Законно ли у библиотекаря один выходной день?
Prokurors.ru

Юридический портал

Законно ли у библиотекаря один выходной день?

Вопрос: Я работаю в муниципальной бюджетной сельской библиотеке (6-дневная рабочая неделя). Руководители районной центральной библиотеки заставляют работать в новогодние праздничные дни (со 2 января). Никакой документации они не предоставляют (приказ и т.п.). Эти дни оплачивают как обычные рабочие дни, обещают предоставить отгулы. Законны ли их требования? Могу ли я отказаться работать в новогодние праздники? (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2015 г.)

Я работаю в муниципальной бюджетной сельской библиотеке (6-дневная рабочая неделя). Руководители районной центральной библиотеки заставляют работать в новогодние праздничные дни (со 2 января). Никакой документации они не предоставляют (приказ и т.п.). Эти дни оплачивают как обычные рабочие дни, обещают предоставить отгулы. Законны ли их требования? Могу ли я отказаться работать в новогодние праздники?

Требования работодателя незаконны.

В описанной ситуации работодатель вправе привлечь Вас к работе в праздничные дни только с Вашего письменного согласия, за исключением некоторых случаев (перечислены в правовом обосновании). В случае привлечения Вас к работе с Вашего согласия в праздничные дни работодатель обязан оплатить работу в данные дни не менее чем в двойном размере. Предоставление других дней отдыха за работу в праздничные дни вместо оплаты в двойном размере допускается только по Вашему желанию.

Вы вправе отказаться от работы в праздничные дни.

В соответствии с ч. 2-5 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Согласно ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

В силу ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 2 ст. 153 ТК РФ).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).

Информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ” и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Законно ли у библиотекаря один выходной день?

Как устроена работа сотрудника самой обыкновенной городской библиотеки? С какими посетителями приходится общаться ежедневно? В чем романтика профессии, казалось бы, из прошлого века? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, а также развеять устоявшиеся мифы о работе библиотекаря, корр. PRIMPRESS на один день устроилась на работу в одну из публичных библиотек Владивостока.

Еще совсем недавно я сама трудилась в научной библиотеке, где характер работы был несколько другим. В основном я занималась ведением базы данных научных трудов, консультировала читателей по различным вопросам. Сегодня же мне предстояло познакомиться с особенностями работы молодежной библиотеки «БУК», расположенной в самом центре нашего города.

И вот, я вновь оказалась среди книг. Здесь они стоят в свободном доступе, читатели могут спокойно подойти к стеллажам и выбрать литературу на свой вкус. После знакомства с сотрудниками библиотеки сразу захотелось развенчать миф о том, что библиотекари – старомодные женщины в очках и с замысловатыми прическами. Заведующая библиотекой Мария Порваткина не просто стильная и современная девушка, но и настоящий профессионал в своей области, ведь она не только выполняет административную работу, но и иногда занимается выдачей книг.

Итак, рабочий день здесь начинается в 11.00. Одна из первостепенных задач библиотекаря – приведение фонда в порядок. Необходимо расставить по местам книги, которые читатели сдали в конце предыдущего рабочего дня, навести порядок на книжных полках. Ведь читатели, когда выбирают книги, не всегда кладут их на свое место.

Вскоре я оказалась за библиотечной стойкой. Сотрудница библиотеки Наталья Николаевна познакомила меня с особенностями работы отдела обслуживания. Сейчас в библиотеках практически все автоматизировано. Все читатели занесены в единую электронную базу данных. У всех есть пластиковые читательские билеты, по которым можно посещать все библиотеки Владивостока, относящиеся к центральной библиотечной системе города. На все книги наклеены штрих-коды, библиотекарь подносит к ним сканер, и издание сразу же отображается на страничке у читателя в специальной компьютерной программе.

Но, несмотря на эти нововведения, все записи о выданных книгах дублируются в бумажном формуляре, а статистика посещаемости и книговыдачи ведется в тетрадке. Мне пояснили, что программы могут давать сбой, поэтому вся необходимая информация дублируется на бумажных носителях.

Многие считают, что все библиотекари на работе практически ничего не делают, только читают, пьют чай и выдают книжки редким читателям. На самом деле никто просто не замечает, что библиотекарю нужно еще и постоянно поддерживать порядок в книжном фонде, вести отчетность. Зачастую у библиотекарей просто не хватает времени на чтение. Мария, например, и вовсе сожалеет, что в должностных инструкциях сотрудников нет пункта, который бы обязывал хотя бы один час в день проводить за чтением. Ведь сейчас выходит огромное количество художественной и научно-популярной литературы, в которой нужно уметь ориентироваться, чтобы посоветовать читателю книгу, которая придется ему по душе.

А еще абсолютно в каждой библиотеке раз в месяц проходит мероприятие под названием «санитарный день» – работникам интеллектуального труда приходится проявлять себя в физической работе. Еще по собственному опыту работы в библиотеке я убедилась, что протирать пыль на высоченных стеллажах с тяжелыми книгами не так-то просто.

После беседы заведующая библиотекой провела для меня небольшую экскурсию по книжному фонду. В основном здесь представлена художественная литература и научно-популярные издания, или так называемый нон-фикшн. Есть и отдел детской литературы. Дело в том, что раньше в здании библиотеки «БУК» находилась первая в городе детская библиотека, которая позже была известна как библиотека-салон им. А.С. Пушкина. Отчасти поэтому некоторые жители нашего города думают, что «БУК» – детская библиотека.

Читать еще:  Законно ли работодатель отказывает в отпуске?

Мое внимание привлекла тетрадь, в которой записаны читатели, стоящие в очереди на определенные книги. Также там были записаны отказы читателям и пояснения, почему запросы не были выполнены. Изучив эти записи, библиотекарь может сделать вывод, какие издания пользуются наибольшей популярностью и что стоит приобрести для учреждения, чтобы не потерять свою аудиторию. А я нашла ответ на вопрос, есть ли будущее у библиотек в том виде, в котором они существуют: поскольку на книги есть спрос, то и библиотеки точно будут существовать.

Рабочий день в библиотеке «БУК» завершается в 19.00, однако ее двери не закрываются для посетителей. Почти каждый вечер здесь проходят лекции на самые разные темы. Проект-менеджер библиотеки Алиса Плюхина рассказала, что, например, в преддверии 9 Мая в «БУКе» проходило много мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. В день моего посещения библиотеки детям рассказывали о животных, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Также здесь проводят открытые лекции некоторые преподаватели ДВФУ, проходят языковые курсы для детей и взрослых. Одной из основных сложностей для сотрудников стало то, что лекторов очень много, поэтому приходится тщательно выбирать спикеров, которые будут интересны для целевой аудитории библиотеки.

Несмотря на то что сегодня большинство книг можно найти в Интернете, немало посетителей продолжают ходить в библиотеки. За тот короткий промежуток времени, который я провела в библиотеке, ее посетили около десяти человек. Причем это были люди абсолютно разных возрастов.

Мария Порваткина делит посетителей библиотеки на две категории. Представители первой приходят непосредственно за книгами. Но есть и те, кто посещает какие-то определенные мероприятия либо приходит поработать за компьютером в спокойной обстановке. Но бывают и необычные посетители. Библиотека находится в историческом центре города, иногда сюда заходят маргинальные личности. Поэтому в учреждении есть даже тревожная кнопка на случай чрезвычайных ситуаций.

В завершение своего «рабочего дня» я сама решила стать читателем библиотеки «БУК» и оформила читательский билет.

Правда о библиотеках. Если коротко — там ад

Издавна считалось, что работа библиотекаря — не бей лежачего. Знай себе, раздавай-получай книжки, сидя в тихом закутке, да гоняй чаи с коллегами. Наверное так и было. Раньше. Теперь же новая метла замела с такой скоростью, что лучшие московские сотрудники, годами работавшие на своём месте, вынуждены сменить сферу деятельности. Правда ли, что в библиотеках всегда бездельничали? И почему сегодня там невыносимо?

Вот что мне удалось выяснить. Но, для начала небольшой экскурс.

За долгие века существования у библиотек не было вопроса «зачем они?». Они хранили документы, в которых содержалось знание, накопленное человечеством и давали возможность пользоваться этими документами, чтобы знания жили и развивались. Из этого следует, что главный смысл в работе библиотек – это помощь образованию. Только в этом контексте библиотеки остаются таковыми и имеют значение.

Более ста лет назад, когда книги стали доступными и выпускались тиражами более 100 экземпляров, возникла идея создания народных бесплатных читален. Они мыслились как места, где обученные грамоте крестьяне и мещане могли бы углубить свои знания, расширить кругозор, т.е. носили ту же образовательную функцию. Удивительно, но после революции большевики не только не забыли о таких читальнях, но и придали им новый статус – массовая библиотека!

Вообще, идея систематизировать библиотечную работу возникла в СССР благодаря жене Ильича – Надежде Крупской: они стали массовыми, отраслевыми, учебными и т.д. И, что важно! Разные виды библиотек отвечали интересам различных направлений. Но, в конечном итоге, будь то библиотека при КБ им. Туполева, учебная библиотека при МГУ или массовая библиотека в деревне Верхние Колдыри – все они существовали для развития образования, науки и промышленности! Позже широким движением были уничтожены отраслевые библиотеки, при НИИ, обслуживавшие космическую, военную отрасли и промышленность. Потом взялись за научные. И поверьте, далеко не всё из них шло в макулатуру. Многое теперь можно найти за рубежами России, где эти документы используются по назначению.

При этом, до массовых библиотек дело не доходило долго. Ну а кому они нужны со своими плюс-минус подобными фондами и убитыми помещениями? Но, нашлись умники, которые написали «дорожную карту» и для этой области культуры. И начались показательные выступления из всех громкоговорителей, мол, вот как мы классно модернизируем библиотеки. Используя федеральные законы (в частности ФЗ № 223 от 18 июня 2011 г. «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц») эти деятели вывели и без того скудные бюджетные средства из использования их по прямому назначению, превратив из денег в услугу, причем, плохого качества.

Были у бюджетной организации ставки технического персонала (уборщицы, разнорабочие), она могла их нанять и обеспечивать чистоту, мелкий технический ремонт и работу, связанную с физическими нагрузками. Теперь же эти средства разом передаются организации, занимающейся уборкой помещений и выигравшей торги (что-то типа аукциона только наоборот: кто меньше попросит за свои услуги, тот и победил). В договоре у них все красиво написано, а на деле за те деньги, которые они просят нельзя обеспечить и половину работы.

В результате, библиотеки (а также — школы, сады, поликлиники, больницы!) убирают сотрудники после работы. Каждый начальник сам решает как ему обеспечить уборку помещения: стращать сотрудников увольнением или лишением премии, менять каждые 2 месяца уборщицу от клининговой компании, которых обманывают и не платят деньги за уборку, убираться самим или платить из своего кармана. Мы уже не говорим о людях, которые не от хорошей жизни берутся мыть по 2-3 помещения от 200 до 700 кв.м. каждое ежедневно за 4000р. в месяц и через 2 месяца уходят, не получив ни копейки за свою работу!

А пресловутый ФЗ № 271 от 03.06. 2016 года, внесший поправки в ТК и другие законы, касающиеся оплаты труда и установивший, в частности, за руководителями бюджетных организаций право на определение размеров заработной платы сотрудникам администраций из сэкономленных средств, на деле вылился в массовые сокращения библиотекарей, учителей, врачей и младшего персонала. Всё это назвали оптимизацией. Не надо мол, нам такого количества «бездельников, прожирающих бюджетные средства», надо кинуть кость в виде небольшой прибавки к зарплате согласным, послушным и исполнительным (что не всегда означает профессиональным) и заставить их работать за троих, положив с прибором на должностные инструкции и нормы рабочего времени. В результате зарплаты руководителей стали мегавысокими, а зарплата персонала повысилась, как и хотел президент со своими майскими указами. Но чуть-чуть.

Но этого мудрецам, создавшим «дорожную карту», показалось недостаточным. Один вопрос оптимизировать и экономить, а другой – дополнительно зарабатывать, используя государственные помещения и технические средства для платной деятельности. На бумаге такая деятельность призвана частично перевести бюджетные учреждения на самофинансирование, а на деле большинство библиотек не поимели даже лампочек, купленных на ими же заработанные средства.

Фактически, многие библиотекари ведут успешную коммерческую деятельность в рамках бюджетной организации и не имеют даже материального стимула для этой дополнительной работы. Как в известной шутке: «Скажите, а что мне за это будет? Не бойтесь, вам за это ничего не будет!» Впрочем, любая другая инициатива, умение или дополнительная нагрузка вознаграждается по этому же принципу. А поскольку опытные сотрудники и заведующие, начавшие эту самую платную деятельность 5 лет назад, быстро поняли, что их банально используют и поумерили пыл, их начали убирать. Но не увольнять, поскольку это незаконно! А создавать невыносимые условия работы, когда человек, как загнанная лошадь сам подаёт заявление об увольнении. Или устраивать внеочередные, дополнительные аттестации с нелепыми требования к профессионализму, типа: «чем отличается библиографическое описание от библиографической записи?» (тема курса каталогизации, которую проходят на 2 курсе университета).

Еще нелепее выглядят эти аттестации, если принять во внимание, что аттестующие не имеют библиотечного образования, сами только что вычитали это в справочнике и, по сути, вообще незнакомы с библиотечной работой. НО! Ещё 2-3 года назад всем соискателям места в библиотеке объясняли, что они должны иметь исключительно библиотечное или педагогическое образование или пойти учиться за свои деньги этой профессии. Отчего же тогда, руководители и их заместители, до того работавшие в районных управах, краевых органах власти, десятым помощником пятого руководителя в Департаменте культуры или вовсе трудившимся в каком-нибудь молодёжном комитете, могут руководить отраслью, в которой они не разбираются?

Осознав, что с бывалыми профессионалами им не сладить, они начали тотальные проверки всего: целевого использования помещений, пожарной безопасности, ведения документации, культурно-массовой деятельности, посещаемости, книговыдачи, состояния книжных фондов на предмет недостачи или переизбытка. Нужно было за что-то зацепиться, чтобы признать заведующую профнепрегодной и предложить ей уйти на должность библиотекаря под руководством нового заведующего лет 25-30 младше без профильного образования, без опыта руководящей работы и должного уровня культуры.

Читать еще:  Законно ли возбуждение уголовного дела после полугодия?

Новые заведующие не умеют ничего, за них работают опытные сотрудники и бывшая заведующая (если она осталась и согласилась работать за нового заведующего), они приказывают и распоряжаются, придерживаясь генеральной линии руководства. Чтобы доказать их эффективность, администрация кидает им деньги на косметический ремонт, который проводится силами сотрудников в рабочее время без отрыва от основной деятельности, новые дешевые стеллажи и красочную плёнку для дверей. А потом, в районные СМИ поступит информация, что после обновления, открыла свои двери суперсовременная библиотека. И опа – цель достигнута: и без того скудное бюджетное финансирование урезано до минимума, руководители получают огромные зарплаты, народу создана за гроши иллюзия обновления. Но это о земном.

Однако, есть еще более прискорбный аспект этого «обновления». Создатели «дорожной карты» не могли не понимать, что сокращение книжных фондов и сведение массового чтения до уровня проведения досуга, упразднение бесплатных культурных мероприятий, прекращение сотрудничества массовых библиотек со школами, детскими садами и клубами, фактически отменяет вековую цель библиотечной работы – образование!

Да и правда, кому оно нужно? Библиотеки теперь будут именоваться громким именем «досуговые учреждения». В них, по мнению создателей «дорожной карты», будут выступать ансамбли песен и плясок, проводиться показы мод, мастер-классы по мейкапу, групповые психологические тренинги, будут кататься роллеры, заседать анонимные алкоголики и пенсионеры-садоводы. И если они уж так захотят, смогут взять первую попавшуюся красивую книгу с полки, чтобы провести время дома.

Да и библиотечные профессиональные навыки теперь уже станут не так важны, ведь книги предполагается ставить не в порядке ББК или УДК, а по темам в произвольном порядке, карточные каталоги будут отменены вовсе, а электронный каталог не сможет помочь найти нужную книгу, а только даст сведения о том у кого она на руках и до какого дня, и есть ли она в библиотеке вообще. Теперь списки литературы на лето от школ – это проблема родителей. Ведь раньше библиотекари подбирали для детей по 5-6 книг за одно посещение для летнего чтения, но после отмены ББК сделать это не удастся. А с учетом того, что из 8 библиотекарей осталось 2-3 и они будут производить регистрацию читателей, осуществлять электронную книговыдачу, ведение статистической информации, запись новых читателей, прием и оформление новых книг, текущую работу с фондом, осуществлять отчетно-плановую деятельность, платные услуги и многое другое, то возле библиотечных полок читатель останется наедине со своими нуждами и потребностями. Вашему ребёнку надо почитать «Белый клык» Дж. Лондона или рассказ Платонова? Ищите, да обрящете!

За последние годы количество читателей в библиотеках увеличилось почти вдвое. Это связано с падением уровня жизни, дороговизной книг и повсеместными платными услугами. Библиотеки оставались последним пристанищем для мам с детьми, где они могли получить грамотную консультацию по книжному репертуару, посетить бесплатный спектакль хорошего детского театра, послушать лекцию, поучаствовать в беседе, посетить мастер-класс, посмотреть мультики, поиграть в игровой комнате. И все это бесплатно! Все это делали красивые, образованные, культурные женщины, а не слепые старушки или сумасшедшие старые девы, как убеждают нас создатели «дорожной карты», призывающие в библиотеки молодежь. Делали без финансирования, из подручных средств, часто за свои деньги.

Теперь Департамент культуры рапортует о росте количества читателей в библиотеках, которые пришли туда якобы после обновления. А тем временем существует понятие «государственный заказ». Именно он определяет бюджетное финансирование. Оно включает качественное библиотечное обслуживание и бесплатную культурно-массовую деятельность! Существует закон о библиотечной деятельности, который определяет библиотеки как культурные и образовательные учреждения. Как это вяжется со всем вышеизложенным? А очень просто. Пока мы молчим и принимаем все эти нововведения, нарушающие наши права, мы даём возможность де-факто признать на законном уровне наличие пресловутой новой реальности!

Законно ли у библиотекаря один выходной день?

Наши услуги

Библиотека

Новые публикации

Счётчик посещений



Сегодня: 182
Вчера: 236
В этом месяце: 4065
В предыдущем месяце: 7475
Всего посещений: 1164067

Каждый работник согласно ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса имеет право на отдых, который обеспечивается, в частности, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней. При пятидневной рабочей неделе положено два выходных дня, при шестидневной — один (ч . 1 ст. 111 ТК РФ). Нерабочих праздничных дней — двенадцать, они перечислены в ч. 1 ст. 112 Трудового кодекса. Однако иногда жизнь вносит свои коррективы, и многим из нас приходится выходить на службу именно в те дни, когда вся страна отдыхает.

Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни согласно ч. 1 ст. 113 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) запрещается. Вызвать сотрудника на работу в такой день можно только с его письменного согласия, однако в следующих случаях письменного согласия не требуется:

— для предотвращения (устранения последствий) производственной аварии, катастрофы, стихийного бедствия;

— предотвращения несчастных случаев, уничтожения и порчи имущества;

— выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного положения, а также в других случаях, ставящих под угрозу жизнь (условия жизни) населения.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства случаются редко и во всех остальных случаях работодатель может привлечь вас к работе в выходные и праздничные дни только с письменного согласия:

— выполнение работы, которую невозможно приостановить по производственно-техническим условиям (непрерывно действующее производство);

— работы, связанные с необходимостью обслуживания населения;

— неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

— заранее не предвиденные работы, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. (ст . 113 ТК РФ).

Работодатель, в свою очередь, должен издать письменный приказ о привлечении работника к работе в выходной и нерабочий праздничный день и те, в отношении кого издают приказ, должны быть ознакомлены с ним под роспись.

Многие работодатели привлекают сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без получения письменного согласия работника и без издания приказа, мотивируя это ненормированным рабочим днем, указанном в трудовом договоре. Следует отметить, что согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

На работников, которые работают в режиме ненормируемого рабочего дня, распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни.

Это означает, что привлечение их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться на тех же основаниях что и работников с установленным рабочим днем.

Абсолютный запрет на работу в выходные и нерабочие праздничные дни распространяется на следующие категории работников:

– беременных женщин (ст . 259 ТК РФ);

— работников в возрасте до 18 лет (кроме творческих работников и профессиональных спортсменов) (ст . 268 и ч. 5 ст. 348.1 ТК РФ).

Отказаться от работы в выходные и нерабочие праздничные дни имеют право (ч . 7 ст. 113, ч. 2 и 3 ст. 259 ТК РФ):

— матери, имеющие детей в возрасте до трех лет;

— матери и отцы, в одиночку воспитывающие детей в возрасте до пяти лет;

— работники, имеющие детей-инвалидов;

— работники, ухаживающие за больными членами семьи в соответствии с медицинским заключением.

Данные сотрудники могут работать в выходные только при условии, что это не противопоказано им по состоянию здоровья. Работодатель обязан письменно уведомить их о праве отказаться от работы в дни отдыха (ч . 7 ст. 113, ч. 2 и 3 ст. 259 ТК РФ).

Остальных сотрудников привлекать к работе в выходные и праздники можно без ограничений, но только с их письменного согласия. Если в организации есть профсоюз, необходимо будет получить и его согласие (ч . 5 ст. 113 ТК РФ).

Для творческих работников (работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и других творческих работников), а также профессиональных спортсменов Трудовой кодекс предусматривает допустимость привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч . 4 ст. 113 ТК РФ).

Читать еще:  Законно ли требование Тинькофф банка, если есть решение суда?

Естественно, работа в выходные дни требует соответствующего вознаграждения: по правилу, установленному статьей 153 Трудового кодекса РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты могут устанавливаться коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом организации.

По желанию работника, работавшего в выходной или праздник, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Работники, заключившие срочный трудовой договор не могут рассчитывать на отгул — за работу в праздник им положена только дополнительная оплата (не менее чем в двойном размере).

Причем, даже если в выходной или праздник работник выйдет на работу всего на пару часов, то в случае, если он захочет взять отгул в другой день, ему должен быть предоставлен именно выходной день, а не пара часов.

Трудовой договор, отпуск, совмещение
и многое другое

В школе идет утверждение нового коллективного договора. Всех сотрудников обязывают подписать индивидуальные трудовые договоры. Они составлены двух типов: для педагогических работников и технического персонала. Меня заставляют подписать договор по второму типу. Что делать?

Предлагаю не видеть в этом явной дискриминации Вашей должности. Разделение договоров по типам вызвано тем, что педагогические работники, согласно правительственным постановлениям и распоряжениям имеют иные условия труда и соответственно узаконенные на государственном уровне льготы. Кроме того, в индивидуальных договорах педагогов могут быть оговорены персональные компенсации и льготы, режим труда и отдыха, условия оплаты труда каждого конкретного педагога. Вы вправе взять за основу предлагаемый Вам договор, но существенно его дополнить.

Необходимо только предварительно оговорить с директором все наиболее «горячие точки» вашей работы и договора как то: доплату за работу с учебниками (если она занимает достаточно большое количество времени в Вашей работе), за большой объем выполняемой работы, за работы не входящие в круг основных обязанностей, количество дней дополнительного оплачиваемого отпуска, количество часов по совмещению и др. Директор вправе согласиться или не согласиться с Вашими пожеланиями. При положительном решении – вносите согласованное в Ваш индивидуальный трудовой договор.

Какой все-таки у школьного библиотекаря может быть отпуск?

В проект «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» был внесен пункт об отпуске заведующему библиотекой, как руководителю структурного подразделения продолжительностью 56 дней. Эта попытка централизованного решения вопроса не удалась.

В рекомендуемом Министерством документе это звучит так: « Работники библиотек имеют право… иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами». В предыдущем примерном положении (1998) имелось ограничение дополнительного оплачиваемого отпуска «до 12 рабочих дней». По новому трудовому кодексу таких ограничений нет.

Следовательно, школьный библиотекарь может иметь дополнительный оплачиваемый отпуск, если в коллективном договоре будет отчетливо прописано за что этот отпуск ему предоставляется, сколько дней и из каких средств он будет оплачиваться.

Кто и как должен проводить аттестацию школьных библиотекарей: учреждения культуры или аттестационные комиссии образования?

Вопрос остается без ответа. На федеральном уровне он не разработан. В решении Коллегии имеется лишь вскользь упоминание об аттестации, без намеков на какой-либо механизм ее реализации. Как и раньше, библиотекарям приходится надеяться на расторопность и заинтересованное отношение методистов (специалистов) по учебным фондам, их организаторские решения этого вопроса.

Правомерно ли ведение в школьной библиотеке трех книг суммарного учета для учебников и трех для литературы, а также трех инвентарных книг по источникам поступления: бюджет, внебюджет (школьный), целевой фонд (родительский) как этого требует главный бухгалтер ГОРУО?

Совершенно неправомерно, поскольку приказ Министерства образования Российской Федерации «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24.08.2000 № 2488 предписывает руководствоваться «Инструкцией об учете библиотечного фонда» и утвержденными методическими рекомендациями по применению инструкции. Конечно, ведение такого изобилия книг для удобства бухгалтерских работников в инструкции не предусмотрено.

Должна ли библиотека школы платить налоги с дохода от платных услуг? Какие документы Министерства образования это подтверждают?

Школьная библиотека является структурным подразделением школы и ее коммерческая деятельность, как и всей школы, в последнее время регламентируется специальным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (объявлено приказом Минобразования России от 31.07 2001 № 2846). Следовательно, «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» являются обязательными для исполнения. Естественно, что в документе ничего не сказано о платных услугах школьной библиотеки.

Налогообложение осуществляется в соответствии с законодательством, которое постоянно меняется. Одно время доходы образовательного учреждения не считались доходами от предпринимательской деятельности и налогами не облагались. Затем ситуация изменилась. Что будет после налоговой реформы сказать трудно. В любом случае, доходы, полученные библиотекой, вливаются в доходы всей школы по следующей схеме: образующиеся денежные средства регистрируются в специальном журнале учета и один раз в две недели передаются по ведомости (приходному ордеру) в кассу бухгалтерии. Бухгалтерия ведет учет средств, переданных библиотекой.

Совмещаю работу заведующей библиотекой (13-й разряд) и 0,5 ставки библиотекаря. По стажу и образованию, как мне кажется, я должна получать по 11 разряду, однако, бухгалтер начисляет по 8-му разряду, мотивируя тем, что библиотекарь не имеет права получать выше 8-го разряда, т.к. в школах нет должности ведущий библиотекарь.

В целях экономии средств бухгалтеры трактуют очевидные понятия в удобном для них ракурсе.

В тарифно-квалификационных характеристиках отчетливо показано, что специальность «библиотекарь» имеет градации: ведущий библиотекарь, библиотекарь 1 категории и т.д. и тарифицируется 6-11-м разрядами. Ведь должность «библиотекарь» как таковая присутствует в типовом штатном расписании, и должна оплачиваться исходя из образования и стажа в вилке 6-11-го разрядов. Вы совершенно правы в своем требовании, но зачастую, корпоративные решения бухгалтерских работников бывает трудно оспорить.

Правомерно ли решение районного органа управления образованием установить 0,5 ставки библиотекаря при количестве 13 классов-комплектов?

Утвержденные в 1987 г. типовые штаты для общеобразовательных учреждений по-прежнему применяются органами управления. В них предусмотрена 1 ставка, но уже заведующего библиотекой при наличии 14 классов-комплектов.

Имеет ли право директор школы отобрать у заведующего библиотекой ставку библиотекаря и передать ее педагогу, а выполнение всей работы в библиотеке ставить в прежнем виде?

Согласно закону «Об образовании» ст. 32 директор имеет право перераспределять имеющиеся ставки, исходя из интересов общеобразовательного учреждения. Однако, представитель Министерства, отвечая на подобный вопрос на Московском педагогическом марафоне резонно напомнила, что количество ставок определяется в нормативных документах исходя из реальной нагрузки. «Государство, – сказала тогда И.И.Тараданова, – ничего не дает зря. Положено полторы ставки, значит и обязанностей – на полторы ставки, не меньше». Так что вы имеете право при заключении трудового договора оговаривать круг своих обязанностей и нагрузку. При подобном разговоре вам пригодятся «Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».

Сколько часов педагогической деятельности может вести библиотекарь в рабочее время?

В новом «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» предусмотрено добровольное совмещение педагогической и библиотечно-информационной работы.

Конкретное число часов там не обозначено. Решение вопроса, как всегда, за директором школы, однако рекомендуемые старые нормативы – не более 18 часов.

Школа перешла из городского подчинения в подчинение района. Правомерно ли изменение ставки библиотекаря с 11-го разряда на 7-й?

Если библиотекарь не поменялся, совершенно неправомерно. Разряд библиотекарям присваивается по тарифно-квалификационным характеристикам, исходя из имеющегося у работника образования и стажа библиотечной работы. Переподчинение школы здесь абсолютно ни при чем.

Кто и каким решением уполномочен поменять статус школьной библиотеки на статус медиатеки? Обязательно ли при этом меняется штатное расписание? Кто решает вопрос о количестве штатных единиц?

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 ФЗ «Об образовании», установление структуры управления деятельностью, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к исключительной компетенции образовательного учреждения.

Однако на практике указанное решение директор школы никогда не примет без согласования с учредителем, а с июля 2003 г. – с органом управления образованием субъекта РФ, так как финансирование заработной платы отнесено теперь на уровень региональных бюджетов.

Безусловно, указанное изменение статуса или даже простое переименование библиотеки в медиатеку повлекут утверждение нового штатного расписания с новыми названиями должностей работников теперь уже медиатеки.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ место работы (с указанием структурного подразделения), наименование должности, специальности, профессии являются существенными условиями трудового договора, об изменении которых работодатель обязан предупредить работника не позднее чем за два месяца до их введения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector