) заказчик обязан его оплатить по цене, определенной контрактом.

2. Заказчик не вправе включать в контракт условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов.

3. В случае возникновения у поставщика (подрядчика, исполнителя) экономии денежных средств после оплаты заказчиком поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по контракту такие денежные средства заказчику не возвращаются. (Оказывается, такие требования со стороны заказчиков тоже встречаются).

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

Тендерное и юридическое сопровождение

Страхование и кредитование

По вопросу истребования у исполнителей первичных бухгалтерских документов имеется прецедентное решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-30324/2017 от 14 марта 2018 года. Суть дела вкратце выглядит следующим образом. Общество с ограниченной ответственностью в 2017 году заключило государственный контракт с министерством сельского хозяйства Самарской области на проведение работ по реализации выставочной и информационно-презентационной концепции агропромышленного комплекса. При этом в Техническом задании было указано, что исполнитель обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие фактические расходы в соответствии со сметой, а именно договоры, акты сдачи-приемки, платежные документы, товарные накладные, заказ-наряды на выполнение работ, путевые листы на перемещение транспортных средств, расчеты и калькуляции.

Уже на стадии исполнения контракта исполнитель обратился в суд с иском об изменении условий контракта в части предоставления документов. В свою очередь, заказчик подал встречный иск о взыскании штрафа в сумме более 1 млн. рублей в связи с ненадлежащим исполнением контракта (не предоставлением документов).

Суд оставил исковое заявление исполнителя без рассмотрения, т.к. не был соблюден претензионный досудебный порядок урегулирования спора. В то же время, основываясь на указанном выше письме Минэкономразвития, суд подтвердил, что заказчик не имел права требовать от исполнителя финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копии первичных документов. Более того, суд прямо указал, как должен был действовать исполнитель в случае несогласия с условиями договора:

«… Статьей 70 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) предусмотрен механизм согласования условий контракта, в целях защиты подрядчика (пункт 4), – победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в Единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов».

Кстати, заказчику во взыскании штрафа с исполнителя за не предоставление документов также было отказано.

И в заключение скажем, что в настоящее время правительство рассматривает предложения Минфина об очередных изменениях в закон 44-ФЗ, касающихся совершенствования финансового контроля закупок. В соответствии с этими предложениями, помимо прочего, в контракты с поставщиками обязательно будет включаться условие о согласии исполнителя на проверки в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. Полномочия контролеров в этом случае будут регулироваться не законом «О контрактной системе в сфере закупок», а Бюджетным кодексом.

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 года. Так что делиться финансовыми документами с государством, возможно, все же придется.

Читайте актуальные новости из мира закупок на нашем сайте и в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте». Будьте всегда в курсе»!

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными !

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector