Законно ли повышение оплаты за ЖКХ без предупреждения?
Prokurors.ru

Юридический портал

Законно ли повышение оплаты за ЖКХ без предупреждения?

Возможно ли отключение коммунальных услуг за неуплату в 2020 году

Рост долгов населения по оплате за услуги ЖКХ вынуждает государство принимать к неплательщикам разные меры воздействия. Поначалу они носят уведомительно-предупредительный характер. Затем следуют санкции экономического характера в виде начисления штрафов и пени. В ряду более серьезных мер, которые применяются в случае, если иные не возымели действия, – ограничение подачи ресурсов и отключение коммунальных услуг за неуплату в 2020 году. Меры могут быть еще более радикальными – вплоть до выселения злостных неплательщиков с занимаемой жилплощади.

Допустимые сроки задержки платежа за квартиру

Обязанность жильцов оплачивать коммунальные услуги и правила их оплаты определены в ст. 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации . Основанием являются квитанции, присланные в адрес потребителя поставщиками услуг.

У плательщика есть время, чтобы произвести расчет по выставленной квитанции. Можно ли задержать внесение средств за потребленные услуги и как надолго, устанавливают законодательные нормы. Они предусматривают предельный срок оплаты за потребленные ресурсы ЖКХ как 31 день месяца, в котором квитанция была доставлена плательщику.

Другие варианты оговариваются в договоре между потребителем услуг и управляющей компанией.

С 31 по 90 день задолженности на сумму долга начисляется пеня в размере 1/1300 ставки рефинансирования, после 90 она составит уже 1/130. По истечении трехмесячного срока люди, которые отказываются от оплаты коммуналки, получают статус должников.

Чем чреваты долги по коммунальным платежам

Неоплата выставленных счетов за услуги ЖКХ грозит должникам различными неприятностями. Многие из них определены Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011(ред.13.07.19)

Последние изменения в документе ужесточают меры ответственности за уклонение от их погашения. Кроме начисления прогрессирующих штрафов и пени неплательщика ожидает ограничение подачи ресурсов, а затем их полное отключение.

Этим мерам предшествуют письменные уведомления о возможности применения подобных санкций.

Иногда управляющие компании (УК) применяют такие незаконные меры как вывешивание списков должников на дверях подъездов, публикацию их в СМИ или невыдачу должникам справки о составе семьи. Можно столкнуться с невозможностью прописаться/выписаться с жилплощади при наличии долгов за услуги ЖКХ.

Судебные приставы могут применить иные меры воздействия: запрет на выезд за рубеж или ограничение в праве управления автотранспортом.

Законодательная база

Основную роль в регулировании вопроса оплаты потребленных услуг ЖКХ играет Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства № 354, которым утверждены Правила предоставления гражданам ЖКУ. Последними в качестве принудительной меры предусмотрено право поставщика приостановить/ограничить предоставление услуг после направления в адрес должника соответствующего уведомления за 30 суток до применения санкций.

Потребителей часто беспокоит вопрос правомерности подобных действий. Например, они спрашивают, законно ли отключение горячей воды в многоквартирном доме за долги. Те же Правила устанавливают перечень ресурсов, подачу которых запрещено приостанавливать по санитарным нормам:

  • газ, используемый для отопления;
  • холодную воду;
  • отопление.

Помещение, которое лишено перечисленных услуг, автоматически становится непригодным для проживания, что является прямым нарушением ЖК РФ.

Отсутствие горячей воды не лишает помещение пригодности к проживанию. Следовательно, отключение горячей воды за неуплату в отдельной квартире – вполне реальная мера, которая может быть применена к злостному неплательщику.

Кроме горячей воды коммунальщики вправе отключить иные услуги, предусмотренные договором.

Пройдите социологический опрос!

Что служит основанием для отключения подачи ресурсов

Безусловно, приостановление предоставления услуги не происходит на следующий же день после того, как жилец просрочил оплату за ее потребление. Отключение от услуг за долги перед ЖКХ в 2020 году – это крайняя мера, которой предшествует целый ряд предупредительных мероприятий, направленных на то, чтобы заставить должника расплатиться с поставщиком ресурса.

И только когда все способы воздействия оказались безрезультатными, производится отключение потребителя от услуги. Основанием для этого служат:

  • неоплата в течение трех месяцев;
  • частичная оплата за то же время после того, как было получено уведомление от поставщика;
  • нарушение соглашения по погашению задолженности, заключенного между поставщиком и должником.

Законно ли отключение света без решения суда

В случае, если потребитель не платил за предоставленную электроэнергию в течение двух месяцев, УК имеет право послать должнику предупреждение. Если оплата так и не поступила, компания может без решения суда приостановить подачу электроэнергии. Но делать это следует лишь с соблюдением всех необходимых требований закона, иначе действия УК могут быть оспорены в суде.

Поводом для обращения в судебную инстанцию может послужить только нарушение процедуры отключения электроэнергии, а именно несоблюдение всех этапов, предусмотренных установленными Правилами, но не сам факт отключения.

Так, если с соблюдением процедуры представители компании отключили свет за долги, есть несовершеннолетние в квартире или нет, уже не имеет значения. Действия УК не являются основанием для обращения в суд.

Отключение электричества считается законным, если соблюдены следующие условия:

  • срок задолженность равен или превышает 3 месяца, если платежи соответствуют средним месячным нормам потребления;
  • поставщик коммунальной услуги уведомил нарушителя о наличии долга в письменной форме с вручением лично в руки, а также другими способами, позволяющими подтвердить факт получения уведомления;
  • должнику предоставляется 20 дней, с момента получения уведомления, в течение которых он может погасить долг хотя бы частично;
  • по истечении отведенного срока при отсутствии попыток жильца оплатить счета ему направлено повторное предупреждение, которое содержит информацию о том, что электричество будет отключено через 3 дня.

Это же относится и к вопросу о том, имеет ли право управляющая компания отключать воду за долги. Если вода горячая, то УК может это сделать с соблюдением тех же этапов.

Как происходит отключение коммунальных услуг за неуплату

Ст. 118 вышеупомянутого Постановления №354 определяет право ТСЖ, УК, ЖСК и иных представителей исполнительных органов управления конкретного дома ограничивать или полностью приостанавливать подачу ресурса.

Порядок действий имеет одинаковую последовательность для всех видов предоставляемых услуг. То, как отключают воду за неуплату в одной квартире, практически ничем не отличается от процедуры прекращения подачи газа для приготовления пищи. Алгоритм включает в себя:

  1. Вручение должнику письменного уведомления о намерении ограничить или приостановить предоставление какой-либо услуги/услуг.
  2. Ожидание в течение установленного законом срока погашения долга жильцом – 20 дней.
  3. При не поступлении оплаты – ограничение коммунальной услуги, затем полное ее блокирование.

Порядок отключения должников за дополнительные услуги ЖКХ, перечень и факт необходимости их оказания должны быть утверждены на общем собрании и зафиксированы в договоре между жильцами и УК.

Что такое уведомление об отключении услуг ЖКХ

Предупреждение, направляемое должнику перед ограничением или приостановлением подачи ресурса, является необходимым элементом процедуры отключения услуг ЖКХ. Без этого она не будет иметь законной силы.

Уведомление должно содержать необходимую информацию о сумме задолженности и предполагаемых санкциях. Оно вручается нарушителю лично под роспись или отправляется по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении) либо. путем включения текста уведомления в платежный документ. Возможны и другие способы уведомления. Главное, чтобы они могли подтвердить факт и дату получения уведомления (предупреждения) должником.

Услуги, которые могут отключить

Что могут отключить за неуплату коммунальных услуг в многоквартирном доме и частном домовладении, регламентировано ст. 119 Постановления №354.

В нормативном акте перечисляется, подачу каких услуг нельзя приостановить или совсем отключить потребителям, которые пропустили все сроки оплаты и имеют внушительные суммы долгов по ЖКХ. К таким ресурсам относятся отопление и холодное водоснабжение, а также водоотведение.

Поэтому отключение газа за неуплату в многоквартирном доме – реальная неприятность, которая ожидает неплательщика, нарушившего правила расчета за коммунальные услуги. Газ, как и прочие ресурсы, потребляемые жильцами МКД, вполне могут отключить в качестве меры воздействия на должников для оплаты ими долгов по ЖКХ.

УК вправе приостановить подачу электричества и заблокировать оборудование, расположенное за пределами квартиры, например, домофона.

Жильцам, нарушающим законодательные нормы для оплаты потребленных услуг ЖКХ, нужно быть готовыми к тому, что они могут остаться в своих квартирах только с холодной водой и отоплением, которые нельзя отключить по закону. Положительный ответ на вопрос, может ли ТСЖ отключить воду за неуплату, потребитель услышит лишь в том случае, если это горячая вода.

Не стоит легкомысленно относиться к растущей задолженности за квартиру, поскольку отключение услуг – не единственная неприятность, которой она может обернуться. Следующий шаг УК или ТСЖ – обращение в суд.

Выполнение решений суда будут контролировать судебные приставы. Поэтому стоит внимательно относиться к расчетам за услуги ЖКХ и не допускать просрочки платежей.

Почему нельзя самовольно подключиться к ресурсам

Оставшись без удобств, которые повышали качество жизни, должники начинают искать выходы из ситуации, причем не всегда законные. Эти действия предпринимаются даже тогда, когда приостановление подачи услуг произошло абсолютно справедливо и правомочно.

Вместо того, чтобы расплатиться с долгами и легально возобновить подачу ресурса, неплательщики пытаются самовольно подключить газ и свет. Они полагают, что так решатся и проблемы с горячей водой.

Прежде чем предпринять подобные действия, стоит вспомнить, что они повлекут за собой еще более серьезные неприятности. Ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает применение штрафных санкций за самостоятельное подключение к электросетям и газопроводам:

  • для частных лиц – 10-15 тыс. рублей;
  • для учреждений и организаций – 100-200 тыс. рублей;
  • для руководителей предприятий – 30-80 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 2 лет.

Не исключены и более кардинальные меры. Комиссия, выявившая несанкционированное подключение, составит соответствующий акт и направит его в мировой суд. Судебная инстанция откроет дело по ст. 158 Уголовного кодекса РФ , наказание по которой предполагает до 48 месяцев лишения свободы.

Можно ли обжаловать отключение подачу ресурсов за неуплату

Если потребитель считает, что отключение ресурса за неуплату коммунальных платежей произведено незаконно, он может обратиться с жалобой в прокуратуру и Жилинспекцию или подать иск в судебную инстанцию на действия УК.

Жалобе должно предшествовать обращение жильца в управляющую компанию. Копия претензии, направленной в УК, и ответ на нее прилагаются к заявлению в контролирующие органы.

Если подобные действия не дали желаемых результатов, перечисленные документы вместе с исковым заявлением подаются в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости.

Выводы

К гражданам, которые не торопятся оплачивать потребленные услуги ЖКХ, применяются меры воздействия, серьезно осложняющие их повседневную жизнь. При игнорировании предупреждений о возможности отключения ресурса и непогашении имеющихся задолженностей, подачу света, газа, горячей воды и некоторые иные услуги могут прекратить до полного возмещения долга.

Как проверить и оплатить судебные и налоговые задолженности. Как узнать свою кредитную историю и проверить неоплаченные штрафы. За какие долги могут не выпустить за границу и лишить водительских прав. Все это можно узнать с помощью проверенного сервиса Контрольдолгов.рф .

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Читать еще:  Законно ли увольнение за ДТП вне рабочего времени?

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Определение оплаты за проведение ремонтных работ и содержание помещений, предназначенных для проживания, выполняется с учетом статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Плата по содержанию определяется в объеме, который гарантирует должный уровень содержания имущества, относящегося к общему в многоквартирном доме, в порядке, обозначенном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Имеет ли право УК поднимать плату за содержание жилья

Множество жильцов, получив квитанции, обращают внимание на увеличение тарифов по услугам, связанным с содержанием жилья и текущим ремонтом. Компании, уполномоченные на управление домом, данное положение объясняют просто – правительство подняло тарифы по коммунальным услугам.

Но насколько законно действуют УК, повышая цены на коммунальные услуги, основываясь на правительственном постановлении?

Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154). В структуру оплаты за коммунальные услуги входит оплата за ХВС/ГВС, водоотведение, газо-, электроснабжение (вместе с предоставлением баллонного газа бытового назначения). Сюда же включено отопление (вместе с поставкой твердых топливных элементов, если отопление печное).

Утверждение тарифа на содержание и ремонт жилья: ЖК РФ.

Может ли управляющая компания повысить тарифы, читайте тут.

В пункте 7 статьи 156 Кодекса установлено, что объем оплаты по содержанию и проведению ремонта жилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, где имеются товарищества владельцев, жилищный кооператив или же специальный кооператив потребительского направления, должен быть определен на общем сборе владельцев помещений, размещенных в подобном доме, проводящемся в порядке, который установлен ст. ст. 45-48 действующего Кодекса. Плата по услугам ремонта/содержания помещений в доме должна быть определена, учитывая предложения УК, на период от одного года.

Лишь у совета, созданного в МКД, есть полномочия по принятию решений, касающихся пересмотра тарифов на указанные услуги и прочие расходные статьи, фигурирующие в общем содержании общедомового имущества.

А сейчас просто полюбопытствуйте в УК, на каких основаниях была поднята оплата по содержанию и текущему ремонту. Также у вас есть право истребования копии запротоколированного общего собрания владельцев, где принималось такое решение.

Получив протокол, спросите у владельцев соседних квартир, кто давал разрешение на увеличение оплаты за услуги содержания жилья/текущего ремонта. Конечно, управляющая компания может в рамках рекомендации предложить определенный уровень тарифа, однако, никак не установить его единолично, без ведома жильцов.

УК при проведении общего собрания владельцев помещений, необходимо в полной мере обосновать изменения в плате за содержание жилья. В пункте 2 статьи 157 сказано, что УК не имеет права установления тарифов на предоставляемые коммунальные услуги.

В данном пункте говорится о том, что расчет объема оплаты за коммунальные услуги, предусматриваемые ч. 3 ст. 154 Кодекса, производится по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определяемым законом.

Государственные полномочия по определению тарифов, обозначенных данной частью, могут делегироваться ОМС в соответствии с порядком, предусматриваемым законодательством РФ.

И ни одного упоминания о том, что УК имеет право самостоятельного установления тарифов. В соответствии с ЖК РФ, владельцы жилых помещений и совет, созданный в МКД, относятся к основе власти в отношении проведения текущего ремонта/содержания жилья.

УК относится к наемным работникам, и именно жильцам принадлежит право определения условий, при соблюдении которых УК могут работать.

Сейчас ситуация несколько изменилась. Все складывается таким образом, что именно жильцы прислушиваются к требованиям УК, а не наоборот. Конечно, это можно изменить, то только жильцы должны проявить здесь инициативу. Следует поинтересоваться насчет протоколов собраний и принятых на них решений.

Истребуйте соглашение между УК и жильцами. Кроме того, у жильцов есть полное право требования от УК отчетности по затраченным финансам – ведь вы интересуетесь тем, на что потрачены ваши деньги.

Жильцы вправе получить услуги надлежащего качества и контролировать использование вносимых за услуги средств. Всегда нужно знать, кому производится оплата и за что именно.

Что входит в содержание жилья

Каждый месяц нам приходят квитанции для оплаты ЖК услуг, но много ли потребителей хотя бы раз задали вопрос: что может подразумевать под собой пункт, обозначенный в документе под «оплатой за содержание жилья».

Российское законодательство говорит нам о том, что начисление по оплате за содержание жилья происходит при соблюдении положений Жилищного кодекса РФ. Это обозначение упоминается в статье 154.

В структуру оплаты должна быть включена стоимость, начисляемая за содержание и ремонт (капитальный/текущий) в многоквартирном доме. Если в пункте ремонта, проводимого в жилом доме, все предельно ясно, то при упоминании управления/содержания дома, возникает масса вопросов, по крайней мере, у простого жильца.

Какие виды работ включены в структуру услуги содержания имущества, размещенного в МКД:

  • Проведение осмотра имущества в доме представителями организаций, которые являются ответственными за обеспечение безопасности жизни/здоровья проживающих в многоквартирном доме лиц, учитывая пункт 13 статьи 154 Жилищного кодекса РФ;
  • Организация освещения во всех расположенных в жилом доме общеиспользуемых помещениях;
  • Проведение уборки, а также гигиенических и санитарных мероприятий в помещениях общей эксплуатации, и на территориях, прилегающих непосредственно к жилому дому, входящих в структуру имущества для общего использования;
  • Контроль температурного уровня и нормы влажности, установленных в общих помещениях с учетом законодательных правил и норм;
  • Обеспечение норм, связанных с пожарной безопасностью в жилом многоквартирном доме;
  • Контроль и обеспечение своевременности вывоза ТБО/ЖБО и прочих отходов с территории у дома (вместе с мусором, который накапливается в процессе занятия индивидуальным предпринимательством и деятельности организаций, чьи офисы располагаются в нежилых помещениях дома);
  • Сезонное использование объектов, относящихся к элементам благоустройства дома, входящих в структуру общедомового имущества (вместе с озеленением прилегающих к дому территорий);
  • Выполнение ремонтных работ (капитальных/текущих) в жилом доме.

Перечисленные пункты являются лишь основой структуры услуг, оказание которых жильцам, проживающим в многоквартирном доме, предусматривается такой статьей как «содержание жилья». Со всем списком услуг с указанием множества подпунктов можно ознакомиться, просмотрев статью 154 ЖК РФ.

Для того чтобы перечень оказываемых услуг приобрел юридическую полноту, необходимо составить протокол, с проставлением в нем подписей обеих сторон (документ должны подписать представители жильцов дома и конкретная УК).

Весь перечень тарифов по содержанию жилья должен согласовываться с владельцами жилых помещений в доме. Часто бывает так, что УК обходят законодательные требования, единолично устанавливая тарифы, не проводя при этом общих собраний жильцов.

У каждого владельца жилья в подобном доме есть полное право проверки тарифов, которые непосредственно формируют цены за оказываемые услуги.

К несчастью, переплаты по тарифам, дело довольно распространенное. Так, каждый из жильцов оплачивает ежемесячно суммы по услугам, которые на самом деле не предоставляются совсем или предоставляются, но не полностью.

Если окажется, что общее собрание владельцев помещений не было проведено, то следует взять на себя инициативу организации срочного созыва собственников. УК не может выразить отказ от законодательно предусмотренного проведения собраний, инициированных жильцами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Законна ли комиссия за оплату услуг ЖКХ?

Недавно платил за услуги ЖКХ. Оператор сказала, что теперь комиссия за оплату составляет 2%. Чтобы не было вопросов, прямо над окошком повесили объявление с информацией об этом и указали телефон обслуживающего банка.

Я позвонил в банк, мне сообщили номер закона и рассказали, что раньше эту комиссию платили сами поставщики услуг, а теперь почему-то не могут и поэтому повесили это все на клиентов. Причем сразу заодно с традиционным повышением тарифов с нового года. По телефону сказали, что эта комиссия не только за банковские услуги. Но за что еще — объяснить не смогли.

Прокомментируйте, пожалуйста, суть происходящего. Что за комиссию больше не могут платить поставщики, почему она везде разная и вообще доколе она будет.

Доколе — сказать не могу, а про комиссию расскажу подробнее.

Комиссию берет банк за то, что принимает вашу оплату и переводит поставщику коммунальных услуг. Если вы платите безналичным переводом, вам придется соглашаться на условия банка, который оказывает вам такие услуги. Но компания, которая предоставляет услуги ЖКХ, должна обеспечить хотя бы один способ оплаты без комиссии. Если ваш поставщик услуг этого не сделал, можете подать жалобу в Роспотребнадзор. Он оштрафует нарушителя и заставит организовать прием платежей без комиссии.

Откуда берется комиссия за оплату услуг

Поставщики коммунальных услуг обязаны обеспечить абонентам возможность оплачивать услуги как наличными, так и с помощью платежных инструментов. Причем абоненты сами выбирают, каким вариантом им удобнее пользоваться.

Поставщик услуг не имеет права устанавливать на одну и ту же услугу различные в зависимости от способа оплаты — с помощью наличного или безналичного расчета — цены.

Это значит, что в квитанции на оплату услуг ЖКХ не может быть дополнительной строки «Комиссия банка». Но есть исключение: если собственники помещений в многоквартирном доме сами решат на общем собрании, что такой платеж должен быть включен в структуру платы за содержание жилого помещения, платить придется.

Банковская комиссия обязательна, если ее включают в стоимость услуги по договору на оказание услуг. Коммунальные услуги или капитальный ремонт оплачивают по тарифам, которые установили соответствующие органы госвласти. Поэтому они не могут включать в себя никакой комиссии. Зато если речь идет о плате за содержание жилого помещения, в которую входит плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, то как раз общий размер этой платы и будет ценой договора, в которую собственники на общем собрании могут включить комиссию.

Как должно быть по закону

Компания, которая предоставляет услуги ЖКХ, должна обеспечить потребителям возможность оплачивать ее услуги без комиссии. А потребитель имеет право оплачивать эти услуги наличными непосредственно поставщику услуг. И в этом случае просить каких-то дополнительных комиссий свыше цены договора поставщик не имеет права.

Это право зафиксировано не только в законе о защите прав потребителей, но и в правилах предоставления коммунальных услуг. В них указано, что потребитель вправе сам выбирать, оплачивать ему коммунальные услуги наличным или безналичным расчетом.

У безналичного может быть несколько вариантов:

  1. с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных потребителем банках;
  2. переводом без открытия банковского счета;
  3. почтовым переводом;
  4. банковской картой;
  5. через интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Читать еще:  Законно ли решение группы жильцов об организации автостоянки?

Суды, кстати, трактуют эти требования закона как обязанность поставщика услуг обеспечить как минимум один способ внесения платы, который не предусматривает дополнительных комиссий.

Если не знаете, как оплатить коммунальные услуги без комиссии, запросите информацию у поставщика услуг — по телефону или через официальный сайт. По закону поставщик услуг обязан предоставлять такие сведения незамедлительно.

Если оплаты без комиссии нет

Если вы не можете оплатить услуги ЖКХ без комиссии или вам не предоставили информацию о том, как это сделать, обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор.

Например, поставщик услуг вообще не организовал возможность оплатить услуги без комиссии или сделал это «для галочки»: касса вроде бы есть, но всегда закрыта. В этом случае Роспотребнадзор может привлечь компанию к административной ответственности за нарушение прав потребителя, связанных с оплатой услуг. Должностных лиц могут оштрафовать на 15 000—30 000 рублей , а юридических — на 30 000—50 000.

Если оплатить можно, но информации об этом нигде нет, Роспотребнадзор может назначить административное наказание должностным лицам в виде штрафа от 500 до 1000 рублей, а юридическим — от 5000 до 10 000.

Например, в Московской области Роспотребнадзор оштрафовал на 30 тысяч рублей управляющую компанию, которая не организовала бесплатный способ оплаты для потребителей. Компания решила обжаловать постановление о наказании в суде, но суд встал на сторону Роспотребнадзора и сказал, что наказание заслуженное и надо платить штраф.

А Хабаровский краевой фонд капитального ремонта не смог обеспечить потребителей информацией об организациях, которые принимают платежи без комиссии. Роспотребнадзор оштрафовал его за это на 5 тысяч рублей. Суд следующей инстанции тоже решил, что наказание справедливое, и оставил постановление о привлечении к ответственности в силе.

Когда по закону могут взимать комиссию

Вознаграждение за денежный перевод могут взимать именно с потребителя услуг в двух случаях:

  1. Когда между платежным агентом и плательщиком есть соглашение, в котором определен размер вознаграждения. Например, вы приходите в кассу банка уплатить госпошлину за регистрацию права собственности. На окошке висит объявление: комиссия за уплату госпошлины — 30 рублей. Если вы согласны сделать платеж на этих условиях, платите госпошлину и комиссию, получаете квитанцию и идете сдавать документы на регистрацию права собственности. Соглашение между вами и банком возникло и было подтверждено оплатой комиссии.
  2. Когда перевод денег осуществляется за счет денег плательщика. Они находятся на его банковском счете или он предоставляет их без открытия банковского счета. Например, вы подписали распоряжение, чтобы банк списывал в счет оплаты услуг ЖКХ с вашего банковского счета нужную сумму каждый месяц. Поскольку банк перечисляет эти деньги поставщику услуг, получается, что он оказывает вам услугу и за это берет комиссию.

Мы писали подробно, как оплатить услуги ЖКХ. В любом случае хотя бы один способ оплачивать услуги без комиссии должен быть.

Если у вас все же останутся вопросы, позвоните поставщику услуг ЖКХ и потребуйте разъяснений. Если исчерпывающую информацию не дадут, жалуйтесь в свой территориальный орган Роспотребнадзора.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Все тонкости отключения коммунальных услуг за неуплату

Договор на поставку коммунальных услуг заключают две стороны: РСО и потребитель. Оба принимают на себя обязательства исполнять его условия. Поставщик должен предоставлять качественные услуги, а потребитель – своевременно их оплачивать.

Задолженности по счетам ЖКХ могут повлечь серьезную ответственность.

Законодательство

Документ регламентирует правоотношения управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций с собственниками нежилых помещений (пункт 6 Правил).

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

М ск +7 (499) 938 5119

С пб + 7 (812) 467 3091

Фед + 8 (800) 350 8363

Глава 11 описывает порядок приостановления или ограничения услуг, случаи, когда потребителя нельзя отключать.

Пункт 117 перечисляет ситуации, при которых необходимо предварительное уведомление об отключении. Пункт 115 – когда это возможно без предупреждения. Пункты 119–121 содержат информацию о порядке оповещения, отключения гражданина, соблюдение которого обязательно.

Ответственность за незаконное ограничение и самовольное подключение регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ, а также УК РФ.

Законно ли отключение за просроченные платежи

Предоставление ресурсов осуществляется на платной основе согласно договору между собственником жилого помещения и обслуживающей организацией. Если кто-либо не исполняет обязательств, то пострадавшая сторона задействует механизм восстановления своих прав.

Когда коммунальные платежи не оплачиваются пользователем более 2 месяцев подряд, поставщик имеет право на прекращение подачи, то есть ресурсы могут отключаться. При этом он должен соблюсти определенный порядок уведомления недобросовестного жильца.

Многие думают, что незаконным будет отключение гражданина при наличии уважительных причин неплатежей:

  1. Гражданину долгое время не выплачивают заработную плату или пенсию.
  2. Должник или член его семьи – безработные. При этом могут доказать, что предпринимают усилия для устройства на работу.
  3. Должник или член его семьи серьезно болен.
  4. В квартире проживает инвалид или маленький ребенок.

ЭТО НЕПРАВДА! Законодателем такие послабления не предусмотрены.

За что могут отключить

Правилами предоставления услуг гражданам предусмотрены ситуации, когда может быть произведено их ограничение без предварительного уведомления потребителя:

  1. Аварийные ситуации на сетях или коммуникациях.
  2. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.
  3. Выявления самовольного подключения к системам подачи энергии и ресурсов.
  4. Наличие предписания государственных или муниципальных органов.
  5. Использование приборов, мощность которых превышает технические возможности внутридомовых систем.

После письменного уведомления подача ограничивается, когда:

  1. У потребителя имеется задолженность, превышающая два ежемесячных платежа, рассчитанных исходя из нормативов потребления и утвержденных тарифов. При этом учитывается отсутствие или неисполнение графика погашения задолженности.
  2. Проводится плановый ремонт, обслуживание сетей и коммуникаций.

Что могут отключить

Закон предусматривает возможность отключения при наличии оснований и соблюдении определенной процедуры:

  • горячего водоснабжения;
  • газа;
  • электричества;
  • теплоснабжения в неотапливаемый период.

Какие услуги нельзя отключать за долги

Некоторые коммунальные ресурсы запрещено отключать даже при наличии большой задолженности, так как их ограничение ставит под угрозу жизнь, здоровье самого должника и других жителей многоквартирного дома:

  • холодное водоснабжение;
  • отопление.

Если отключить подачу отопления, это приведет к заморозке всей системы.

Имеют ли право отключить свет без решения суда

На основании пункта 117 Правил оказания коммунальных услуг поставщик имеет право отключить электроэнергию, не прибегая к судебному порядку. Это возможно при наличии задолженности, равной двухмесячному нормативному потреблению, а также при условии, что гражданин соответствующим образом уведомлен.

Пени за неуплату коммунальных платежей

Федеральный закон от 03.11.2015 г. №3 07-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» регламентирует порядок начисления пени за неуплату платежей:

  • с 31 по 90 день просрочки размер пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день;
  • начиная с 91 дня просрочки пеня возрастает до 1/130 от ставки рефинансирования за каждый день.

Договор

После принятия Постановления правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» изменилась схема выставления, оплаты счетов. Действовавший ранее вариант, где промежуточным звеном между потребителями и организацией была управляющая компания, отменена. Теперь РСО напрямую заключает договор с потребителями, начисляет плату за пользование ресурсами.

Нежилое помещение

Холодное и горячее водоснабжение, отопление, электроэнергия, газ собственникам нежилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией. Договор с ней напрямую заключает владелец нежилого помещения, оплату производит на расчетный счет РСО.

Закон закрепил обязанность управляющей компании уведомлять собственников нежилого фонда о необходимости заключать договоры с РСО. Однако эта норма не содержит данных о лимите времени для такого уведомления, как и ответственности УК за невыполнение требований. Также УК уведомляет РСО о количестве жилого и нежилого фонда дома.

Если договор отсутствует, объем потребления определяется расчетными способами.

Многоквартирный дом

Специфика договора на предоставление ресурсов жильцам многоквартирного дома зависит от выбранного способа управления:

  • если управлением МКД занимается ТСЖ, собственники заключают договор с руководством товарищества;
  • собственники квартир при отсутствии ТСЖ заключают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Правила приостановления или ограничения

При наличии оснований лицу приостанавливают доступ к получению ресурса. Чтобы процедура была законной, должен быть соблюден определенный порядок.

Уведомление об отключении

Если сумма долга потребителя превышает двухмесячный платеж по нормативу, поставщик имеет право уведомить его. Документ содержит информацию, что в случае невнесения суммы задолженности в течение 20 дней с момента доставки предупреждения последует ограничение, приостановка услуги. Уведомление может быть вручено должнику лично под роспись, направлено заказным письмом по почте или включено в очередную квитанцию об оплате.

ВАЖНО! Уведомить должника могут с помощью телефонного звонка, сообщения через интернет-ресурсы. То есть любым способом, с помощью которого можно подтвердить, что он знал о предстоящей процедуре.

Через 20 дней после уведомления вводится ограничение, а спустя еще 10 дней услуга приостанавливается.

ВАЖНО! Исключение составляют отопление, холодное водоснабжение – их не имеют право отключать ни при каких обстоятельствах.

Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 говорят о том, что можно приостановить или ограничить предоставление услуг после предварительного направления в адрес должника уведомление. Но в том же документе имеется прямой запрет на выключение холодной воды и отопления- пункт 307 Постановления Правительства РФ.

Возобновляют подачу ресурсов спустя два дня после оплаты долга.

Как это делается

Ограничение и отключение производят работники ресурсоснабжающей организации. При этом составляется акт, где содержатся сведения:

  • дата процедуры;
  • Ф. И. О., адрес должника;
  • каким способом производится;
  • сведения о приборе учета (его номер, текущие показания);
  • основания для ограничения или отключения;
  • срок ограничения.

Акт должен быть составлен в 3 экземплярах, один из них вручается должнику.

Отключение в многоквартирном доме не должно затрагивать ресурсоснабжение квартир добросовестных плательщиков.

Что делать, если отключили

Если отключение произведено незаконно, у должника имеются основания на оспаривание таких мер, то можно обжаловать действия РСО.

Если таких оснований нет, то должник обязан выплатить долг полностью или ходатайствовать о рассрочке платежа. Затем нужно обратиться к руководству РСО с документом об оплате, написать заявление на подключение ресурса. Услугу восстановят через 2 дня после погашения долга.

Можно ли обжаловать решение

Обжаловать незаконные действия можно через надзорные государственные органы: ГЖИ, прокуратуру, суд. Для этого нужно составить письменную претензию, где перечислить обстоятельства, при которых произошло нарушение прав. Приложить документы, подтверждающие проживание в квартире детей, инвалида, доставить лично, направить по почте. Также можно воспользоваться официальными сайтами госструктур, онлайн порталами Госуслуги, РосЖКХ.

РСО за неправомерное отключение ждет административное наказание – штраф. Если ограничение привело к моральному либо материальному ущербу, можно включить эти потери в сумму иска, обратиться за компенсацией в суд.

Читать еще:  Законно ли не предоставляют информацию о заказчике доставки?

Как быть, если отключили по ошибке

Если ограничение произошло вследствие ошибки (например, перепутали счетчик с соседским или не прошел платеж), услуга повторного подключения должна предоставляться бесплатно. Для этого нужно обратиться к руководству РСО с подтверждающими отсутствие долга документами (чеками, квитанциями), написать заявление на подключение.

Что будет за самовольное подключение

Распространенная практика самовольного подключения – грубое правонарушение. Подобные факты могут быть выявлены при проверке сотрудниками РСО. Они составляют письменный акт. Документ передается в органы полиции, далее материалы дела направляются мировому судье, который выносит решение о наложении административного взыскания в виде штрафа. Пеня составляет:

  • для физических лиц от 1500 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Если же при рассмотрении дела будут вскрыты факты хищения ресурса (например, электроэнергии), процесс приобретет статус уголовного, где наказание будет связано с лишением свободы.

Полезное видео

Повышающий коэффициент на воду

На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 53 вопросов по теме Повышающий коэффициент на воду. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Повышающий коэффициент на воду, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 220 юристов и адвокатов.

  • Правомерно ли введение повышающий коэффициента на воду.
  • Должна ли плата за повышающий коэффициент на воду относиться в доход мкд?

1.1. Конечно же законно.

1.2. Это не оспорить это все законно потом коэффициент будет ещё больше это сделано для того что бы граждане устанавливали счётчики.

2. Правомерно ли введение повышающий коэффициента на воду.

2.1. Если вопрос об указанном здесь повышении коэффициентов – тогда да: Подробнее >>>

3. Должна ли плата за повышающий коэффициент на воду относиться в доход мкд?

3.1. Здравсвуйте!
Это для тех, кто обслуживается по нормативу? Скорее всего нет, поскольку коэффициент установлен для коммунальных услуг, которые поставляет ресурсоснабжающая компания.

4.1. Если проверка была осуществлена в должный срок, т.е. до выдачи квитанции, тогда начисление по нормативу неправомерно, в любом случае стоит обратиться в энергоснабжающую организацию за перерасчетом, предоставьте паспорт прибора учета с отметкой о проведенной проверки либо они сами должны у себя найти акт от мастера. Как правило начисление сверх не производится, если не просрочили срок проверки.

4.2. Должны сделать перерасчет!

5.1. Здравия! Вам надо письменно обратиться с претензией к руководителю данной организации, изложить обстоятельства, а также потребовать произвести за этот период расчет по показаниям счетчика и укажите, что в случае отказа произвести перерасчет будете обращаться в надзорные органы (Жилнадзор, прокуратура, роспотребнадзор, суд)

6.1. Может, и это будет законно. Срочно меняйте счетчики!

7.1. Повышающий коэффициент к тарифу при безучетном потреблении воды (отсутствуют ИПУ) абсолютно законный. Смотрите пункт 60 ПП РФ от 06.05.2011 № 354.
Может и хотели обязать РСО устанавливать ИПУ за их счет, но пока не обязали. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются государственным органом субъектов РФ.

8.1. Нет, не правомерны и подлежат обжалованию.

8.2. С момента истечения срока поверки начисления ведутся не по среднему потреблению или по показаниям прибора учёта, а по нормативам потребления на человека, установленным в вашем регионе. В целях недопущения нарушения ваших прав обратитесь с жалобой в жилищную инспекцию, в ходе проведения проверки по вашей жалобе проверят законность произведенных начислений.

9.1. Обязательно должен быть отражен.

10.1. Если счетчик не поверен, он считается неисправным и начисляют по нормативам. УК, скорее всего, включит долг в платежку для добровольного исполнения, но, при Вашем отказе (не оплате), пойдут через суд и выиграют. Еще судебные издержки на Вас будут.
Желаю успехов!

11.1. За приборы учета вернее их сохранность, сохранность пломб и т.д. отвечает собственник недвижимого имущества. Для решения возникшей проблемы необходимо подробно знать какие действия вы предпринимали.

12.1. Откуда я могу знать почему вам ввели повышающий коэффициент легче всего узнать это в ЖЭУ или ук может вы что то пропустили например поверку счетчиков или что то ещё

13.1. Да, правомерно. Независимо от того в чьейсобственности находится квартира плата за воду взимается по нормативу потребления за каждого зарегистрированного с применением повышающего коэффициента 1,5 к тарифу.
Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт
Пункт 7 (1) Раздела II Приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

14.1. Дело в том, что согласно подпункту б) п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 сказано:

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением:

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;

Соответственно “газоснабженцы” вправе сами устанавливать правила перерасчёта платы за газ.

15.1. Уж явно жильцы не обязаны искать организацию, которая установит ОПДУ. Обращайтесь с жалобой в прокуратуру, поскольку управляшка не исполняет требования закона об установке ОПДУ, что влечет за собой нарушение прав граждан, а именно обязанность по внесению платы в размере, превышающем нормативный.

16.1. Вам необходимо написать заявление в УК о том, что Вы там не проживаете и так же всем остальным собственникам (в качестве документов подтверждающих послужит прописка в другом месте, квитанции об оплате). Можете установить приборы учета и онлайн передовать одни и те же показания.

17.1. Приборы учета горячего водоснабжения могут быть разные.
В частности, вам как собственнику квартиры не столь принципиально наличие общедомового счетчика, сколько плата за это удовольствие.

В настоящее время рассматривается вопрос о том, что бы обязанность по установке счетчиков возложить на управляющие компании (возможно вопрос рассмотрен – не выяснял).

Вместе с тем, есть индивидуальные счетчики которые срабатывают только при соответствии температуры воды и давления ГОСТу.

18.1. Елена! Боритесь за свои права. Потребуйте представить экономическое обоснование платы за воду. Не будете обжаловать действия, будете платить? Это тоже Ваше право. Читайте Российскую газету за 14.09.2015 статья “Квартплата по суду. Верховный суд разъяснил, в каких случаях тариф за услуги ЖКХ считается законным” по адресу: Подробнее >>>

19.1. Да, возможен. По факту отказа в рассматриваемой ситуации можете подать жалобу – в ГЖИ
Всего доброго, желаю удачи!

19.2. Нет, к сожалению, в данном случае перерасчет не возможен. Если у счетчика истек межповерочный интервал – то счетчик считается вышедшим из строя и начисление производится по нормативу потребления.

19.3. По факту отказа в данной ситуации можете подать жалобу в жилищную инспекцию. Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

20.1. Если у счетчика не истек межповерочный интервал, то начисление по нормативу не законно.
Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблем.

21.1. Вам нужно руководствоваться Постановлением Правительства №354, если у Вас действительно нет счетчика, то вполне правомерно.

21.2. Да, в случае отсутствия счетчиков имеют право начислять исходя из норматива потребления с повышающим коэффициентом. Это п.42 Правил 354.

22.1. При отсутствии приборов учета потребления коммунальных ресурсов в квартирах и частных домах их владельцы обязаны платить за пользование водой и электроэнергией по тарифам с повышенными коэффициентами. Это значит, что суммы платежей повышаются с 2017 года на 50-60%, в некоторых ситуациях и более. Повышающий коэффициент при отсутствии приборов учета 2017 год применяет в следующих случаях: Частный дом или квартира не оборудована счётчиками электроэнергии, холодной и горячей воды; Счётчики сломаны, повреждены, утрачены или срок их эксплуатации исчерпан. Для устранения перечисленных недочётов собственникам даётся три месяца, после чего начинает действовать повышающий коэффициент; Перекрытие владельцем доступа управляющей компании, товариществу собственников жилья или организации, предоставляющей ресурс, к проверке исправности оборудования и снятия показаний с приборов. Приходящие квитанции на оплату коммунальной услуги должны содержать в себе повышающие коэффициенты, которые выделяют отдельной строчкой. Таким образом, у граждан есть возможность самостоятельно проанализировать, насколько велика переплата в их личном случае и сколь выгодной была бы установка счётчика.

23.1. 1. Пока ИПУ не будут установлены, до этого момента УО вправе начислять плату за КУ исходя из нормативов потребления с повышающим коэффициентом.
См. ПП РФ № 354 от 06.05.2011 г.

2. Установка ИПУ – это обязанность собственников помещений в МКД. Обратитесь в ГКУ ЖА района СПб. Именно эта организация является представителем г. Санкт-Петербурга, который является собственником Вашей квартиры.

См. ФЗ-261 “Об энергосбережении”.

24.1. Если у Вас нет акта об отсутствии технической возможности установки индивидуальных приборов учёта – правомерно. Если же такой акт имеется, то необходимо обратиться с претензией к УК.

24.2. Да, правомерно, в соответствии с п.50 Правил 354, формула 7 (1).Повышающий коэффициент не применяется, в случае предоставления акта об отсутствии тех возможности установки прибора учета.

25.1. Да это стандартная практика управляющей компании в случае если счетчики не передаются, с этого же дня начинается расчет по нормативу. Предоставьте сведения счётчика также напишите заявление чтобы сделать перерасчет.

26.1. Да к сожалению, с 1 февраля 2017 года Постановление Правительства № 354-2011 г., внесены изменения, в соответствии с которыми, при отсутствии приборов учета в квартире, и отсутствии акта о технической невозможности их установки, при оплате применяется повышающий коэффициент.

27.1. Нет, не планируется отмена повышающего коэффициента, поэтому рекомендую вам установить индивидуальный прибор учета, если это технически возможно.
Если же технически это невозможно, то коэффициент не должен применяться.

28.1. А как жилое помещение было сдано в эксплуатацию, если в ней отсутствуют обязательные инженерные подключения? Как был получен акт ввода в эксплуатацию?

29.1. Управляющая компания применяет повышающий коэффициент в том случае, если нет технической если есть техническая возможность установить прибор учета, но прибор учета не установлен
это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации номер 354

30.1. уважаемый посетитель!
Это незаконно, подавайте жалобу в жилищную инспекцию
Удачи Вам и всего доброго, благодарим за обращение!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector